Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 00:44, курсовая работа
Цель настоящего дипломного исследования состоит в раскрытии особенностей санкций в гражданском праве. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть понятие санкций в гражданском праве с учетом зависимости исследуемого понятия с категорией «ответственность в гражданском праве»;
• охарактеризовать классификацию и проанализировать различные виды санкций в гражданском праве, уделив особое внимание такому виду, как договорные санкции в силу его особой значимости в гражданском праве;
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ САНКЦИЙ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ 8
1.1. Понятие, сущность, функции санкций как юридической категории 8
1.2. Особенности санкций в гражданском праве 8
ГЛАВА 2. ВИДЫ САНКЦИЙ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ 8
2.1. Санкции согласно современному российскому законодательству 8
2.2. Договорные санкции 8
ГЛАВА 3. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПРАВОВОЙ САНКЦИИ 8
3.1. Основания и условия применения гражданской правовой санкции 8
3.2. Условия освобождения от гражданской правовой санкции 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 8
«Вторичность» деликтных, как и кондикционных, обязательств, вероятно, можно усмотреть в том, что они возникают как результат нарушения каких-то субъективных прав потерпевшего, то есть при анормальном развитии абсолютных и иных правоотношений, в которых участвовал потерпевший.
Нет препятствий рассматривать охранительные обязательства в качестве денежных: при ближайшем рассмотрении становится очевидным, что деньги здесь используются в качестве средства погашения денежного долга, возникшего у нарушителя в результате совершения правонарушения, а в конечном итоге, направлены на восстановление имущественного положения потерпевшего, существовавшего до нарушения. И если обязанность по возмещению вреда не носит однозначно денежного характера (ибо возможно возмещение вреда в натуре), то обязанности возместить убытки, уплатить неустойку и проценты сразу же существуют в рамках денежных обязательств.
Таким образом, все обязательства,
в которых реализуется
Поскольку речь идет о денежных обязательствах, то возникает вопрос о применении к ним нормативных правил, касающихся таких обязательств (в частности, статьи 395 ГК РФ). Предваряя последующее изложение, следует заметить, что российская судебная практика рассматривает проценты по ст. 395 ГК РФ (то есть проценты за просрочку) не как плату за кредит, а как меру гражданско-правовой ответственности, имеющую компенсационную природу.
Обоснованность применения процентов
годовых к «регулятивным
Специально законом
урегулировано применение статьи 395
ГК РФ к кондикционным
Однако, по мнению судебной практики, проценты не должны уплачиваться за нарушения обязательств по возмещению убытков, уплате неустойки и процентов, предусмотренных ст. 395 ГК РФ по следующим причинам:
1. Это меры гражданско-правовой
ответственности, и применение
к ним нормы статьи 395 ГК РФ
является установлением
2. Проценты из смысла статьи
395 ГК РФ начисляются лишь на
сумму основного долга, а не
«вторичных» (дополнительных) сумм,
подлежащих уплате в связи
с основным (долговым) обязательством.
Например, в уже приведенном
В другом деле Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ сформулировал следующую позицию: «гражданским законодательством взыскание процентов с сумм штрафных санкций не предусмотрено» (Постановление от 11 февраля 2007 г. № 3074/06). Начисление процентов по ст. 395 ГК РФ за просрочку в уплате таких же процентов сдерживается также императивно сформулированным правилом абз. 2 п. 51 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1.07.2006 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ». В соответствии с ним предусмотренные п. 1 ст. 395 ГК РФ проценты подлежат уплате только на соответствующую сумму денежных средств и не должны начисляться на проценты за пользование чужими денежными средствами.
Тем не менее, в литературе встречались мнения, не соответствующие сложившейся судебной практике. Так, О.Н. Садиков рассуждает следующим образом: «в законодательстве нет общей нормы об исключении неустойки из числа денежных обязательств, по которым проценты не начисляются... Имеются достаточные юридические основания считать, что проценты должны начисляться и за просрочку уплаты неустойки, если нет специальных правил об иных последствиях ее неуплаты». Действительно, если мы признаем, что обязанности по возмещению убытков, уплате неустойки или процентов по ст. 395 ГК РФ реализуются в рамках денежного обязательства, то на основании каких конкретно правовых норм мы выводим последние из сферы действия статьи 395 ГК РФ?! Есть мнение, что воля законодателя, прежде всего, направлена на установление ответственности за задержку в движении денежного капитала, а не каких-либо иных второстепенных (некапитальных) сумм. Во-первых, такой вывод не следует однозначно из текста статьи 395 ГК РФ, где говорится лишь о «чужих денежных средствах». Во-вторых, с экономической точки зрения приращение капитала в виде процентов возможно только в результате использования определенной денежной суммы путем передачи ее в кредит. Поэтому, как правильно подмечено в литературе, «если всякий раз при решении вопроса о том, обязан ли должник платить кредитору проценты за неправомерное пользование его денежными средствами, мы будем отталкиваться только от понятия «денежный капитал», то количество случаев появления такой обязанности на стороне должника резко сократится по сравнению с законодательством».
Характерно, что в Германии, где существует запрет сложных процентов, судебная практика исходит из того, что взыскание процентов за просрочку представляет собой возмещение убытков, а не уплату процентов в правовом смысле слова (как плату за кредит). Поэтому условия, позволяющие банкам начислять проценты за просрочку в уплате процентов за просрочку, признаются действительными.
Не совсем корректен тезис о том, что начисление процентов по ст. 395 ГК РФ на суммы санкций означает установление двойной ответственности за одно правонарушение. Любая мера ответственности составляет содержание своего обязательства – либо возникающего вновь, либо присоединяющегося к уже существующему договорному обязательству. Но, тем не менее, каждое обязательство имеет свое основание возникновения (юридический факт - правонарушение). Например, денежное обязательство по уплате штрафа может являться ответственностью за поставку некачественного товара (неисполнение обязательства по поставке товара надлежащего качества). Если же, несмотря даже на судебное решение, продавец откажется уплачивать штраф, то это уже будет другим правонарушением (неисполнение денежного обязательства по уплате штрафа). И за такое правонарушение предусмотрена ответственность статьей 395 ГК РФ. Таким образом, основания для ответственности в форме неустойки и для ответственности в форме процентов не совпадают и соответственно влекут возникновение различных охранительных правоотношений.
Позицию судов о возможности применения ст. 395 ГК РФ к охранительным денежным обязательствам нельзя назвать последовательной. В пункте 23 Постановления № 13/14 сформулировано следующее правило: «в том случае, когда суд возлагает на сторону обязанность возместить вред в деньгах, на стороне причинителя вреда возникает денежное обязательство по уплате определенных судом сумм. С момента, когда решение суда вступило в законную силу, если иной момент не указан в законе, на сумму, определенную в решении при просрочке ее уплаты должником, кредитор вправе начислить проценты на основании п. 1 ст. 395 ГК РФ. Проценты начисляются и в том случае, когда обязанность выплатить денежное возмещение устанавливается соглашением сторон».
Как видно, Постановление № 13/14 не содержит четких правил о запрете начисления процентов на сумму санкций и даже допустило начисление процентов на сумму убытков, взыскиваемых в счет возмещения вреда. Противоречивость такого подхода уже отмечалась в литературе.
Может также вызывать вопросы предложенный судом подход к определению момента, с которого начисляются проценты.
Сама обязанность нести
Представляется, при рассмотрении указанной проблематики необходимо обратить внимание на следующее. Основанием для применения ответственности по ст. 395 ГК РФ является просрочка в уплате денежных средств. Под просрочкой традиционно понимают нарушение срока исполнения гражданско-правовой обязанности (ст. 405 ГК РФ). Как правильно заметила Л.А. Новоселова, «должник должен нести ответственность за просрочку платежа (ст. 395 ГК РФ) лишь с момента, когда наступает срок исполнения обязанности уплатить определенную денежную сумму».
Поэтому при анализе применения
процентов годовых к
Охранительное обязательство, так, как оно конструируется в законе, «не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок» (абз. 1 п. 2 ст. 314 ГК РФ). Поэтому в соответствии абз. 1 п. 2 ст. 314 ГК РФ обязательство «должно быть исполнено в разумный срок после возникновения». Далее диспозитивная норма продолжается: «обязательство, не исполненное в разумный срок..., должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства» (абз. 2 п. 2 ст. 314 ГК РФ). Ни правовой акт, ни обычаи делового оборота, ни существо обязательства не могут нам подсказать какого-либо другого срока. На наш взгляд, применение диспозитивной нормы п. 2 ст. 314 ГК РФ (о семидневном сроке со дня предъявления кредитором своего требования) является наиболее соответствующим существу охранительного обязательства. Во-первых, одной из особенностей гражданско-правовой ответственности, преломляющей общий принцип диспозитивности частного права, называют обладание сторонами гражданских правоотношений известной свободой усмотрения как в установлении, так и в использовании мер ответственности. Меры ответственности применяются, по общему правилу, лишь постольку, поскольку потерпевшая сторона заявила свои притязания на их применение. Во-вторых, в некоторых случаях сам закон придает правовое значение факту предъявления потерпевшим требования об уплате сумм санкций (например, п.1 ст. 330, п. 3 ст. 393, 399 ГК РФ и др.). В-третьих, и это уже нами отмечалось, предъявленное требование конкретизирует денежное обязательство по сумме и соответственно позволяет исчислить проценты за просрочку в его исполнении. Другое дело, суд может не согласиться с размером требуемой суммы. Ведь при установлении суммы долга (то есть размера ответственности) в судебном порядке могут учитываться такие предусмотренные законом факторы как наличие вины потерпевшего (ст. 406 ГК РФ), явная несоразмерность последствиям нарушения обязательства (ст. 333 ГК РФ) и др. Если сумма будет скорректирована по сравнению с обозначенной в первом требовании потерпевшего (произойдет как бы изменение содержания обязательства), то проценты будут начисляться с момента предъявления требования исходя из размера определенной судом суммы.
Учитывая диспозитивный
Основанием для применения к нарушителю гражданских прав и обязанностей санкций является совершение им правонарушения.
Государство, предоставляя участникам процесса права и возлагая на них обязанности, рассчитывает на то, что благодаря своему гражданскому и профессиональному долгу, права будут активно использоваться, а обязанности добросовестно исполнятся. Однако в действительности механизм правового регулирования без принуждения это абстракция. Обеспеченность государственным принуждением необходимое свойство как права в целом, так и любой правовой нормы. Одним из средств такого принуждения выступают санкции. Санкция как необходимый элемент каждой правовой нормы и ответственность за нарушение закона относятся к числу фундаментальных категорий правовой науки, связанных с решением практических задач. Именно указание на государственную санкцию придает правилу общественного поведения характер правовой нормы. Так, если нарушение какого-либо из предписаний не получит отрицательной оценки, то такое предписание не может быть признано реальной нормой права. В ГПК РФ.
Состав гражданского правонарушения таков, что причинная связь выступает центральным основанием гражданско-правовой ответственности, наряду с противоправным характером поведения, наличием у потерпевшего лица вреда и убытков, и виной правонарушителя.
Важно подчеркнуть, что в гражданском
праве наличие полного состава
правонарушения требуется для привлечения
к имущественной
При этом, во всяком случае при предъявлении требования о возмещении как конкретных, так и будущих (абстрактных) расходов должна быть доказана причинная связь между нарушением (неисполнением) обязанности и убытками, а также их размер. Не случайно закон говорит «причиненных» убытках (п. 1 ст. 15, п. 1 ст. 393, п 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ).