Первобытная культура

Автор работы: k**********@list.ru, 27 Ноября 2011 в 17:09, контрольная работа

Краткое описание

Основные теории происхождения человека.

Выделяют три основные теории происхождения человека:
Эволюционная теория (научная теория);
Теория творения (религиозная концепция);
Теория внешнего вмешательства (паранаучная теория).

Содержимое работы - 1 файл

контрольная.docx

— 51.34 Кб (Скачать файл)

         Другое, еще более значимое для  дальнейшей жизни и деятельности  людей табу было связано с  регуляцией отношений между полами. В первобытном обществе количество  людей в роду во многом зависело  от условий существования. При  благоприятных условиях наличие  беременных женщин и младенцев  не обременяло общину. Но в  периоды ухудшения условий жизни  (природные катаклизмы, необходимость  миграции и др.) их большое количество  только затрудняло жизнь всего  сообщества. Считается, что при  ухудшении условий жизни появляется  необходимость ограничить свои  потребности и, естественно, в  первую очередь — пищевые и  половые инстинкты, считает Ю. И. Семенов. Регулирование брачных отношений осуществлялось путем ограничения числа брачных пар, прежде всего запрещения брачных отношений между прямыми родственниками. Эдуард Тайлор (1832—1917) рассматривал связь этого табу с тотемизмом, считая, что тотемизм наложил табу не только на убийство тотема, но и на брачные отношения с ним. Есть точка зрения, согласно которой инициаторами упорядочивания межполовых отношений стали женщины. Так или иначе, но изменение межличностных отношений привело к появлению новых ценностей, легших в основание единобрачия, моногамии (греч. monos “один, единственный” + gamos “брак”). В условиях родовой общины люди впервые пытаются осознать свою родословную. Это чисто человеческое стремление. Правда, попытки выяснения своего происхождения основывались чаще всего на тотемизме (на яз. оджибве, племени американских индейцев,— ототем “его род”, а у одного из племен австралийских аборигенов — “это наше мясо”) — одной из форм первобытных верований, представлением о некой таинственной связи человеческих групп (родов) с теми или иными видами животных или растений как со своими родоначальниками. Табу распространялось и на тотема — своего “родственника” (отца или старшего брата), которого не убивали, не ели его мяса, кроме особых случаев: крайнего голода или торжественного обряда “размножения” тотема. Табу стало основой появления различных обрядов, связанных с соблюдением запретов и с периодами снятия их — праздниками.

       Как было замечено, возникновение табу — одно из условий появления морали.

        3. Возникновение  захоронений. Многие исследователи полагают, что возникновение культуры связано также и с захоронениями, а погребальные обряды впоследствии органично вошли во многие современные религии. От древнейшей эпохи (эолит и нижний палеолит) следов захоронений не сохранилось. Погребения появляются с возникновением представлений о загробной жизни.

         В работах археологов отмечается, что первые захоронения были  ориентированы по сторонам света,  в направлении восток — запад.  Значит, люди связывали свои наблюдения  над природой со своим существованием, рождением и смертью. Большинство  обнаруженных захоронений находилось  в помещении жилой пещеры, хотя  и располагалось ближе к ее  краям.

         Умершие не исключались полностью  из человеческого сообщества, их  связь с живыми продолжала  ощущаться как реальная. Об этом  же говорят и предметы, которыми  окружали захоронение: считалось,  что и после смерти человеку  нужно все то, что необходимо  живым. У некоторых народов  сложилось представление о том,  что умерший предок осуществляет  связь живущих с таинственными  силами мира. Все эти факты  объясняют появление разного  рода культов, прежде всего  культа предков.

       4. Игра. Ф. Шиллер полагал, что игра была причиной возникновения искусства. Об игре как важнейшем факторе человеческой культуры и высшем проявлении человеческой сущности говорил нидерландский историк и философ Иохан Хёйзинга (1872-1945) в книге “Homo ludens”. Игра, действительно, очень важна в понимании культуры. Именно в игре человек моделирует свои действия, независимо от того, является игра частью магического действия или нет. Всевозможные ритуальные игрища, связанные с какой-либо формой деятельности (охотой, земледелием, скотоводством), воспроизводят весь процесс, который должен оканчиваться желаемым результатом. До сих пор у народов, находящихся в состоянии, близком к первобытному, считается, что точное воспроизведение всех элементов трудового процесса ведет к успеху еще до начала деятельности. У некоторых из них малейшая ошибка в игровом процессе сурово наказывается, иногда лишением жизни виновника. Игровое начало служило выработке определенных форм поведения, ритуалов, связанных с миросозерцанием человека на ранних стадиях его развития, обычаев и традиций, поддерживаемых в обществе до нашего времени, и лежит в основе некоторых видов искусств, в особенности театра и танца. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Специфика архаического познания.

       В первобытный период культуры высока степень зависимости людей от природы, поэтому первым этапом в развитии архаического мышления становится анимизм (лат. anima “душа”) - одушевление природы. Не выделяя себя из природы, человек отождествляет себя с ней, распространяет свой духовный мир, свои состояния и настроения на природу: в его понимании следующий день, желанная погода или долгожданное время года могут “забыть” наступить, окружающий мир может “показать” собственное отношение к человеку и т.д. Если, действуя необходимым образом, человек не получает ожидаемого результата, значит, некие силы противостоят ему.

       Древние считали одушевленными все существа, явления природы, различные материальные объекты. Это отношение расширилось  до верования в духов, населяющих весь мир. Духи местности, духи сил природы, духи вещей, добрые и злые- все требуют особых ритуалов, целью которых становится достижение желаемых результатов деятельности.

       В. К. Арсеньев (1872-1930), исследователь Дальнего Востока, этнограф и писатель, пишет о своем проводнике Дерсу Узала: “По его представлению, душу - тень (ханя) - имеют не только люди, животные, птицы, рыбы, насекомые, но и растения, и камни и вообще все неодушевленные предметы”. На основании такого отношения вырабатываются целые комплексы ритуалов и других специальных действий, которые кажутся необходимыми.

       Тайлор  отмечал: “Анимист признает, что духовные существа управляют явлениями материального мира и жизнью человека или влияют на них здесь и за гробом. Так как, далее, анимисты думают, что духи сообщаются с людьми и что поступки последних доставляют им радость или неудовольствие, то рано или поздно вера в их существование должна привести естественно и, можно даже сказать, неизбежно к действительному почитанию их или желанию их умилостивить.

       Таким образом, анимизм включает в себя верования в управляющие божества и подчиненных им духов, в душу и в будущую жизнь, верования, которые переходят в жизни в действительное поклонение”.

       Одно  из частных проявлений анимизма - фетишизм (фр. fetiche “амулет, идол, талисман”), вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.

       Фетишем может стать любой предмет, но из множества предметов выбираются такие, которые с точки зрения древнего человека выступают как  вместилище души, охраняя его или  помогая ему в различных видах  деятельности (камни, куски дерева и  пр.). От фетиша до идола (греч. eidolon “образ, подобие, изображение”) всего лишь один шаг: нужно только придать предмету какую-либо внешность.

       Следующим шагом в развитии архаического сознания становится антропопатизм (греч. anthropos “человек” + pater “отец”) - представление о своем родстве с природой. Это отношение с миром и лежит в основе тотемизма.

       Постепенно  архаическое сознание логически  приходит к очеловечиванию природы - антропоморфизму (греч. anthropos “человек” + morphe “форма”).Так, Арсеньев вспоминал: “Его самый главный люди, - ответил мне Дерсу, указывая на солнце.  Его пропади - кругом все пропади... Земля тоже люди. Голова его там,- он указал на северо-восток,-- а ноги туда, --он указал на юго-запад. Огонь и вода тоже два сильные люди”.

       Важной  стадией развития архаического сознания становится персонификация (лат. persona “лицо” + facio “делаю”) сил природы, которые теперь выступают как боги с определенными функциями и особым происхождением, многие из них имеют человекоподобный облик. Так складывается языческий политеизм (многобожие), который существовал на всех континентах и у всех народов мира. Пройдет много веков, пока сознание не обратится к единому богу - творцу, защитнику, судье с карающей десницей. Для первобытной культуры характерно, что в ней трудно отделить религиозное сознание от повседневной деятельности людей. Проблемы выживания и продолжения своего рода решались доступными людям средствами. Таким образом, первобытный человек сам создавал собственную систему ценностей, которая в свою очередь формировала и закрепляла особенности его сознания.

       Современному  мыслящему человеку несвойственно  “связывать многие явления действительности, например мелкие случайные проступки  индивидов, с событиями вселенского, космического характера, переносить свойства одного явления на другие, отождествлять  образ явления с самим явлением и соответственно представлять, что  одни явления могут перевоплощаться  в другие, верить в возможность  материального воздействия на явление  через мысленные и физические манипуляции с его образом”.

         Архаическое же сознание, в основном  образное и эмоциональное, выступает  как целостное, представляющее  себе мир нерасчлененным; в нем  любое действие может привести  к непредсказуемым последствиям. На взгляд первобытного человека, мир выглядит как система взаимосвязанных  и взаимообусловленных явлений,  поэтому, чтобы не нарушить  шаткое равновесие мира каким-либо  непривычным или непринятым действием,  он связывает себя ритуалами  и правилами, которые, по его  представлениям, должны обеспечить  ему блага жизни.

       В архаическом сознании не разделяются  внешние и внутренние стороны  предметов и отношений мира, представление  о внутреннем складывается на основе внешнего, существенные признаки не отличаются от несущественных, а часть - от целого, отождествляются также предмет и его имя.

       Так постепенно развивается магия (греч. mageia) - система определенных манипуляций и слов, с помощью которой люди надеются заставить природу, людей, духов и богов произвести желательные для них действия.

       Первобытный колдун, маг совершает мало понятный для непосвященных ритуал с любой  частью предмета или его изображением, ожидая желаемого результата от целого. Например, шаман одного из племен, желая излечить больного, выкрикивает имя страдальца в котел с кипящим целебным снадобьем и плотно закрывает его крышкой.

       Считается, что имя, слившись с отваром, исцелится  и принесет выздоровление носящему это имя. Таков же принцип и  иных магических действий. В их основе лежит представление о том, что  все связи, которые возникают  в мыслях, обязательно осуществляются и в действительности, следовательно, на мир можно воздействовать силой  мысли.

       Некоторые народы считают, что если соединить  две вещи веревкой или шнурком, то “это установит связь между ними или послужит для передачи влияния” от одного предмета к другому. В Древней  Греции жители города Эфеса, чтобы отбить вражеское нападение, протянули  веревку длиной 1400 метров от города к храму богини Артемиды, надеясь, что веревка в прямом смысле слова свяжет город с богиней - своей защитницей. У зулусов человек, чтобы смягчить сердце того, с кем он должен совершить сделку, жует кусок дерева. В средневековой Германии юноша, надеясь избежать рекрутского набора, носил в кармане детскую девичью шапочку, полагая, что высшие силы примут его за маленькую девочку и помогут таким образом отодвинуть свой призывной возраст. Магия существовала и в более поздние времена, и сейчас не исчезла окончательно.

       Таким образом, сознанию древнего человека во всех его проявлениях был свойствен  синкретизм (греч. sinkretismos “соединение, объединение”), нерасчлененность.

       В синкретических оценках явлений (вещей) смешивались различные критерии. Можно выделить четыре таких критерия:

  1. утилитарный (полезное или вредное);
  2. религиозный (священное или нет);
  3. нравственный (доброе или злое);
  4. эстетический (прекрасное или безобразное).

         Оценка явления со знаком плюс  или минус по любому основанию  влекла за собой такую же положительную или отрицательную оценку его во всех других отношениях. Можно предположить, что определяющим был утилитарный критерий. Грубо говоря, полезная вещь считалась красивой, хорошей, созданной добрым духом, и наоборот.

       Ученые  этнографы утверждают, что человек  мог принять или отвергнуть ту или иную вещь на основании представления  об ее нравственной, религиозной или  эстетической ценности.

Информация о работе Первобытная культура