Одежда и быт ительменов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 20:39, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы – рассмотреть материальную культуру коренных народов Камчатки на примере Ительменов.
Задачи:
Ознакомиться с материальной культурой ительменов по средствам изучения их одежды и обуви;
Ознакомиться с материальной культурой ительменов по средствам изучения их жилищ;
Ознакомиться с материальной культурой ительменов по средствам изучения их средств передвижения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Одежда и обувь ительменов……………………………………………..4
Жилища ительменов……………………………………………………...8
Средства передвижения ительменов…………………………………...15

Заключение……………………………………………………………………...20
Список использованной литературы………………………………………..21

Содержимое работы - 1 файл

Реферат по региональной культурологии.docx

— 43.61 Кб (Скачать файл)

Свайные постройки строились  на местах промыслов, где под ними вяли рыбу или разделывали ее в  сырую погоду. В них же хранили  заготовленные впрок юколу, икру и другие продукты. С переходом ительменов в срубные избы балаганы перестали служить летними жилищами, а использовались в основном как хозяйственные постройки, хотя единичные случаи применения их для ночлега наблюдались еще в XX в.

Временные промысловые жилища. Специфика занятий ительменов в прошлом предполагала сезонный отрыв части населения от постоянных мест жительства. Рыбаки, охотники, сборщики дикоросов значительную часть времени проводили на местах промыслов, где сооружали временные жилища. Наиболее простыми из них были шалаши. Для этого вырубали четыре палки длиной 1.5— 2 м с развилками на конце. Из них делали стойки и укрепляли на расстоянии около двух метров друг от друга. На развилки клали жердь, к которой наклонно приставляли срубленные ветви деревьев. Если погода была хорошая, на этом сооружение шалаша заканчивалось. В случае дождя поверх ветвей или приставленных палок настилали траву. Для прикрытия задней части шалаша также использовали ветви деревьев, поставленные комлями вверх.

Иногда на временных стоянках при сильном ветре устраивали заслон - каркас из палок с наброшенной  на него палаткой. На местах промыслов  бытовали и более капитальные  постройки для жилья.

Временная постройка другой конструкции была встречена им у  ительменов с. Коврана. Она представляла собой двускатный шалаш, со всех сторон покрытый травой. Входом в него служила узкая невысокая дверь, сколоченная из двух досок. Она держалась на деревянных петлях. На середине постройки имелось отверстие, служащее для выхода дыма. Очаг располагался в центре, над ним при помощи кольев укреплялась палка (поперечина), на которую подвешивали крючки для чайников и котлов. Пола не было.

До 50-х гг. прошлого столетия на местах промыслов, во временных поселениях обычно строился один большой шалаш (юрта), внутри которого каждая семья размещалась в отдельной палатке или пологе. Устройство каркаса юрты аналогично каркасу землянки. Отличие состояло в том, что на каркас летнего жилища сначала настилался слой коры тополя, затем — сухой травы. Все покрытие скреплялось жердями. Шалаш имел дощатую дверь. Очаг обкладывался бревнами, над ним подвешивали жерди для сушки одежды и обуви. Около очага устанавливали стол и скамейки. Окон и пола не было. На землю настилали высушенную траву, которую по мере загрязнения сменяли свежей.

На местах зимних промыслов  строили жилища той же конструкции, что и летние, только снаружи обложенные дерном. На фронтонах крыши делали небольшие окна. В помещении устанавливали  железную бочку с прорубленной дверцей  и трубой, используя ее в качестве печи; вдоль стен ставили нары, в  центре — стол со скамейками.

Хозяйственные и подсобные  постройки. Некоторые хозяйственные  постройки по своей конструкции  очень схожи с жилыми. Так, в XVIII в. на летних промыслах делали травяные шалаши, в них они по большей части готовят еду и чистят рыбу в ненастную погоду, а казаки соль варят из морской воды. Эти постройки аналогичны временным шалашам, которыми пользовались в пути для ночлега.

В связи со строительством изб русского типа балаганы стали  служить преимущественно хозяйственными постройками.

Для хозяйственных нужд ительмены  строили срубные амбары, конструкция  которых заимствована от русских.

С распространением среди  ительменов нового занятия — животноводства почти на каждой усадьбе появились  постройки для скота, хотя и самые  примитивные. Усадебные постройки  были много хуже жилых домов. Хлева  или вовсе отсутствовали, или  представляли собою плоскую кровлю на четырех столбах, на которой зимой  находился запас сена. Внизу стояли коровы, причем от ветра и стужи  не было другой защиты, кроме снежных сугробов, легко образующихся около построек. Лошадей ительмены привязывали к плетню без всякой защиты от снега и пурги, а ездовых собак летом привязывали где-либо за деревней, по возможности у самой воды.

Распространенной хозяйственной  постройкой, бытовавшей до 50-х гг. XX столетия, был амбар. Сруб его стоял, как правило, на небольших сваях. Бревна скреплялись «в угол», крыша в большинстве случаев была «самцовой» конструкции. «Самцы» (это продолжение бревенчатой стены вверх треугольником) служили опорой для продольных слег и жердей. Вершины обоих треугольников соединялись толстым бревном «князьком». Потолка не было, а на его уровне на балках делали настил, на котором хранили в зависимости от сезона зимнюю или летнюю одежду и обувь, материал для их пошива, берестяную утварь и т. д. Кровельным материалом служила трава, скрепленная жердями.

Наиболее распространенными  были небольшие амбары с полом  и крышей на сваях высотой в 1 —1.5 м, имеющие сруб в 3—4 венца. Назначение их аналогично большим амбарам. До недавнего  времени бытовали «шайбы» - ящики, представляющие собой срубы в 4—5 венцов из коротких бревен и покоящиеся на сваях высотой  около двух метров. Иногда их располагали  на деревьях, прикрывая горбылями, жердями  и придавливая сверху камнями  или бревнами. Такие хранилища  ставили и в поселениях, и на местах промыслов.

Из подсобных сооружений в 20— 50-е гг. XX века известны постройки  для скота. Это каркасные сооружения, обложенные дерном, с соломенной крышей, под которой хранили запасы сена. Внутри помещение разделялось изгородью  из жердей на столько отделений, сколько  в хозяйстве имелось голов  скота. В настоящее время в  личных хозяйствах ительменов скота  нет.

В послевоенное время в  некоторых хозяйствах ительменов появились  коптильни. Это обычно небольшая  постройка в 3 или 4 кв. м, каркас которой  обтянут толью или мешковиной, внутри в один или два ряда укрепляют жерди, на которые развешивают рыбу. Внизу роют яму для костра.

До 50-х гг. нашего столетия на местах заготовок или в поселениях встречались специальные постройки  для копчения кипрея — круглые  ямы диаметром 1.5—2 м, над которыми устанавливали полусферические  крыши. Их покрывали корой, затем  травой, сверху засыпали землей. Внутри делали настил из тонких жердей, на который  укладывали для копчения сердцевину кипрея. При значительных заготовках сооружали коптильни больших  размеров, делали двойные настилы, поставленные один над другим.

Все вышеописанные хозяйственные  постройки в настоящее время  почти перестали бытовать, сохранились лишь маленькие амбары и вешала на рыбалках сел Хайрюзово и Ковран. При современном быте отпала необходимость в строительстве хозяйственных построек, а запасы продуктов, одежда и обувь, различные предметы быта хранятся в кладовых и в подполье, которые имеются при каждом доме. Все белье, постельные принадлежности и т. п. уложены в чемоданы и сундуки, которые стоят обычно под кроватями или поставлены один на другой у стены и прикрыты накидкой.

Основной постройкой, служащей для вяления рыбы, был балаган. Только в начале XVIII в. он одновременно служил в качестве летнего жилища и помещения для хранения заготовленных продуктов, а под крышей вялили рыбу. Позднее произошла некоторая дифференциация в его назначении, и появилось несколько разновидностей балаганов.

В поселениях рядом с жилищем, на рыбалках недалеко от берега реки строили вешала, представляющие собой прочно вкопанные четыре столба, на которых покоились два тонких бревна. На такие вешала высотой около 2 м ставили нарты, летом на них сушили сети и другие снасти. Иногда поперек бревен клали жерди, на которые развешивали рыбу для вяления.

 

 

3. Средство передвижения ительменов

Из всех элементов материальной культуры способы и средства передвижения ительменов изучены и описаны  наиболее полно. Занимаясь рыболовно-охотничьими  промыслами, ительмены вынуждены  были много передвигаться. Но поездки  на далекие расстояния были редки. С  присоединением Камчатки и обложением местного населения ясаком охота  на пушных зверей стала особой отраслью хозяйства и потребовала увеличения переездов. Этому же способствовали «каюрская гоньба» (разъезды административных лиц), развитие торговли.

В прошлом упряжное собаководство  было единственным зимним видом транспорта. Использование собаки в качестве тягловой силы, как наиболее простой  и древний способ, известно многим народам Сибири, Дальнего Востока, индейцам Америки и др. Но для ительменов этот вид транспорта не был характерен. По классификации М. Г. Левина, это  был северо-восточный тип, или, как классифицируется в «Историко-этнографическом атласе Сибири», чукотско-камчатский тип (камчатский вариант) упряжного собаководства.

В XVIII—первой половине XIX в. ительмены пользовались двумя  видами нарт — ездовыми и грузовыми, которые изготовлялись мужчинами  зимой. Материалом служили береза и  кожаные ремни.

Ездовая нарта состояла из двух полозьев, передние концы которых  были загнуты и соединены поперечиной. К последней привязывали собачью упряжку и ремни, идущие от кузова. Два дугообразных копылья концами закрепляли к полозьям. На верх копыльев устанавливали и привязывали узкий кузов, имеющий форму ладьи с высокими передком и задком. Основу его составляли круто изогнутые на концах палки, поперек соединенные дугообразными деревянными пластинками, образующими решетку в форме седла. Все концы пластинок и палок были соединены ремнем.

Кроме основных частей нарта  имела ремни или дощечки, связывающие  головки полозьев и поперечину с  нижней частью и верхней точкой передка  кузова. Все крепление нарты было мягким; отдельные ее части соединялись  при помощи ремней, пропускаемых через  просверленные отверстия, или же просто накладывались одна на другую и скреплялись ремешками. Старинные  ительменские нарты богато орнаментировались.

Основные части упряжки  изготовлялись из ремней: алыка (собачьей лямки), потяга (продольного центрального ремня), постромка (ремня, соединяющего лямку с центральным ремнем упряжки - потягом или нартой). Судя по описанию ряда авторов и сохранившимся музейным коллекциям, в XVIII—первой половине XIX в. ительмены использовали два типа упряжи: петлю без перемычки, т. е. лопаточную или близкую к ней, и лямку с перемычкой, т. е. грудную.

Садились на нарты боком, с правой стороны. Управляли упряжкой различными возгласами. Кроме того, использовали остол и вожжи. Камчатский вариант чукотско-камчатского типа упряжного собаководства перестал бытовать во второй половине XIX в.

Наряду с дугокопыльной  ездовой нартой ительмены пользовались и грузовой. На протяжении XVIII—XIX вв. старинная дугокопыльная нарта  была заменена восточносибирской, наиболее практичной и грузоподъемной, более  прочной и требующей меньшей  затраты сил и времени для  ее изготовления.

В используемый ительменами  комплекс восточносибирского типа упряжного  собаководства входили: прямокопыльная нарта (три-четыре пары копыльев, прикрепленных  ремнями к полозьям, вверху —  к поперечным брускам-вязкам, на которых  держался дощатый настил) с одной  горизонтальной (установленной к  согнутым спереди полозьям и закрепленной к передней паре копыльев) и вертикальной (привязанной к тем же передним копыльям) дугами; продольная парная упряжка  с косой и прямой грудной упряжью: посадка справа; для управления — остол и вертикальная дуга.

Обязательной принадлежностью  ительмена были ступательные и скользящие типы лыж. Ступательные лыжи по своей конструкции очень близки к чукотско-корякским «лапкам». Они служили главным образом для прокладывания дороги собачьей упряжке при глубоком снеге и поэтому были ее неотъемлемой принадлежностью. В начале XIX в. ступательные лыжи вышли из употребления. Ительмены пользовались и скользящими лыжами, которые служили в основном для охотничьих целей. В XX в. их изготовляли из березы длиною в рост человека, шириной 15— 20 см. Для загибания передних концов лыж использовали «станок» — деревянную рогулину с двумя поперечными брусками, прибитыми параллельно один ниже другого. Внешняя сторона их всегда обтягивалась шкурой тюленя или оленьими камусами. При ходьбе на лыжах опирались на одну палку, сделанную из хорошо высушенной и обработанной березы.

В летнее время вся жизнь  ительменов проходила у воды и  на воде. Рыболовный сезон начинался  сразу после ледохода и кончался с первой пургой. Но, несмотря на такой  образ жизни, у них не было того разнообразия водных видов транспорта, как, например, у амурских народов. Ительмены  изготовляли лишь долбленые колодообразные лодки — баты. Такое однообразие  водных средств передвижения, вероятно, можно объяснить наличием одинаковых условий путей сообщения на всем Камчатском полуострове (преимущественно  небольшие мелководные быстрые  реки), единым назначением этих видов  транспорта (в основном для рыбной ловли) и низким уровнем экономического развития.

На батах они проверяли  ставные невода и рыболовные ловушки  — запоры, совершали поездки от поселений к местам промыслов, перевозили заготовленную рыбу, дикоросы и кладь. Долбленка очень неустойчива  на воде, но ительмены обучались  передвигаться на ней с юных лет  и с ловкостью и мастерством управляли ею. На бату можно было пройти по труднодоступным мелководным и порожистым местам, какими изобилуют камчатские реки. Благодаря этим преимуществам, хотя и в незначительной мере, они используются до сих пор как ительменами, так и старожильческим русским населением.

Информация о работе Одежда и быт ительменов