Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 00:44, курсовая работа
Цель настоящего дипломного исследования состоит в раскрытии особенностей санкций в гражданском праве. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть понятие санкций в гражданском праве с учетом зависимости исследуемого понятия с категорией «ответственность в гражданском праве»;
• охарактеризовать классификацию и проанализировать различные виды санкций в гражданском праве, уделив особое внимание такому виду, как договорные санкции в силу его особой значимости в гражданском праве;
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ САНКЦИЙ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ 8
1.1. Понятие, сущность, функции санкций как юридической категории 8
1.2. Особенности санкций в гражданском праве 8
ГЛАВА 2. ВИДЫ САНКЦИЙ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ 8
2.1. Санкции согласно современному российскому законодательству 8
2.2. Договорные санкции 8
ГЛАВА 3. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПРАВОВОЙ САНКЦИИ 8
3.1. Основания и условия применения гражданской правовой санкции 8
3.2. Условия освобождения от гражданской правовой санкции 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 8
Оперативные санкции можно определить как один из видов гражданско-правовых санкций (выступающих как меры защиты гражданских прав), характеризующихся отсутствием прямой направленности на уменьшение имущественной сферы нарушителя, организационным характером воздействия, применением независимо от вины, за сам факт правонарушения, сочетанием государственного принуждения с самостоятельным применением санкций управомоченным лицом.
Соотношение понятий «защита гражданских прав», «санкция» и «ответственность»
В юридической литературе широко распространено мнение о том, что необходимо различать меры гражданско-правовой ответственности и меры защиты гражданских прав.
Данную точку зрения нельзя признать верной. Различать надо меры ответственности и оперативные санкции. Мера защиты гражданских прав - это более широкое понятие, охватывающее все способы защиты, в том числе меры ответственности и оперативные санкции.
Защита гражданских прав - это наиболее широкое понятие, включающее в себя все предусмотренные законом меры, направленные на обеспечение неприкосновенности права и ликвидацию последствий нарушения.
Гражданско-правовые санкции делятся на меры имущественной ответственности и оперативные санкции[9].
Основанием для применения гражданско-правовых санкций в виде мер ответственности является нарушение требований гражданско-правовых норм, представляющее собой гражданское правонарушение.
Следует отметить, что ни в законодательстве, ни в гражданско-правовой науке (за исключением ряда исследований) не уделено должного внимания категории «гражданское правонарушение».
Необходимость выделения гражданского
правонарушения в качестве самостоятельного
основания для применения мер
гражданской ответственности
Признаками гражданского правонарушения являются общественная вредность, определяемая значимостью, характером и содержанием того общественного отношения, на которое данное правонарушение посягает, виновность (в форме умысла или неосторожности), противоправность (нарушение правового запрета, установленного гражданским законодательством), особый характер деяния (действия или бездействия), наказуемость, т.е. установление за гражданское правонарушение мер гражданско-правовой ответственности.
Для исследования сущности гражданско-правовой ответственности необходимо учитывать следующее важное положение: гражданско-правовая ответственность включает в себя все признаки, которые характеризуют ее как правовую.
Гражданская санкция – это обязательный
структурный элемент нормы
Необходимо отметить о разграничении
понятий «поощрительная санкция» («применение
поощрительной санкции») и «позитивная
гражданская ответственность». Поощрительная
санкция как элемент
Признаки поощрительных гражданских санкций заключаются в том, что, во-первых, поощрительные санкции являются структурной частью поощрительной нормы гражданского права.
Во-вторых, своими последствиями поощрительные санкции влекут предоставление налоговых вычетов или уменьшение неблагоприятных правоограничений, возникших в связи с юридическим фактом совершения правонарушения.
В-третьих, они являются одним из
средств обеспечения
В-четвертых, выступают одним из средств обеспечения позитивной ответственности в гражданском правоотношении.
В-пятых, основание их применения – гражданско-правомерное поведение, связанное с достижением общепризнанного результата.
С принятием новых ГПК и АПК РФ было решено значительное число проблем, с которыми сталкивались суды в процессе рассмотрения и разрешения дел. Тем не менее даже в измененном виде процедура отправления правосудия не всегда способна обеспечить адекватную реакцию государства на часто встречающиеся «дефекты» судебного разбирательства, а именно - на получившие широкое распространение различные методы недобросовестного поведения участников судопроизводства, злоупотребляющих предоставленными им законом процессуальными правами. Иногда они кажутся законными, когда, несмотря на «зло» в качестве последствия, действия лица не противоречат указаниям нормативно-правовых актов и с технико-юридической стороны процесс использования возможностей, заключенных в правовой материи, безупречен. В других же ситуациях обязанность добросовестного пользования своими процессуальными правами не исполняется явно, и, с точки зрения норм права, поведение лица неправомерно. Однако механизм ответственности за это не проработан. Например, сюда можно отнести злоупотребление правом на подачу ходатайств, на обоснование своей позиции по делу, на обжалование.
Из смысла норм процессуального
законодательства (ст. 35 ГПК РФ, ст. 41
АПК РФ) следует, что каждый случай
недобросовестного
Представить пределы поведения лица в гражданском процессе помогает совокупность нормативных предписаний, в идеале включающая в себя детально разработанный институт гражданской процессуальной ответственности, на основе принципиальных положений которого применяются, во-первых, специфические санкции за конкретные случаи неисполнения процессуальных обязанностей (штрафы, санкции ничтожности, неблагоприятные последствия, связанные с движением дела, и т.п.) и, во-вторых, общая санкция, покрывающая нетипичные неправомерные действия участвующих в деле лиц.
В настоящее время в
Формулировка данного
- санкция очень мала и
- толкование положений о «фактической потере времени» приводит к выводу о том, что наложение взыскания может иметь место только в отношении физических лиц (к тому же их круг ограничен только сторонами). Действительно, трудно представить ситуацию, когда свое время «потеряло» бы юридическое лицо или, к примеру, орган государственной власти. В таком случае, во-первых, необоснованно исключается ответственность лиц, представляющих соответственно организации и публично-правовые образования, что ставит участников процесса в неравные условия, и, во-вторых, остаются безнаказанными злоупотребления других участвующих в деле лиц, в частности третьих лиц;.
- не совсем ясно, что по замыслу
законодателя следует понимать
под недобросовестностью и как
четко отграничить ее от доброс
- каждый ли недобросовестный
поведенческий акт должен
- должны ли указанные действия
иметь однородный или
- требует уточнения, что конкрет
- как и на основе каких доказательств судье необходимо оформить вывод о недобросовестности поведения сторон;
- сам механизм взыскания
- наконец, каковы «разумные
Из сказанного можно сделать вывод, что в настоящее время действенной санкции за злоупотребления правами, допускаемые участниками как гражданского, так и арбитражного судопроизводств, процессуальные законы не содержат. Вместе с тем, несмотря на критические замечания, исходящие от ученых и судей, идея возмещения ущерба от недобросовестных действий лица в гражданском процессе сама по себе очень разумна. Если же рассмотреть ст. 99 ГПК РФ в совокупности с общим запретом злоупотребления процессуальными правами (ч. 2 ст. 35 ГПК РФ), а также учесть положения ч. 2 ст. 111 АПК РФ, то данным нормативным предписаниям «по силам выступить своеобразным законотворческим ориентиром. Выявление наукой и практикой случаев, подпадающих под их действие, позволит закрепить подобные случаи в специальных нормах, запрещающих и предупреждающих отдельные формы злоупотребления процессуальным правом».
Исследуемая проблема в формулировках
общих и специальных санкций
за отдельные процессуальные правонарушения,
включая и случаи злоупотребления
правами, в действующем