Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 09:43, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение и раскрытие понятия и сущности приобретательной давности в гражданском праве России .
Для выполнения поставленной цели поставлены следующие задачи:
- исследование назначения института приобретательной давности;
- определить соотношение исковой и приобретательной давности;
- рассмотреть владение приобретательной давности;
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и назначение института приобретательной давности в гражданском праве России……………………………………………………….5
1.1. Обоснование института приобретательной давности……………………..5
1.2. Соотношение исковой и приобретательной давности……………………11
Глава 2. Юридический состав приобретательной давности…………...18
2.1. Владение как главный элемент юридического состава приобретательной давности…………………………………………………………………………..18
2.2. Субъекты отношений по владению имуществом в порядке ст. 234 ГК РФ…………………………………………………………………………………24
2.3. Объекты, права собственности на которые возникает в силу приобретательной давности…………………………………………………….28
Заключение………………...……………………………………………...32
Список использованных источников и литературы…………………….34
Условия, при которых закон допускает возникновение права собственности в силу давности (открыто, как своим собственным), предполагают, что завладение имуществом должно быть осознанным волевым актом. Завладение - это правомерное действие, юридический акт. Цель имеет для этого юридического факта огромное значение, следовательно, действия по фактическому завладению, совершаемые без желания присвоить имущество, не должны повлечь за собой соответствующих последствий. Волевой признак должен иметь место на начало завладения, поскольку именно то, как в этот момент осуществляется завладение, будет иметь юридическое значение для возникновения права собственности.12
Владение, начатое недееспособным лицом, не порождает оснований для приобретения права собственности по давности. В то же время если гражданин, признанный недееспособным, является правопреемником лица, ранее завладевшего имуществом, то вступает в действие п. 3 ст. 234 ГК РФ и течение срока приобретательной давности продолжается. В этом случае опекун недееспособного по истечении срока вправе потребовать признания за подопечным права собственности на имущество.
Если
гражданин ограничен в
Юридические лица выступают вовне посредством своих работников. Подлинным и действительным участником своих правоотношений является самое юридическое лицо. Оно осуществляет свою сделкоспособность через свои органы и представителей. Таким образом, если работник юридического лица, действуя при исполнении своих трудовых или служебных обязанностей, совершает акт завладения имуществом, желая тем самым создать право собственности для своего работодателя, то право собственности при условии соблюдения требований ст. 234 ГК РФ возникнет у самого юридического лица.13
При
завладении имуществом в порядке
ст. 234 ГК РФ не исключено представительство.
Как известно, через представителя
могут совершаться практически все
юридически значимые действия (за исключением,
например, тех, которые по своему характеру
могут быть совершены только лично).
Действия от имени будущего собственника
вправе совершать лица, уполномоченные
на то законом или договором. Так, если
имущество приобретено по сделке, заключенной
от имени лица его представителем, а сделка
впоследствии признана недействительной,
то действия по завладению совершены не
будущим собственником лично, а представляющим
его лицом. Такое представительство порождает
права и обязанности только для представляемого,
если, конечно, представитель не вышел
за пределы предоставленных ему полномочий.
И, наконец, необходимо обсудить вопрос о возможности приобретения права собственности в силу приобретательной давности несколькими лицами. Действующее законодательство не содержит этому запрета, и не найдено каких-либо препятствий к такому приобретению. Для того, чтобы несколько лиц приобрели право общей собственности в силу приобретательной давности, необходимо распространение на каждого из них всех признаков фактического состава ст. 234 ГК РФ. Так, каждый из них должен желать приобретения доли в праве на имущество, каждый из них должен быть добросовестным и т.д.
В качестве примера можно предложить ситуацию, когда завладение имуществом осуществляется супругами или членами крестьянского (фермерского) хозяйства, эксплуатирующими новую вещь совместно и пользующимися получаемыми выгодами.
Отдельно
следует отметить невозможность
приобретения в силу приобретательной
давности, например, имущества одного
из супругов другим супругом, длительное
время владеющего имуществом и использующего
его. Это не владение как своим собственным,
поскольку, извлекая выгоду от обладания,
супруг тем не менее сознает или должен
сознавать, что данное имущество ему не
принадлежит и не будет принадлежать без
специального соглашения об этом.
2.3.
Объекты, права собственности на которые
возникает в силу приобретательной давности
Практика применения статьи 234 ГК РФ ставит вопрос о том, какое имущество может быть приобретено по давности владения.
Исходя из смысла статьи 234 ГК РФ, объектом давностного владения является недвижимое и иное имущество. В соответствии со статьей 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. Предусмотрена возможность отнесения законом к недвижимым вещам и иного имущества.
Вещи,
не относящиеся к недвижимости, включая
деньги и ценные бумаги, признаются
движимым имуществом. Предполагается,
что под термином «иное имущество»,
используемым законодателем для
определения объектов давностного
владения, имеется в виду движимое имущество.
Состав недвижимых вещей не однороден,
о чем свидетельствует применение законодателем
не одного, а нескольких критериев для
обозначения того или иного имущества
недвижимым.14
Однако,
в науке гражданского права еще
не обобщены критерии разграничения видов
недвижимого имущества. Между тем, точное
определение вещи как недвижимости имеет
большое практическое значение - только
государственная регистрация может служить
основанием для создания гражданского
правоотношения по поводу такого имущества.
Необходимо определить, что в науке гражданского
права термин «недвижимые вещи» нередко
заменяется термином «недвижимое имущество»
или «недвижимость».
Обычное использование этих равнозначных терминов не выходит за рамки разделения вещей на две категории: движимые и недвижимые. При этом речь уже изначально идет о вещах, о их классификации. Однако, вместе с вещами наследнику могут передаваться и какие-либо права (например, права на чужие вещи). Поэтому, необходимость побудила юриспруденцию прибегнуть к фикции, расширив границы толкования термина «недвижимое имущество» включением в это понятие и субъективных прав и обязанностей. Так, статья 132 ГК РФ предусматривает возможность признания недвижимостью предприятия как имущественного комплекса с включением в его состав не только оборудования, инвентаря и т.д., но и земельных участков, зданий, сооружений, а также прав требования, долгов и исключительных прав. Естественно, что понятие недвижимости в этом случае будет иметь иное значение, нежели просто разделение вещей на две категории.15
Таким образом, имущественные права во многих случаях включаются в понятие и состав имущества. Что же касается приобретательной давности, то она рассчитана только на объекты вещественные, материализованные. Поэтому права требований, долги, исключительные права, а также другие субъективные права и обязанности по давности владения приобрести нельзя.
Следует также добавить, что для разграничения движимых и недвижимых вещей законодатель прибегает к методу исключения, то есть, по его мнению, определению подлежат только недвижимые вещи. Если же вещь не будет классифицироваться как недвижимость, то она признается вещью движимой. Думается, такой прием оправдан, так как позволяет обойтись без лишних перечислений и уточнений движимых вещей и, вместе с тем, предполагает более четкий характер критериев для признания вещей недвижимыми, чего и требует особый статус таких вещей. Кроме того, такой прием свидетельствует о замкнутости перечня недвижимых вещей. Конечно, нельзя полагать, что перечень недвижимости, определенный законодателем, будет неизменным, но любое дополнение, ограничение либо иное изменение состава недвижимых вещей должно будет пройти стадию законодательного закрепления.
Смысл приобретательной давности может вносить значительные коррективы в вопрос об объектах давностного владения. Речь идет о том, что владение вещью (движимой или недвижимой) определяется возможностью приобретения в будущем права собственности на это имущество, а, следовательно, разумно предположить, что объектом давностного владения могут быть только те вещи, на которые допустимо возникновение права частной собственности.
Не
всякое имущество можно приобрести
по давности владения. Неприменимо
правило о приобретательной давности
в отношении культурно-
Лицо, владеющее имуществом, может и не стремиться к установлению права собственности на эту вещь, а довольствоваться фактическим отношением по господству над этой вещью. Поэтому, объектом давностного владения следует признавать любое имущество. Более того, при соблюдении всех условий, предусмотренных в статье 234 ГК РФ, владелец этой вещи должен приобрести право собственности и на то имущество, на которое не допускается частная собственность - диспозиция статьи 234 ГК РФ предполагает регистрационный, а не разрешительный порядок установления права собственности. Другое дело, что в соответствии со статьей 238 ГК РФ установленное право собственности будет прекращено как право собственности на имущество, которое не может принадлежать данному лицу.
В современной литературе, к сожалению, не обсуждается вопрос о распространении правил ст. 234 ГК РФ на плоды, продукцию и доходы. По общему правилу эти объекты принадлежат лицу, использующему это имущество на законном основании, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором об использовании этого имущества - ст. 136 ГК РФ. Предназначение института приобретательной давности состоит в том, чтобы об имуществе, утратившем хозяина, проявили заботу, а это связано с несением расходов. Владелец заботится о вещи как о своей собственной, что является одним из условий возникновения права собственности.
Следовательно,
закон исходит из того, что использование
имущества таким несобственником вполне
легитимно, что, в свою очередь, означает
законность присвоения владельцем плодов
и доходов от имущества. Сказанное подтверждается
и подходом, закрепленным в ст. 303 ГК РФ:
Добросовестный владелец должен вернуть
собственнику лишь те доходы, которые
получены им или могли быть получены с
момента обнаружения неправомерности
владения. Непризнание за владельцем прав
на плоды и доходы может повлечь неопределенность
их правового статуса в тот период, когда
прежний собственник утратил имущество
из обладания, а новый владелец еще не
стал собственником. В зависимости от
вида отдельных объектов приобретение
права собственности в силу давности может
иметь свои особенности.17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приобретательная давность - старая, почти забытая категория возрождена в России. Этот институт, хотя и небольшой, если считать по числу статей кодифицированного закона, заключает в себе множество цивилистических проблем, находящих отражение в реальных человеческих судьбах. Поэтому заняться изучением этих проблем необходимо.
Институт
приобретательной давности не является
новым для российского
Давность служит интересам общей устойчивости права и ликвидации неопределенности в гражданско-правовых отношениях. Во-первых, давность разграничивает правоотношения, условно выделяя из них так называемые устаревшие. Во-вторых, она призвана служить преградой для совершения возможных злоупотреблений со стороны участников гражданских правоотношений.
Для
возникновения права
Таким образом, при приобретательной давности право собственности возникает из сложного юридического состава.
До приобретения права собственности по давности сам факт владения является основанием для защиты владения от любых лиц, неспособных противопоставить такому владению надлежащий правовой титул.
Пункт 2 ст. 234 ГК РФ имеет самостоятельное значение. Им установлена защита владения лица, не являющегося собственником имущества, от необоснованных нарушений его владения третьими лицами. Этот пункт расширяет защиту владения, предусмотренную ст. 305 ГК РФ. Если положения ст. 305 защищают права только законных, то п. 2 ст. 234 - и незаконных владельцев, которые владеют чужим имуществом как своим собственным. Это объясняется интересами обеспечения порядка и стабильности в обществе, служит устойчивости права и гражданского оборота.