Договор дарения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является всестороннее исследование особенностей правового регулирования договоров дарения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить историю развития договора дарения;
- выделить и отобразить структуру договора;
- определить правовое положение сторон, их ответственность за неисполнение условий договора.

Содержимое работы - 1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

     Сторонами договора дарения – дарителем  и одаряемым – могут быть граждане, юридические лица и государство. Право государства совершать  дарения, а равно выступать одаряемым, не вызывает сомнений. Но вправе ли оно делать подарки иначе, как в общеполезных целях? Да, так как общий интерес, преследуемый государством, может заключаться и в том, чтобы одарить частное лицо (двух, трех, тысячу и т. д.).

     Серьезное влияние на возможность заключения договоров дарения гражданами оказывает объем их дееспособности. Недееспособный гражданин может заключать договоры дарения только через своего опекуна, при этом от его имени можно производить дарение только обычных подарков небольшой стоимости (не дороже пяти минимальных размеров. оплаты труда); право на получение им подарков через опекуна не ограничено.

     Лицо, признанное ограниченно дееспособным, вправе самостоятельно совершать лишь мелкие бытовые сделки, а все остальные  – только с согласия попечителя Это означает, что ограниченно дееспособный гражданин вправе самостоятельно совершать договор дарения только в качестве одаряемого и только в том случае, если этот договор в силу своего потребительского характера и незначительной суммы относится к мелким бытовым сделкам.

     В соответствии с правилами п. 2 ст. 26 и п. 2 ст. 28 ГК малолетние и несовершеннолетние могут совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, т. е. выступать в качестве одаряемых, если соответствующие договоры не требуют нотариального удостоверения или государственной регистрации. Ответственность по таким договорам, заключенным малолетними, несут их законные представители, а по договорам, заключенным несовершеннолетними, отвечают они сами. Кроме этого, несовершеннолетние вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, в том числе путем их дарения. Во всех остальных случаях дарение осуществляется либо с согласия законных представителей несовершеннолетних, либо через законных представителей малолетних, действующих от их имени (в последнем случае предметом дарения может быть лишь обычный подарок небольшой стоимости).

     Дарение между супругами производится на общих основаниях с учетом, разумеется, того, что предметом дарения обычно выступает имущество, принадлежащее одному из супругов лично (например, вещь на праве собственности либо доля в общей долевой собственности, если такой режим имущества установлен). Впрочем, возможно дарение и путем передачи имущественных прав, принадлежащих одному из супругов в общей совместной собственности, что приведет к закреплению всего супружеского имущества за одним лицом. Дарение третьим лицам имущества, находящегося в общей совместной собственности (а это самый распространенный режим супружеского имущества), возможно по согласию всех сособственников9.

     Ряд запретов на получение подарков закон  связывает с особенностями профессионального  статуса одаряемых лиц, пытаясь  таким образом бороться со злоупотреблениями  работников социальной сферы и государственного управления

     В отношении договоров дарения  с участием юридических лиц ГК также предусматривает ряд специальных  ограничений. Пункт 4 ст. 575 ГК прямо  запрещает дарение между коммерческими  организациями, за исключением обычных  подарков небольшой стоимости. Значение этой нормы трудно переоценить, особенно учитывая широту предмета дарения. С одной стороны, п. 4 ст. 575 ГК направлен на защиту имущества организаций от разбазаривания (правда, эта лазейка уже давно сужена налоговым законодательством) и, значит, служит интересам кредиторов и участников (учредителей) юридических лиц. С другой стороны, эта же норма серьезно ограничивает возможности нормального ведения предпринимательства и подчас противоречит сложившимся обычаям и обыкновениям бизнеса. Так, коммерческая организация вроде бы не вправе простить долг контрагенту – коммерческой организации. А в случае безнадежной задолженности это может повлечь за собой целый ряд неблагоприятных экономических последствий для кредитора. Запрет на безвозмездную передачу имущества сильно ударит по холдингам и финансово-промышленным группам, осложнит взаимоотношения основных юридических лиц и дочерних. В общем, запрет дарения между коммерческими организациями чреват многими издержками, большинство из которых сейчас даже трудно предвидеть в деталях

     Другое  ограничение, установленное п. 1 ст. 576 ГК, касается дарения вещей, принадлежащих  юридическому лицу на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Действительность такого дарения, осуществляемого  унитарным предприятием либо казенным предприятием или учреждением, требует согласия собственника вещи. Это ограничение не распространяется на случаи пожертвования  и на обычные подарки небольшой стоимости. Законодатель не проводит здесь каких-либо различий между указанными вещными правами, а также между движимыми и недвижимыми вещами

     Форма договора дарения определяется его  предметом, субъектным составом и ценой. В соответствии с п. 3 ст. 574 и ст. 131 ГК все договоры дарения недвижимого  имущества (и реальные, и консенсуальные) должны заключаться в письменной форме и подлежат обязательной государственной регистрации

     Правила, определяющие форму договора дарения  движимого имущества, предусмотрены  п. 2 ст. 574 ГК. В письменную форму под  страхом недействительности должны облекаться все консенсуальные договоры дарения (дарственные обещания), а также реальные договоры на сумму более 5 МРОТ, в которых дарителем выступает юридическое лицо.

     Все прочие реальные договоры дарения могут  заключаться в устной форме, в  том числе и путем совершения сторонами конклюдентных действий.

     Специальные требования к форме договора дарения  прав по отношению к третьим лицам (уступка требования), а также  дарения в виде освобождения от обязанности  перед третьими лицами путем перевода долга установлены п. 1 и 2 ст. 389 и п. 2 ст. 391 ГК РФ 10.

2.2. Содержание договора дарения

 

    Реальный  договор дарения, как правило, не порождает обязательственных отношений. Единственным исключением из этого  правила является обязательство, возникающее  в результате дарения имущественного права в отношении самого дарителя. Содержание этого обязательства не является специфичным для дарения, поскольку оно определяется не самим фактом дарения, а характером подаренного права. Поэтому имеет смысл говорить лишь об обязательстве, возникающем из консенсуального договора дарения.

     Главной обязанностью дарителя является передача дара. Если предметом договора является вещь, то ее передача одаряемому лицу может  осуществляться посредством вручения, символической передачи, например, вручение ключей, либо вручения правоустанавливающих документов11. Передача дара в виде имущественного права в отношении третьего лица обычно производится путем вручения документов, фиксирующих основания возникновения этого права, например, уступка прав по ценной предъявительской бумаге. Единственным основанием возникновения права в отношении самого дарителя является договор дарения. Передача дара в виде освобождения от обязанности требует от дарителя совершения определенных действий, например, получения согласия кредитора одаряемого на перевод долга. Обязанности дарителя по консенсуальному договору дарения переходят к его правопреемникам, если иное не предусмотрено договором12. В отношении пожертвования это правило не действует.

     Право отказа от исполнения консенсуального  договора дарения - одно из важнейших прав дарителя, закрепленное ст. 577 ГК РФ. Даритель может воспользоваться этим правом в двух случаях:

  • если после заключения договора его имущественное, семейное положение либо состояние здоровья изменились настолько, что исполнение договора в новых условиях приведет к существенному снижению уровня его жизни,
  • если одаряемый совершил покушение на жизнь дарителя, члена его семьи или близкого родственника либо умышленно причинил дарителю телесные повреждения, аналогичное основание отказа от исполнения договора в дореволюционном праве именовалось неблагодарностью одаряемого и носило более широкий характер.

     Отказ дарителя от исполнения договора дарения невозможен применительно к обычным подаркам небольшой стоимости13. За этим единственным исключением отказ дарителя от исполнения договора по вышеуказанным основаниям является действием правомерным, а потому не дает одаряемому лицу права на возмещение убытков .

     В соответствии с п. 2 ст. 37 ГК РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по дарению имущества подопечного14. Право на получение дара логически вытекает из самого предмета договора дарения. Его содержание определяется содержанием соответствующей обязанности дарителя. Если предметом дарения является индивидуально-определенная вещь, то в случае неисполнения обязательства дарителем одаряемое лицо приобретает право требовать отобрания этой вещи у дарителя с соблюдением правил ст. 398 ГК РФ. Если же предмет дарения - вещь, определяемая родовыми признаками, то право на получение дара может сузиться до права на возмещение убытков.

     Право отказа от принятия дара закреплено за одаряемым лицом в п. 1 ст. 573 ГК РФ. Это право может быть осуществлено в любой момент до передачи дара и даже не обусловлено наличием каких-либо уважительных причин. Одаряемое лицо вправе отказаться от дара вообще без указания мотивов, если соблюдены формальные требования, предусмотренные п. 2 ст. 573 ГК РФ.

     Отсюда  можно сделать вывод о том, что принятие дара не является обязанностью одаряемого лица. Противоположная точка  зрения не находит подтверждения в ГК РФ. Если бы принятие дара было обязанностью одаряемого, ее неисполнение давало бы дарителю право требовать возмещения убытков во всех случаях, а не только применительно к письменным договорам

     Одаряемое лицо также можно было бы понудить к исполнению обязанности в натуре, заставить принять дар помимо его воли, что выглядит и вовсе абсурдно. Но какое же значение имеет тогда согласие одаряемого на принятие дара? Договорное условие о принятии дара устанавливает не обязанность одаряемого, а, скорее всего, характеризует обязанность дарителя по передаче дара, которая не может быть выполнена, пока дар одаряемым не принят. В этом смысле принятие дара - обязательное условие состоявшейся передачи дара. Права одаряемого в обычном консенсуальном договоре дарения не переходят к его правопреемникам, если иное не предусмотрено договором . Напротив, в договорах пожертвования, как правило, имеет место правопреемство.

     Существование обязанностей на стороне одаряемого лица - явление довольно редкое для  обычного дарения. Практически оно ограничивается немногими случаями дарения, связанного с обременением передаваемого имущества в пользу самого дарителя. Но в договорах пожертвования обязанность одаряемого по использованию имущества в общеполезных целях присутствует всегда. В договоре пожертвования гражданину эта обязанность трансформируется в обязанность использования дара по конкретному назначению, указанному дарителем. Аналогичная обязанность может возлагаться и на одаряемое юридическое лицо. В этом случае оно должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества, что обеспечивает возможность финансового контроля над его использованием.

     Если  условие о конкретном направлении  использования дара в договоре пожертвования  отсутствует, одаряемое юридическое лицо обязано самостоятельно определить способы использования дара в общеполезных целях, не противоречащие назначению имущества.

     Установление  обязанности по использованию имущества  в общеполезных целях серьезно ограничивает права одаряемого в отношении этого имущества. Так, отчуждение имущества, обремененного обязанностью его использования в общеполезных целях, возможно только при условии, что его приобретатель примет на себя исполнение соответствующих обязанностей.

     Пользование таким имуществом в собственных интересах одаряемого лица возможно лишь в той мере, в какой это не препятствует его использованию в общеполезных целях. Последнее правило не соблюдается, если предложение обращено к неопределенному кругу лиц, а в собранных средствах нельзя выделить имущество конкретных жертвователей15.

     Несмотря  на всю специфику договора дарения (обещания дарения), неисполнение или  ненадлежащее исполнение вытекающего  из него обязательства влечет ответственность, предусмотренную для должника, нарушившего  гражданско-правовое обязательство.

     Представим, что объектом дарения является действующее предприятие. Одаряемый, вооружившись доверенностью дарителя и рассчитывая стать собственником указанного предприятия, инвестирует за свой счет средства на его реконструкцию, вступает в имущественные отношения с поставщиками оборудования, сырья и материалов, несет в связи с этим большие расходы. Однако даритель передумывает и не передает предприятие в собственность одаряемого.

Информация о работе Договор дарения