Нравственные требования к личности в исламе и христианстве: сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 23:40, контрольная работа

Краткое описание

В последнее время в международных отношениях, политике, экономике, идеологии, культуре всё большую роль начинают играть страны мусульманского мира.
Данная работа является попыткой освещения проблемы сравнительных аспектов Христианства и Ислама с новых позиций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..….3
1. Евангелие глазами мусульманина: два взгляда на одну историю …..6
2. Женщина в Исламе и в христианском мире…………………….…..11
3. Нравственные требования к личности в исламе и христианстве…..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………24

Содержимое работы - 1 файл

контрольная по культорологии.docx

— 819.62 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Женщина в Исламе и в иудео-христианском мире (мифы и реальность)

 

Три религиозные системы  поразительным образом различаются  в отношении развода. Христианство полностью отрицает развод. Новый  Завет безоговорочно настаивает на нерасторжимости брачных уз.

Брак, по Исламу, является священным  и не может быть расторгнут без  основательных причин. Супругов наставляют употребить все возможные средства для сохранения брака, если появляется опасность его распада. Развод не отвергается, если нет другого выхода. Как последнее средство, Ислам  признает развод, но он предупреждается  всеми возможными способами. Сначала  следует сказать о признании  развода. Ислам признает право обоих  супругов прекратить их матримониальные  отношения. Ислам дает мужу право  для совершения талак (развода), более того, в отличие от Иудаизма, наделяет жену правом расторжения брака путем процедуры, которая известна под названием "хуля’а".

Если муж развелся со своей  женой, то он не имеет права потребовать  назад подарки, данные ей как свадебный  дар. Коран запрещает мужьям, дающим развод женам, требовать назад свадебные  подарки независимо от того, насколько  дорогими и ценными они были: В  некоторых случаях, мусульманка  желала бы сохранять брак, но должна требовать развода по основательным  причинам, к которым относятся: жестокость мужа, оставление ее без всякой причины, невыполнение мужем супружеских  обязанностей и т.п. В этих случаях  мусульманский суд расторгает брак.

Иными словами, в Исламе женщине  предлагается некое равноправие: она  может прекратить брак посредством  процедуры хуля’а и может добиться развода. Упрямством муж не сможет привязать к себе жену-мусульманку.

Мусульманин не может развестись с женой только потому, что она  ему разонравилась. Коран наставляет мусульман хорошо относиться к женам  даже в том случае, если чувства  мужа к жене остыли или он не любит  ее:

Многоженство с древнейших времен было распространено во многих человеческих обществах.

Африканские церкви и африканские  христиане часто напоминают своим  европейским братьям, что церковный  запрет на полигамию является не исконно  христианским установлением, а всего  лишь определенной культурной традицией [3].

Важным элементом образа жизни верующих являются семейно-брачные  отношения. Христианскому пониманию  этого аспекта абсолютно противоречит как исламская практика многоженства, так и допускаемая шариатом для  мужчин возможность иметь в своем  доме наложниц, хотя права их существенно  ограничены по сравнению с законными  женами. В безуспешных попытках мусульман  достичь истинной гармонии в семейной жизни православный исследователь  увидит очередное подтверждение  библейского идеала моногамии: "Жена призвана посвятить себя единственному  мужу" (Быт. 3:16), точно также и "муж  должен... безраздельно любить свою жену... и быть преданным ей" (Ефес. 5:25-31).

Коран также допускает  многоженство, однако, не без ограничений. Коран ограничивает максимальное количество жен четырьмя при строгом условии справедливого отношения к женам и равноправия между ними.

Раввинистическое право запрещает произносить славословия Богу или молитвы в присутствии замужних женщин с непокрытыми головами, поскольку женщина с открытой головой считается "нагой".

Что касается христианства, то известно, что католические монахини, например, испокон веков покрывали  голову. Также все женщины с малых лет при входе в церковь должны покрывать голову.

Каноническое право Католической церкви также предписывает женщинам покрывать голову в церкви.

Из всего вышесказанного следует, что обычай покрывать голову женщинам, не был изобретен Исламом. Однако он был поддержан Исламом. Коран настаивает на том, чтобы верующие женщины, проявляя скромность и целомудрие, закрывали голову, грудь и шею.

В Исламе как и в Христианстве уважение к матери и ценности материнства неразделимы. Коран ставит доброе отношение к родителям на первое место сразу после поклонения Всемогущему Всевышнему.

В других местах в Коране говорится об огромной роли матери в рождении и воспитании дитя.

Коран считает рождение девочки  даром и благословением Всевышнего, таким же, как и рождение мальчика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Нравственные требования к личности в исламе и христианстве

 

В исламе, как и в других религиях, есть нравственно-этические  ценности, говорится о достоинстве  человека, о рае и аде, о воскресении  и вечной жизни. Однако, несмотря на существование таких представлений, ислам все-таки принципиально отличается в своем миропонимании от православного мировоззрения настолько, что здесь следует говорить о полной противоположности христианского и исламского идеалов человека.

Ислам, наряду с иудаизмом  и христианством, религия теистическая, т.е. исходящая из понимания Абсолюта как бесконечного личностного начала, трансцендентного миру; сотворившего мир в свободном акте воли и  затем свободно им распоряжающегося. Проще говоря, религия, исповедующая веру в единого Бога, Творца и  Промыслителя. В то же время ислам принципиально расходится с христианством в понимании природы Бога. Ислам не приемлет христианского понимания Бога как триединства, Троицы, считая это уступкой многобожию, и утверждает веру в единого и единственного Бога, Бога монолита (самад). Более того, ислам утверждает радикальную недоступность Бога для человека, которая исключает как возможность Боговоплощения, так и возможность сообщения благодати через таинства. Собственно, в исламе и нет понятия таинство, есть понятие тайна, сокрытое. Коран предписывает мусульманам верить в тайну Бога [2].

В Коране вполне определенно  говорится, что Мухаммад призван  не для того, чтобы сказать новое  слово, а для того, чтобы восстановить в изначальной чистоте веру в  единого Бога. Эта вера заложена в каждом человеке, свойственна его  подлинной природе благодаря  завету, который Бог заключил с  сынами Адама, т.е. человеческим родом. Согласно распространенному хадису, "каждый человек рождается мусульманином (то есть верующим в единого Бога). Иудеем или христианином его делают родители". Эпитет друг Божий прилагается  в Коране только к Аврааму. В остальных  случаях отношение человека к  Богу мыслится преимущественно в  категории раб Божий. В Новом Завете статус раба упраздняется актом усыновления, которое человек получает благодаря искупительной жертве Сына Божия. Например, в Послании к Галатам: "Посему ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа"(Гал. 4:4-7). Коран же принципиально отвергает идею сыновства Божия, усматривая в ней посягательство на абсолютное единство» трансцендентность Бога, Его радикальную недоступность.

Коран - это руководство  к действию для человека от его  рождения до его смерти, для человечества - от сотворения до Судного дня. Кораническая антропология разворачивается в  трех основных планах: как должен строить  человек свои отношения с Богом, как он должен различать добро  и зло и, наконец, как он может обрести спасение.

Согласно Корану, человек - творение Бога, творение избранное, наместник (халиф) Бога на земле. Но именно как  творение он зависим от Бога, зависим, прежде всего, в силу двойной слабости своей природы: онтологической (человек  смертен) и нравственной (человек  греховен). На этом уровне описания сходство трех монотеистических религий несомненно. Однако в акцентировках статуса  человека перед лицом Бога существуют значительные расхождения.

В Коране нет идеи сотворения человека по образу и подобию Бога. Скорее, говорится о том, что Бог  создал человека по его собственному образу: "Дал вам образ и  прекрасно устроил ваши образы" (Коран 64:3).

Из новозаветного вероучения следует, что как бы сильно ни была повреждена онтологическая природа  человека первородным грехом, она  уже частично реабилитируется тем, что человек создан по образу и  подобию Бога и окончательно реабилитируется  искупительной жертвой Христа. Иное дело в Коране, который онтологическому  статусу человека не придает сколь-либо серьезного значения, но сосредоточен преимущественно на нравственном несовершенстве человека. Человек сам по себе, вне  послушания и покорности Богу - ничто, он ничтожен, непостоянен, слаб. Эта тема часто звучит в Коране.

Любое действие человека всецело  зависит от творящего, созидательного действия Бога. Бог не просто поддерживает мир, свободно им распоряжается, но именно ежемгновенно творит его, творит вновь и вновь, так что в каждое последующее мгновение любая вещь, любое существо, каждый человек суть иная, иное, иной. Тварный мир не обладает даже относительным онтологическим статусом. Не через промысел только, а через само перманентное творение он зависим от Бога. Между действием и его последствиями Бог устанавливает лишь связь привычки, обычности, но Он волен в любой момент нарушить эту связь, все изменить. Равно как и действия человека не имеют никакой внутренней онтологической реальности. Бог непосредственно творит каждое действие человека, как по его сущности, так и по его нравственному содержанию.

Идея равенства всех людей  перед Богом имплицитно содержится как в новозаветном, так и в  кораническом вероучениях. Однако основания  этой идеи различны. В христианстве эта идея имеет, прежде всего, онтологическое обоснование. Оно заключается в  единстве человеческой природы, созданной  Богом по Своему образу и подобию, природы разумной, свободной и  предназначенной через благодать  к сверхприродной цели. Человеческий род нерасторжимо связан единством своей природы и таинством искупления, которые делают людей сопричастными Богу и уже в силу этого равноправными.

Иное дело в исламе, где  идея равенства имеет скорее не онтологические, а юридические основания. Все  верующие в единого Бога, будь то халиф или абиссинский раб, равны  перед божественным законом и  через исполнение этого закона предназначены  к той же сверхприродной цели. В Новом Завете утверждается безусловный приоритет благодати перед законом. В исламе же Коран как богооткровенный закон - самодостаточное руководство для верующих.

Кораническая концепция  греха также во многом отлична  от новозаветной. В Коране нет понятия  первородного греха. Грех Адама, вкусившего от древа вечности (не от древа познания добра и зла, как в Книге  Бытия; в Коране речь идет либо просто о дереве, либо о дереве вечности) есть акт его личного непослушания Богу. Он не имел последствий для  всего человечества. И многие современные  мусульманские авторы утверждают, что  грех Адама не имел наследуемого статуса. Этот грех не нанес человеку непоправимого  ущерба. Из Корана же следует, что человек  не столько греховен, сколько слаб и нуждается не в искуплении, а  в руководстве, без которого он неминуемо впадает в заблуждение.

Таким образом, речь в Коране идет явно о личной ошибке, проступке  Адама. Его грех -  первый, но не первородный. Проступок Адама повторяют все  люди (за исключением Марии и Иисуса, которых, согласно мусульманскому преданию, при рождении не коснулся сатана). Грех каждого человека - это его личный грех. В Новом Завете же говорится  о двуединой природе греха. То есть греховность человека есть следствие  как его принадлежности от рождения греху мира, так и подверженности личному греху. Согласно Корану, грех имеет нравственную, но отнюдь не онтологическую природу. Добро и зло, как уже  отмечалось, вообще не присущи природе  людей. Единственный критерий нравственности - божественная воля. Различение добра  и зла дается людям в откровении, в законе, в котором Бог возлагает  на человека определенные обязанности (таклиф). От добросовестности их выполнения зависит судьба человека в этой и будущей жизни.

Сущность добра для  человека - в послушании божественному  закону, неповиновение божественному  закону неминуемо ведет к греху. Соответственно степени неповиновения  мусульманские законоведы и теологи  различали большие и малые  грехи. Однако согласно большинству  суннитских богословов мусульманин, даже совершив большой грех, остается правоверным, а в будущей жизни его ждет только временное наказание. Единственный грех, которому нет прощения, - грех отступничества от веры в единого Бога, а, следовательно, и от мусульманской общины. Таким образом, уже сама принадлежность, верность мусульманской общине есть залог спасения человека.

Концепция нравственной природы  греха определяет и особенности  коранического учения о спасении, которое в общих чертах выглядит следующим образом. Человек по своей  природе рождается добрым и верующим, но нравственно нестойким. Именно поэтому  Бог по Своему милосердию периодически посылал людям Своего пророка  или посланника с тем, чтобы они  напоминали людям, что они должны делать для своего спасения. Первый человек Адам был и первым посланником, т. е. тем, кому Бог дал свое руководство.

Приятие божественного руководства, данного в пророках и писаниях, уже достаточное основание для  восстановления изначальной праведности  и обретения спасения. Вот здесь  основное отличие коранического  учения о спасении от новозаветного. Новозаветное учение о спасении утверждает принципиальную невозможность спастись человеку самому по себе, каким бы совершенным  законам он не следовал. Безнадежно повреждена природа человека, и нужна  жертва Самого Бога, чтобы человек  мог примириться с Ним и  спастись.

В Новом Завете любовь Бога к человеку и любовь человека к  Богу и любовь человека к человеку суть наипервейшие, наиглавнейшие темы, тогда как законоведческий ислам в полемике с суфизмом даже осуждал идею любви к Богу. Любовь есть волевой акт, а конечная воля человека не может иметь своим объектом бесконечное.

Поэтому для ислама христианская идея подражания Христу, имеющая все  основания в Новом Завете абсолютно  неприемлема. С точки зрения мусульманского вероучения, она является прямым посягательством  на абсолютную непостижимость, недоступность  Бога. Следовать надлежит не примеру  Бога, а Его закону, который Он дал людям.

Говоря об этических требованиях  ислама, прежде всего, необходимо провести четкую грань между понятиями "ближнего" в исламе и православии. Шариат считает "ближним" только единоверца, при  этом для мусульман-суннитов мусульманин-шиит не будет считаться "ближним" и  наоборот. Для православного это  понятие распространяется на всех нуждающихся  в помощи, какой бы веры они ни были.

Информация о работе Нравственные требования к личности в исламе и христианстве: сравнительный анализ