Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:08, дипломная работа
Целью дипломного исследования является комплексное тео¬ретико-прикладное изучение проблем освобождения от уголовной ответствен¬ности в связи с деятельным раскаянием, научная разработка предложений по совершенствованию законодательной регламентации освобождения от уголов-ной ответственности в связи с деятельным раскаянием, методических рекомен¬даций, направленных на оптимизацию практики применения норм об освобож¬дении от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием.
Введение……………………………………………………...……………………...3 I. Понятие и правовая природа деятельного раскаяния в уголовном праве России………………………………………….……………………………………7
1.1. Понятие и признаки деятельного раскаяния…………………………..........7
1.2. Виды деятельного раскаяния………………………………………………..17 1.3. Уголовно-правовое значение и последствия деятельного раскаяния……36
II. Отличие деятельного раскаяния от иных видов социально-полезного посткриминального поведения…………………………………………………56
2.1.Отличие деятельного раскаяния от добровольного отказа от преступления……………………………………………………………………...56 2.2. Отличие деятельного раскаяния от примирения с потерпевшим..………64 Заключение…………………………………………………………….……..…..73 Список использованной литературы…………………………………….…..75
Анализ института деятельного раскаяния позволяет совершенно определенно говорить о его весомом вкладе в предупреждение преступлений.
Правоохранительные органы должны учитывать это и использовать в своей повседневной деятельности, всячески пропагандируя значение деятельного раскаяния, а также проводя работу по склонению лиц к такому постпреступному поведению. «Общество крайне заинтересовано в подобном социально полезном поведении и поэтому имеет все основания стимулировать освобождением виновного от ответственности либо смягчением ему наказания»[83].
Нам представляется, что освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием позволяет реализовать нетрадиционный, но оптимальный, экономичный способ разрешения конфликтов между лицом, совершившем преступление, и обществом (государством), тем более что данный институт уголовного права востребован правоприменительной практикой.
В условиях недостаточной эффективности организованного воспитательного воздействия общества на случайно отступивших, новой формой контроля над преступностью может стать использование социально положительного влияния ближайшего окружения на лицо, совершившее общественно опасное деяние. Данный фактор, снижающий общественную опасность личности правонарушителя, может послужить одним из субъективных условий освобождения от уголовной ответственности, как в связи с деятельным раскаянием, так и по другим основаниям. Учет указанного условия позволяет расширить сферу применения освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием. В связи с этим полагаем что, необходимо внести изменения в действующий УК дополнив ст. 75 УК ч.3 – 5 в следующей редакции:
«3. Участник организованной преступной группы или преступного сообщества (преступной организации), совершивший преступление небольшой или средней тяжести либо тяжкое преступление и привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, освобождается от уголовной ответственности, если после совершения преступления данное лицо активно способствовало предотвращению и раскрытию данного преступления, а также преступлений, совершенных в соучастии, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный преступлением.
4. В отношении лица, освобожденного от уголовной ответственности в соответствии с ч. 1 и 2 настоящей статьи устанавливается испытательный срок, равный одному году. Если в течение указанного срока лицо совершит новое преступление или не выполнит возложенную на него обязанность возместить причиненный преступлением вред, решение об освобождении от уголовной ответственности по представлению специализированного органа отменяется, и материалы направляется для привлечения лица к уголовной ответственности».
5. В Особенной части могут предусматриваться иные основания освобождения от уголовной ответственности, если это необходимо для решения задач, указанных в статье 2 настоящего Кодекса».
В заключении главы можно сделать следующие выводы
Деятельное раскаяние как предусмотренную законом форму реализации уголовной ответственности путем освобождения от нее лица, совершившего преступление при условии утраты им своей общественной опасности в результате совершения добровольных действий, направленных на раскрытие преступления или заглаживание причиненного вреда.
Деятельное раскаяние - это уникальный уголовно-правовой институт, способствующий самообнаружению и самонаказанию лица, совершившего преступление. Лицо, проявив признаки деятельного раскаяния возмещение причиненного ущерба, предотвращение вредных последствий, способствование раскрытию преступления и т.п., подтверждает, что в конкретной ситуации цели уголовной ответственности достигнуты.
По социальной природе само раскаяние как сожаление о совершенном преступлении и его последствиях относится к категориям психологии, морали и этики, носит субъективный характер. Социальная природа деятельного раскаяния является одной из форм выражения его сущности и социального содержания. Подлинное раскаяние в преступлении всегда сопровождается переживанием чувства стыда и совести за содеянное, самоосуждения совершенного преступления. Такие переживания, сопровождающие раскаяние, являются свидетельством осознания чувства долга и ответственности за свои действия, свое поведение перед потерпевшим, отдельными людьми, коллективом.
Деятельное раскаяние по своей правовой природе в совокупности с активными, волевыми действиями, указанными в уголовном законе, носит объективный, волевой характер. Социальное и правовое значение норм уголовного права о деятельном раскаянии трудно переоценить. Деятельное раскаяние - это правовая, социальная и психологическая категория, которая подлежит исследованию, анализу и оценке органами предварительного следствия и суда на всех этапах производства по делу, поскольку включает в себя совокупность обстоятельств, позволяющих освободить от уголовной ответственности лицо, совершившее преступление, или смягчить ему наказание.
II. ОТЛИЧИЕ ДЕЯТЕЛЬНОГО РАСКАЯНИЯ ОТ ИНЫХ ВИДОВ СОЦИАЛЬНО-ПОЛЕЗНОГО ПОСТКРИМИНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
2.1.Отличие деятельного раскаяния от добровольного отказа от преступления
Деятельное раскаяние как вид положительного посткриминального поведения следует отличать от добровольного отказа от преступления ст. 31 УК РФ, имеющего с первым некоторое сходство[84].
В УК РСФСР 1960 года содержалось положение, согласно которому лицо, добровольно отказавшееся от доведения преступления до конца, подлежало уголовной ответственности лишь в том случае, если фактически совершенное им деяние содержало состав иного преступления (ст. 16). В уголовно-правовой норме не упоминалось об окончательности отказа как обязательном признаке, осознании лицом возможности доведения преступления до конца, особенностях добровольного отказа соучастников (организаторов, подстрекателей и пособников)[85].
В УК РФ дается более полное определение добровольного отказа. Добровольным отказом от преступления признается прекращение лицом приготовления к преступлению либо действий (бездействия), непосредственно направленных на совершение преступления, если лицо осознавало возможность доведения преступления до конца. Отказ должен быть добровольным и окончательным.
Деятельное раскаяние - это поощряемое государством сознательное добровольное положительное поведение виновного лица после совершения преступления, направленное на минимизацию или полное устранение вредных последствий содеянного, а также на оказание содействия правоохранительным органам в раскрытии совершенного преступления. Деятельное раскаяние выражается в позитивном постпреступном поведении, свидетельствующем о деятельном раскаянии: явке с повинной, активном способствовании раскрытию преступления, возмещению ущерба и иным действиям, направленным на заглаживание вреда, причиненного в результате преступления[86].
Добровольный отказ отличается от деятельного раскаяния следующими моментами.
Добровольный отказ от преступления возможен лишь при умышленной преступной деятельности, поскольку законодатель говорит о прекращении лицом приготовления к преступлению или действий, непосредственно направленных на совершение преступления. Субъективная составляющая присуща лишь умышленным преступлениям, совершаемым к тому же с прямым умыслом. Напротив, деятельное раскаяние может сопровождать и неосторожные преступления. Например, лицо, причинившее умышленный вред здоровью потерпевшего, проявляет активную заботу о его лечении, дополнительном питании, внимание к проблемам его близких, послелечебном восстановлении здоровья.
Следующее различие характеризует временные границы осуществления добровольного отказа и деятельного раскаяния. Добровольный отказ от преступления возможен лишь на первых двух стадиях совершения преступления - подготовительные действия и исполнение состава преступления до наступления общественно опасных последствий или прекращение преступления по обстоятельствам, не зависящим от воли лица. Деятельное раскаяние возможно только тогда, когда преступление окончено (наступили общественно опасные последствия) либо прервано по обстоятельствам, не зависящим от воли лица.
Добровольный отказ может заключаться как в активном поведении (действиях), так и пассивном (бездействии). Деятельное же раскаяние потому и называется деятельным, что выражается только в активном поведении лица, совершившего преступление.
При добровольном отказе от совершения преступления в действиях лица отсутствует состав преступления (за исключением случаев, когда в совершенных до добровольного отказа действиях содержится состав иного преступления). Добровольный отказ возможен только до момента, когда лицо еще сохраняет контроль над дальнейшим ходом событий. В отличие от этого деятельное раскаяние возникает с момента, когда преступление считается оконченным, т.е. содержатся все признаки состава преступления.
Различия состоят и в правовых последствиях. В связи с отсутствием состава преступления уголовная ответственность при добровольном отказе от преступления не наступает в силу ст. 8 УК РФ. Основанием такой ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления. Деятельное раскаяние по общему правилу не исключает уголовную ответственность, так как речь идет об оконченном либо прерванном по независящим от лица обстоятельствам преступлении, следовательно, сохраняется основание для уголовной ответственности. Законодатель придает деятельному раскаянию значение обстоятельства, освобождающего от уголовной ответственности, только при наличии определенных условий, указанных в законе[87].
В уголовно-правовой литературе нет единства в определении юридической природы добровольного отказа. Одни юристы относят его к числу обстоятельств, исключающих преступность деяния, другие - к исключающим состав, третьи - к освобождающим от уголовной ответственности.
Так, В. Сверчков полагает, что добровольный отказ является разновидностью именно освобождения от уголовной ответственности, но не потому, что отсутствует состав преступления. Преступное деяние, которое лицо отказывается довести до конца, содержит в себе состав неоконченного преступления, реализовать уголовную ответственность в связи, с которым нецелесообразно ввиду изменения отношения к преступлению в сознании и поведении лица, его совершающего. Если же абстрагироваться от наличия в этом случае состава преступления, то непременно возникнут затруднения в юридической квалификации деяния как приготовления к преступлению или покушения на преступление.
Как полагает В. Сверчков, состав неоконченного преступления свидетельствует не только о возникшей уголовной ответственности, но и о том, что при наличии достаточной совокупности фактических данных лицу должно быть предъявлено обвинение, а следовательно, уголовная ответственность может быть реализована. Однако виновный должен не только добровольно и окончательно отказаться от доведения преступления до конца, но и не совершить другого преступления. При наличии этих условий виновное лицо освобождается от уголовной ответственности, а если придерживаться законодательной терминологии, то не привлекается к уголовной ответственности[88].
Позицией В. Сверчкова трудно согласиться, так как во-первых, приготовление и покушение не стадии преступления, а виды неоконченного деяния (ч. 2 ст. 29 УК РФ). Термин «стадии совершения преступления» в УК РФ не встречается (глава 6 называется «Неоконченное преступление»). О стадиях говорится лишь в теории уголовного права. При этом нередко смешиваются понятия «стадия» и «неоконченное деяние».
Развитие преступной деятельности может проходить следующие стадии: подготовительные действия, исполнение состава преступления и наступление общественно опасных последствий.
Во-вторых, место добровольного отказа в главе «Неоконченное преступление» УК РФ выбрано законодателем не случайно. Существует три вида неоконченного деяния: два из них - приготовление и покушение, прерванные по независящим от лица обстоятельствам, третье - добровольно прекращенное преступление (добровольный отказ).
В-третьих, утверждать об освобождении от уголовной ответственности в случае добровольного отказа нельзя. Освобождение возможно лишь тогда, когда существует основание для уголовной ответственности. Таким основанием согласно ст. 8 УК РФ является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Кодексом. Если же нет основания уголовной ответственности, не от чего и освобождать. В случае добровольного отказа состава оконченного или неоконченного преступления нет, поэтому освобождение от уголовной ответственности невозможно[89].
В-четвертых, отказ от признания наличия состава неоконченного преступления в деянии лица, добровольно отказавшегося от совершения преступления, по мнению В. Сверчкова, приведет к неразрешимым проблемам квалификации. Однако эти проблемы надуманны.
При добровольном отказе нет признаков ни уголовно наказуемого приготовления, ни покушения. Принципиальное значение имеет лишь отсутствие общественно опасных последствий (незавершенность деяния по воле лица). Но даже при необходимости установить стадию, на которой имел место добровольный отказ, сделать это просто:
если была подготовка к совершению преступления, но лицо не приступило к исполнению действий, непосредственно направленных на преступный результат, то это стадия подготовительных действий;
если, же лицо приступило к совершению этих действий, наступила вторая стадия (исполнение состава).
Вопрос о том, нужно ли привлекать лицо к уголовной ответственности за приготовление к тяжкому или особо тяжкому преступлению, если оно отказалось от его совершения, лишь на стадии покушения, предполагает отрицательный ответ. Приготовление суть неоконченное, прерванное по независящим от лица обстоятельствам деяние. Здесь же оно не прерывается сознательно, и деяние полностью прекращается до наступления общественно опасных последствий на второй стадии.