Историческое развитие и юридическое понятие вины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью предпринятого исследования является исследование исторического развития и юридического понятия вины.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотрение исторического развития понимания вины;
- определение содержания понятия вины;
- рассмотрения форм и видов вины;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Историческое развитие и юридическое понятие вины………………………5
1.1. Генезис правовых представлений по вопросам виновности………………5
1.2. Понятие вины в уголовном праве………………………………………….10
1.3. Виды и формы вины………………………………………………………...13
2. Проблемы вины в российском уголовном праве……………………………21
2.1. Влияние формы вины на назначение наказания………………………….21
2.2. Вопросы квалификации преступлений с двумя формами вины…………27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список источников и литературы………………………………………

Содержимое работы - 1 файл

курсовая вина. Борис-2. исправленная.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что рассмотрение вопросов вины в исторической ретроспективе  показывает, генезис данного понятия  прошел сложный исторический путь: от  признания вины как основания  для ответственности до попыток объяснить ее теоретическую сущность.

     1.2 Понятие вины в уголовном праве

 

     Институт  вины в отечественном праве свое наибольшее развитие обрел в науке  уголовного права. В соответствии с  преобладающей ныне концепцией психологической  вины21 «вина - это психическое отношение лица к совершенному им общественно опасному деянию, предусмотренному уголовным законом, и к его общественно опасным последствиям»22.

     Анализируя  приведенную дефиницию, можно сделать  вывод, что вина в праве - это искусственная  юридическая категория, имеющая собственное значение, отличное от вины в психологии, философии и иных сферах человеческих знаний, на протяжении веков изучающих проблемы вины. Вина в уголовном праве ограничена отношением лица к предусмотренным уголовным законом деяниям и их общественно опасным последствиям. Иными словами, вина в праве возможна только в отношении ценностей, охраняемых государством, в лице его законодателя.

     Тем не менее, то, что отечественная концепция вины в праве именуется психологической, вполне оправдано широким использованием психологических терминов: предвидение, сознание, осознание, желание, психическое отношение, воля, мотивы, эмоции.

     В статье 5 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) указано, что  «лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается».

     Вине  посвящена глава 5 УК РФ, содержащая статьи 25, 26, которые регламентируют умышленную и неосторожную форму вины, ответственность за преступление, совершенное с двумя формами вины, предусмотрена в статье 27 УК РФ, а невиновное причинение вреда регламентировано в статье 28 УК РФ.

     Изучая  нормы УК РФ, посвященные вине, мы наблюдаем, что, как уже было указано  выше, ни в статье 5 УК РФ, ни в главе 5 УК РФ не приведено определение  терминов «вина» и «виновность», что, на наш взгляд, существенно усложняет  однозначное понимание и применение важнейшего и обязательного признака преступления. Приведенные в главе 5 УК РФ формы вины не раскрывают понятия вины и, соответственно, не раскрывают сути оснований уголовной ответственности. По мнению профессора Н.Г. Иванова23, утвердившееся в уголовном праве «понимание вины исключительно как умысла и неосторожности» представляется прочно утвердившимся заблуждением.

     Вина  в уголовном праве выступает  в двух плоскостях: с одной стороны, это необходимый признак состава  преступления и в этом качестве входит в основание уголовной ответственности (статья 8 УК РФ), с другой - также является принципом уголовной ответственности (глава 5 УК РФ).

     Сам принцип вины, закрепленный в статье 5 УК РФ, недостаточно четко сформулирован: «Лицо подлежит ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина...», поскольку противоречит положениям, приведенным в статьях 8 и 14 УК РФ. В соответствии со статьей 8 УК РФ основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ, а пункт 1 статьи 14 указывает, что преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Таким образом, какими бы общественно опасными не были действия (бездействие) лица и наступившие общественно опасные последствия таких действий (статья 5 УК РФ), но если ответственность за них не предусмотрена УК РФ, то такое лицо не может подлежать уголовной ответственности, вне зависимости от его осознания, предвидения, желания и расчетов.

     Таким образом, можно сделать ряд следующих  выводов. Доминирующей концепцией в  теоретической трактовке понятия  «вина»  выступает как категория психологическая. Вина в уголовном праве выступает в двух плоскостях: с одной стороны, это необходимый признак состава преступления и в этом качестве входит в основание уголовной ответственности (статья 8 УК РФ), с другой - также является принципом уголовной ответственности (глава 5 УК РФ). 

     1.3 Виды и формы вины 

     Отечественное законодательство выделяет две формы  вины: умысел и неосторожность24.

     Законодательное деление вины в зависимости от формы, а в уголовном праве  и форм в зависимости от их видов содержится в ст. 24 - 27 Уголовного кодекса Российской Федерации25 (далее - УК РФ), ст. 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях26 (далее - КоАП РФ), ст. 110 Налогового кодекса Российской Федерации27 (далее - НК РФ). Несмотря на определение форм вины, закрепленное в уголовном, административном и налоговом законодательстве, среди ученых-юристов нет единого мнения в вопросе разграничения форм вины.

     Статья 25 УК РФ определяет умысел через такие  «неюридические» понятия, как осознание, предвидение и желание. Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий или бездействия, предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления. Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично28.

     Аналогично  умыслу в уголовном праве определяется умысел в п. 1 ст. 2.2 КоАП РФ и в п. 2 ст. 110 НК РФ. Основное отличие от классического  значения умысла в уголовном праве  в том, что административное и  налоговое законодательство не разделяет умысел на прямой и косвенный, а также делает акцент не на общественной опасности деяния, а лишь на его противоправности.

     Рассмотрение  законодательных формулировок форм вины, как нам представляется, невозможно без определения самого понятия формы. Слово «форма» произошло от латинского «forma» - форма, вид, образ. Применительно к форме вины наиболее близкое определение формы как внешнего выражения какого-либо содержания. То есть форма вины является внешним выражением ее содержания.

     Формы вины в отечественном праве также были подтверждены изменениям в процессе эволюции содержания вины. Так, в ст. 8 действовавшего ранее Уголовного кодекса РСФСР понятие умысла трактовалось несколько уже и менее определенно - как осознание лицом общественно опасного характера своего действия или бездействия, предвидение его общественно опасных последствий и желание их наступления. Если опустить незначительные уточняющие термины, то можно выделить главное. В ранее действовавшем Кодексе термины «возможность» и «неизбежность» не употреблялись, отсутствовало деление форм вины на виды.

     Сущность  вины в российском праве традиционно  указывает на способ интеллектуального  и волевого взаимодействия субъекта с объективными обстоятельствами, составляющими  юридическую характеристику деяния29. Конкретные сочетания интеллектуального и волевого элементов, характерные для каждой формы вины, определены в законе. Поэтому под формой вины принято понимать законодательно закрепленное сочетание интеллектуальных и волевых процессов, протекающих в психике виновного по отношению к юридически значимым объективным свойствам противоправного деяния, во взаимодействии с внешними условиями. Соответственно и различие в интенсивности и определенности интеллектуальных и волевых процессов, протекающих в психике субъекта, определяет форму вины, а в пределах одной формы вины - ее виды.

     В законодательном определении умысла выделяется три психологических  составляющих:

     1) осознание лицом общественно  опасного либо противоправного  характера деяния;

     2) предвидение его общественно опасных либо вредных последствий;

     3) желание либо допущение этих  последствий.

     Первые  два признака (осознание и предвидение) образуют интеллектуалистический подход к разграничению умысла, третий компонент (желание либо допущение) составляет волевой подход.

     В отношении первых двух признаков  известный исследователь вины А.И. Рарог писал: «Признаком интеллектуального  элемента прямого умысла является сознание общественно опасного характера  совершаемого деяния, то есть хотя бы общей  характеристики объекта посягательства, а также фактического содержания и социальных свойств всех составных элементов действия или бездействия. Вторым интеллектуальным признаком прямого умысла является предвидение общественно опасных последствий совершаемого деяния. Под предвидением подразумевается отражение в сознании тех событий, которые произойдут, должны или могут произойти в будущем»30. Сказанное написано в период действия Уголовного кодекса РСФСР 1960 г., однако и в настоящее время не утратило своей актуальности в юридической науке.

     Практическое  значение умения различать умысел (как  прямой, так и эвентуальный) и  неосторожность (легкомыслие и небрежность) очень велико и заключается не исключительно в том, что при  установлении умысла виновного в  содеянном его следует наказать строже, а в том, что, во-первых, отдельные правонарушения могут считаться таковыми только в случае умышленных деяний правонарушителя (или исключительно с прямым умыслом в уголовной юрисдикции), а следовательно, в ряде случаев запрещенное законом поведение лица не может рассматриваться как противоправное при установлении в нем неосторожности (либо эвентуального умысла в уголовной юрисдикции), а во-вторых, в уголовном праве содеянное может признаваться приготовлением к преступлению или покушением на преступление исключительно за умышленные правонарушения, совершенные с прямым умыслом.

     Таким образом, степень вероятности наступления  негативных последствий способна влиять на вид и размер тягот и лишений, применяемых к правонарушителю. Поэтому, на наш взгляд, недопустимо при разграничении форм и видов вины руководствоваться теорией вероятности, проводя разграничение форм вины, исходя исключительно из характера предвидения вероятности наступления неблагоприятных последствий.

     Многочисленные  научные труды исследователей форм вины убеждают нас в том, что в современном праве разграничение форм и видов вины носит сбалансированный комплексный характер, основанный на интеллектуально-волевых моментах противоправного поведения31. Различие между прямым и косвенным умыслом по волевому критерию заключается в том, что при прямом умысле виновное лицо желает наступления общественно опасных последствий, при косвенном умысле - сознательно допускает их наступление, либо относится к ним безразлично.

     Рассмотрим  более подробно неосторожность как форму вины. Процесс декриминализации отдельных неосторожных деяний в уголовном праве расценивался как положительный. «В сущности, декриминализацию можно рассматривать как криминализацию «с обратным знаком», так как основанием декриминализации в значительной части является отсутствие (отпадение) оснований для криминализации того же деяния»32. Представлялась обоснованной криминализация неосторожных деяний лишь при наличии фактического существования вреда.

     Повышение значимости неосторожности как формы вины в праве (административном и уголовном) в основном принято связывать с правонарушениями техногенного характера, обусловленными научно-техническим прогрессом. В соответствии с этим есть мнение, что расширение сферы ответственности за противоправную неосторожность, дальнейшее увеличение числа соответствующих уголовно-правовых норм является социальной необходимостью33.

     Так как в условиях интенсивного технического прогресса правовое регулирование  возникающих в сфере использования  техники отношений нередко отстает  от потребностей в таком регулировании, поскольку необходимость в регулировании  становится все более очевидной, законодатель берет под правовую защиту соблюдение различного рода специальных правил, игнорирование которых чревато серьезными последствиями.

     В правовой литературе34 высказывалось мнение, что сложности в формулировании отдельных норм о неосторожных преступлениях и проблемы в их применении вызваны фактической недооценкой значения вины, как принципа права, так и в качестве обязательного признака состава любого правонарушения. Следует констатировать, что в последнее время вопросы вины в основном рассматриваются лишь на комментарийном уровне и в вузовских учебниках. И если в прежние годы учеными-криминалистами было высказано значительное количество ценных и интересных мыслей относительно неосторожной формы вины, ее содержания и особенностей, то ныне этот институт не развивается в должной мере. Учитывая распространение принципов уголовного права на иные правоотношения, исследования должны носить комплексный, системный, междисциплинарный подход.

Информация о работе Историческое развитие и юридическое понятие вины