Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 21:51, курсовая работа
Тема моей курсовой работы называется « Уважение чести и достоинства личности, принцип уголовного процесса». Действующий Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации ориентирован на защиту прав и свобод человека и гражданина. С учетом этого положения законодатель определил совершенно новый подход к системе принципов уголовного судопроизводства. В УПК РФ основные начала уголовного судопроизводства, пронизывающие все стадии производства по уголовному делу, прямо поименованы как принципы и выделены в отдельную главу. Такого внимания к системе принципов в прежних УПК не было. Сегодня Уголовно-процессуальный кодекс рассматривает как принципы уголовного процесса такие правовые положения, которые ранее не рассматривались процессуальным законодательством в качестве основных начал уголовно-процессуальной деятельности. Новый подход законодателя к проблеме принципов уголовного судопроизводства и конкретно к проблеме правоотношений, связанных с защитой чести и достоинс
Содержание
Введение
Глава 1. Основы правового регулирования принципа уважения чести и достоинства личности в УП России
1.1 Содержание принципа уважения чести и достоинства личности в Уголовном Процессе………………………………………………………………………….….…4
1.2 Уважение чести и достоинства личности в системе принципов Уголовного Процесса……………………………………………………………………….….……6
Глава 2. Защита чести и достоинства личности и меры процессуального принуждения
2.1 Участники производства по защите чести и достоинства, обеспечение их безопасности……………………………………………………………………………8
2.2 Реализация принципа уважения чести и достоинства личности при рассмотрении уголовного дела в суде…………………………………………….....14
2.3 Практика применения законодательства об уважении чести и достоинства личности……………………
Принцип уважения чести и достоинства личности обеспечивается и закрепленными правилами производства отдельных следственных действий. Так при освидетельствовании лица другого пола следователь не присутствует, если освидетельствование сопровождается обнажением данного лица. В этом случае освидетельствование производится врачом. Личный обыск лица производится только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следственном действии.
Не совсем целесообразным видится возможность проведения освидетельствования в принудительном порядке с применением физической силы. УПК РФ такой возможности должностным лицам и органам, осуществляющим предварительное расследование, не предоставлял. Постановление следователя о проведение освидетельствования носило обязательный характер. В настоящее время, если лицо отказывается от участия в освидетельствовании, могут последовать его привод и дальнейшее принудительное освидетельствование. Хотя при этом, как отмечается в комментарии к УПК, не допускается проведение действий, опасных два лица или унижающих его достоинство.
Судебный контроль необходим в тех случаях, когда речь идет о применении принуждения, а следовательно, о возможном ограничении конституционных прав и законных интересов личности. К тому же такое положение будет только способствовать обеспечению уважения чести и достоинства личности.
Для обеспечения уважительного отношения к чести и достоинству личности при осуществлении уголовного судопроизводства предлагаем изменить редакцию ч. 5 ст. 179 УПК следующем образом: «Фотографирование и видеозапись проводятся с согласия освидетельствуемого, за исключением случаев, если освидетельствование сопровождается обнажением лица когда применение различною вида съемки запрещается».
Следственный эксперимент допускается, если не создается опасность для здоровья участвующих в нем лиц. Вместе с тем в нем ничего не сказано о недопустимости при проведении этого действия унижения достоинства и чести участвующих в нем лиц. Как отмечается в комментарии к УПК, это не значит, что указанные ограничения не действуют. Эти требования (даже более жестко) сформулированы в общих нормах и распространяются на все следственные действия. Тем не менее, более правильным, скорректировать ст. 181 УПК в этой части, поскольку требование безопасности жизни и здоровья участников уголовного процесса также распространяется на все следственные действия и является общеобязательным требованием
В параграфе поднимаются вопросы реализации принципа уважения чести и достоинства личности при производстве таких следственных действий как: обыск, допрос, очная ставка.
Судебное разбирательство осуществляется по определенным правилам, которые обозначены как его общие условия. Отдельные общие условия непосредственно связаны с обеспечением уважения чести и достоинства личности в ходе судебного разбирательства. Так, неоспорима связь рассматриваемого принципа с таким общим условием судебного разбирательства, как гласность.
ст. 241 УПК предусматривает возможность закрытого судебного заседания в случаях, когда: 1) разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны; 2) рассматриваются уголовные дела о преступлениях совершенных лицами, не достигшими возраста шестнадцати лет; 3) рассмотрение дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлений может привести к разглашению данных об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство; 4) этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства их близких родственников или близких лиц. Как уже отмечаюсь ч. 2 ст. 241 УПК предусматривает всего лишь возможность по усмотрению суда проводить судебное заседание закрытым слушанием. Представляется, что в данном случае необходимо разделить основания для проведения закрытого судебного разбирательства на безусловные и условные, предусмотрев разные правовые предпосылки в Отношении каждой группы.
Представляет интерес позиция Европейского суда согласно которой п.1 ст.6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод позволяет любому лицу отказаться от своего права на публичное судебное разбирательство. Отказ должен быть заявлен по собственной воле. Данное положение, внедренное в Российское отраслевое законодательство, как видится, будет только способствовать реализации принципов уголовного судопроизводства и отвечать его назначению, защите прав и законных интересов личности. В связи с чем, представляется возможным предложить дополнение в ч.2 ст. 241 УПК, дополнив ее следующим положением: «Закрытое судебное разбирательство допускается на основании определения или постановления суда в случае ходатайства об этом подсудимого». Такая норма будет соответствовать международным стандартам, а также способствовать усилению диспозитивных начал судебного разбирательства и уважению чести и достоинства личности в сфере уголовного судопроизводства.
В создании условий для правильного разрешения уголовного дела важное место принадлежит подготовительной части судебного разбирательства, в процессе которой, строго соблюдая процессуальные нормы, суд проверяет наличие необходимых условий для рассмотрения уголовного дела по существу, законность состава суда, явку участников судебного разбирательства, принимает меры к обеспечению их прав и разрешает заявленные ходатайства. Особое внимание в параграфе обращается на разъяснение прав участникам судебного разбирательства, установление личности подсудимого, право участников процесса на заявление отводов и ходатайств.
Относительно судебного следствия и реализации в его рамках принципа уважения чести и достоинства личности, в параграфе затронуты следующие моменты. Представляется возможным закрепить в уголовно-процессуальной законодательстве обязанность судьи перед предложением подсудимому выразить свою позицию по уголовному делу, разъяснить ему, что он не связан признанием или отрицанием своей вины, сделанным на этапе предварительного расследования, и что отказ подсудимого давать показания не может быть истолкован ему во вред.
Допрос
потерпевшего и свидетеля в судебном
разбирательстве с позиции
В судебном разбирательстве возможно производство и других судебных действий следственного характера. Таких как: предъявление для опознания, освидетельствование, осмотр и т.д. Как правило, они производятся по нормам, установленным для предварительного расследования, но при производстве некоторых следственных действий в судебном разбирательстве возникают определенные сложности. Такое процессуальное действие как опознание производится по правилам, установленным ст. 193 УПК. Необходимо отметить, что законодатель не установил никаких различий между производством данного следственного действия в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства хотя в судебном производстве опознание будет иметь определенные особенности. Речь идет в первую очередь об опознании лиц, поскольку опознание предметов никаких сложностей не вызывает.
Предъявление для опознания лица возможно
произвести только в ходе судебного следствия,
поскольку именно там исследуются все
доказательства собранные по делу. Опознание
лиц, предполагает отсутствие визуального
контакта участвующих в нем людей. Судебному
следствию предшествует подготовительная
часть судебного разбирательства, где
проверяется явка участников процесса
(свидетели только после этого удаляются
из зала судебного заседания), разъясняются
права всем присутствующим, устанавливается
личность подсудимого и т.п. Причем судебный
пристав принимает меры к тому, чтобы не
допрошенные судом свидетели не общались
с допрошенными свидетелями, а также с
иными лицами, находящимися в зале судебного
заседания (ч. 2 ст. 264 УПК). Об ограничении
визуального наблюдения какого-либо участника
уголовного судопроизводства никаких
требований нет (если только не принимаются
меры безопасности). Опознание, как правило,
происходит между такими участниками
процесса как подсудимый, потерпевший,
свидетели. которые к судебному следствию
уже знакомы с процессуальным статусом
друг друга. Таким образом, при существующей
законодательной регламентации производство
опознания в ходе судебного заседания
просто невозможно.
Поэтому
самым оптимальным представляется определить
следующий правовой режим в отношении
предъявления для опознания лица в ходе
судебного следствия. Во-первых, необходимо
сократить круг участников, по инициативе
которых оно может быть произведено, оставив
такое право только за сторонами и исключив
суд. Во-вторых, обязать стороны заявлять
ходатайства об обеспечении условий для
производства опознания (в частности исключить
контакт определенных участников судебного
разбирательства) на этапе подготовки
к судебному заседанию, поскольку именно
там решаются организационные вопросы
судебного разбирательства. В этом не
видится ничего невозможного, поскольку
стороны заранее могут предположить какие
процессуальные действия произвести в
судебном разбирательстве для отстаивания
своей позиции. В случае, если необходимость
предъявления лица для опознания возникла
именно в процессе судебного заседания,
то вопрос о его целесообразности должен
решаться по реальной возможности его
производства. Так, например, свидетель,
выступающий в роли опознающего, не явился
к началу судебного разбирательства. В
противном случае предъявление для опознания
лица, с нашей точки зрения в судебном
следствии невозможно.
Прения
сторон - часть судебного
Таким
образом, резюмируется, что реализация
принципа уважения чести и достоинства
личности в уголовном судопроизводстве
определяется уровнем защищенности прав
и законных интересов его участников,
который в судебном разбирательстве достаточно
высок. Следовательно, в судебном разбирательстве
данный принцип реализуется в полном объеме,
несмотря на определенные пробелы, которые,
думается, со временем будут восполнены.
2.3 Практика
применения законодательства
Рассмотрим судебную практику уголовного дела N 22-215 Моссковского Городского суда на примере кливеты. Кливета ст. 129 УК РФ является унижением чести и достоинства - эти прискорбные явления существуют во всех странах.
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 января
2008 г. по делу N 22-215
Судья Журавлева
Н.В.
Судебная коллегия по уголовным делам Московского городского суда в составе: председательствующего Мариненко А.И., судей Трубочистова А.Г., Бондарева С.Б.
рассмотрела в судебном заседании от 16 января 2008 года кассационные жалобы осужденной К., адвоката на апелляционное постановление Черемушкинского районного суда г. Москвы от 29 ноября 2007 года, которым
приговор мирового судьи участка N 54 района Коньково ЮЗАО г. Москвы от 24 октября 2007 года в отношении
К., 26 октября 1940 года рождения, уроженки Московской области, жителя г. Москвы, ранее не судимой, осужденной за совершение преступления, предусмотренных ст. 129 ч. 2 УК РФ к штрафу в размере 3000 рублей в доход государства - оставлен без изменения.
Заслушав доклад судьи Мариненко А.И., мнения осужденной К. и ее адвоката, поддержавших жалобы, частного обвинителя Тетерева В.И., полагавшего постановление оставить без изменения, судебная коллегия
установила: приговором мирового судьи участка N 54 района Коньково ЮЗАО г. Москвы от 24 октября 2007 года К. осуждена по ст. 129 ч. 2 УК РФ к штрафу в размере 3000 рублей в доход государства. Она признана виновной в совершении клеветы, содержащейся в публичном выступлении 30 мая 2007 года в г. Москве при обстоятельствах, изложенных в приговоре судьи.
Апелляционным постановлением Черемушкинского районного суда от 29 ноября 2007 года указанный приговор суда оставлен без изменения, а апелляционные жалобы осужденной и ее адвоката без удовлетворения.
Информация о работе Уважение чести и достоинства личности в уголовном процессе