Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 18:24, реферат
Мы живем внутри истории и редко обращаемся к пошлому. С нашей позиции кажется, что ничего не меняется. А ведь мы живем в мире, который был населен людьми задолго до нас. Мы поселяемся в домах, построенных людьми из прошлого, читаем, написанные ими книги, живем, в чем-то подражая, а в чем-то противопоставляя себя им. Сами не подозревая об этом, мы копируем традиции и обычаи, созданные задолго до нас. Даже, казалось бы, простые поездки на дачу.
Введение
Исторический процесс появления усадеб.
Значение термина усадьба.
История русских усадеб до середины XVIII века.
Стиль дворянских усадеб, начиная со второй половины XVIII века.
Усадьба как феномен культуры.
Каменный остров и его первый хозяин. Устройство первой усадьбы на Каменном острове, усадьбы графа Головкина.
Заключение.
Список литературы.
Царствования Анны Иоанновны Россия вступила на новый путь поклонения пышной красоте и торжественной роскоши.
Как не печально это признавать, но вся первая половина XVIII века осталась загадкой в истории Русских помещичьих усадеб. Не дошло до нас целиком сохранившихся деревянных домов этой эпохи; надо полагать, что внешняя роскошь, привитая Анной, касалась в большей степени горожан и лишь с некоторым «опозданием» жителей деревни. Это «опоздание» могло исчисляться десятками лет8.
За
видимым разнообразием
Расширение усадебных территорий за счет введения в них все новых культурных форм не разрушало общей структуры усадьбы, состоящей из обязательных для этого времени элементов9. Формирование нового художественного образа не отменяло строгой разграничения пространств разного назначения, при котором структурная единица приобретала соответствующие ее функциям типологическое и смысловое наполнение. Это сохраняло в усадебной структуре принципы и связи старой средневековой системы. Преимущественное выделение какого-то одного из элементов усадебной структуры и соответствующей ей территории становилось основным типологическим признаком функционального различия усадеб и свидетельством культурных перемен.
Стиль дворянских усадеб, начиная со второй половины XVIII века.
Начиная с середины XVIII века можно говорить о стиле дворянских усадеб, потому что именно начиная с этого времени дошли до нас целиком сохранившиеся помещичьи дома.
Первые крупные дворцы-усадьбы были воздвигнуты заезжими иностранцами, получавших заказы от русских вельмож, желающих иметь дворцы среди сельской природы. От построек иностранцев второй половины XVIII века сохранились достоверные сведения: Ринальди строил Батурин (1755) для графа К.Г.Разумовского, Деламот – Почеп, Фельтен – дворец Чесменский (1780), Вальи – Кусково (1788), Кваренги – Степановское, Ляличи, Останкино, усадьбу М.П.Миклашевского в его черниговском имении, дачу князя Гагарина, Менелас – Яготин10. К сожалению, большинство из этих имений погибло, а то, что сохранилось, частично изменено. Однако почти во всех помещичьих усадьбах замечают явные черты вполне определенных вкусов их обитателей.
В жилых хозяйственных усадьбах XVIII в., где преобладали интересы домашней экономии, все же непременно существовала “парадная половина”, под которую в доме отводились лучшие помещения, а скудные представления о Версале в конце концов укладывались в пределы цветочного палисадника и садовой беседки на возвышенном месте. Зато старинные формы усадебного хозяйства были представлены очень широко — фруктовые и ягодные сады, пруды, богатые рыбой, мельницы, охотничьи “зверинцы”, конюшенные дворы и псарни, к которым чуть позднее стали примерять различные архитектурные наряды в экзотическом вкусе.
Далеко не все русские помещики считали нужным обращаться к опытным архитекторам за советом. Порой свои дома они строили сами, «как придется». Помещик Дурасов, к примеру, построил свой подмосковный дом в виде ордена Св. Анны и со статуей этой святой на крыше – в память получения им желаемого отличия11. И что всего курьезнее, дом вышел красивый и до сих пор является одним из милых памятников не только русского чудачества, но и вкуса.
Параллельно с увлечением строгими формами классицизма, так оригинально и в то же время хорошо подходящими к русской природе, в последней четверти XVIII век стали возводиться постройки более экзотические, казавшиеся тогда замысловатыми, сказочными, причудливыми. Примером может послужить Чесма (1780), построенная Орловым, Вишенки (1769) – Румянцевым, Островки – Потемкиным.
В 30-х годах XIX столетия, при увлечении романтизмом, множество помещичьих усадеб были так же поострены в так называемом «рыцарском» стиле, наподобие замков феодалов, но все же русское дворянское гнездо всегда мерещится нам античным зданием с рядом белых колонн и греческим храмом в саду. И, как ни странно, это, прежде чуждый нам стиль, привился и сроднился с реформированной Россией ближе и дружнее, чем «боярские хоромы», ушедшие со смертью Алексея Михайловича. И вся Древняя Русь манит и влечет нас только как красивая сказка, которая когда-то снилась наяву.
В стиле домов разбивались и сады помещичьих усадеб. Большие сады имели леса. В одних, в голландском вкусе, дорожки были прямые, их сеть густо покрывало пространство, в других же по английскому расположению, дорожки извивались, петляя в лесу. Кто-то имел даже оранжереи.
В царствование Елизаветы, в пригородных дачах графини Бестужевой и барона Вольфа, проводились аллеи и стриглись деревья еще по традиции Ленота, потом появились прихотливый капризы Надеждина, «бриллиантового князя», потом уютные и самодурные, бессистемные помещичьи затеи.
Любовь к земле, к саду, к деревьям – ко всей природе – была всегда сильна у русского человека.
Известная
игровая сущность созданных в XVIII
в. архитектурных ансамблей
Усадьба как феномен культуры.
Русская дворянская усадьба в качестве явления художественной культуры изучена мало.
Художественный мир русской дворянской усадьбы слагался из сочетания различных видов искусства, художественной и общественной жизни, культурного, хозяйственного и повседневного быта, комфортабельной и одновременно изысканной архитектурной средой гармонично вписывавшейся в живую природу. Это сочетание не только было тесно связано с процессами, происходившими в русской художественной культуре, но и оказывало на эти процессы значительное влияние.
Воспетая писателями и поэтами дворянская усадьба с одной стороны, сама была своеобразным феноменом культуры. Усадьба являлась
составной частью
В изучении русской усадьбы исследователь Т.П.Каждан выделяет два аспекта: «Первый из них заключается в анализе связей, возникавших в процессе создания ансамбля усадьбы между естественной природой, садово-парковым формированием, архитектурой и пластическими искусствами. Второй аспект связан с сложением в архитектурно-парковой среде усадьбы специфической творческой атмосферы, способствовавшей развитию и процветанию различных видов искусства… в особенности литературы, музыки, зрелищных искусств…»13. Поэтому русская усадьба была не только приятным местом сезонного обитания владельцев поместья, но и соответствовала эстетическим идеалам человека того времени и обладала условиями, упрощавшими отношения с простым народом.
Что такое русская дворянская усадьба с точки зрения нравственно-эстетической? Отвечаем словами Фета: «Это «дом» и «сад», устроенные на лоне природы, когда человеческое едино с «природным» в глубочайшем органическом расцвете и обновлении, а природное не дичится облагораживающего культурного возделывания человеком, когда поэзия родной души рука об руку с красотой изящных искусств, а под крышей усадебного дома не иссякает особая музыка домашнего быта, живущего в смене деятельности труда и праздного веселья, радостной любви и чистого
Созерцания».
Именно гармония «дома», «сада» и «природы», о которой говорит Фет и нашла свое отражение в классицизме, ставшем, к слову, основным стилем усадебного строительства в XIX веке. Отсюда стремление обособить, отделить и сделать гармоничным островок усадьбы. Она давала ощущение независимости и свободы (культ античности). Усадьба укрепляла веру человека в свое благополучие. Она была родиной.
Вообще, художественный облик усадьбы был настроен на
то, чтобы вся ее среда источала историю. Классицизм связывал прошлое и
настоящее, античность и
1) колоны главного дома,
2)
росписи, подражающие
3) «антикизированная» мебель и утварь14.
Скульптурные изваяния в доме, мраморные статуи перед домом и в саду представляли героев древности и мифологические аллегории.
Попадая в господский дом можно увидеть как изделия художников-самоучек, так и произведения лучших портретистов и пейзажистов Западной Европы и России. Нередко художники изображали саму усадьбу.
Не только статуями богаты усадебные коллекции. Каждая усадьба представляет собой картинную галерею. Почти обязательная принадлежность усадьбы это фамильные портреты. Портретная галерея предков своим размахом напоминали крупные дворцовые собрания прежних русских вельмож.
Отдельную категорию живописцев составляют сами помещики. Причем можно выделить две художественные группы: «профессионалы» и «дилетанты».
В конце XVIII- начале XIX века художественный дилетантизм занимал в жизни усадьбы немаловажное место. Почти каждый помещик пробовал себя в живописи. В имение приглашали учителей рисования, обучавших начальным знаниям по рисунку, композиции, живописи не только детей, но и взрослых. Выпускались специальные учебники для домашнего обучения рисунку.
Как известно, расцвет дворянских помещичьих усадеб приходился на конец ХVIII – первую половину XIX века. Именно в эти годы сеть усадеб охватила буквально всю европейскую часть России. Как правило в одном и том же уезде можно было встретить жителей Санкт-Петербурга, Москвы, Курска (Барятинские, Юсуповы, Голицины и т.д.). Обмен новостями, модами, знаниями из самых разных областей науки и искусства делали усадьбу одним из ведущих центров распространения новой информации, охватывающей буквально все сферы жизни русского провинциального общества.
Для обучения детей помещиков в усадьбы приглашались учителя – это были прежде всего студенты, молодые люди, только что окончившие учебные заведения, а также иностранные преподаватели – французы, немцы.
Во многих даже самых заурядных усадьбах собирались прекрасные библиотеки, в которых хранились книги и журналы, поступающие не только из Москвы и Петербурга, но и из-за границы.
Практически все крупные дворянские усадьбы являлись музыкальными центрами. Особое качество и масштабы принимало музыкальное творчество в усадьбах некоторых петербургских вельмож.
Использование последних достижений ландшафтной архитектуры в конце XVIII-XIX веке привело к тому, что вокруг усадьб не только устраивались пейзажные парки, но и как бы заново создавался весь окружающий ландшафт.