Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:14, курсовая работа
Целью настоящего исследования является теоретическое исследование путей совершенствования уголовно-правовых мер борьбы с вовлечением несовершеннолетних в совершение преступлений на основе изучения уголовного законодательства и практики его применения правоохранительными органами, а также выработка предложений и рекомендаций теоретического и практического характера по совершенствованию уголовного законодательства и правоприменительной деятельности следствия и судов в части организации работы по нейтрализации криминогенного влияния взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений.
Октябрьские события 1917 года нарушили процесс поступательного развития Российского государства, прервали правовую традицию в охране лиц, не достигших совершеннолетия.
Несмотря на это, советским
правительством издавались нормативные
акты, которые в той либо иной
мере защищали права несовершеннолетних.
Важнейшим законодательным
Дальнейшее развитие вопроса предупреждения вовлечения подростков в совершение преступлений шло в рамках усовершенствования организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних после издания Декрета СПК от 4 марта 1920 г. «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях» и разработки инструкции комиссиям по делам несовершеннолетних. Такие комиссии создавались губернскими и уездными отделами народного образования при секциях правовой защиты детей или при советах социальной охраны детства. Комиссии по делам несовершеннолетних наряду с предупреждением правонарушений, совершаемых подростками, защитой интересов и охраной их прав, обязаны были также привлекать к судебной ответственности взрослых за подстрекательство и склонение несовершеннолетних к совершению общественно опасных деяний, за эксплуатацию труда несовершеннолетних, за жестокое обращение с ними и т.п.
Впоследствии в уголовном законодательстве отмечается постепенное расширение круга деяний, нарушающих права и законные интересы несовершеннолетних, оказывающих неблагоприятное воздействие на их развитие и формирование их личности, за которые взрослые лица несут ответственность. Если в царской России фактически не предусматривалось прямой ответственности за вовлечение подростком и разного рода антисоциальные занятия, то с первых дней Советской власти этим вопросам уделяется особое внимание, что и находит отражение в уголовных кодексах 1922 и 1926 годов.
Некоторые дополнения в уголовное законодательство были внесены в 1935 году. В соответствии со ст. 73 УК РСФСР подстрекательство несовершеннолетних или привлечение их к участию в различных преступлениях, а также понуждение несовершеннолетних к занятию спекуляцией, нищенством наказывались тюремным заключением на срок не ниже пяти лет.
Существенные изменения в законодательстве, предусматривающие ответственность за вовлечение подростков в антисоциальные занятия, были внесены в связи с принятием Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 года и Уголовного кодекса РСФСР 1960 года.
В ст. 210 УК РСФСР I960 г. предусматривалась ответственность за вовлечение несовершеннолетних в пьянство, в занятие попрошайничеством, проституцией, азартными играми, а равно за использование несовершеннолетних для целей паразитического существования. Кроме того, ст. 2101 УК РСФСР дополнила ответственность за доведение несовершеннолетних до состояния опьянения лицом, в служебной зависимости от которого находился подросток.
В 1974 году, в соответствии с п. 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1974 гола «Об усилении борьбы с наркоманией», в уголовное законодательство дополнительно была внесена статья, предусматривающая ответственность за склонение несовершеннолетнего и употреблению наркотических веществ (ст. 2242 ч. II УК РСФСР)1. 29 июня 1987 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР введена уголовная ответственность по ст. 210 за вовлечение несовершеннолетних в немедицинское потребление лекарственных и других средств, влекущих одурманивание.
Увеличение числа статей, имеющих целью защитить интересы семьи и несовершеннолетних, а также важность этой задачи не раз служили в научной литературе основанием для вывода о целесообразности ввести в Особенную часть Уголовного кодекса специальную главу.
Далеко не все рекомендации воплощены во вновь принятом УК РФ 1996 года (скажем, за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей санкции были, напротив, смягчены). Но главная идея -- обособление в самостоятельную группу посягательств на интересы семьи и несовершеннолетних - нашла а нем поддержку.
К сожалению, отнюдь не всякое положение анализируемой главы можно признать удачным (в частности, трудно согласиться с обоснованностью конструирования единого состава за неисполнение или не надлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, с одной стороны, и жестокого обращения с несовершеннолетним -- с другой, ибо каждое из них требует самостоятельною решения). Но несомненной заслугой законодателя можно считать то, что переосмыслена оценка деяний, связанных с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность; включение этих составов в раздел о посягательствах на личность, а точнее в главу, предусматривающую ответственность за преступления против семьи и несовершеннолетних, означает, что закон такого рода действия считает преступными в силу причинения или угрозы причинения вреда в первую очередь самому несовершеннолетнему.
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений
2.1 Анализ состава статьи 150 УК РФ
В ч.1 ст. 2 УК дается примерный перечень наиболее значимых общественных отношений: общественные отношения, охраняющие права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, окружающую среду, конституционный строй Российской Федерации, мир и безопасность человечества. Общественные отношения, охраняемые законом, являются, прежде всего, отношениями между людьми, в связи с чем в центре этих отношений находится человек.
Вовлечение несовершеннолетних взрослыми лицами в совершение преступления представляет опасность для общества не только потому, что расширяет круг правонарушителей, но и потому, что такие действия оказывают развращающее воздействие на неокрепшую психику несовершеннолетних, нарушают их нормальное духовно-нравственное развитие, прививают им искаженные ценностные ориентации.
Взрослым преступникам бывает выгодно привлекать в качестве непосредственных исполнителей несовершеннолетних, так как они несут более мягкую oответственность по сравнению со взрослыми (в частности, в ст. 61 ч. 1 п. «6» несовершеннолетие виновного указано как одно из обстоятельств, смягчающих наказание). Посылая на совершение преступления несовершеннолетних, взрослые надеются остаться вне поля зрения правоохранительных органов.
В данном случае родовым объектом вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления будет выступать совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальное физическое, психическое, нравственное и социальное развитие лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста, в духе соблюдения Конституции и законов Российской Федерации; уважения человека, его прав и труда; уважительного отношения к обществу, правилам и традициям человеческого общения; утверждения несовершеннолетнего в качестве самостоятельного и полноценного субъекта общественных отношений, свободно реализующего свои права и свободы.
Видовой объект вовлечения
несовершеннолетнего в
По ч. 3 ст. 150 УК необходимо выделить и дополнительный объект - здоровье несовершеннолетнего.
Потерпевшим является несовершеннолетний.
Ст. 150 УК рассматривают как приоритетную обязанность государства обеспечивать в максимально возможной степени здоровое развитие детей и подростков, защищать их от всех форм злоупотреблений, эксплуатации: вовлечения в употребление наркотиков и психотропных веществ, совращения, использования в проституции и других видах незаконной сексуальной практики, вовлечения в изготовление и распространении порнографических материалов, от бродяжничества или попрошайничества.
С субъективной стороны вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления характеризуется исключительно умышленной формой вины. Поскольку вовлечение - умышленное преступление, то отношение виновного к действию представлено в нем только осознанием его общественной опасности. «Попытки исследователей включить в содержание умысла при вовлечении (как и при любом другом преступлении с формальным составом) в качестве волевого момента желание совершить определенное действие, неосновательны и по форме, и по существу. Во- первых, желание совершить определенное действие не включено в формулу умысла и неосторожности самим законом. Во-вторых, желание совершить определенное действие - свидетельство свободы воли виновного, отсутствие которой исключает уголовную ответственность. Поэтому трудно в рамках уголовно-правовых отношений и теоретически, и практически представить ситуацию, при которой лицо, осознавая общественно опасный характер своего действия, совершает его, не желая его совершать. Если лицо осознает опасность своего действии и совершает его, значит оно желает его совершить; если лицо, осознавая опасность действия, не желает его совершения, оно его и не совершает. Таким образом, конструкция умысла для формальных составов преступлений является усеченной и включает в себя только процесс осознания общественно опасного характера совершаемого деяния Шевченко Нелли Петровна УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВОВЛЕЧЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЕНИЯ автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата юридических наук».
Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 150 УК, состоит в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления. Вовлечение выражается в активных действиях взрослого, направленных на то, чтобы возбудить намерение и укрепить решимость подростка совершить преступление Г.М. Миньковский, Профилактика вовлечения несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность, 1981, М., С. 9.
Теория и практика выделяют две разновидности вовлечения: неконкретизированное, при котором действия взрослого лица представляют собой пропаганду преступного образа жизни, привлечение новых сторонников преступного мира, что обеспечивает пополнение преступных рядов и подталкивает несовершеннолетнего к совершению определенного преступления; конкретизированное, заключающееся либо в склонении подростка к участию в задуманном взрослым преступлении в качестве соисполнителя или пособника, либо в формировании у несовершеннолетнего самостоятельного умысла на совершение определенного деяния. Именно конкретизированное вовлечение вызывает немало трудностей в квалификации.
В юридической литературе
дается разное толкование вовлечения
несовершеннолетнего в
Обратимся к толковому словарю. «Вовлечь - значит побудить, привлечь к участию в чем-нибудь и не только побудить» а втянуть, ввести силой, принудить, соблазнить к какому-либо делу, заманить, заставить принять участие Ожегов В.И. Словарь русского языка, М., Советская энциклопедия, 1968, стр. 84; Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, том 1, М., 1955, С. 217».
Из анализа действующего законодательства следует, что вовлечение в совершение преступления - это сложный собирательный юридический термин, включающий в себя понуждение или подстрекательство несовершеннолетних к определенному противоправному поведению, указанному в законе, а также привлечение их к участию в нем совместно со взрослыми или иным подростком. При понуждении, как крайней и наиболее опасной форме вовлечения взрослый действует, прежде всего, через эмоции страха, заставляя подростка вопреки era желанию, принять участие и противоправном деянии.
При подстрекательстве несовершеннолетних к совершению преступления или иному антиобщественному поведению взрослый возбуждает намерение или укрепляет решимость совершить противоправное деяние. Это возможно путем психологического и физического насилия. «Психическое насилие со стороны взрослого часто выражается в угрозе или запугивании физической расправой, причинением телесных повреждений или даже убийством. Психическое насилие может осуществляться путем шантажа, когда взрослый угрожает распространить позорящие несовершеннолетнего сведения, если тот не совершит действие, к которому его понуждают. Физическое насилие в основном существует в форме нанесения побоев» Г.М. Миньковский, Профилактика вовлечения несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность, 1981, М., С. 10.. Собственно, речь идет о понуждении совершения преступления в наиболее опасных формах, когда насилие над личностью в большей степени, по сравнению с другими формами вовлечения в совершение преступления, деформирует сознание несовершеннолетнего и травмирует его.
Информация о работе Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления