Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 09:52, курсовая работа
Соучастие слагается из трех элементов:
преступление совершается общими, взаимно обусловленными и взаимно дополняющими усилиями нескольких лиц;
преступный результат, достигнутый совместными действиями соучастников, является для них общим, единым;
преступный результат (в преступлениях с материальным составом преступления) или сам факт совершения деяния (в преступлениях с формальным составом) находится в причинной связи с действиями каждого из соучастников.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ПОНЯТИЕ СОУЧАСТИЯ
1.1. Исполнитель преступления. Организатор преступления
1.2. Подстрекатель и пособник преступления
Глава 2 ОСНОВАНИЯ И ПРЕДЕЛЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
СОУЧАСТНИКОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
2.1. Общие вопросы основания и пределов ответственности
соучастников преступления
2.2. Ответственность соучастников при эксцессе исполнителя
2.3. Добровольный отказ соучастников преступления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основания ответственности иных соучастников определяются с учетом следующих обстоятельств:
признаки состава преступления указываются не только в Особенной части, но и в Общей;
совместная преступная деятельность нескольких лиц регламентируется нормами Общей и Особенной частей УК РФ. В Общую часть применительно к соучастию выносится характеристика «сложного субъекта» преступления и определяются правила его ответственности. Причем положения Общей части носят универсальный характер и имеют значение для правоприменителя во всех случаях, когда он сталкивается с конкретной общественно опасной совместной деятельностью, предусмотренной статьей Особенной части УК. В Особенной части описываются конкретные составы преступлений. Поэтому когда преступление совершается одним лицом для обоснования его ответственности, достаточно общих правил. Когда же преступление совершается несколькими лицами, то в действие вступают специальные нормы Общей части, и для наличия состава преступления каждого из участников нужно устанавливать не только признаки Особенной части, но также и признаки, которые согласно положениям ст. 32-36 УК РФ характеризуют деятельность нескольких лиц, совместно совершающих определенное преступление. Каждый из соучастников, какие бы действия в совместно совершенном преступлении он ни выполнял, подлежит уголовной ответственности на том основании, что он сам, действуя виновно, посягает на охраняемые уголовным законом общественные отношения, а его личный вклад носит характер общественно опасной деятельности.
Ответственность соучастников определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении преступления. Следовательно, ответственность лица зависит, прежде всего, от того, какую функцию оно выполняло в совершенном преступлении. Если лицо полностью или частично, единолично или с кем-либо непосредственно выполняет объективную сторону преступления, то оно признается исполнителем (соисполнителем) и его действия квалифицируются только по статье Особенной части УК РФ (ч. 2 ст. 34 УК).
Когда же соучастник не принимает непосредственного участия в выполнении объективной стороны, но содействует исполнителю различным образом в качестве организатора, подстрекателя или пособника, его действия квалифицируются по статье, вменяемой исполнителю совместно совершенного преступления со ссылкой на ст. 33 УК РФ. Такая ссылка необходима по той причине, что иные соучастники сами непосредственно конкретного состава преступления не выполняют, а описание объективной стороны конкретных преступлений рассчитано на индивидуальные действия субъекта. Если лицо одновременно выполняет функции исполнителя и подстрекателя (пособника, организатора), квалификация осуществляется по правилам ч. 2 ст. 34 УК РФ (ч. 3 ст. 34).
Соучастники отвечают за самостоятельные действия. Вместе с тем, поскольку с совершаемым преступлением они связаны через действия (бездействие) исполнителя, вопрос об окончании преступления решается в зависимости от стадии осуществления действий исполнителя. Когда исполнителю преступления не удается довести до конца совместно задуманное по причинам, не зависящим от него (вынужденно), остальные соучастники в зависимости от стадии совершения преступления исполнителем несут ответственность за приготовление к преступлению или покушение на преступление.
Уголовное законодательство обязательно должно соответствовать криминологическим реалиям. Поэтому в УК РФ в статье 35 выделяются такие формы совместного совершения преступления, как совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией), поясняется их суть. Сохранены в более дифференцированном виде статьи о бандитизме и организации незаконных вооруженных формирований. В ряде составов преступлений в качестве квалифицирующих, т.е. влекущих более строгое наказание, обстоятельств указывается на совершение преступлений группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Более того, в ст. 210 УК РФ установлена уголовная ответственность за организацию преступного сообщества (преступной организации) либо руководство им, а равно участие в нем. Причем ответственность для виновных лиц наступает за сам факт организации, руководства или участия в сообществе безотносительно к тому, совершило данное сообщество какое-либо преступление или нет.
Согласно п.3 ст.35 УК РФ преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. В отличие от группы лиц по предварительному сговору признание организованной группы предполагает ее устойчивость и предварительное объединение участников с целью совершения преступлений. Пункт 4 рассматриваемой статьи признает преступление совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено сплоченной организованной группой (организацией), созданной для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединением организованных групп.
Если для признания преступной группы организованной достаточно таких признаков, как устойчивость и объединение заранее ее участников общей целью совершения любых преступлений, то преступное сообщество характеризуется сплоченностью ее участников, преследующих цели совершения тяжких или особо тяжких преступлений, о чем говорит Водько в своей работе [4.15].
Значительное внимание в Уголовном кодексе уделяется организатору, создавшему организованную группу или преступное сообщество. Согласно ч.5 ст.35 УК РФ такое лицо подлежит уголовной ответственности за саму организацию преступных структур и руководство ими в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса, а также за все совершенные этими структурами преступления, если они охватывались его умыслом. К ним относятся: организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст.208), бандитизм (ст.209), организация преступного сообщества (преступной организации) (ст.210), вооруженный мятеж (ст.279), т.е. преступления, посягающие на общественную безопасность и основы конституционного строя страны.
В ч.7 ст.35 устанавливается, что совершение преступления организованной группой или преступным сообществом влечет более строгое наказание, на основании и в пределах, предусмотренных Уголовным кодексом.
Большое место проблемам борьбы с организованной преступностью отводится и в Особенной части Уголовного кодекса.
Устанавливая повышенную ответственность за совершение данных деяний организованной группой, законодатель обеспечивает комплексный подход к реализации задач превенции в борьбе с организованной преступностью в различных сферах проявления интересов личности, общества и государства. При этом основной акцент сделан на борьбу с тяжкими и особо тяжкими преступлениями, которые составляют 71,4% преступлений с квалифицирующим признаком «совершение преступления организованной группой».
Следует обратить внимание и на новые подходы законодателя к определению мер наказания за совершение преступлений в составе организованных преступных групп. Как отмечает Водько [4.16] закрепляя квалифицирующий признак «совершение преступления организованной группой» по составам преступлений, законодатель проявляет последовательность и устанавливает соответственно повышенную ответственность.
Следовательно, оценка высокой степени общественной опасности организованной преступной деятельности со стороны законодателя проявляется и в определении довольно строгих мер наказания виновным лицам, особенно за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. В этом подходе преследуются не только цели кары, но и успешно реализуется принцип превенции, пронизывающий весь Уголовный кодекс Российской Федерации.
2.2. Ответственность соучастников при эксцессе исполнителя
Соучастие в преступлении предполагает тесную связь соучастника со всеми элементами состава преступления. Но наиболее значимым элементом в этой связи является деятельность субъекта преступления - исполнителя, от действий которого зависит ответственность соучастников. Рассмотрение института соучастия как определенной системы взаимодействия тесно связанных между собой участников, деятельность которых направлена на совершение задуманного преступления, и выделение в этой деятельности, прежде всего функциональной роли исполнителя, позволяет сделать вывод о том, что характер вносимых им корректировок в процессе совершения желаемого преступления имеет различное уголовно-правовое значение, непосредственно влияющее на объем и пределы ответственности других соучастников преступления.
Эксцесс исполнителя возможен при любой из предусмотренных УК форм соучастия. При эксцессе исполнителя он самостоятельно выходит за рамки ранее согласованного с другими соучастниками и совершает более тяжкое преступление. При совершении исполнителем менее тяжкого преступления по сравнению с тем, что было оговорено, у него имеется добровольный отказ от совершения более тяжкого преступления. Ответственность за эксцесс исполнителя несет только сам исполнитель, другие соучастники преступления отвечают лишь за деяние, которое охватывалось их умыслом.
Рассмотрим особенности эксцесса исполнителя (соучастника) в преступлениях со специальным составом, в котором не только субъект, но и остальные элементы имеют специальный характер.
исполнитель преступления совершает не задуманное, а иное преступление. При этом возможно допущение как количественного, так и качественного эксцесса.
исполнитель преступления кроме задуманного преступления, согласованного с соучастником, совершает новое преступление.
В таких случаях ответственность соучастников наступает за участие в том преступлении, на совершение которого они дали свое согласие и которое охватывалось их умыслом.
Исполнитель будет нести ответственность по совокупности преступлений: за совершение задуманного преступления (специальный состав) и дополнительно совершенное в рамках эксцесса.
исполнитель совершает новое преступление более опасным способом, вследствие чего содеянное приобретает иное качественное содержание
Например, А.Н.Трайнин считает, что «незнание способа совершения преступления следует вменять соучастникам, даже если способ явился квалифицирующим обстоятельством» [21.150].
при эксцессе отклонение должно быть следствием сознательной деятельности исполнителя. Наступившее последствие должно находиться в причинной связи с деятелем. По мнению Таганцева Н.С., если же отклонение происходит вследствие развития последствий деятельности исполнителя, происходящей от разнообразных извне условий или факторов, то изменившееся преступное деяние должно вменяться и соучастникам [20.604].
Данное обстоятельство может проявляться в преступлениях со специальным составом, в которых деяние выражается в нарушении специальных правил поведения, способном повлечь ближайшее и отдаленное, в том числе непредсказуемое, последствие. Разделение нарушения и последствия иногда создает впечатление об отсутствии причинной связи между нарушением и последствием.
По степени отклонения исполнителя от состоявшегося между соучастниками соглашения эксцесс исполнителя обычно подразделяют на два вида - количественный и качественный. При количественном эксцессе исполнитель выходит за рамки согласованного либо в части формы преступного посягательства. Количественный эксцесс не прерывает совместно начатого преступления и поэтому согласованное деяние в целом совершается.
Качественный эксцесс выражается в совершении абсолютно другого по характеру и степени общественной опасности преступления, либо когда наряду с задуманным совершается и другое, не охватываемое умыслом соучастников, преступление.
Рассмотрение соучастия как определенной системы отношений и учет особенностей причинной связи в преступлениях со специальным составом позволяет отграничивать случаи эксцесса исполнителя от причинения различного вреда специальным отношениям в рамках соучастия.
В качестве вывода по данному вопросу, можно сказать следующее. При эксцессе отсутствует причинная связь между действиями соучастников и совершенным преступлением. Кроме того, выходя за пределы заранее оговоренного, исполнитель тем самым изменяет содержание умысла и, следовательно, теряется субъективная связь между соучастниками. Отсутствие объективных и субъективных оснований участия других соучастников делает возможным освобождение их от уголовной ответственности при эксцессе. Поэтому законодатель и формулирует в ст. 36 УК положение о том, что «за эксцесс исполнителя другие соучастники преступления уголовной ответственности не подлежат».
2.3. Добровольный отказ соучастников преступления
В ч.4 ст.31 УК РФ сформулированы особенности добровольного отказа соучастников преступления, которых не было в ранее действовавшем уголовном законодательстве. Этот вопрос освещался лишь в теории уголовного права, причем не всеми учеными единообразно. Особенности добровольного отказа соучастников, сформулированные в ч.4 ст.31 УК РФ, требуют теоретического осмысления и выработки рекомендаций по практическому применению данной нормы. В ней ничего не говорится о добровольном отказе исполнителя.
Особенностью добровольного отказа организатора и подстрекателя является то, что, будучи инициаторами деяния, свой вклад в готовящееся преступление они могут изъять, лишь предотвратив его доведение до конца другими соучастниками. Это могут быть различные способы интеллектуального воздействия на них, побуждающие отказаться от причинения вреда. Предотвратить преступление организатор и подстрекатель могут и путем физического противодействия исполнителю. Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о противодействии исполнителю путем применения к нему физического насилия и его уголовно-правовой оценке.
Обращение к органам власти как способ добровольного отказа организатора и подстрекателя должно быть сделано своевременно. Своевременность в данном случае - оценочная категория. Вопрос о своевременности обращения к органам власти должен решаться на основе всех обстоятельств дела. В частности, с учетом времени, места, характера предполагаемого преступления, степени его подготовленности и других факторов.
Информация о работе Основания и пределы ответственности соучастников преступления