Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:06, курсовая работа
Семейно-брачные дела с принятием христианства на Руси были отнесены к компетенции православной церкви, что копировало византийские порядки. В русскую жизнь пришли новые понятия о смысле брака, условиях установления и форме его заключения. Новшества в вопросе заключения брака вызвали у населения неприятие, затем глухое недовольство и, наконец, энергичное сопротивление.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Заключение брака
1.Условия для заключения брака…………………………………………….5
2.Порядок заключения брака…………………………………………………10
Глава II. Правовое регулирование семейных отношений
1.Взаимоотношения супругов в браке……………………………………….14
2.Отношения между родителями и детьми…………………………………18
Глава III. Прекращение брака
1.Прекращение брака в связи со смертью одного из супругов……………20
2.Развод………………………………………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………………..30
Итак, в XVIII в. прослеживается яркая
тенденция защитить
В архивах немало дел, в коих наряду с обвинениями в побоях, мужья обвиняются в расхищении приданого жены. К сожалению, побои были распространены, и снисхождения не делалось даже для престарелых женщин. Синод же приговаривал виновных к церковной епитимье. А тем временем
законодательство декларировало права супруги. В Уставе Благочиния, принятом в 1782 году, провозглашались некоторые принципы взаимоотношений супругов: «.Муж да прилепится к своей жене в согласии и любви, уважая, защищая и извиняя ея недостатки, облегчая ей немощи, доставляет ей пропитание и содержание по состоянию и возможности хозяина, жена да пребывает в любви, почтении и послушании к своему мужу...».9
Здесь мы отчетливо видим
2.Отношения между родителями и детьми
Нравственно-религиозная
Права родителей не только
охранялись в нравственном
Высокий авторитет родителей был подтвержден и Соборным Уложением. Более того, Соборное Уложение предусматривало за убийство детьми родителей смертную казнь, а в противоположном случае только тюремное заключение сроком на один год. Дети, в свою очередь, не только не могли получить поддержку из-за незаслуженных обид - им строго запрещалось вообще жаловаться на родителей. В Домострое есть совет, как воспитывать детей, который по жестокости превзошел все законоположения: «Казни сына своего от юности его и покоится тя на старость твою, и дает красоту души твоей. И не ослабляй бия младенца: аще бо жезлом биеши его, не умрет, но здравие будет...»11 Можно сказать, что церковь и государство не только не ограничивала родительскую власть, но и поощряли их злые действия.
Очередной мерой, подтверждавшей родительский произвол, было введенное в 1775 году право родителей помещать детей в смирительные дома
Другой проблемой было регулирование имущественных отношений между родителями и детьми. Родители пользовались и распоряжались имуществом без участия своих несовершеннолетних детей. Вначале XVI в. мать и отец приобретали собственность в вечное владение, т. е. в случае их смерти данная собственность передавалась детям. Но при жизни родителей дети не обладали никакими правами. Государство не вмешивалось в процедуру передачи земельных наделов из одних рук в другие. При вступлении детей в брак, родители могли выделить им земельную собственность, но, видимо, могли и отобрать ее. Государство не уберегало даже совершеннолетних детей от произвола родителей.
В XVIII в. положение дочери резко меняется к лучшему - она приобретает полные права на полученное приданое, к которому муж ее не имел никакого отношения. Сын же, лишившись приданого жены, не получал взамен гарантированного законом награждения от родителей. При жизни отца и матери сын, независимо от того, был ли он совершеннолетним, имел ли жену или нет, не располагал своей собственностью, полученной от родителей, коей он распоряжался бы самостоятельно.
Долги, оставшиеся после смерти отцов, дети обязаны были платить, если
умерший оставил после себя собственность. Только в указе 1660 года было
запрещено взыскивать долги с детей, «коим после отцов их пожитков не
осталось». Новый указ воплощайся в жизнь с трудом. Когда правонарушение, за которое полагалась конфискация имущества, совершал сын, то родителям было легко доказать, что деревни и дворы являются их исключительной
собственностью, потому что они при своей жизни не передавали собственность сыну в безраздельное пользование.
Итак, правовое регулирование
Глава III. Прекращение брака
Брак представлял собой
1. Прекращение брака в связи со смертью одного из супругов
Смерть одного из супругов
Смерть одного из супругов прекращала брачный союз: «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет...». 12Оставшийся в живых супруг приобретал статус вдовства, признававшийся только за законными супругами. Если после смерти мужа выяснялось, что у него не одна жена претендует на роль вдовы, то законодатель должен был определить, которая из претендующих является законной: одна из жен ничего не получала, хотя могла быть невиновной в двоебрачии умершего супруга. Не простым был вопрос об определении, которая из жен является законной, он часто нуждался в тщательном расследовании.
В XVI столетии отсутствовало правовое понятие - вдовье обеспечение. Вдова получала свое приданое назад и в зависимости от его содержания была соответственно обеспечена. Великий князь имел право наделить вдову частью из имущества ее покойного мужа. Кроме того, вдова могла владеть жалованной вотчиной мужа, если эта вотчина была пожалована ему вместе с женой, о чем имелась запись в грамоте. Существовала категория вдов, которые, не имея приданого в виде земельной собственности, после смерти мужей оставались без какого-либо обеспечения. В таких случаях они, вероятно, обращались к великому князю, чтобы он дал им на прожиток.
В начале
XVII в. вдова распоряжалась
Прожиточное поместье вдовы
Был еще один способ
существованию. Вдовы обращались в Синод за разрешением постричь их в
монастыри без вкладов. Рассматривая прошения такого рода, Синод практически всегда давал разрешение на помещение вдов в монастыри. В 1761 году Екатерина II повелела учредить дом, в котором предполагалось содержать заслуженных людей жен во вдовстве, покровительства и пропитания не имеющих.
Таким образом, государство немало внимания уделяло вдовам и вдовцам. От случайных, негарантированных сумм вдовьего прожитка до большей стабильности в обеспечении - таков путь законодательства. Лучше всех, несомненно, были обеспечены вдовы, чьи мужья владели движимой или недвижимой собственностью - все остальные категории вдов не располагали гарантированным пенсионом, те же, кто им располагал, влачили нищенское существование. Единственным выходом избежать бедности было новое замужество.
Существовал еще один вид
Уход в монастырь был
Постриг жены или мужа должен
был быть добровольным
Подобные юридические казусы
позволяют сделать вывод о
том, что к XVIII веку действующие
правила расторжения браков
2.Развод.
Несмотря на общую установку
христианства о недопустимости
разводов, Кормчая книга являлась
сборником законов,
Русское право признавало прелюбодеяние законным поводом к разводу. Ход разбирательств конкретных бракоразводных дел демонстрировал отношение церковного суда к разводу как таковому: русская церковь строже, чем каноническое право, смотрела на развод по причине прелюбодеяния, почему затягивала слушание дел и не торопилась выносить решения даже в доказанных случаях. Большинство прошений о разводе по прелюбодеянию (имеется в виду из числа сохранившихся в архивах) подавалось мужьями. Возникает сомнение в справедливости обвинений, предъявляемых женам. Просьбы мужей о позволении немедленно вступить в новый брак в текстах прошений заставляют думать, что развод с первой женой, обвиненной супругом в прелюбодеянии, нужен был для заключения нового брака.
Видом прелюбодеяния было вступление в брак с обрученной с другим, т.к. в России до начала XVIII в. обручение приравнивалось к венчанию.
Согласно Кормчей книге, муж
мог развестись с женой, если
она, зная о готовящемся