Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:53, курсовая работа
В данной работе, я попытаюсь разобраться в многообразии вопросов, возникающих по ходу исследования права собственности граждан.
Начнем работу с введения понятий, которые внесут ясность в наши представления о собственности, а затем начнем развитие темы собственности граждан с ее истоков.
Собственность – принадлежность материальных средств, а так же продуктов производства определенным лицам в определенных исторических условиях, отражающих конкретный тип отношений собственности.1
Собственность как экономическая категория - это общественные отношения, развивающиеся историческим путем, касающиеся принадлежности субъекту, у которого существует исключительное право на распоряжение, владение и пользование данным объектом собственности. Собственность представляет собой совокупность вещей, принадлежащих субъекту (собственнику), которые составляют имущество данного лица, поэтому такие отношения собственности называются имущественными отношениями.
Предоставляя лицам, широкие правомочия права собственности и защищая в равной мере права всех собственников (ст. 212), законодатель предполагает пределы их реализации. Запрет составляют действия, которые направленны на причинение вреда другому лицу, а так же злоупотребление правом в различных вариациях.
Немного из судебной практики:
Несмотря на то, что собственность граждан охраняется законом и собственник имеет верховенство над своим имуществом – есть случаи, когда оно может изыматься. Такой пример, мы видим в реальном деле из обзора судебной практики Верховного суда РФ.
Принудительное изъятие недвижимого имущества допускается в определенных случаях, например, когда данный земельный участок изымается для государственных или муниципальных нужд, а так же органов местного самоуправления. По данному случаю и началось разбирательство между закрытым акционерным обществом (ЗАО) "Кларисса" с М.
Акционерное общество направило иск в суд к М. о выселении данной семьи с предоставлением нового жилого помещения. В данном процессе истец ссылался на то, что постановлением главы администрации города ему был выделен под строительство гаражей земельный участок, в границах которого расположен жилой дом, принадлежащий на праве собственности М., однако она и другие ответчики, проживающие в этом доме, отказались от заключения во исполнение изданного постановления договора о переселении в другое благоустроенное жилое помещение.
Октябрьский районный суд г. Краснодара иск удовлетворил, М. и члены ее семьи выселены с предоставлением другого жилого помещения.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда решение оставила в основном без изменения, но исключила из мотивировочной части решения ссылку на ст. 92 ЖК РСФСР, указав, что при разрешении спора следовало руководствоваться ст. 137 ЖК РСФСР, предусматривающей правовые последствия сноса жилых домов, находящихся в собственности граждан.
Заместитель Председателя Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос об отмене судебных решений.
Президиум Краснодарского краевого суда протест удовлетворил по следующим основаниям.
В силу ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии с п. 1 ст. 239 ГК РФ в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно ст. ст. 279 - 282 и 284 – 286 настоящего Кодекса.
Требование об изъятии недвижимого имущества не подлежит удовлетворению, если государственный орган или орган местного самоуправления, обратившийся с этим требованием в суд, не докажет, что использование земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на данное недвижимое имущество.
Таким образом, согласно приведенным нормам правопринудительное отчуждение жилого дома, находящегося в собственности граждан, допускается с соблюдением установленных условий и порядка лишь в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд по требованию государственного органа или органа местного самоуправления.
Указание кассационной инстанции на то, что при разрешении дела следует руководствоваться ст. 137 ЖК РСФСР ошибочно. Статья 137 ЖК РСФСР не может применяться в отрыве от правовых норм, регулирующих отношения собственности. Согласно ст. 4 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью первой Кодекса законы и иные правовые акты Российской Федерации, также Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик и иные акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в предусмотренных пределах и порядке, применяются постольку, поскольку они не противоречат части первой Кодекса.
Часть первая ГК РФ не допускает принудительного отчуждения
недвижимого имущества по основанию изъятия земельного участка для общественных нужд. Поэтому ст. 137 ЖК РСФСР в той мере, в какой она предусматривает возможность выселения в случае сноса находящихся в собственности граждан жилых домов в связи с изъятием земельных участков для общественных нужд, применению не подлежит.
Земельный участок, на котором расположен принадлежащий М. на праве собственности жилой дом, не изымался для государственных или муниципальных нужд. Как видно из постановления главы администрации г. Краснодара, этот участок находится в составе земель, предоставленных в аренду коммерческой организации, которой предложено заключить договоры с гражданами, проживающими в сносимых жилых домах, на переселение в соответствии с нормами в приобретенный жилой фонд.
Следовательно, отселение граждан из сносимых жилых домов и прекращение их права собственности на эти дома может быть осуществлено только с согласия собственников путем заключения договора, что соответствует положениям п. 1 ст. 235 ГК РФ, устанавливающей основания прекращения права собственности. Между тем такой договор с ответчиками заключен не был, поэтому они не могли быть выселены из принадлежащего на праве собственности дома в другие жилые помещения.
При рассмотрении ограничений права собственности надо учитывать следующее:
Очень важно отличать случаи ограничения права собственности от ограничения круга действий, которые может совершать собственник (п.2 ст.209).
Договором между собственником и лицом, обладающим его имуществом, могут быть предусмотрены частные ограничения на действия собственника. В этом случае эти ограничения возникают по воле самого собственника, который, однако, не вправе их нарушать в дальнейшем.
Ряд запретов на действия вытекают из
противопожарных, санитарных, ветеринарных,
эпидемиологических и других правил. При
оценке законности введенного или вводимого
ограничения на действия, а также действий
собственника, если они были совершены,
надо руководствоваться обязательным
критерием – были ли нарушены права и
охраняемые законом интересы других лиц,
а также соразмерность характера запрета
тяжести совершенных действий. Мнимые
права и интересы других лиц не являются
основанием для наложения запрета на действия
собственника. В правоприменительной
практике является важным, чтобы ограничения
на действия собственника не превращались
в результат применения отдельных нормативных
актов в ограничения права собственности.
Исходя
из выше сказанного,
подведем итог:
4.Субъекты права собственности
Граждане могут быть субъектами права частной собственности независимо от возраста, состояния здоровья, дееспособности. Субъектами права собственности могут быть и иностранные граждане, наравне с гражданами РФ, а также лица без гражданства, кроме случаев, установленных федеральными законами или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции). Ведь право личной собственности стало лишь одной из разновидностей более широкой категории права собственности граждан.
В связи с этим любой гражданин как собственник вправе использовать принадлежащее ему имущество, в том числе и потребительского характера, как для предпринимательской, так и для любой другой не запрещенной законом деятельности. Для того чтобы гражданин мог выступать в качестве собственника, не требуется специальной регистрации. Если он намерен заниматься предпринимательской деятельностью, то должен зарегистрироваться в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, а не собственника, реализуя право на использование своих способностей для предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции, ст. 23 ГК). В то же время принадлежность гражданину объектов недвижимости требует государственной регистрации безотносительно к тому, для каких не противоречащих закону целей они используются (ст. 131 ГК).
Субъект права собственности граждан – это сам гражданин в различных правовых качествах. В одних случаях он выступает как наемный работник, в других - индивидуальным предпринимателем, в третьих – предпринимателем, выступающим в роли юридического лица и т.д.
При определении границ права собственности граждан, следует исходить из свойственного гражданскому праву принципа дозволительного характера гражданско-правового регулирования и принципа диспозитивности. Действие первого принципа означает, что гражданину при реализации принадлежащих ему прав, дозволено все, что не запрещено законом. Действие принципа диспозитивности означает, что гражданин по своему усмотрению осуществляет право собственности или не осуществляет его, сам избирает цели осуществления права, а так же средства их достижения, именно эти позиции и закреплены Гражданским кодексом Российской Федерации и защищаются им.
Гражданин является собственником принадлежащего ему имущества и отвечает им по всем своим обязательствам. Предпринимательская деятельность может осуществляться гражданином без образования юридического лица, но с обязательной государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя.
Регистрация требуется в случаях, когда гражданин занимается предпринимательской деятельностью, с привлечением наемного труда, но без образования юридического лица, когда гражданин занимается предпринимательской деятельностью с привлечением наемного труда с учетом образования юридического лица.
Но при этом регистрация не требуется гражданину, когда он выступает в качестве собственника или в качестве наемного работника, а также лица, которое занимается экономической деятельностью, не направленной систематически на извлечение прибыли. В собственности гражданина может, находится имущество, подлежащее специальной регистрации (например, недвижимость). Он может также совершать подлежащие регистрации сделки (например, приватизировать занимаемое им жилое помещение). Более того, может быть зарегистрировано его хозяйство (например, в хозяйственной книге органа местного самоуправления регистрируется подсобное хозяйство гражданина, проживающего в сельской местности). Однако во всех этих случаях в понятие регистрации вкладывается иной смысл, и она относится либо к принадлежащему гражданину имуществу, либо к совершаемым им сделкам, но не к его деятельности в качестве собственника, причем к деятельности как таковой. Собственником данного имущества продолжает оставаться сам гражданин и никакого изменения субъекта права не происходит.
Регистрация требуется в тех случаях, когда гражданин, представлен в гражданском обороте в качестве собственника, занимается предпринимательской деятельностью.