Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:08, реферат
В Индии действует более 460 различных музеев, главными среди которых являются музеи Мадраса – правительственный музей и Национальная картинная галерея. В Нью-Дели – Национальный музей. В Варанаси – Музей Сарнат. В Калькутте – Музей Индии (коллекция экспонатов по археологии и естественной истории); технологический музей Бирла. В Бомбее – музей Западной Индии. Кроме этого, в Индии огромное количество памятников истории и архитектуры
ВВЕДЕНИЕ
1. ДЕЛИ
2. НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ
2.1. ГАЛЕРЕЯ ИНДСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
2.2. ИСКУССТВО ПЕРИОДА МАУРЬЕВ, СУНГА И САТАВАХАНА
2.3. ИСКУССТВО ГАНДХАРЫ И МАТХУРЫ
2.4. ИСКУССТВО ЭПОХИ ГУПТОВ
2.5. ГАЛЕРЕЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ СКУЛЬПТУРЫ
2.6. ГАЛЕРЕЯ ИНДИЙСКОЙ БРОНЗЫ
2.7. ГАЛЕРЕЯ ЖИВОПИСИ И МАНУСКРИПТОВ
2.8. АНТИКВАРИАТ ИЗ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
2.9. ДРУГИЕ ЗНАЧИМЫЕ ГАЛЕРЕИ
«Трипурнатака» (8 век, Чалукья, Айхоле, Карнатака) является великолепным примером драматизма и движения в скульптуре. Шива стоит на воздушной колеснице, несомой богами, направив свою сокрушительную стрелу на 3 крепости и царства могущественных асуров. Асуры получили от Брахмы позволение построить 3 крепости, одну медную на земле, одну серебряную на небе, и одну золотую в подземном мире. Когда они возомнили себя непобедимыми, Шива разрушил все 3 их крепости одной-единственной стрелой.
Мастера всего мира решали задачу передачи движения и статики в визуальных искусствах, таких как скульптура. В искусстве эпохи Чалукьев, особенно в скульптуре Бадами в Айхоле, скульптор достиг совершенства в изображении великой драмы в камне, полной захватывающего застывшего действия.
Несколько экспонатов представляют западную часть Индии, такие как «Чамунда» (12 век, Пармара, Мадхья Прадеш) и мраморная фигура Сарасвати, богини знаний (12 век, Чаухан, Биканер, Раджастан), которые одинаково прекрасны, но выполнены в несколько разном стиле, и, разумеется, из разных пород камня. Некоторые из этих шедевров украшают вход в вестибюль музея.
С востока Индии пришли знаменитые скульптуры Конарака, Орисса, их легко узнать по блестящему, почти черному хлориту, из которого они сделаны. Могущественный царь Нарасимха из династии Восточного Ганга построил легендарный храм Солнца, или Сурья Мандир, в Конараке в 13 веке. Здесь мы можем увидеть несколько довольно красивых портретов этого правителя на различных панелях и в некоторых сценах. «Царь Нарасимха, стреляющий из лука», «Царь Нарасимха на качелях», где довольно реалистично изображены медные цепи качелей, и «Беседующий царь Нарасимха», где он представлен сидящем на невысоком сиденье, держащим в одной руке манускрипт из пальмовых листьев. Еще одна панель изображает «Молящегося царя Нарасимху», где он стоит перед двумя небольшими святилищами, одно из которых посвящено Джаганнатху, Господу из Пури, а другое – богине Махишасурамардини. Детали одежды с тканым дизайном, прически, изображения храмов и домов, качелей и хозяйственных объектов одновременно обыденны и познавательны. Организация деталей на этих панелях придает ощущение театральности, когда все объекты являются элементами «постановки» в том виде, в каком они есть.
Здесь представлены несколько скульптур периода Пала и Сена из районов Бихар и Бенгалия: «Вишну и его подруга», «Чамунда» и др., относящиеся к 12 веку. Существует легенда о том, что когда-то жил могучий демон по имени Махиша, который стал слишком могущественным и тем самым нарушил равновесие в мире богов. Он получил дар полной неуязвимости от человека либо от бога. Тогда боги создали «супер-богиню». Наделенная энергией Шивы, она обрела лицо, от Вишну она получила руки, ступни – от Солнца, глаза – от огня (Агни) и т.д. Циммер в «Искусстве Индийской Азии» поэтически описывает сцену битвы всемогущей богини с демоном-быком Махишей: «Он узрел богиню, пронизывающую космос своим светом, заставлявшую землю прогибаться под тяжестью своих шагов… сотрясающую подземный мир игривым звоном своей тетивы, а бесчисленными руками закрывающую все небо».
Во время сражения она отрубает голову демона-быка, и он покидает тело, приняв форму человека, но в конце-концов богиня убивает его, тем самым заслужив имя «той, которая победила асура Махишу», или Махишасурамардини. На данном скульптурном изображении великолепная богиня, «закрывающая небо своими бесчисленными руками», только что обезглавила быка; маленькая фигурка человека-демона показана возникающей из безжизненного тела быка, и, к несчастью для себя, идущей прямо в пасть тигра, ездового животного и спутника богини Дурги. Где бы мы ни увидели скульптуру этой богини, Махишасурамардини, мы не перестанем удивляться, при близком рассмотрении, как художник воплотил чудесное предание о женской силе, заставившей богов замереть в безмолвии.
Поздняя средневековая скульптура тяготеет к сложной, иногда даже вычурной и суетной орнаментике, как это можно наблюдать на примере скульптур периода Хойсала, таких как «Калья Кришна» из Карнатаки – бог-пастух, танцующий на голове змеи Кальи, а также «Музыканты», «Мохини» и «Лакшми и Нарайяна» (Лакшми и ее супруг Вишну, летящие на крыльях Гаруды).
Искусство создания статуй из бронзы существует в Индии с древнейших времен и уходит корнями в цивилизацию долины Инда. Рассмотренная нами ранее бронзовая «Танцовщица» была создана 5 000 лет назад, но даже сегодня в таких городах, как Танджор в Тамил Наду, мастера создают работы редкой красоты. В Национальном Музее представлена коллекция изделий из бронзы, принадлежащих различным историческим периодам и регионам Индии. Их многообразие варьируется от маленьких, почти миниатюрных фигурок из Кашмира и Кералы, до огромных из южного штата Тамил Наду. Здесь есть и буддийские, и индуистские статуи, изготовленные в процессе, называемом cire perdue, или «выплавление модельного состава».
Сначала изготавливается восковая модель, с которой получают глиняный отпечаток. Затем он становится основой для будущей скульптуры. Полый отпечаток заливается специальной смесью расплавленных металлов. В итоге, мягкость воскового отпечатка передается форме, отлитой в металле. Это и есть то, что делает бронзу такой особенной.
Так как каменная храмовая скульптура была неподвижной, бронза была наиболее пригодной в домашних условиях и использовалась в процессиях за пределами храма, когда фигуры выносили на городские улицы, где тысячи людей собирались на даршан («лицезрение») божества. Возможно, каменные скульптуры храмов раскрашивались и покрывались штукатуркой, но сегодня нам приходится любоваться лишь их чистой каменной красотой; то же самое относится и к бронзе. В храмах эти грандиозные статуи наряжались в одежды, драгоценности и цветочные гирлянды, и можно только удивляться тому, зачем скульптору понадобилось так тщательно прорабатывать мельчайшие детали при отливке статуй, если почти никто не мог видеть их настоящей, неприкрытой красоты. Возможно, это объясняется глубиной религиозной веры и незримым величием неизвестных мастеров Индии, победивших века.
Доктор С. Шиварамамурти, один из величайших ученых индуизма и выдающийся историк искусств, в течение нескольких лет был директором Национального Музея. Самыми любимыми его статуями из бронзы, вне всякого сомнения, были «Калья мардан Кришна» (Паллава-Чхола, 9 век) и «Натараджа», или «Натеша в позе чхатура» (ранние Чхола, 10 век, Тируварангулам, Южная Индия»). Он является автором множества работ, книг и статей, в которых никогда не забывал упомянуть об этих двух шедеврах: «Коллекция бронзы недавно пополнилась фигурой «Натараджи в чхатура» – позе тандавы – это уникальный образец» (1959); и «Национальный Музей может гордиться тем, что обладает уникальным изделием из бронзы, высочайшим с точки зрения эстетики, «Натараджей в позе чхатура» (1980).
Фигура «Шивы Натараджа» как космического танцора и создателя также присутствует и в виде каменной скульптуры, а сегодня даже исполняется в виде танца. В одной руке Шива держит барабан, символизирующий источник всего творения – звук, ритм и дающую жизнь энергию. В другой руке он держит огонь, символ разрушения. Третья рука поднята в жесте защиты, в то время как четвертая направляет внимание на положение ног Шивы, попирающих фигуру карлика, персонифицирующего неведение. Шива танцует под грохот барабанов и стихий, пробуждающихся на небесах. Его фигура гибкая и юная, со стройными ногами, руками во всей полноте их движения, а звон его ножных браслетов наполняет вселенную. Его украшения отличаются скромностью, волосы развеваются по ветру, лицо Шивы всегда спокойно, на нем нет и следа напряжения. Змеи, которым поклоняются все сельские общины Индии, составляют часть украшений Шивы, так как он является также богом Земли, Подземного Мира и Небесных сфер, и все секреты тайных миров ведомы его змеям так же, как и ему самому. В одном этом танце Натараджа символизирует все – творение, сохранение, разрушение, избавление от неведения и достижение блаженства.
«Калья мардан Кришна» рассказывает нам другую историю. Кришна, как пастух, является инкарнацией Вишну. Однажды случилось так, что он заметил, как много скота отравилось, попив воды из реки, куда он и его друзья водили животных к водопою каждый день. Кришна обнаружил виновного – гигантскую змею Калью, и на этом скульптурном изображении Кришна предстает танцующим на 5-головом теле змеи. Осознав свою вину, она протягивает руку, поклоняясь юному Кришне, который триумфально поднимает над собой ее хвост.
Второй этаж галереи содержит великолепную экспозицию, посвященную искусству каллиграфии, иллюстраций к текстам и живописи. В Индии использование пальмовых листьев для создания ранних манускриптов привело к возникновению уникальной эстетической роли композиции в рамках этого вида искусства. Длинная, суживающаяся к одному концу, форма пальмового листа требовала аккуратности в момент написания текста и составления страниц. Соединенные вместе с помощью веревки и деревянного переплета, связки манускриптов из пальмовых листьев обычно оборачивались в кусок материи для сохранности. Временами страница имела вертикальное членение, образуя узкие вертикальные столбцы для удобства чтения, с полями, рамками и небольшим продолговатым прямоугольным пространством для иллюстраций. Использование минеральных красителей привело к преобладанию чистых, несмешанных цветов – красного, синего и желтого – с черным, белым и золотым в живописи.
«Махапаринирвана Будды» (Бенгалия, Пала, 1 000 г. н.э.), «Манду Кальпасутра» (1439 г., Манду, Центральная Индия) и «Астасахасрика Праджнапарамита» (1350 г., Непал) – яркие примеры подобного стиля оформления страниц в раннем искусстве манускриптов. Достойная внимания коллекция манускриптов из пальмовых листьев также находится в Музее Государственного Правительства в Бхубанешваре (Орисса).
Влияние ислама на искусство книжной иллюстрации и каллиграфии было наиболее значительным в период средневековья. В музее хранится Коран на арабском языке (9 век, Куфик), являя собой великолепный пример элегантного искусства каллиграфии.
«Джахангирнама» (Моголы, 17 век, персидский Насталик) – более изощренный пример искусства письма и композиции страниц. Использование бумаги, которая не имела ограничений в размерах, привело к возникновению новых форм композиции. Края листов часто утолщались с помощью бордюров, а искусство каллиграфии процветало благодаря отказу ислама от изображения человеческих фигур.
На стыке двух традиций – персидской и индийской – возник новый синтез. В представленных здесь раннеисламских работах, таких как «Бабурнама» (или «Бабарнама») (Моголы, 1598) и иллюстрации к «Тутинаме» (Моголы, 1580), или «Бустан» (Султанат, 1500-1502 г), письменный текст расположен на странице очень рельефно, в сопровождении иллюстраций, служащих дополнением к словам текста. Постепенно текст и иллюстрации стали приобретать различные оттенки и нюансы, а индийская и исламская абстрактности растворились друг в друге.
Могольские императоры содержали огромные студии и мастерские, где работали художники со всей страны. Живописцы получали денежное вознаграждение, равно как ювелиры и ткачи. Под царским покровительством возник влиятельный и артистичный стиль в живописи. Здесь присутствовала документальная живопись, введенная Бабуром для изображения необычных животных индских земель. Изображение животных в «Схватке верблюдов» (Моголы, 1615-1620 г), относящееся к эпохе царствования Джахангира, выглядит очень натурально и напряженно. Другая работа, «Сокол» (Моголы, 1630 г, Мансур) является примером восхищенного взгляда художника на природу. С какой тщательностью выписано каждое перышко птицы!
Другим важным этапом в развитии искусства было возникновение Могольской Школы, которая достигла вершины своего расцвета при императоре Акбаре. Среди особо ценных экспонатов Национального Музея находится инфолио «Бабурнама», иллюстрированные дневники императора Бабура, основателя империи моголов. «Бабур, возглавляющий конструкцию резервуара источника Кхваджа Сих-яран вблизи Кабула» («Бабурнама», моголы, 1598 г) – один из немногочисленных портретов императора. Он изображен стоящим в саду, где строятся канал и водоем. Его окружают придворные, наблюдая за происходящим с некоторым беспокойством. В нижней часто изображения установлены несколько ярко раскрашенных палаток для отдыха императора. Бабура всегда будут помнить в Индии как великого строителя парков. Именно благодаря ему концепция регулярных парков стала неотъемлемой частью могольской архитектуры. На изображении полно людей, животных и птиц; на удаленном расстоянии расстилается плоский ландшафт, где бродят на свободе дикие животные. Имя художника, Прем Гуджарати, говорит о том, что в могольских мастерских работали вместе как индийские, так и персидские художники, перенимая манеру друг у друга, в результате чего появилась так называемая Могольская Школа живописи. В «Охотящемся Акбаре» (Моголы, 1595 г) перед нами предстает редко встречающаяся, жестокая ипостась императора. Золотистый ландшафт и убегающие животные с выражением страха в глазах схвачены художником с потрясающим мастерством и тщательностью.
«Встреча суфиев» (Моголы, 1640 г, эпоха Шах Джахана), в несколько другом ключе, создает ощущение мира и покоя своим ландшафтом, наполненным перешептыванием ученых мужей, ведущих свои беседы. С точки зрения стиля, эта работа очень скрупулезна в передаче деталей, каждый листик на дереве, каждый волосок бороды, каждая складка одежды выписаны с предельной тщательностью. Иногда для передачи тонких деталей художник использовал кисть из одного волоска.
Новой из излюбленных форм живописи стали портреты правителей. В Национальном Музее хранится самый известный «Портрет императора Джахангира, держащего изображение Мадонны» (Моголы, эпоха Джахангира, 1620 г). Это небольшой портрет, прикрепленный к более широкого формата странице, украшенной бордюром из цветов и надписями, а для придания большей красоты утонченным орнаментам на бумаге было использовано золото. Джахангир горделиво держит в своей руке картину с Мадонной, возможно полученную в подарок от какого-нибудь европейского посла, такого, как например Сэр Томас Роэ, посещавший империю. Одетый в парчовую тунику и жемчужное ожерелье, император изображен с нимбом над головой в тюрбане. Вероятно, художник старается польстить императору, изобразив его как большого любителя искусств и мудрого правителя.
Другие работы могольского периода равно достойны внимания, а мастерство художников – восхищения. «Свадьба Дара Шикох» (Моголы, Оудх, 1750 г) полна помпезности и великолепия. Украшенные лошади, вокруг которых толпятся знать и члены королевской семьи, разряженные по последней моде, составляют процессию, движущуюся под бой барабанов и вспыхивающие огни фейерверков.
Искусство портретного жанра развивалось как на территориях Могольской Империи, так и за ее пределами, это можно заметить на примере таких работ, как «Раджа Медини Пал из Басоли» (Пахари, Басоли, 1735 г) и «Раджа Сансар Чанд из Кангры» (Пахари, Кангра, 1780 г). Вторая работа, из Кангры, отличается цветовым богатством, выполнена в оранжевых, коричневых и кремовых тонах. Комната, в которой сидит раджа Сансар Чанд, украшена бумажными фонариками и дымящимися, вспыхивающими светильниками, в то время как сам он занят наблюдением за празднованием Джанмаштами (рождение Кришны), сопровождаемым музыкой и танцами.
Живопись из района Басоли особенно примечательна. «Кришна, забавляющийся с гопи» (иллюстрация к «Гита Говинда», поэтической работе Джайядевы на санскрите, Пахари, Басоли, 1730 г) - несомненно, одна из лучших. Всплеск индийских красок выражает радость, которой проникнута эта работа. Ряд деревьев, подобно красочному узору, заполняет верхнюю часть изображения. Под ним идет полоса оранжево-красной земли, образующая сцену для Господа Кришны и его подруг, внизу протекает река. Здесь присутствуют все природные элементы, радующиеся любви Кришны: земля, вода, небо, воздух и все живые существа. Если внимательно приглядеться к трактовке украшений, можно заметить, что художник использовал маленькие кусочки блестящих крылышек и тел жуков, дающие отблеск при свете. С более удаленного расстояния видно, как новаторски художник использует краски, когда, казалось бы, контрастные оттенки помещаются рядом, создавая полную внутренней гармонии композицию, нечто, воспринятое Западом лишь в 20 веке.