Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:07, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать правовые основы содержания и исполнения договора поставки.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ 5
1.1.Понятие и существенные условия договора поставки 5
1.2.История развития законодательства о поставке товаров 7
1.3.Особенности заключения договора поставки 11
1.4.Правила изменения и расторжения договора поставки 15
Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ДОГОВРА ПОСТАВКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 18
2.1.Права и обязанности поставщика при исполнении договора поставки 18
2.2.Права и обязанности покупателя при исполнении договора поставки 21
2.3.Ответственность по договору поставки 23
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ В СОВЕРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 24
3.1.Специфика правового регулирования договора поставки 24
3.2.Особенности принятия товара на ответственное хранение при некачественной поставке 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
Гражданский кодекс 1922 г., содержание которого во многом было предопределено дореволюционным проектом Гражданского уложения, не включал в себя нормы о договоре поставки как самостоятельном виде гражданско-правового договора. Однако в дальнейшем в связи с жестким централизованным регулированием имущественного оборота и всеобъемлющим планированием экономических отношений, что привело к созданию централизованной плановой административно-командной системы управления экономикой, договор поставки стал рассматриваться в качестве оптимального средства доведения плановых заданий до конкретных участников имущественного оборота. В советский период развития гражданского права договор поставки снова признается самостоятельным договором, являющимся основной правовой формой отношений организаций по снабжению и сбыту продукции в народном хозяйстве и одновременно ведущим хозяйственным договором.
В это время под договором поставки понимался плановый договор, по которому организация-поставщик обязуется передать в определенные сроки или срок в оперативное управление организации-покупателю определенную продукцию согласно обязательному для обеих организаций плановому акту распределения продукции; организация-покупатель обязуется принять продукцию и оплатить ее по установленным ценам. Договором поставки признавался также и заключаемый между организациями по их усмотрению договор, по которому поставщик обязуется передать покупателю продукцию, не распределяемую в плановом порядке, в срок, не совпадающий с моментом заключения договора (ст. 44 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г., ст. 258 ГК РСФСР 1964 г.).
Отличительными признаками договора поставки как самостоятельного договора признавались: участие в договоре поставки только социалистических организаций; плановый характер договора; несовпадение момента исполнения возникающего из договора обязательства со сроком заключения договора.
Законодательство той поры предусматривало две разновидности договора поставки; договор, основанный на плановом акте распределения продукции, и договор, заключаемый по усмотрению сторон. Преобладающим являлся плановый договор поставки, который конкретизировал и детализировал задание, установленное плановым актом.
В гражданско-правовой доктрине советского периода необходимость выделения самостоятельного планового договора поставки объяснялась тем, что производство на социалистических предприятиях велось в плановом порядке. Планировалось также снабжение торговой сети товарами народного потребления. Обеспечение планового характера производства и снабжения было возможным лишь при условии, если такой же плановый характер будут носить и договоры, направленные на обеспечение производства оборудованием, сырьем и на реализацию продукции социалистических предприятий.[4]
Основным источником правового регулирования отношений по поставщикам служили Положение о поставках продукции производственно-технического назначения и Положение о поставках товаров народного потребления, утверждаемые Советом Министров СССР, которые периодически обновлялись. Положения о поставках принимались, в частности, в 1969, 1981 гг. Последние из действовавших положение о поставках были утверждены постановлением Совета Министров СССР от 25 июля 1988г. № 888. Кроме того, в тот период действовали многочисленные Особые условия поставки отдельных видов продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления, которые разрабатывались заинтересованными министерствами и ведомствами и утверждались Госснабом СССР и Государственным арбитражем при Совете Министров СССР.
При разработке нового ГК было принято решение сохранить договор поставки, но не в качестве самостоятельного гражданско-правового договора, а как один из видов договора купли-продажи, ориентированный на регулирование отношений по реализации различных товаров, складывающихся в основном между профессиональными участниками имущественного оборота, которые занимаются производством и оптовой торговлей сырьем, материалами, комплектующими изделиями, оборудованием. Выделение договора поставки в качестве особого вида договора купли-продажи было продиктовано необходимостью учета специфики указанных правоотношений, требующих более жесткого и детального регулирования. Вместе с тем не следует забывать, что договор поставки остается лишь одним из видов договора купли-продажи, что влечет за собой субсидиарное применение к отношениям, связанным с поставкой товаров, норм о договоре купли-продажи. При этих условиях задача законодателя применительно к регулированию договора поставки свелась лишь к определению специальных правил, учитывающих специфику отношений по поставкам товаров.
1.3. Особенность заключения договора поставки
В силу важнейшего принципа ГК – свободы договора договор поставки заключается по свободному усмотрению сторон. Основные условия договора, как правило, определяются соглашением сторон. Однако отдельные законы в исключение из общего принципа свободы договора предусматривают обязанность поставщика заключить договор поставки, а их императивные нормы предопределяют в известной степени условия договора. Так, Закон о конкуренции (ст. 5) запрещает хозяйствующим субъектам – поставщикам, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, отказываться от заключения договоров с потребителями при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.
Доминирующее положение – исключительное положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке. Для установления доминирующего положения поставщика на рынке определенного товара антимонопольные органы используют два критерия: 1) принадлежащую ему долю рынка, 2) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товаров на рынке и на конкуренцию, т.е. наличие у поставщика «рыночной власти», ставящее его в независимое положение от других конкурентов. Закон об электроэнергетике (ст. 37) предусматривает обязанность гарантирующего поставщика заключить договор поставки электроэнергии по требованию потребителя. Оба эти Закона запрещают включение в договор дискриминационных условий.
Во всех случаях, когда из ГК и иных законов вытекает обязанность поставщика заключить договор, подлежит применению порядок и сроки заключения договора, установленные ст. 445 ГК. Кроме того, согласно ст. 445-446 ГК заинтересованная сторона вправе передать на рассмотрение арбитражного суда разногласия, не согласованные со стороной, обязанной заключить договор, или обратиться в арбитражный суд с иском о понуждении ее заключить договор.
Рассмотрим порядок заключения договора и согласования разногласий при отсутствии обязанности поставщика заключить договор.
В соответствии с ГК оферта может быть направлена любой стороной. Согласно деловым обыкновениям при поставках оферта в форме проекта договора, как правило, направляется поставщиком. Отдельные нормативные акты, например, Правила поставки газа в Российской Федерации, возлагают направление проекта договора на поставщика.
В некоторых случаях оферте могут предшествовать направление заявки, переговоры сторон, обмен письмами по поводу возможных условий договора (например, по договорам поставки индивидуального оборудования, машин, приборов). Такую стадию, предшествующую оферте, обычно называют преддоговорными контактами. Она является факультативной.
При наличии разногласий принято в деловой практике составление стороной, получившей договор, протокола разногласий. Исходя из широкого применения договора поставки во всех сферах экономики ГК определил порядок согласования разногласий по договору, заключенному при отсутствии обязанности заключить его.
Такой порядок согласования разногласий установлен ст. 507 ГК. Сторона, получившая возражения по условиям договора поставки или предложение о согласовании новых условий (в форме протокола разногласий, письма, телеграммы и др.), обязана принять меры к согласованию условий договора. Этой статьей установлен тридцатидневный срок для согласования соответствующих условий, если иной срок не определен сторонами. В случае, когда сторона, получившая предложение о согласовании иных условий, считает нецелесообразным такое согласование, она обязана в тот же срок уведомить другую сторону об отказе заключить договор на предложенных условиях. Таким образом, из ст. 507 ГК вытекает необходимость активных действий стороны, получившей акцепт с возражениями (договор с протоколом разногласий). Она должны либо уведомить другую сторону об отказе от заключения договора, либо принять меры к согласованию разногласий путем обмена документами, личных встреч руководителей и др. Если условия договора не согласованы и разногласия не устранены, договор признается незаключенным.
Нарушение установленной ст. 507 ГК обязанности принять меры к устранению возражений, т.е. уклонение от согласования спорных условий, несообщение об отказе заключить договор, рассматривается как основание для предъявления второй стороной требований о возмещении убытков. Например, о возмещении разницы в цене товаров, если уклонение стороны от активных действий по согласованию разногласий привело к задержке направления заказа на изготовление товаров другому поставщику.
Судебная практика признает убытками также расходы стороны, направившей извещение о согласии заключить договор с предложением согласовать его отдельные условия, понесенные в связи с подготовкой к исполнению договора, предпринятой по истечении 30-дневного срока со дня, когда такое согласие получено лицом, направившем первоначальное предложение.
Несогласованные разногласия по договору, заключение которого не является обязательным, могут быть переданы на рассмотрение арбитражного суда только при наличии об этом соглашения сторон (ст. 446 ГК).
Молчание стороны, уклонение от согласования, не достижение соглашения по спорным условиям, не устранение разногласий означает, что договор признается незаключенным. Судебная практика исходит из того, что договор, подписанный с протоколом разногласий, не может быть признан заключенным до согласования разногласий (постановление Президиума ВАС РФ от 30 марта 1999 г. по конкретному делу).
Далее приступим к рассмотрению сроку действия договора поставки и особенностям заключения долгосрочного договора поставки.
Как отмечает Н.И. Клейн, договор поставки может быть разовый, годовой, долгосрочный. В соответствии с деловыми обыкновениями часть условий договора излагается в его тексте, часть – в прилагаемой к договору спецификации, являющейся неотъемлемой частью договора. В годовом и долгосрочном договорах стороны могут согласовывать условия о количестве и ассортименте и т.п. на один год (квартал) и предусмотреть порядок согласования спецификации на последующие годы (периоды). Годовые и долгосрочные договоры поставки заключаются путем составления одного документа, подписываемого сторонами, либо иным способом, предусмотренным п. 2 ст. 434 ГК. При разовых поставках часто применяется акцепт в форме, предусмотренной п. 3 ст. 438 ГК. В соответствии с этой нормой совершение лицом, получившим оферту, действий по выполнению указанных в ней условий в срок, установленный для принятия оферты, признав ее акцептом.
1.4. Правила изменения и расторжения договора поставки
Одним из последствий неисполнения либо ненадлежащего исполнения договора поставки при определенных условиях может служить реализация соответственно поставщиком или покупателем прав на односторонний отказ от исполнения договора. Это допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон. Статья 523 ГК называет те нарушения условий договора со стороны, как поставщика, так и покупателя, которые предполагаются существенными и, следовательно, могут служить основанием для отказа контрагента от исполнения договора, т.е. для его одностороннего расторжения или изменения. К их числу относятся:
- неоднократное нарушение поставщиком сроков поставки товаров или поставка им товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократное нарушение покупателем сроков оплаты товаров или неоднократная невыборка последним товаров.
Из пп. 2 и 3 ст. 523 следует, что перечисленные нарушения лишь предполагаются существенными, но не признаются такими, безусловно.
Значит, нарушитель вправе доказывать отсутствие существенного характера тех или иных нарушений в конкретном случае (например, если неоднократным просрочка поставки или оплаты ни разу не превышала одного дня).
В то же время ст. 509, 515, 518 и 519 ГК предусматривает возможность отказа от исполнения договора поставки в случаях, которые не охватываются ст. 523 ГК. К ним относятся: поставка недоброкачественных (или некомплектных) товаров, просрочка поставки или оплаты, невыборка товаров и непредставление отгрузочной разнарядки.
По мнению И.В. Елисеева, возникающее противоречие можно разрешить путем толкования ст. 450 и 452 ГК, данные статьи устанавливают общие основания и порядок одностороннего расторжения (изменения) договоров при их существенном нарушении одной стороной (подп.1 п.2 ст.450 ГК) и в других случаях, предусмотренных законом или договором (подп.2 п.2 ст.450 ГК). И в том, и в другом случае требование об одностороннем расторжении договора должно быть заявлено в суд в порядке ст.452 ГК.
Однако ст.523, выступающая как lex specialis по отношению к ст. 450, 452 ГК, перечисляется не только особые основания, но и соответствующий им порядок расторжения (изменения) договора поставки. Указанный договор считается расторгнутым (измененным), по общему правилу, с момента получения одной стороной уведомления контрагента об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично.[5]
Таким образом, в случае существенного нарушения договора поставки, предусмотренных пп.2 и 3 ст.523 ГК, не требуется ни обращения в суд с иском, ни предварительного получения согласия контрагента на расторжение (изменение) договора, о необходимости которых говорит п. 2 ст. 452 ГК. Если же нарушение договора поставки не носит существенного характера (т.е., как правило, является однократным), процедура расторжения (изменения) договора регулируется не п.4 ст. 523 ГК, а общими правилами ст. 452 ГК.
Кроме того, нарушение договора поставки, не имеющее существенного характера, обычно дает право лишь на частичный отказ от исполнения договора (например, в отношении одной партии недоброкачественного или некомплектного товара), тогда как существенное нарушение позволяет расторгнуть договор в целом.