Современные исследования в региональной политике России. Критический обзор научных публикаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 13:04, реферат

Краткое описание

В данной работе рассмотрены научные публикации о региональной политике России, и придпринят мной их критический анализ

Содержимое работы - 1 файл

Современные исследования в региональной политике России. Критический обзор научных публикаций.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

Географический факультет

Кафедра экономической географии

 

 

 

 

Реферат

 

«Современные исследования в региональной политике России. Критический обзор научных публикаций»

 

 

 

 

 

Выполнил: студент                                              

V курса, ОДО

Аминев И. Я.

Проверил:

д.г.н., проф. Сафиуллин Р. Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

    

УФА-2012

Участие населения в местном самоуправлении в российских регионах

С. Севастьянов

Экономика и управление: научно-практический журнал №4/2011

 

Положение местного самоуправления в системе публично-властных отношений в Российской Федерации. В настоящее время в отечественной научной и публицистической литературе продолжается обсуждение тезиса, сформулированного в конце XX - начале XXI вв. такими исследователями проблем местного самоуправления, как Г.В.Атаманчук, С.А.Авакьян, о том, что действующая российская модель местного самоуправления не является самостоятельным уровнем системы публично-властных отношений с элементами народовластия- самоуправления. В частности, сторонники данной точки зрения считают: «Практика не подтверждает того факта, что местное самоуправление является самоорганизацией граждан и этим оно качественно отличается от государственного управления. Местное самоуправление является вариантом публичной власти, и в этом плане оно не может быть отделено от государственной власти... не надо создавать себе и населению иллюзий, будто оно осуществляет местное самоуправление».

При исследовании современного состояния и перспектив развития местного самоуправления в России необходимо учитывать, что муниципальная реформа, начавшаяся в 90-е годы XX века, реализуется в контексте ведущих трендов общественно­политического и социально-экономического развития государства и общества в целом. На сегодняшний день муниципальная практика в рамках реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-Ф3) показывает, что органы местного самоуправления в своей деятельности сталкиваются с рядом существенных проблем. В частности, влияние на деятельность местного самоуправления оказывают трансформация политико-правовой системы российского государства, столкновение тенденций политической централизации и децентрализации, разграничение полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти и др.

При этом сами представители муниципального сообщества и большинство экспертов на первое место ставят проблемы финансовой обеспеченности муниципальных образований. «Вопрос финансовой самодостаточности наиболее важный. Полномочия муниципалитетам переданы, однако ресурсами они не обеспечены. Самые больные вопросы - благоустройство территорий, обеспечение коммунальными услугами, содержание учреждений культуры» .

В ряде исследований, посвященных муниципальной тематике, высказывается точка зрения, согласно которой в ближайшей перспективе государственная власть, как федеральная, так и региональная, будет продолжать проведение политики передачи важных социальных функций на муниципальный уровень. При этом, по нашему мнению, на сегодняшний день нет достаточных оснований полагать, что ситуация с финансовой обеспеченностью муниципальных образований принципиально изменится в лучшую сторону за счет увеличения прямых государственных дотаций из регионального бюджета.

По состоянию на сентябрь 2010 г. в Республике Башкортостан почти все муниципальные образования, за исключением Уфы, Салавата и Кумертау, являлись дотационными. Бюджеты многих из них более чем на 70 % формируются за счет республиканских источников. Представители государственной власти и эксперты упрекают муниципальное сообщество в том, что «... у органов местного самоуправления нет достаточной мотивации к наращиванию налоговой базы и оптимизации расходов в целях социально-экономического развития территорий».

Президент Республики Башкортостан Р.Хамитов, выступая на III съезде республиканских муниципальных образований, заявил: «В обеспечении муниципальных образований финансовыми ресурсами главенствующая роль принадлежит самим муниципалитетам. Успех в конечном итоге зависит от того, как сумеют организовать людей, создать им условия для работы, для привлечения налогов. У каждого руководителя должен быть ясный план, как сделать свой город, свой район рентабельным».

Смогут ли муниципальные образования в сложившейся ситуации выступить в роли знаменитого барона Мюнхгаузена, который, оказавшись в трудной ситуации, сам себя вытянул из болота?

Участие населения в местном самоуправлении как ресурс развития муниципальной сферы. В качестве ресурса, который может быть задействован муниципальными органами власти для решения задач по увеличению финансовой самодостаточности и сокращению уровня государственных финансовых дотаций, может рассматриваться деятельность, направленная на привлечение местного сообщества к участию в самоуправлении. Органы местного самоуправления, используя в рамках установленных законом возможностей организационные, интеллектуальные и даже материальные

ресурсы местного населения, могут таким образом решать определенную часть проблем своих территорий и муниципальных отношений в целом.

Основным стимулом «вызревания» этого процесса, по нашему мнению, будет являться такое развитие современной социально-экономической ситуации, при котором непосредственные экономические, социальные и другие (в том числе бытовые) интересы и потребности местного сообщества будут возрастать и в то же время все в большей степени зависеть от обстановки на местном (муниципальном) уровне. Речь идет, прежде всего, о таких сферах жизнедеятельности, как содержание и эксплуатация жилого фонда, строительство и использование объектов социальной инфраструктуры, автостоянок, детских площадок, малых спорткомплексов, магазинов «шаговой доступности», организация оказания социально-бытовых, образовательных и медицинских услуг населению. Так, например, в связи с планируемым введением уплаты земельного налога жителями многоквартирных домов, на жильцов, с одной стороны, накладываются дополнительные финансовые обязательства, а с другой - перед местным сообществом открываются потенциальные возможности получения доходов от использования придомовой территории и расположенных на ней строений. Конечно, эти процессы сопряжены с рядом трудностей нормативно-правового, институционального и социально­психологического характера, но так или иначе очевидно, что государство как основной действующий актор будет продолжать политику сокращения своего финансового присутствия в обозначенных социально-экономических сегментах.

В перспективе население муниципальных образований будет заинтересовано и вынуждено обращаться к использованию существующих форм и механизмов участия в местном самоуправлении и их приспособлению к новым меняющимся условиям жизни социума.

В связи с этим именно приближение муниципальной власти к населению и привлечение местных жителей к непосредственному участию в самоуправлении на местах становится одной из наиболее актуальных проблем. Органам местного самоуправления следует более системно и эффективно использовать такие предусмотренные действующим законодательством возможности участия населения в самоуправлении, как публичные слушания, организация ТОС и ТСЖ, общественных комитетов. Для этого необходимо формировать у местного сообщества активную гражданскую позицию, инициировать появление устойчивого интереса к участию в решении вопросов местного значения, параллельно работая над совершенствованием правовых и институциональных механизмов участия населения в осуществлении местного самоуправления, в том числе с применением информационных технологий. Весьма важным является то, чтобы выстраиваемая модель участия населения в местном самоуправлении включала в себя элементы реального самоуправления, являлась незабюрократизированной, прозрачной, а результаты ее деятельности были востребованы жителями данной территории.

Исторический обзор институционализации местного самоуправления в регионе. Отечественная практика привлечения ресурсов населения в формате местного самоуправления для решения ряда социально-экономических задач местного значения имеет более чем вековую историю. В качестве небольшой исторической справки отметим, что юридически и практически институционализированная деятельность местного самоуправления в России берет свое начало с 1 января 1864 г., когда императором Александром II был подписан указ об утверждении «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» (далее - Положение 1864 г.). Этот документ положил начало земской реформе и стал основой многолетней деятельности выборных всесословных, гражданских учреждений местного самоуправления - губернских и уездных земств, где социальная сфера соприкасалась с хозяйственной и общественно-политической.

Не останавливаясь отдельно на причинах, способствовавших появлению местного самоуправления в формате земских учреждений, перейдем к эпизоду, связанному с введением земского самоуправления в Уфимском крае. Положение 1864 г. предусматривало появление земств на территории 19 европейских губерний Российской империи. Преимущественно это были губернии с преобладанием помещичьего землевладения, с русским населением и те, в которых уже развивались буржуазные отношения. На момент опубликования Положения 1864 г. в Оренбургской губернии (именно в ее состав входили земли упраздненного в 1796 г. Уфимского наместничества - С.С.) помещичье землевладение не преобладало, крестьянских (в том числе башкирских) надельных земель было 8 млн десятин, помещичьих - 1,5 млн десятин, 47,6 % населения было нерусским, 52,6 % принадлежало к военному сословию. В то же время, в связи с продолжавшимся во второй половине XIX века освоением Российской империей юго-восточных земель, Оренбургская губерния по-прежнему во многом оставалась окраинной, приграничной территорией. Поэтому земское самоуправление в Оренбургской губернии в соответствии с принципами проводимой царским правительством реформы по Положению 1864 г. не было введено.

В мае 1865 г. из состава Оренбургской губернии высочайшим утверждением Государственного совета была выделена Уфимская губерния. В июле того же года вступило в силу Положение «О передаче управления башкирами из военного в гражданское ведомство», которое тем самым, по сути, открывало дорогу введению земского самоуправления в Уфимском крае.

11 октября 1865 г. на заседании Уфимского губернского правления было принято решение ходатайствовать об открытии земских учреждений в Уфимской губернии. В этом ходатайстве, в частности, говорилось следующее: «Приступая к некоторым распоряжениям по приготовлению к открытию земских учреждений в Уфимской и Оренбургской губерниях и считая необходимым с Положением о земских учреждениях, о приведении их в действие заблаговременно ознакомить волостные и сельские начальства и государственных крестьян вообще, просим выслать означенные узаконения, так как почти ни одного экземпляра оных не имеем. И ходатайствуем о введении в действие Положения о земских учреждениях».

Таким образом, в октябре 2010 г. исполнилось 145 лет с момента первого обращения официальных властей Уфимской губернии с ходатайством об учреждении в крае местного самоуправления.

Данное обращение, наряду с последующими, было удовлетворено лишь 14 мая 1874 г., когда Государственный Совет постановил «Высочайше утвержденное 1 января 1864 года положение о земских учреждениях распространить на Уфимскую губер­нию».

Достаточно разносторонняя и содержательная деятельность земского и городского (с 1870 г.) самоуправления в регионах России была прервана революционными событиями 1917 г. После Октября 1917 г. в стране на местах установилась новая власть - Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которые заменили собой органы земского и городского самоуправления. В течение последующих десятилетий становления и доминирования в СССР административно­командной однопартийной системы традиции отечественного дореволюционного местного самоуправления в значительной мере были утрачены и заменены установками советского партийно-государственного администрирования. При этом в разные периоды существования советской власти вопрос о расширении реальной демократии посредством самоорганизации граждан и самоуправления периодически ставился на повестку дня.

В перестроечную и постсоветскую эпоху вместе с трансформировавшимся государственным механизмом на рубеже 80-90-х гг. XX века в стране началась муниципальная реформа. Ключевое значение для развития местного самоуправления в Российской Федерации имело принятие Конституции РФ 1993 г., в которой был провозглашен принцип самостоятельности местного самоуправления. Следующей важной вехой реформ 1990-х гг. стало принятие Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154-Ф3. В законе фиксировался принцип выборности местной власти, устанавливались гарантии местного самоуправления, оговаривались рамки муниципальной самостоятельности.

Реформы в целом позволили создать работающую структуру местного самоуправления, было осуществлено конституционное признание и нормативное закрепление принципа автономности муниципальной власти в пределах общего контекста публичной власти.

В 2003 г. был принят действующий в настоящее время Федеральный закон № 131-Ф3, с появлением которого можно говорить о создании концептуальной модели современного местного самоуправления в России. С 1 января 2010 г. органы местного самоуправления действуют во всех субъектах РФ.

В Республике Башкортостан в ходе реализации муниципальной реформы на основе Федерального закона № 131-Ф3 создана отвечающая всем обозначенным в законодательстве требованиям модель территориальной организации местного самоуправления, сформированы органы местного самоуправления, организована муниципальная служба, приняты и прошли государственную регистрацию уставы муниципальных образований, реализуются полномочия местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Информация о работе Современные исследования в региональной политике России. Критический обзор научных публикаций