Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 21:51, курсовая работа
Тема моей курсовой работы называется « Уважение чести и достоинства личности, принцип уголовного процесса». Действующий Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации ориентирован на защиту прав и свобод человека и гражданина. С учетом этого положения законодатель определил совершенно новый подход к системе принципов уголовного судопроизводства. В УПК РФ основные начала уголовного судопроизводства, пронизывающие все стадии производства по уголовному делу, прямо поименованы как принципы и выделены в отдельную главу. Такого внимания к системе принципов в прежних УПК не было. Сегодня Уголовно-процессуальный кодекс рассматривает как принципы уголовного процесса такие правовые положения, которые ранее не рассматривались процессуальным законодательством в качестве основных начал уголовно-процессуальной деятельности. Новый подход законодателя к проблеме принципов уголовного судопроизводства и конкретно к проблеме правоотношений, связанных с защитой чести и достоинс
Содержание
Введение
Глава 1. Основы правового регулирования принципа уважения чести и достоинства личности в УП России
1.1 Содержание принципа уважения чести и достоинства личности в Уголовном Процессе………………………………………………………………………….….…4
1.2 Уважение чести и достоинства личности в системе принципов Уголовного Процесса……………………………………………………………………….….……6
Глава 2. Защита чести и достоинства личности и меры процессуального принуждения
2.1 Участники производства по защите чести и достоинства, обеспечение их безопасности……………………………………………………………………………8
2.2 Реализация принципа уважения чести и достоинства личности при рассмотрении уголовного дела в суде…………………………………………….....14
2.3 Практика применения законодательства об уважении чести и достоинства личности……………………
Со
стороны защиты могут
10)
Руководитель следственного
органа — это должностное лицо, возглавляющее
соответствующее следственное подразделение,
а также его заместитель
Со стороны обвинения выступают:
Также в судопроизводстве могут участвовать иные участники, они не выступают на стороне обвинения или защиты. Они являются источниками доказательственной информации либо привлекаются для оказания технической или иной помощи (содействия) и удостоверения хода и результатов следственных действий. Никто из них, за исключением свидетеля, не должен быть заинтересован в исходе дела.
Участникам судопроизводства
В ч. 5 ст. 278 УПК РФ законодатель не указал способы, исключающие визуальное наблюдение псевдонима другими участниками процесса. Поэтому возможны варианты: 1) допрос защищаемого судьей (судьями) вне зала судебного заседания - в другом помещении, которое может находиться как в здании суда, так и вне его; 2) производство допроса с использованием средств прямой видеосвязи (видеотрансляция); в данном случае судьи будут находиться в зале судебного заседания, а защищаемый - в другом помещении, при этом должны применяться видео- и аудиопомехи, исключающие возможность узнавания лица, скрываемого под псевдонимом, находящимися в зале суда. Судьи же удостоверятся в его личности до начала допроса.
В стадии судебного разбирательства суд без оглашения подлинных данных о личности потерпевшего и свидетеля вправе допросить их в условиях, исключающих визуальное наблюдение другими участниками процесса (ч. 1 ст. 277 и ч. 5 ст. 278 УПК РФ).
Если гражданин участвует в уголовном процессе под псевдонимом, то все действия, возможные с его участием в стадии судебного разбирательства (предъявление для опознания, следственный эксперимент, освидетельствование и др.), должны осуществляться таким образом, чтобы была сохранена анонимность защищаемого.
Участвовать в уголовном процессе под псевдонимом, наряду с другими гражданами, могу также: 1) лица, внедренные в организованные преступные группы; 2) лица, сотрудничающие с осуществляющими оперативно - розыскную деятельность (ОРД) органами на конфиденциальной основе; 3) негласные штатные сотрудники этих органов. Сведения о перечисленных лицах согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона "Об оперативно - розыскной деятельности" составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД. Кроме того, в соответствии с ч. 2 этой же статьи предание гласности сведений об указанных лицах допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Поэтому, если установленные в ч. ч. 1 и 2 ст. 12 Закона «Об ОРД» условия будут выполнены, подлинные фамилия, имя и отчество перечисленных лиц указываются в постановлении следователя об участии гражданина в уголовном судопроизводстве под псевдонимом.
Необходимость выполнения условий, предусмотренных в ст. 12 Закона об ОРД, вызвана тем, что указание в этом постановлении подлинных данных защищаемого, во-первых, является рассекречиванием государственной тайны (поскольку данное постановление, как гласит ч. 9 ст. 166 УПК, помещается в конверт, опечатывается и приобщается к уголовному делу; сведения же, содержащиеся в уголовном деле, не являются государственной тайной, а относятся к сведениям конфиденциального характера) и, во-вторых, является преданием гласности сведении о вышеперечисленных лицах (поскольку эти сведения становятся известными следователю и прокурору). Естественно, что руководитель осуществляющего ОРД органа может отказаться рассекретить сведения о вышеперечисленных лицах либо последние не согласятся на предание гласности сведений о них.
В этих случаях, допустима фиксация в постановлении
следователя лишь псевдонима защищаемого
лица, т.е. его подлинные данные, останутся
неизвестными не только для подсудимого,
защитника, но и для следователя, прокурора
(личность защищаемого следователю, прокурору
в этом случае должен удостоверить представитель
органа, осуществляющего ОРД). Часть 9 ст.
166 УПК не предписывает указывать в постановлении
следователя, наряду с псевдонимом, подлинные
данные защищаемого.
Возникает вопрос: могут ли подлинные данные об указанных лицах скрываться от суда (в стадии судебного разбирательства)?
Не могут, поскольку ч. 5 ст. 278 УПК говорит о допросе судом лиц "без оглашения" подлинных данных о них. Это означает, что подлинные данные не оглашаются судом, но известны ему. Следовательно, участие в данной стадии уголовного процесса других вышеуказанных лиц под псевдонимом возможно при условии, если их подлинные данные станут известны суду (что в свою очередь становится возможным после выполнения условий, предусмотренных в ч. 1 и 2 ст. 12 Закона об ОРД).
Следующий аспект участия граждан в судебном разбирательстве под псевдонимом - возможность заявления сторонами ходатайства о раскрытии подлинных сведений о таких лицах и право суда предоставить сторонам возможность ознакомления с указанными сведениями (это возможно в ходе судебного следствия, но не ранее - в рамках предварительного слушания либо подготовительной части судебного заседания, поскольку об указанном ходатайстве говорится лишь в ч. 6 ст. 278 УПК).
Таким образом, если суд признает необходимость
такого ознакомления, он не вправе провести
ознакомление без предварительного обращения
с соответствующим запросом к руководителю
органа, осуществляющего ОРД, и к лицу,
выступающему под псевдонимом. Ознакомление
состоится, если указанные субъекты согласятся
на это, т.е. повторно предпримут действия,
предусмотренные в ч. 1 и 2 ст. 12 Закона об
ОРД. Порядок присвоения псевдонимов УПК
РФ не регламентирует.
2.2 Реализация
принципа уважения чести и достоинства
личности при рассмотрении уголовного
дела в суде
Уважение чести и достоинства личности как принцип уголовного судопроизводства распространяет свое действие на все этапы уголовного судопроизводства, и, следовательно, должно быть обеспечено при совершении любых процессуальных действий, в том числе и при применении мер уголовно-процессуального принуждения. Основной вопрос при рассмотрении соотношения принципа уважения чести и достоинства личности и уголовно-процессуального принуждения, должен состоять в том, чтобы установленим уголовно-процессуальных гарантий не допускать таких действий со стороны должностных лиц и органов, уполномоченных применять названные меры, которые унижают честь и достоинство личности и не имеют правовых способов зашиты.
Тем не менее, полномочий, предоставленных в настоящее время судье, представляется недостаточным, чтобы в полной мере гарантировать защиту прав личности, в том числе и на уважение чести и достоинства при применении мер уголовно-процессуального принуждения. Как видится, любая мера уголовно-процессуального принуждения ограничивает предоставленные гражданам Конституцией РФ права, а, следовательно, их применение должно быть максимально возможно отнесено к компетенции судебной власти. Понятно, что, например, для такой меры принуждения как задержание такой порядок неприемлем, вследствие чего Конституцией РФ и УПК устанавливается предельный срок задержания лица без судебного решения 48 часов. В тоже время относительно большинства мер уголовно-процессуального принуждения такие преобразования возможны.
Так, все меры пресечения, кроме заключения под стражу, домашнего ареста и залога в качестве основания применения предусматривают постановление дознавателя, следователя. В то же время любая из перечисленных мер пресечения ограничивает конституционные права личности (например, подписка о невыезде ограничивает человека в его праве свободы передвижения), а принятие всех решений, затрагивающие конституционные права и свободы, должны быть отнесены к компетенции судебной власти, что можно обеспечить только путем передачи статуса участника уголовного процесса, что естественно нельзя признать положительным моментом».
На этапе возбуждения уголовного дела
непродуманными и от того недостаточно
защищенными, в том числе и в плане уважения
чести и достоинства, являются процессуальные
фигуры заявителя, а также лиц попавших
в сферу уголовного судопроизводства
в связи с проверкой поступившего заявления.
Уголовно-процессуальное и уголовное законодательство содержит норму, запрещающую домогаться показаний обвиняемого и других, участвующих в деле лиц путем насилия, угроз и иных незаконных мер. Однако ни заявитель, ни опрашиваемый при проверке сообщения о преступлении еще не являются лицами, участвующими в деле, поскольку дело пока не возбуждено. И, стало быть, требование данной нормы на этом этапе еще не действует.
В связи с принятием УПК РФ ситуация несколько изменилась, но не кардинально. То, что уважение чести и достоинства личности стало принципом уголовного судопроизводства, обеспечило его действие на всех этапах процесса, в том числе и при проверке сообщений о совершении преступления. Принуждение к даче показаний путем применения насилия, угроз и иных незаконных мер без сомнения положения этого принципа нарушают, а. следовательно, такие действия недопустимы в отношении всех лиц, оказавшихся в сфере уголовного судопроизводства, в том числе заявителя. Поэтому, нужно признать, что проблема разрешилась частично. В тоже время только частично, потому что для полного ее разрешения необходимо все же четко обозначить процессуальный статус лиц, интересы которых затрагиваются на этом этапе уголовного процесса.
Информация о работе Уважение чести и достоинства личности в уголовном процессе