Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 13:44, курсовая работа
Я считаю эту тему на сегодняшний день очень актуальной, потому что нам очень часто приходиться сталкиваться с такими проблемами, как унижения, оскорбления, клевета. Одним из видов вреда, который может быть причинен личности, в законодательстве выделяется моральный вред, т.е. страдания, вызванные различными неправильными действиями (бездействием).
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие морального вреда …………………………………………….5
Глава 2. Основания возникновения права на возмещение морального вреда...7
Глава 3. Основания и порядок возмещения морального вреда………………16
§ 1. Основания возмещения морального вреда………………………………..16
§ 2. Определение размера компенсации морального вреда ……………….....19
§ 3. Порядок возмещения морального вреда…………………………………..22
Заключение………………………………………………………………..……..35
Список использованной литературы
При определении размера компенсации морального вреда суд учел фактические обстоятельства дела, требования разумности и справедливости, данные о личности истца и характере причиненного ему морального вреда. Размер компенсации морального вреда размере 30 000 рублей определен судом обоснованно и правильно.
На основании ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила: решение Магаданского областного суда от 4 декабря 2002 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Магаданской области - без удовлетворения»
Суды фактически применяют
презумпцию причинения
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении № 10 от 20 декабря 1994 г. определил предмет доказывания по спорам, связанным с компенсацией морального вреда, указав, что суду "необходимо также выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя вреда, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора"8.
Действительное унижение нематериальных благ как последствие противоправного действия правонарушителя не является необходимым условием для возникновения у потерпевшего права на компенсацию морального вреда. Достаточно, чтобы действия правонарушителя создавали реальную угрозу унижения нематериального блага, "посягали" на него. Такой вывод следует из ст.151 ГК, где в качестве основания возникновения права на компенсацию морального вреда указаны действия, посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.
Так, в случае причинения морального вреда в связи с распространением порочащих сведений право на компенсацию морального вреда возникает независимо от того, привело ли в действительности распространение порочащих сведений к ухудшению мнения окружающих о моральных, деловых и иных качествах лица. Действительное умаление чести лица может и не наступить, но психические страдания возникают у потерпевшего в связи с угрозой такого последствия, обусловленной порочащим характером сведений9.
Следующим условием ответственности
за причинение морального вреда является
противоправность действий (бездействия)
причинителя вреда, т.е. противоречие
их нормам объективного права. Учитывая
недостаточную юридическую
Ответственность за причинение морального вреда, как правило, возникает при наличии вины причинителя вреда в форме как умысла, так и неосторожности. Но действующее законодательство не всегда считает вину необходимым условием ответственности за причинение морального вреда.
Статья 1100 ГК устанавливает, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:
- вред причинен жизни
или здоровью гражданина
- вред причинен гражданину
в результате его незаконного
осуждения, незаконного
- вред причинен
- в иных случаях,
Владельцы источников повышенной опасности солидарно отвечают за вред, причиненный третьим лицам в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т.п.). Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях10. Из этого следует, что выплата компенсации морального вреда пострадавшему владельцу источника повышенной опасности может быть возложена только на другого виновного владельца источника повышенной опасности.
Следует иметь в виду,
что под источником повышенной опасности
понимается деятельность граждан и
юридических лиц, связанная с
повышенной опасностью для окружающих
(использование транспортных средств,
механизмов, электрической энергии
высокого напряжения, атомной энергии,
взрывчатых веществ, сильнодействующих
ядов и т.п.; осуществление строительной
и иной, связанной с ней деятельности
и др.)11.
Право на компенсацию морального
вреда возникает при наличии
предусмотренных законом
1) страданий, т.е. морального вреда как следствия нарушения личных неимущественных прав;
2) неправомерных действий
(бездействия) причинителя
3) причинной связи между
неправомерным действием и
4) вины причинителя вреда.12
Первым условием
является наличие морального вреда,
то есть наличие негативных изменений
в психической сфере человека,
Законодатель устанавливает только неправомерные действия в качестве условия ответственности за причинение морального вреда. В настоящее время суды должны руководствоваться при рассмотрении дел, связанных с компенсацией морального вреда указаниями Пленума Верховного суда в Постановлении №10 от 20 декабря 1994 г. (п. 1):«Суду необходимо также выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные и физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора»13. Таким образом, суд определил предмет доказывания по спорам, связанным с компенсацией морального вреда.
Рассмотрим второе условие – противоправность. Противоправность деяний заключается в их противоречии нормам объективного права. Во многих случаях правонарушитель избегает ответственности за причинение морального вреда только потому, что потерпевший не в состоянии квалифицировать происшедшее как правонарушение и не предъявляет соответствующий иск.
Третье условие ответственности за причинение морального вреда причинная связь между противоправным действием и моральным вредом.
Противоправное действие является необходимым условием наступления негативных последствий в виде физических и нравственных страданий. Таким образом, содержание причинной связи заключается в том, что совершенное неправомерной деяние должно быть причиной, с неизбежностью влекущий причинение морального вреда. Но наличие причинной связи не всегда легко установить. Например, в случае компенсации морального вреда, причиненного повреждением здоровью в виде специфического заболевания, вызванного неблагоприятным воздействием окружающей среды, требуется, прежде всего, установить наличие причинной связи между заболеванием и неблагоприятным воздействием. Для этого «необходимо решить следующие частные проблемы: установить вредное вещество, вызвавшее заболевание или иное расстройство здоровья, и медицинские аспекты его действия; определить возможные пути и момент проникновения его в организм; определить принадлежность этого вещества какому-то источнику эмиссии»14.
Ответственность за причинение морального вреда в общем случае возникает при наличии вины причинителя вреда – это четвертое условие. Вина, то есть психическое отношение причинителя вреда к своим противоправным действиям и их последствиям, может проявляться как в форме умысла, так и неосторожности. Под умыслом понимается предвидение вредных последствий противоправного поведения и желание (прямой умысел) или сознательное допущение их наступления (косвенный умысел). Что касается неосторожности, она может выражаться в самонадеянности или небрежности. «Несмотря на то, что гражданское законодательство не подразделяет неосторожность на ее виды, оно предусматривает наступление разных правовых последствий в зависимости от формы неосторожности – простой или грубой неосторожности»15.
Законодательство
не всегда определяет вину в качестве
необходимого условия ответственности
за причинение морального вреда. Статья
1100 ГК РФ устанавливает, что компенсация
морального вреда осуществляется
независимо от вины причинителя вреда
в случаях, когда: вред причинен жизни
и здоровью гражданина источником
повышенной опасности; вред
причинен гражданину в результате
его незаконного осуждения, незаконного
привлечения к уголовной ответственности,
незаконного применения в
качестве меры пресечения,
заключения под стражу или
подписки о невыезде, незаконном
наложении административного
Таким образом, гражданский иск о компенсации морального вреда может быть удовлетворен только в том случае, если он причинен действиями, нарушающими личные неимущественные права или посягающими на другие нематериальные блага, принадлежащие потерпевшему (примерами таких преступных деяний являются клевета, оскорбление, нарушение тайны переписки, изнасилование, незаконное лишение свободы и т.п.). Право на компенсацию морального вреда, причиненного иными действиями, может возникнуть у потерпевшего лишь в случаях, специально предусмотренных законом.
В российской правоприменительной практике нет точно сформулированных критериев и методов оценки размера компенсации морального вреда. Это вызывает много проблем при разрешении споров о компенсации морального вреда в судебных органах.
При определении размера компенсации морального вреда законодательство в статьях 151 и 1101 ГК РФ установило следующие критерии:
1) степень вины;
2) степень физических
и нравственных страданий,
3) характер физических
и нравственных страданий,
4) иные, заслуживающие внимания, обстоятельства.
С моей точки зрения, вышеуказанные
критерии можно законодательно дополнить
еще двумя, общими для всех видов
вреда: степень вины потерпевшего и
имущественное положение
В Постановлении Пленума
Верховного Суда РФ №10 от 20 декабря
1994г. указывается на необходимость
выяснения характера