Квалифицированное убийство по российскому уголовному законодательству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 05:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – дать уголовно-правовой анализ квалифицирующих признаков убийства предусмотренных ч. 2 ст. 105 УК РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
рассмотреть понятие квалифицированного убийства по уголовному кодексу РФ;
определить роль квалифицирующих признаков в дифференциации уголовной ответственности за убийство;
дать уголовно-правовой анализ квалифицирующим признакам, предусмотренным п.п. «а»-«м» ч. 2 ст. 105 УК РФ;

Содержание работы

Введение..............................................................................................................стр.3
1. Понятие квалифицированного убийства по уголовному кодексу РФ.........................................................................................................................стр.5
2. Уголовно - правовая характеристика видов квалифицированного убийства................стр.8
2.1 Уголовно-правовая характеристика видов квалифицированного убийства по объективным признакам преступления.......................................................................................стр.9
2.2 Уголовно-правовая характеристика видов квалифицированного убийства по субъективным признакам преступления.....................................................................................стр.21
Заключение...........................................................................................................................................стр.29
Список использованной литературы............................................................................................стр.31

Содержимое работы - 1 файл

уголовка курсовая СДЕЛАНО.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)
 
 

   2.1 Уголовно-правовая характеристика видов квалифицированного убийства по объективным признакам преступления.

 

   Убийство  двух или более лиц (п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ) 

   Как отмечает Пленум ВС РФ3, убийство одного человека и покушение на убийство другого не может рассматриваться как оконченное преступление – убийство двух лиц. В таких случаях независимо от последовательности преступных действий содеянное, следует квалифицировать по ч. 1 или ч. 2 ст. 105 и по ч. 3 ст. 30 и п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

   Однако, эта квалификация отражает характер содеянного, но дает возможность определить наказание в пределах 25 лет лишения свободы, что противоречит смыслу закона, который снизил объем ответственности за неоконченную преступную деятельность.

   Убийство  лица или его близких в связи  с  осуществлением данным лицом служебной  деятельности или выполнением общественного долга (п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ).

   Убийство  лица или его близких в связи  с осуществлением данным лицом служебной  деятельности или выполнением общественного  долга (п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ) совершается с целью воспрепятствования правомерной деятельности потерпевшего по осуществлению служебной деятельности либо выполнению общественного долга, а также по мотивам мести за такую деятельность.4

   Под осуществлением служебной деятельности следует понимать действия лица, входящие в круг его обязанностей, вытекающих из трудового договора (контракта) с государственными, муниципальными, частными и иными зарегистрированными в установленном порядке предприятиями и организациями независимо от формы собственности, с предпринимателями, деятельность которых не противоречит действующему законодательству, а под выполнением общественного долга – осуществление гражданином как специально возложенных на него обязанностей в интересах общества или законных интересах отдельных лиц, так и совершение других общественно полезных действий (пресечение правонарушений, сообщение органам власти о совершенном или готовящемся преступлении либо о местонахождении лица, разыскиваемого в связи с совершением им правонарушений, дача свидетелем или потерпевшим показаний, изобличающих лицо в совершении преступления, и др.).

   От  убийства в связи с выполнением  потерпевшим своего служебного или  общественного долга необходимо отличать убийство государственного деятеля  или представителя власти, совершенное  в связи с его служебной  или общественной деятельностью, с целью подрыва или ослабления власти (террористический акт). При убийстве, квалифицируемом по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ, цель подрыва или ослабления власти отсутствует. Также от подобного убийства следует отграничивать убийство с целью скрыть другое преступление. Так, убийство единственного свидетеля будет квалифицироваться по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ, если он уже дал свои показания; если же свидетель показания дать не успел, то на лицо убийство с целью скрыть другое преступление.

   Убийство малолетнего или иного лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, а равно сопряженное с похищением человека (п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ). По п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ надлежит квалифицировать умышленное причинение смерти потерпевшему, неспособному в силу физического или психического состояния защитить себя, оказать активное сопротивление виновному, когда последний, совершая убийство, сознает это обстоятельство. К лицам, находящимся в беспомощном состоянии, могут быть отнесены, в частности, тяжелобольные и престарелые, малолетние дети, лица, страдающие психическими расстройствами, лишающими их способности правильно воспринимать происходящее5.

 

   В литературе высказывается мнение, да и судебная практика идет по такому же пути, что к беспомощному состоянию следует также относить и психическую беспомощность. Следует отметить, что судебная практика по данному вопросу противоречива. В одних случаях убийство спящего и лица, находящегося в обморочном состоянии или в состоянии тяжелого опьянения, квалифицируется как убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, в других - это состояние не рассматривается в качестве квалифицирующего признака6. Бородин С.В., указывает две ситуации, когда возникает вопрос о наличии или отсутствии беспомощного состояния потерпевшего. Первая, когда потерпевший сознаёт, что он в силу своего беспомощного состояния не может себя защитить и оказать активное сопротивление виновному. Жертвами здесь оказываются престарелые или больные люди, в том числе родители и другие члены семьи, включая детей. Вторая, когда виновный лишает потерпевшего жизни, также с использованием его беспомощного состояния, это убийство лиц, находящихся в состоянии обморока, опьянения или сна, когда они не могут реагировать на действия виновного.

   При этом, как было отмечено, в одном  судебных решений, приведение потерпевшего в беспомощное состояние самим  виновным совместно с другими  осужденными в результате совершения ими действий, направленных на причинение вреда здоровью потерпевшего, не является основанием для юридической оценки действий виновного по п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ7.

   Убийство, сопряженное с похищением человека имеет место в том случае, когда  в процессе похищения потерпевшего лишают жизни, или убийство происходит с целью сокрытия данных преступлений. При этом убийство может совершаться как с прямым, так и с косвенным умыслом. Так, косвенный умысел будет налицо, когда виновный, захватывая заложников, желая устрашить их, начинает беспорядочно стрелять и убивает кого-нибудь. С прямым же убийство совершается, если виновный скрывает похищение или захват заложников, или убивает потерпевшего вследствие, например, невыполнения выдвинутых требований8.

   Следует иметь в виду, что похищенные лица в большинстве случаев также  находятся в беспомощном состоянии. Убийство, сопряженное с похищением человека следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 2 ст. 105 и соответственно ст. 126 УК РФ.

   Убийство  женщины, заведомо для виновного  находящейся в   состоянии беременности (п. «г» ч. 2 ст. 105 УК РФ).

   Несколько по иному решается вопрос о квалификации действий виновного, когда происходит ошибка в личности потерпевшего. В тех случаях, когда субъект покушается на жизнь другого человека при наличии квалифицирующих убийство обстоятельств (в частности беременности), а фактически из-за ошибки в личности убивает постороннее лицо, квалификация должна осуществляться по двум частям ст. 105 УК РФ. Применительно к данной ситуации это ст. 30 и п. «г» ч. 2 ст. 105 и ч. 1 ст. 105 УК РФ. Квалификация подобных действий только по ч. 1 ст. 105 УК РФ означала бы недооценку действий субъекта с точки зрения их общественной опасности. Здесь субъект выполнил все необходимые действия для наступления преступных последствий, однако они не наступили по независящим от него причинам – ошибки в личности потерпевшего9.

    Убийство, совершённое с особой жестокостью (п. «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ).

   Под особой жестокостью убийства следует  понимать как особую жестокость способа  убийства и его последствий (сюда включается и особо мучительный для убитого способ совершения преступления), так и особую жестокость личности убийцы, проявившуюся в совершенном преступлении. Особая жестокость этого убийства связана с причинением особых страданий человека.

   При квалификации убийства по п. "д" ч. 2 ст. 105 УК РФ надлежит исходить из того, что понятие особой жестокости связывается как со способом убийства, так и с другими обстоятельствами, свидетельствующими о проявлении виновным особой жестокости. При этом для признания убийства совершенным с особой жестокостью необходимо установить, что умыслом виновного охватывалось совершение убийства с особой жестокостью. Т.е. при совершении убийства с особой жестокостью субъект должен сознавать особо жестокий характер избранного им способа лишения жизни и предвидеть особо жестокие последствия своего деяния, а также желать либо сознательно допускать именно такой характер лишения потерпевшего жизни.

   Как указывает Пленум Верховного Суда РФ, признак особой жестокости наличествует, в частности, в случаях, когда перед лишением жизни или в процессе совершения убийства к потерпевшему применялись пытки, истязание или совершалось глумление над жертвой либо когда убийство совершено способом, который заведомо для виновного связан с причинением потерпевшему особых страданий (нанесение большого количества телесных повреждений, использование мучительно действующего яда, сожжение заживо, длительное лишение пищи, воды и т.д.). Особая жестокость может выражаться в совершении убийства в присутствии близких потерпевшему лиц, когда виновный сознавал, что своими действиями причиняет им особые страдания.

   Глумление над трупом само по себе не может  расцениваться в качестве обстоятельства, свидетельствующего о совершении убийства с особой жестокостью. Содеянное в таких случаях, если не имеется других данных о проявлении виновным особой жестокости перед лишением потерпевшего жизни или в процессе совершения убийства, следует квалифицировать по соответствующей части ст. 105 и по ст. 244 УК РФ, предусматривающей ответственность за надругательство над телами умерших. При этом уничтожение или расчленение трупа с целью сокрытия преступления не может быть основанием для квалификации убийства как совершенного с особой жестокостью.10

   К способам убийства с особой жестокостью могут быть отнесены случаи нанесения большого количества телесных повреждений перед убийством, использование мучительно действующего яда, сожжение заживо, длительное лишение пищи, воды и так далее. Особая жестокость может выражаться также в совершении убийства в присутствии близких потерпевшему лиц, когда виновный сознавал, что своими действиями причиняет им особые страдания.

   Особая  опасность для общества такого убийства проявляется в способе действий виновного, в безразличном отношении  к страданиям потерпевшего и других лиц, либо в желании доставить особые страдания. Поэтому субъект данного вида убийства характеризуется крайне отрицательно.

   Правильное  применение пункта «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ находится в зависимости от того, что понимать под «особой жестокостью» при совершении умышленного убийства. Относя особую жестокость к обстоятельствам, отягчающим умышленное убийство, закон вместе с тем не называет критерии, по которым убийство должно быть признано совершенным с особой жестокостью. Так, множественность ранений при убийстве сама по себе не является обстоятельством, которое во всех случаях следует рассматривать как свидетельство совершения преступления с особой жестокостью.

   Убийство,   совершенное   общеопасным   способом  (п.  «е»  ч.  2  ст.  105  УК РФ).

   Повышенная  опасность такого преступления состоит, прежде всего, в том, что при этом способе убийства лишен жизни, может  быть не один человек, а несколько. Кроме  того, названный способ действия достаточно ярко характеризует и повышенную опасность личности преступника. В подобных случаях преступник идет на совершение убийства, не считаясь с той опасностью, которую он создает своими действиями для окружающих, проявляет преступное равнодушие к жизненно важным благам других лиц и обнаруживает тем самым свой предельный эгоизм и нежелание считаться с интересами других людей.

   Если  в результате примененного виновным общеопасного способа убийства наступила  смерть не только определенного лица, но и других лиц, содеянное надлежит квалифицировать, помимо п. «е» ч. 2 ст. 105 УК РФ, по п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ, а в случае причинения другим лицам вреда здоровью – по п. «е» ч. 2 ст. 105 УК РФ и по статьям УК, предусматривающим ответственность за умышленное причинение вреда здоровью.

   В тех случаях, когда убийство путем взрыва, поджога или иным общеопасным способом сопряжено с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с уничтожением или повреждением лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, содеянное, наряду с п. «е» ч. 2 ст. 105 УК РФ, следует квалифицировать также по ч. 2 ст. 167 или ч. 2 ст. 261 УК РФ11.

   Очень тщательно должен решаться вопрос о  квалификации действий, когда в качестве орудия убийства выступает транспортное средство, которое само по себе является механизмом, эксплуатация которого сама по себе создает повышенную опасность. Чтобы отграничить убийство, орудием которого выступает транспортное средство от преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ (которое, к тому же, по сравнением с убийством, является лишь преступлением средней тяжести), важен анализ субъективной стороны виновного. Если отношение к последствиям (смерти человека) неосторожное, то квалификация должна быть по ст. 264 УК РФ, но если же был умысел на убийство кого-либо, то при определенных обстоятельствах (например, наезд на человека в толпе) подобные действия должны квалифицироваться по п. «е» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

   Убийство, совершенное общеопасным способом, следует отличать от убийства двух и более лиц. Так, с объективной  стороны, в первом случае важен исключительно  способ совершения убийства одного человека, который представляет реальную опасность для жизни многих людей, а во втором случае способ не важен, важно лишь последствие-смерть двух и более человек. С субъективной стороны возможны два варианта:

         1. При убийстве по п. «е» ч. 2 ст. 105 УК РФ лишение жизни одного лица совершается с прямым умыслом, а по отношению к смерти других лиц-с косвенным. При разновременном убийстве двух и более лиц возможен только прямой умысел по отношению к смерти всех жертв.

         2. При убийстве, совершенном общеопасным способом – косвенный умысел по отношению к смерти одного и возможной смерти других лиц, при убийстве двух и более – единый прямой умысел на убийство двух лиц либо прямой по отношению к одному и косвенный по отношению к другому при одновременном совершении преступлений.

Информация о работе Квалифицированное убийство по российскому уголовному законодательству