Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 13:04, реферат
В данной работе рассмотрены научные публикации о региональной политике России, и придпринят мной их критический анализ
При этом следует констатировать, что в современных российских условиях далеко не всегда и не все действующие нормативно-правовые положения полностью реализуются на практике. Во многом такова традиция нашей истории.
Авторы сводного аналитического доклада Института современного развития отмечают: «Важнейшей институциональной проблемой формирования местного самоуправления в современной России является то, что оно пока так и не обрело в полной мере своего потенциального главного субъекта, ключевого игрока - сообщество граждан, проживающих на конкретной территории».
Сложившиеся закономерности и перспективы участия населения в местном самоуправлении. По нашему мнению, в настоящее время местное самоуправление следует рассматривать не как окончательно сформировавшийся самостояте самоорганизации граждан на местах, а скорее как существующий в системе публично-властных отношений своеобразный «амортизатор, передаточный механизм» между федеральным и региональным уровнями государственной власти и местным сообществом. Станет ли местное самоуправление со временем выполнять функцию самостоятельной «несущей конструкции»? Это зависит от многих причин, в том числе и от того, насколько активно государство и общество будут воплощать в жизнь конституционную норму о гарантиях самостоятельности местного самоуправления и реализовывать идею привлечения населения к непосредственному осуществлению местного самоуправления.
Сохраняя в ближайшей и среднесрочной перспективе доминирующее положение в сфере социально-экономических и общественно-политических отношений, государство, по нашему мнению, в конечном счете, как и 145 лет назад, будет вынуждено предоставить реальные (в том числе и финансово-экономические) возможности для участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Государственная власть в лице Президента, Премьер-министра, глав регионов и пр. не может бесконечно пользоваться принципом «ручного управления» для эффективного решения многочисленных вопросов, возникающих в различных отраслях народного хозяйства или регионах. В этой связи, как нам представляется, Президент РФ Д.А.Медведев не случайно высказался о том, что «местное самоуправление должно открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху... Нужно доверять все большее число социальных и политических функций непосредственно гражданам, их организациям и самоуправлению».
В условиях решения стратегических задач модернизации страны ресурсы, распределяемые государством и крупным бизнесом (в том числе и на решение вопросов местного значения), будут поступать не только туда, где в них нуждаются в большей степени, но и туда, где они будут наиболее эффективно использоваться, где будет задействован потенциал целого сообщества собственников, хозяев, ответственных и заинтересованных в конечных результатах граждан.
Современная социально-экономическая ситуация сделает востребованным новый тип мышления муниципального сообщества, которое, чтобы хорошо и комфортно жить и развиваться, будет вынуждено обустраивать свою территорию, используя для этого в том числе внутренние ресурсы местного самоуправления. В рамках местного сообщества рано или поздно сформируется соответствующее мировоззрение, которое сделает жителей муниципальных образований востребованными, активными и полноправными субъектами самоуправления.
В этом случае местное самоуправление, как и задумано в действующей правовой концепции, станет самостоятельной и под свою ответственность деятельностью населения по решению вопросов местного значения исходя из своих интересов и местных традиций. Такие примеры уже были в России конца XIX - начала XX вв., по крайней мере в хозяйственно-экономической и социально-культурной сферах. В современной муниципальной практике есть множество нерешенных проблем, и их следует решать, используя все потенциальные возможности.
Рассмотрев статью С. Севастьянова меня заинтересовал такой вопрос как возможность местного самоуправления открытия для своего населения решения своих локальных проблем без указаний и распоряжений сверху. По моему личному мнению Государство само не пойдет на такой шаг, аргументировав это децентрализацией власти, потерей авторитета столицы, что в данный момент времени ни как не должно произойти ввиду нестабильной политической обстановкой вызванной несогласием системной и несистемной оппозиции с результатами думских и президентских выборов. Также следует обратить внимание на то, что в этой статье замечены метафоры и метонимии которые в принципе не должны присутствовать в научной публикации.
-«Смогут ли муниципальные образования в сложившейся ситуации выступить в роли знаменитого барона Мюнхгаузена, который, оказавшись в трудной ситуации, сам себя вытянул из болота?»
Оптимальная территориальная стратегия развития российского региона: современное состояние и географические приоритеты.
Е.Н. Селищев
Вестник Московского Государственного Университета. Серия География. 2011 №2
Существующий в России характер федеративных отношений способствует активизации роли и значения регионов в социально- экономическом развитии, причем «вес» региональной составляющей повышается в условиях перемещения тяжести осуществляемых преобразований на уровень субъектов Российской Федерации. Это приводит к усилению актуальности роли и значения регионов в раскрытии внутренних резервов и потенциала территориального развития.
Однако сами регионы крайне неоднородны как по уровню и качеству развития, так и по объективно-субъективным возможностям осуществления полноценных рыночных преобразований. «Природа» рыночной экономики в целом и в частности способствует социально-экономической и территориальной неравномерности . Поэтому исходя из степени концентрации человеческой деятельности равномерности размещения населения и экономики, освоенности пространства, развития центра, ядра, полупериферии, периферии и, наконец, возможностей территориального прогресса, с некоторой долей условности и в порядке обсуждения все регионы России могут быть дифференцированы на несколько основных типов:
Асимметричные регионы с очевидным доминированием административного центра, который расположен близ административных или природных границ региона и оказывает опосредованное влияние на отдаленные территории субъекта Российской Федерации. Пространство вне центрального городского населенного пункта развито недостаточно и часто представляет собой «экономическую пустыню». Наблюдается определенная деградация сельских территорий, например, в Костромской, Архангельской областях, Красноярском, Хабаровском краях.
Центробежно ориентированные биполярные регионы с преобладанием двух (а, возможно, и большего числа) очевидных центров-лидеров, причем иногда региональный центр может иметь меньшую численность населения, и промышленный город (его развитие связано с промышленным строительством советского периода) способен определять экономический «портрет» региона (Вологодская, Кемеровская, Самарская, Челябинская области, республика Татарстан). В Кемеровской и Вологодской областях происходит определенная консолидация населения и активизация экономического развития в связи с наличием новых центров.
Устойчиво-сбалансированные регионы. В этом случае регион в целом развивается стабильно, причем не только региональный центр, но и полупериферийные и периферийные муниципальные образования. Такие регионы присутствуют в староосвоенной Центральной России и южных регионах - «житницах» страны. Среди регионов отметим Ярославскую, Тульскую, Воронежскую области, Краснодарский, Ставропольский края.
Ареалъно (локально) освоенные регионы. Такие территории типичны для субъектов федерации нового, пионерного освоения и обладающих структурой экономики ресурсно-эксплуатационного типа. В качестве иллюстрации можно привести северные регионы с преобладанием отраслей топливно-энергетического комплекса - Ханты-Мансийский, Ямало- Ненецкий, Ненецкий автономные округа).
Объективной основой для развития и функционирования региона призваны служить природа, население и хозяйство. Они обеспечивают базис для развития всего региона в целом и каждого муниципального образования в частности
(рис. 1). Важно определить и реализовать внутренние резервы, определить приоритеты полноценного развития не только для региона, но и для каждой самобытной территории местного самоуправления.
Потенциал любой территории складывался объективно и исторически на протяжении длительного времени, поэтому задача регионального развития - раскрыть преимущества территории, наметить возможные пути движения вперед, определить объективные приоритеты, характерные для того или иного региона, отразить перспективные направления региональной эволюции.
Проблема заключается в том, что современное состояние отечественных регионов отличается ситуацией неопределенности, неустойчивости, происходит непрерывная трансформация условий деятельности экономических объектов и субъектов.
Статья написана на научном языке, что в принципе имеет положительную сторону, но тем не менее для большинства читателей, незнающих географических терминов, она покажется труднодоступной. Также в ней не было указано перспектив развития для каждых из выделенных им групп. Например, для ЯНАО приоритетным является развитие транспортной инфраструктуры, поддержка малого и среднего бизнеса, экология. Тем самым, он не расставил приоритеты развития на примере отдельного региона будь то субъект или экономический район.
Регионализация Северного Кавказа: комплексный подход.
Е. Ю. Белаш
Известия РАН. Серия географическая, 2006, №6
Введение. Проведение региональной политики затруднено без четкого определения границ регионов, их внутренней структуры, а также структурирования идущих на территории процессов. Особенно актуальна эта задача для Северного Кавказа. Регион обладает чрезвычайно сложной и неоднородной внутренней структурой, разнообразным составом населения, здесь традиционно происходит контакт различных культур. Ряд проблем, характерных для
Северного Кавказа, имеют общегосударственное значение.
В настоящее время существуют различные варианты районирования Северного Кавказа. Однако при шаблонном, единообразном подходе к изучению территории возникают сложности с включением в единую картину разнородной информации, отображающей различные стороны человеческой деятельности. В результате последовательного, но механического анализа информации по данным разделам утрачивается связность между отдельными компонентами единой картины.
Поэтому на практике, в большинстве вариантов районирования Северного Кавказа, как правило, наблюдается труднопреодолимый разрыв между сетками районирования, предлагаемых физико- и экономико-географами. К тому же внутри как физической, так и экономической географии многие исследователи предлагают свое районирование территории, мало совпадающее с другими. В результате число вариантов районирования постоянно увеличивается, что резко затрудняет их сравнение и оценку.
В предлагаемой статье предпринята попытка проанализировать основные подходы к регионализации Северного Кавказа, выделить общие элементы и объективные предпосылки (с учетом новейших изменений).
1. Основные подходы к регионализации Северного Кавказа. Так, физико-географами на Северном Кавказе, как правило, выделяются две предгорных зональных области, относящиеся к Русской равнине (Западное и Среднее Предкавказье) и Среднеазиатской равнинной стране (Терско- Кумская низменность). Последнее решение признается дискуссионным. Горная область Большого Кавказа относится к Крымско-Кавказ- ской горной физико-географической стране.
Экономикогеографами под Северным Кавказом обычно понимается территория Северокавказского экономического района в составе Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев и семи республик (Адыгеи, Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Ингушетии, Чечни и Дагестана). Однако особо оговаривается неоднозначность такого состава и другие варианты проведения границ: проведение границы между Северным Кавказом и Закавказьем по -Скалистому хребту Большого Кавказа (в физической географии), включение в состав Северокавказского района Калмыкии или не включение - Ростовской области. Обоснование именно такого деления - историческая преемственность сеток, а главное - обеспеченность достаточно единообразной и ретроспективной статистикой, позволяющей работать с моделью региона.
Рассмотрим формирование модели территории Северного Кавказа по блокам.
А. Административно-
С 2000 г. Северный Кавказ входит в состав Южного федерального округа. Округ образуют: Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края, семь северокавказских республик (Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Ингушетия, Чечня и Дагестан), а также Волгоградская и Астраханская области и Калмыкия.
Б. Физико-географический блок. Маркерами Северного Кавказа (в физико-географических границах) выступают Кумо-Манычская впадина на севере и государственная граница России на юге. На западе и востоке границы - соответственно Азовское, Черное и Каспийское моря. Большой Кавказский хребет обусловливает внутренне деление на равнинную и горную часть. Нижний Дон в данном случае - самостоятельная единица, который вместе с Северным Кавказом относится к Югу России. Примечательно, что северная граница (Северного) Кавказа указывается достаточно редко, что может косвенно свидетельствовать об отсутствии четких общепризнанных барьеров между Северным Кавказом и остальной территорией Европейской России. При этом достаточно распространенным является мнение, что Ростовская область находится “на юге Европейской территории России, на границе Восточно-Европейской равнины и Предкавказья”, т.е. в данном случае не входит в состав “Северного Кавказа”.