Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:28, курсовая работа
Целью настоящей работы является: наиболее полное и подробное изучение в рамках данной работы понятия, видов, предмета, пределов и классификации доказательств, показания свидетеля и потерпевшего как источника доказательств. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие, виды, предмет, пределы и классификацию доказательств в уголовном судопроизводстве.
Рассмотреть показания свидетеля и потерпевшего как источник доказательств.
Провести анализ судебной практики по вопросам, связанных с показаниями свидетелей и потерпевшего в уголовном судопроизводстве.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общие положения доказательств в уголовном судопроизводстве…..5
1.1. Понятие и виды доказательств в уголовном судопроизводстве…..5
1.2. Предмет и пределы доказывания…………………………………..10
1.3. Классификация доказательств……………………………………..13
Глава 2. Показания свидетеля и потерпевшего как источник доказательств в уголовном судопроизводстве…………………………………………………...16
2.1. Показания свидетелей………………………………………………16
2.2. Показания потерпевшего………………………………………..….20
Глава 3. Анализ судебной практики по вопросам, связанных с показаниями свидетеля и потерпевшего……………………………………………………....25
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………
Судебная практика выработала ряд рекомендаций, которые следует учитывать при оценке показаний потерпевшего: показания потерпевшего, как и другие доказательства, подлежат тщательной оценке в совокупности со всеми обстоятельствами, установленными по делу; наличие противоречий в обвинительных показаниях потерпевшего само по себе не является обстоятельством, безусловно устраняющим версию обвинения, в тех случаях, когда она подкреплена другими доказательствами; нельзя основывать обвинение на противоречивых и предположительных показаниях потерпевших, которые опровергаются другими доказательствами по делу; недопустимо основывать обвинение на показаниях, которые по обстоятельствам дела могли являться результатом ошибочного восприятия потерпевшим обстоятельств и фактов, имеющих значение для дела; обвинение нельзя основывать на показаниях потерпевшего в случаях, если возникают сомнения в том, мог ли он в состоянии сильного опьянения правильно воспринимать факты, о которых дает показания.
Таким образом, показаниям потерпевшего присущи следующие особенности:
1) правовое положение потерпевшего. Потерпевший - не только источник доказательств (что свойственно свидетелю), но и участник уголовного процесса, имеющий личную заинтересованность в исходе дела. Он вправе знать о предъявленном обвиняемому обвинении (п. 1 ч. 2 ст. 42 У ПК). В отличие от свидетеля он не только обязан, но и вправе давать показания (п. 2 ч. 2 ст. 42 УПК). Дача показаний - одно из эффективных средств защиты им своих законных интересов;
2) содержание показаний. Показания потерпевшего образуют не только сведения о фактах и обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела (что характерно для свидетельских показаний), их составной частью могут являться и его мнения о них. Эти мнения подлежат обязательной проверке в процессе доказывания. Специфичен и характер сведений, составляющих содержание показаний потерпевшего. Как правило, они связаны непосредственно с обстоятельствами совершенного в отношении него преступного посягательства;
3)
факторы, которые могут сказаться на достоверности
показаний потерпевшего, их соответствии
действительности: его личная заинтересованность
в исходе дела, состояние возбуждения,
подавленности, испуга и т. п.16
Глава 3. Анализ судебной практики по вопросам, связанных с показаниями свидетеля и потерпевшего
Изучение судебной практики
Вместе
с тем при рассмотрении отдельных
дел суды еще не добились полного
устранения недостатков в своей
деятельности. Не искоренены факты
необоснованного осуждения
В
данной главе будут приведены
примеры ошибок судов из судебной
практики по вопросам, связанных с
показаниями свидетеля и
Из-за невыполнения требований ст. 305 УПК РФ отменен приговор Иркутского областного суда от 6 декабря 2007 г., по которому П., А. и С. оправданы по ч. 3 ст. 30, п. п. "д", "ж", "к" ч. 2 ст. 105 УК РФ за неустановлением события преступления.
Органами следствия П. и С. было предъявлено обвинение в покушении на убийство Д.
Согласно обвинительному заключению в ночь на 27 октября 2005 г. они привезли Д. на мост высотой 17 м, наручниками заковали ему за спиной руки и сбросили в реку.
Принимая решение об оправдании С. и П., суд в приговоре сослался на противоречивость показаний потерпевшего на предварительном следствии и его заявление о том, что на предварительном следствии он все придумал.
Однако из материалов дела следует, что 28 октября 2005 г. Д. обратился с заявлением о совершенных в отношении него противоправных деяниях и просил привлечь к уголовной ответственности лиц, их совершивших.
Кроме
того, из содержания показаний Д. усматривается,
что имеющиеся в них
Показания же потерпевшего о том, что он был сброшен с моста с закованными за спиной в наручники руками, являлись последовательными.
Кроме того, суд в решении указал, что показания ряда свидетелей не могут быть положены в основу обвинения, поскольку они "представляют собой пересказ сведений, полученных ими от потерпевшего". Не согласилась Судебная коллегия и с выводом суда.
Так, в соответствии со ст. 75 УПК РФ показания свидетеля признаются недопустимым доказательством в случае, если они основаны на догадке, предположении, слухе или если свидетель не может указать источник своей осведомленности.
По сведениям, имеющимся в протоколе судебного заседания, свидетели, показания которых судом отвергнуты как недостоверные, пояснили, что об обстоятельствах совершения противоправных деяний в отношении Д. они узнали от него самого. Их показания соответствовали его пояснениям.
Таким образом, оснований для признания их недопустимыми, как того требуют положения ст. 75 УПК РФ, в приговоре не приведено.
Кроме того, без достаточных оснований суд признал недопустимым доказательством показания свидетеля В. на предварительном следствии, посчитав, что они получены с нарушением закона, поскольку перед началом допроса ей не были разъяснены правила ст. 51 Конституции Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что В. состояла в гражданском браке с С.
В соответствии со ст. 51 Конституции Российской Федерации гражданин имеет право не свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близкого родственника.
Вместе с тем суд не учел положения закона, определяющие круг близких родственников.
Также Коллегией было отмечено, что, признав явку с повинной П. в качестве смягчающего обстоятельства, суд не дал оценки сведениям, содержащимся в ней (П. сообщил о том, что они втроем сбросили Д. с моста).
Учитывая, что предъявленное подсудимым обвинение по ч. 3 ст. 30, п. п. "д", "ж", "к" ч. 2 ст. 105 УК РФ по мотиву совершения преступления взаимосвязано с их противоправными деяниями в отношении потерпевшего, которые они намеревались скрыть, Судебная коллегия отменила приговор в полном объеме с направлением дела на новое судебное разбирательство.17
Невыполнение требований непосредственности исследования доказательств в суде явилось причиной отмены приговора Ставропольского краевого суда от 9 сентября 2008 г. в отношении К. и Ц., осужденных по ч. 2 ст. 209 УК РФ, п. п. "а", "е", "ж", "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ, ч. 3 ст. 30, п. п. "а", "е", "ж", "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ, ч. 2 ст. 167 УК РФ, ч. 3 ст. 222 УК РФ с применением ч. 3 ст. 69 УК РФ к различным срокам наказания, и направления дела на новое судебное рассмотрение.
Согласно ст. 240 УПК РФ в судебном разбирательстве все доказательства по уголовному делу подлежат непосредственному исследованию, за исключением случаев, предусмотренных разделом X "Особый порядок судебного разбирательства" Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Оглашение показаний, данных при производстве предварительного расследования, возможно лишь в случаях, предусмотренных ст. ст. 276 и 281 УПК РФ.
Однако судом по настоящему уголовному делу эти требования закона не были выполнены.
В обоснование вины К. и Ц. в инкриминируемых преступлениях суд в приговоре сослался на показания свидетеля М., данные им при производстве предварительного следствия, о том, что он слышал, как Ц. сказал К., что он "что-то взорвал" на территории Ставропольского края.
Эти
показания были оглашены в судебном
заседании в нарушение
Принимая решение об оглашении показаний свидетеля, суд указал в протоколе судебного заседания, что М. не явился в суд по причине, исключающей его явку, однако саму причину не указал.
Вместе с тем в материалах дела имеется копия заявления М. от 11 августа 2008 г., поступившая в Ставропольский краевой суд по факсу, которая в судебном заседании не оглашалась, о невозможности его явки в суд "по состоянию здоровья и семейным обстоятельствам".
Кроме того, из протокола опроса свидетеля М. адвокатом К. в порядке ч. 3 ст. 86 УПК РФ следует, что он не подтверждает факт разговора между Ц. и К. о взрыве.
С учетом изложенного Судебная коллегия отменила приговор, направив дело на новое судебное рассмотрение.
Приговором суда Н. и С. признаны виновными и осуждены по п.п.«а, в» ч.2 ст.158, п.«в» ч.2 ст.158 УК РФ.
Требования закона, предъявляемые к составлению приговоров, судом по данному делу выполнены не были.
Приговор
суда содержит большое количество опечаток,
описок, орфографических и
Кроме того, в приговоре много неточных понятий и формулировок, показания свидетелей излагаются то от 1-го, то от 3-го лица, в том числе в одном предложении; большое количество словосочетаний, слова в которых несогласованны между собой по роду и падежу; использованы слова, несущие явно иное смысловое значение, приведены названия несуществующих населенных пунктов, улиц, органов внутренних дел.
Данные недостатки существенно затрудняют восприятие содержания приговора, искажают его смысл, вызывают неопределенность в толковании и, как результат, приводят к невозможности проверки обоснованности приговора.
Кассационным определением приговор суда отменен, дело направлено на новое рассмотрение.
Суд
обязан неукоснительно соблюдать требования
уголовно-процессуального
Информация о работе Показания свидетеля и потерпевшего как источник доказательств