Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:16, контрольная работа
Работа комментирует статью 38 УК РФ
Каждый подозреваемый имеет свой правовой статус, который мало чем отличается от статуса других участников уголовного судопроизводства, поэтому очень важно иметь представление о принципах и порядке уголовного преследования в части, относящемся к подозреваемому.
Целью нашей работы является описание института задержания подозреваемого в уголовном судопроизводстве.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОДОЗРЕВАЕМОГО 5
2. ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И УСЛОВИЯ ЗАДЕРЖАНИЯ 16
3. ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ЗАДЕРЖАНИЯ ПОДОЗРЕВАЕМОГО И ПОЛНОМОЧИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ ПРИ ЗАДЕРЖАНИИ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
Литература 33
Подозреваемый обязан являться по вызову, не скрываться от органов расследования, не препятствовать выяснению истины, не продолжать преступную деятельность, подвергаться освидетельствованию и экспертизе, представлять образцы для сравнительного исследования.
Права подозреваемого, обусловленные избранием в отношении него – в качестве меры пресечения – заключения под стражу.
Подозреваемому на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, может быть предоставлено не более двух свиданий в месяц с родственниками или любыми иными лицами продолжительностью до трех часов каждое. Такие свидания проходят под контролем сотрудников мест содержания под стражей и в случае попытки передачи подозреваемому запрещенных предметов, веществ и продуктов питания либо сведений, которые могут препятствовать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления, прерываются досрочно.
Прокурор, следователь, дознаватель обязаны разъяснять подозреваемому их права, обязанности и ответственность, а также обеспечивать возможность осуществления этих прав.
Задержание подозреваемого – это неотложная мера уголовно-процессуального принуждения, при которой лицо, подозреваемое в совершении преступления, помещается в ИВС сроком на 48 часов с целью проверить его причастность к содеянному и решить вопрос о его аресте.
Задержание следственным действием не является. Протокол задержания оформляется не в целях собирания доказательств и поэтому имеет небольшую доказательственную значимость, чем постановление о заключении под стражу, о приводе или любой иной мере процессуального принуждения.
Задачи задержания:
Закон предусмотрел два основных условия задержания. Во-первых, оно возможно только после возбуждения уголовного дела. Во-вторых, следователь (орган дознания и др.) вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении лишь такого преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы8.
В ч. 2 ст. 91 УПК РФ упоминается также о специальных условиях задержания. Они изложены применительно к одной строго определенной группе оснований задержания, которая именуется «иными данными, дающими основание подозревать лицо в совершении преступления». Речь идет о таких условиях, как:
а) лицо пыталось скрыться;
б) не имеет постоянного места жительства;
в) не установлена его личность;
г) прокурор или следователь, дознаватель с согласия прокурора направил в суд ходатайство об избрании указанному лицу меры пресечения в виде заключения под стражу.
Требуют уточнения формулировки «лицо пыталось скрыться», «не имеет постоянного места жительства» и «не установлена его личность». Например, следователь пришел к человеку домой, чтобы его допросить, и заметил на столе билет на поезд. Человек в отношении которого поступила оперативная информация как на лицо, совершившее преступление, спокойно объяснил, что его отправляют в командировку. У следователя нет оснований для задержания со ссылкой на то, что человек пытался скрыться. Другое дело, когда подозреваемый, увидев следователя, выпрыгнул в окно и попытался убежать дворами. Даже если сразу поймать его не удалось, данное условие будет иметь процессуальное значение при последующей поимке.
Для положительного ответа на вопрос, имеет ли человек постоянное место жительства, всегда было достаточно проверить, есть ли у него в паспорте прописка ( а теперь – регистрация). Именно этому формальному признаку на практике придается значение отсутствия (наличия) у лица постоянного места жительства. Однако и обладая пропиской, лицо может продолжительное время не жить по указанному адресу. В такой ситуации наличие постоянного места жительства будет подтверждено не выпиской из паспорта, а определенной совокупностью доказательств.
Из-за изменения места жительства, связанного с переводом на работу в другой город, учебой и т.п., у вполне добропорядочного человека определенное время может не быть прописки (регистрации). В этой связи при констатации анализируемого специального условия задержания следует выяснять также отсутствие постоянного места работы, учебы, службы. Нельзя считать человека лицом без постоянного места жительства, когда его ежедневно можно найти на работе9.
В обычном порядке личность человека
устанавливается с помощью
Характеристика правового института задержания подозреваемого включает много дискуссионных вопросов. Заслуживают внимания вопросы, связанные с начальным этапом задержания лица по подозрению в совершении преступления, а именно его захватом и доставлением для дальнейшего оформления процессуального задержания.
В определении задержания подозреваемого (п. 11 ст. 5 УПК РФ) законодатель, указав, что срок задержания исчисляется с момента фактического задержания, сделал понятие последнего ключевым при исчислении срока. Далее в п. 15 данной статьи он определил момент фактического задержания как момент производимого в порядке, установленном УПК РФ, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления. Очевидно, что для полной ясности необходимо разъяснение последнего понятия в этой цепочке, а именно что подразумевается под фактическим лишением свободы передвижения. Такого толкования УПК не содержит, как и не содержит порядка фактического лишения свободы передвижения, на который в определении делается ссылка как на установленный Кодексом. УПК предусматривает только порядок процессуального задержания (ст. 92), регламентируемый с момента доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю.
Если обратиться к комментариям УПК РФ и учебникам по уголовно-процессуальному праву, подготовленным различными авторскими коллективами, то можно обнаружить, что лишь немногие из них идут дальше законодателя в детализации вопроса, касающегося момента фактического задержания. Так, в комментарии НИИ Генеральной прокуратуры РФ по применению УПК РФ А.П. Коротков и А.В. Тимофеев указывают, что если лицо застигнуто на месте совершения преступления либо захвачено непосредственно после его совершения при попытке скрыться, то, поскольку такое лицо фактически ограничено в свободе передвижения в связи с подозрением в совершении преступления, оно считается подозреваемым вне зависимости от того, возбуждено или нет уголовное дело11.
В одном из учебников по уголовно-процессуальному праву момент фактического задержания трактуется как момент, с которого «задержанный был реально ограничен в своей свободе»12.
В комментарии к УПК РФ под общей редакцией В.И. Радченко указывается, что моментом фактического задержания является момент, с которого лицо удерживается с применением физического насилия или без такового и лишается свободы распоряжаться собой. Этот момент может несколько опережать время доставления задержанного к следователю (дознавателю). Автор считает, что подобное уточнение понятия момента фактического задержания можно было бы использовать в п. 15 ст. 5 УПК РФ, определив его как «момент, с которого лицо, подозреваемое в совершении преступления, удерживается с применением физического насилия или без такового и реально лишается свободы передвижения»13.
В целом же все приведенные
доктринальные разъяснения
Однако встречаются и несколько отличающиеся мнения по рассматриваемому вопросу. Так, М.Е. Токарева посчитала, что захват лица и действия не уполномоченного на производство процессуальной деятельности работника правоохранительного органа или иного лица по его доставлению в орган дознания, к следователю не могут рассматриваться в качестве составной части уголовно-процессуального задержания или фактического задержания в смысле, придаваемом ему уголовно-процессуальным законом15.
С.В. Шевелева пришла к выводу, что действия потерпевших, очевидцев и иных лиц, связанные с захватом и доставлением лица, не входят в состав процессуального задержания. Моментом фактического задержания правильно считать момент, когда у лица исчезла возможность свободно передвигаться и это действие осуществили уполномоченные органы16.
Такое понимание фактического задержания представляется не совсем верным. Действительно, УПК РФ ни в одной специальной норме не предусмотрено право граждан на задержание лица, подозреваемого в совершении преступления. Однако УК РФ, напротив, исходит из того, что субъектом, осуществляющим задержание, может быть любое лицо, а не только сотрудники правоохранительных органов: ст. 38 не считает преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышение необходимых для этого мер.
Информация о работе Причинение телесных повреждений при задержании подозреваемого