Договор дарения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является последовательная характеристика договора дарения, его места в системе обязательственного права.

Содержимое работы - 1 файл

основное содержание.docx

— 66.33 Кб (Скачать файл)

     В последние годы отечественная цивилистика  стала выделять в ряду объектов гражданских  прав информацию. По своей природе  информация близка к таким объектам прав как результаты интеллектуальной (творческой) деятельности, но не идентична  им. Права на информацию (на ее получение, распространение и т.п.) могут выступать предметом сделок, в том числе дарения наряду с другими имущественными правами. Нужно иметь в виду, что некоторые имущественные права вообще не могут отчуждаться, например требования об алиментах или о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью (ст. 383 ГК). Другие права, например сервитуты, в силу своей природы не могут быть предметом самостоятельного отчуждения, т. е. передаваться в отрыве от обслуживаемой ими вещи. Аналогично и права, воплощенные в документарных ценных бумагах, могут быть подарены лишь вместе с самой ценной бумагой (дарение совершается путем вручения предъявительской ценной бумаги либо в форме индоссамента, если бумага является ордерной).

     Дарение прав в отношении третьих лиц  происходит в форме их уступки  – цессии, с соблюдением норм ст. 382 – 390 ГК. Сложнее обстоит дело с регулированием дарения имущественных  прав в отношении самого дарителя. Такие права, в принципе, могут  либо существовать у третьих лиц  до момента дарения, либо возникать  у одаряемого на основе договора дарения. Однако в первом случае даритель не может уступить права, поскольку  они ему не принадлежат. Во втором случае права одаряемого возникают  впервые в силу самого договора дарения. Но уступить можно лишь такое право, которое ранее уже принадлежало кредитору в силу обязательства, возникшего до момента уступки (п.1 ст.382 ГК), следовательно, дарение права в отношении самого дарителя цессией не является7. Поэтому нельзя согласиться с утверждением М.И. Брагинского о том, что дарение права всегда сопряжено с его уступкой.

     Предмет договора дарения должен быть формально  определен путем указания на конкретную вещь, право или освобождение от конкретной обязанности. В противном  случае договор, содержащий обещание подарить, считается незаключенным (абз. 2 п. 2 ст. 572 ГК). Обещание подарить неопределенную вещь не имеет правового значения8. Отсутствие в законе аналогичной нормы, посвященной реальному договору дарения, объясняется тем, что его предмет неизбежно становится определенным для сторон уже в момент передачи, т. е. еще при заключении договора.

     9Предмет договора пожертвования уже, нежели собственно дарения. Он охватывает только вещи и права, но не включает освобождения от обязанности. Причина этого очевидна: освобождение одаряемого от обязанности всегда производится в его непосредственных интересах, а не на общее благо. Возможный перечень общеполезных целей пожертвования чрезвычайно велик, а их достижение может вестись самыми различными путями, поэтому ГК воздерживается здесь от каких-либо перечислений. Вместо того законодатель в ряде случаев предоставляет дарителю право указать конкретное назначение, по которому будет использоваться имущество, пожертвованное на общее благо. Это допустимо, если одаряемым по договору пожертвования является юридическое лицо или гражданин (п. 3 ст. 582 ГК), и невозможно, если имущество жертвуется государству. (Последнее суждение основано на расширительном логическом толковании абз. 1 п. 3 ст. 582 ГК. Правовое положение государства как субъекта права специфично тем, что оно всегда действует не в своих собственных, а в общих интересах. Значит, даритель может быть уверен в том, что любой дар в адрес государства будет использован на общее благо; иначе он просто не может быть использован. Более того, предполагается, что государство лучше других субъектов знает, в чем состоит это общее благо, и лучше других может действовать в общеполезных целях. Поэтому даритель некомпетентен обязывать государство к определенному способу использования пожертвованного имущества). Более того, в отношении граждан указание конкретного направления использования дара не только возможно, но и абсолютно необходимо, в противном случае пожертвование превратится в обычное дарение. Законодатель, вероятно, исходит из того, что соблазн утаить дар от общества, использовав его на собственные нужды, у среднестатистического гражданина непреодолимо велик10.

     Итак, мы рассмотрели предмет договора дарения, который может включать в себя вещи, имущественные права  и освобождение от обязанностей. Но, быть может, в качестве предмета дарения  могут выступать и другие объекты  гражданских прав, например, работы, услуги? Нет, такое расширение предмета дарения не основано на законе и  противоречит самой природе таких  объектов. Так, предметом договора дарения  может выступать вещь, изготовленная  в результате работы подрядчика. Но трудно представить себе дарение  самого процесса работы, изготовления вещи. Это тем более справедливо  и в отношении услуг, вся полезность которых заключена в самой  деятельности исполнителя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2   Юридическая характеристика договора дарения

     2.1.  Виды и форма договора дарения

     Законодатель  установил разновидности договора дарения.

       а). Существует договор обычного дарения, когда даритель безвозмездно передает вещь (или имущественное право) в собственность одаряемому.

       б). Помимо указанного, законодатель  ввел договор обещания дарения, когда даритель принял волевое решение передать одаряемому в будущем вещь (имущественное право).

     в). Следующая разновидность договора дарения — освобождение от имущественной обязанности. Такой вид договора возможен при наличии определенного имущественного обязательства одаряемого перед дарителем.                                     

     г). Наконец договор обещания освобождения от имущественной обязанности. По такому договору даритель принимает решение в будущем освободить одаряемого от имущественной обязанности.

     д). Разновидностью договора дарения также  является пожертвование. Пожертвование - это дарение вещи или права в общеполезных целях, т. е. использование для определённой общеполезной цели.

     Как видно из текста статьи, облечение  договора в соответствующую форму  обусловливается главным образом  характером возникающих отношений. По общему правилу реальный договор  дарения может быть совершен устно. В дополнение к понятию передачи вещи, сформулированному в гл. 14 ГК "Приобретение права собственности"11, здесь упоминаются правоустанавливающие документы и символическая передача.

     Для действительности договора дарения  недвижимости необходима государственная  регистрация. Порядок регистрации  и основания отказа в ней устанавливаются в соответствии со ст. 131 ГК специальным законом12. В настоящее время действует ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»  от 21 июля 1997 года. Главным его нововведением является создание единого государственного реестра прав на недвижимость, лишь запись в котором является доказательством права собственности лица на такое имущество.

     Договор дарения может быть заключен в  устной форме. Простая письменная форма  договора предусматривается :

     - для дара стоимостью свыше  пяти минимальных размеров оплаты труда;

     - если даритель является юридическим  лицом(стоимость дара превышает три тысячи рублей);

     -договор содержит обещание дарения в будущем.

     -если заключается  договор обещания дарения;

     Нарушение письменной формы договора в указанных  случаях влечёт его недействительность.

     2.2.  Права и обязанности сторон по договору дарения

       -Права и обязанности дарителя.

     Реальный  договор дарения, как правило, не порождает никаких обязательственных  отношений. Единственным исключением  из этого правила является обязательство, возникающее в результате дарения  имущественного права в отношении  самого дарителя. Содержание этого  обязательства не специфично для  дарения, поскольку оно определяется не самим фактом дарения, а характером подаренного права. Поэтому имеет смысл говорить лишь об обязательстве, возникающем из консенсуального договора дарения, основные условия которого мы и рассмотрим.

     Главной обязанностью дарителя является передача дара. 13Если предметом договора является вещь, то ее передача одаряемому может осуществляться посредством вручения, символической передачи (например, вручение ключей) либо вручения правоустанавливающих документов (абз. 2 п. 1 ст. 574 ГК). 14Передача дара в виде имущественного права в отношении третьего лица обычно производится путем вручения документов, фиксирующих основания возникновения этого права (например, уступка прав по предъявительской ценной бумаге). Единственным основанием возникновения права в отношении самого дарителя является договор дарения. В этом случае переход права на одаряемого обычно происходит автоматически в силу истечения согласованного сторонами срока или по наступлении согласованного отлагательного условия. Передача дара в виде освобождения от обязанности требует от дарителя совершения определенных действий, например, получения согласия кредитора одаряемого на перевод долга или исполнения обязанности за одаряемого (в случае возложения исполнения).

     Обязанности дарителя по консенсуальному договору дарения переходят к его правопреемникам, если иное не предусмотрено договором (п. 2 ст. 581 ГК). В отношении пожертвования  это правило не действует (п. 6 ст. 582 ГК).

     Право отказа от исполнения консенсуального  договора дарения – одно из важнейших  прав дарителя, закрепленное ст. 577 ГК. Даритель может воспользоваться  этим правом в двух случаях:

     1) если после заключения договора  его имущественное, семейное положение  либо состояние здоровья изменились  настолько, что исполнение договора  в новых условиях приведет  к существенному снижению уровня  его жизни;

     2) если одаряемый совершил покушение  на жизнь дарителя, члена его  семьи или близкого родственника  либо умышленно причинил дарителю  телесные повреждения15. Аналогичное основание отказа от исполнения договора в дореволюционном праве именовалось неблагодарностью одаряемого и носило более широкий характер.

     Отказ дарителя от исполнения договора дарения  невозможен применительно к обычным  подаркам небольшой стоимости (ст. 579 ГК). За этим единственным исключением  отказ дарителя от исполнения договора по вышеуказанным основаниям является действием правомерным, а потому не дает одаряемому права на возмещение убытков (п. 3 ст. 577 ГК).

        -Права и обязанности одаряемого.

     Право на получение дара логически вытекает из самого предмета договора дарения. Его содержание определяется содержанием  соответствующей обязанности дарителя. Если предметом дарения является индивидуально-определенная вещь, то в  случае неисполнения обязательства  дарителем одаряемый приобретает  право требовать отобрания этой вещи у дарителя (с соблюдением  правил ст. 398 ГК). Если же предмет дарения  – вещь, определяемая родовыми признаками, то право на получение дара может  сузиться до права на возмещение убытков (п. 2 ст. 396 ГК).

     Право отказа от принятия дара закреплено за одаряемым в п. 1 ст. 573 ГК. Это право  может быть осуществлено в любой  момент до передачи дара и даже не обусловлено  наличием каких-либо уважительных причин. Одаряемый вправе отказаться от дара вообще без указания мотивов (если соблюдены  формальные требования, предусмотренные  п. 2 ст. 573 ГК).

     Отсюда  можно сделать вывод о том, что принятие дара не является обязанностью одаряемого лица. Противоположная точка  зрения не находит подтверждения  в ГК. Если бы принятие дара было обязанностью одаряемого, ее неисполнение давало бы дарителю право требовать возмещения убытков во всех случаях, а не только применительно к письменным договорам (п. 3 ст. 573 ГК). Одаряемого также можно было бы понудить к исполнению обязанности в натуре, заставить принять дар помимо ею воли, что выглядит и вовсе абсурдно. Но какое же значение имеет тогда согласие одаряемого на принятие дара? 16Договорное условие о принятии дара устанавливает не обязанность одаряемого, а, скорее всего, характеризует обязанность дарителя по передаче дара, которая не может быть выполнена, пока дар одаряемым не принят. В этом смысле принятие дара – обязательное условие состоявшейся передачи дара.

     Права одаряемого в обычном консенсуальном договоре дарения, по общему правилу, не переходят к его правопреемникам (если иное не предусмотрено договором  – п. 1 ст. 581 ГК). Напротив, в договорах  пожертвования, как правило, имеет  место правопреемство (п. 6 ст. 582 ГК).

     Существование обязанностей на стороне одаряемого лица – явление довольно редкое для обычного дарения. Практически  оно ограничивается немногими случаями дарения, связанного с обременением передаваемого имущества в пользу самого дарителя. Но в договорах  пожертвования обязанность одаряемого по использованию имущества в  общеполезных целях присутствует всегда. В договоре пожертвования гражданину эта обязанность трансформируется в обязанность использования  дара по конкретному назначению, указанному дарителем. Аналогичная обязанность  может возлагаться и на одаряемое  юридическое лицо (Изменение конкретных способов использования пожертвованного  имущества допускается лишь с  согласия жертвователя, а если он перестал существовать – то только по решению  суда (п. 4 ст. 582 ГК)).

     В этом случае оно должно вести обособленный учет всех операций по использованию  пожертвованного имущества (абз.2, п.3 ст. 582 ГК), что обеспечивает возможность  финансового контроля за его использованием.

     Если  условие о конкретном направлении  использования дара в договоре пожертвования  отсутствует, одаряемое юридическое  лицо обязано самостоятельно определить способы использования дара в общеполезных целях, не противоречащие назначению имущества.

     Установление  обязанности по использованию имущества  в общеполезных целях серьезно ограничивает права одаряемого в отношении  этого имущества. Так, отчуждение имущества, обремененного обязанностью его  использования в общеполезных целях, возможно только при условии, что  его приобретатель примет на себя исполнение соответствующих обязанностей. Пользование таким имуществом в  собственных интересах одаряемого возможно лишь в той мере, в какой  это не препятствует его использованию  в общеполезных целях. Последнее  правило не соблюдается, если предложение  обращено к неопределенному кругу  лиц и в собранных средствах  нельзя выделить имущество конкретных жертвователей17.

2.3.  Ограничения и запреты, связанные с дарением

Запрещено дарение (ст.575 ГК РФ), за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тысяч рублей:

Информация о работе Договор дарения