Московская и Петербургская архитектурные школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 05:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: систематическое изучение развития «высокого классицизма» как одного из основных направлений в русской архитектуре XIX в.
Задачи исследования:
- установить основные особенности произведений русской архитектуры «высокого классицизма» XIX века;
- выявить типичные для «высокого классицизма» образно-композиционные средства;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МОСКОВСКАЯ АРХИТЕКТУРА XIX ВЕКА 5
1.1. Особенности московского «высокого классицизма» 5
1.2. Архитектурная деятельность О.И. Бове и
Д.М. Жилярди 7
ГЛАВА 2. ПЕТЕРБУРГСКАЯ АРХИТЕКТУРА XIX ВЕКА 13
2.1. Архитектурная деятельность А.Н. Воронихина 13
2.2. Работы А.Д. Захарова и Т. де Томона 17
2.3. Работы В.П. Стасова и К.И. Росси 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Содержимое работы - 1 файл

Школы архитектуры- Московская и Петербургская.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

     А.Н. Воронихин – автор не только крупных, градоформирующих зданий, но и небольших, но весьма выразительных садово-парковых сооружений. Ему принадлежит Розовый павильон (1807 – 1814 гг.; полностью разрушен фашистами), мосты у Пиль-башни (1807 г.) и Висконтиев (1803 г.) в Павловском парке, а также фонтан-грот на склоне Пулковской горы (1807 г.).

     Особенно  искусно выполнены им многие интерьеры, в частности в Строгановском дворце на Невском проспекте. В нем А.Н. Воронихин создал ряд прекрасно оформленных помещений, из которых особенно примечательны Минеральный кабинет и Картинная галерея. В 1803-1807 гг. он участвовал в восстановлении после пожара Павловского дворца, где обращает на себя внимание красота элегантного кабинета-библиотеки с эркером – так называемого Фонарика. Эркер отделяет арка, поддерживаемая кариатидами работы В.И. Демут-Малиновского.

     Известны  многие предметы прикладного искусства  – вазы, настольные украшения, созданные  по рисункам А.Н. Воронихина. Он, подобно художникам Возрождения, сочетал в себе искусство зодчего, инженера, художника и декоратора. 

         2.2. Работы А.Д. Захарова и Т. де Томона 
     

      А.Д. Захаров - еще одно имя, связанное с петербургской архитектурой XIX века. Учился в Академии художеств и закончил ее с золотой медалью, получив право на заграничную поездку. Совершенствовал мастерство в Париже.

     Самой значительной его работой стала  коренная реконструкция находящегося в самом центре Петербурга Адмиралтейства. Необходимость перестройки адмиралтейских корпусов была вызвана реорганизацией государственного аппарата и учреждением в 1802 г. вместо коллегий министерств, в частности Министерства морских сил. Именно для этого министерства и предназначалось здание Адмиралтейства. Его утилитарно-монотонным протяженным фасадам (общая длина 780 м) нужно было придать вид, достойный формирующегося центра столицы и соответствующий престижу важного государственного учреждения. При этом стены параллельных корпусов, П-образно охватывающих обширное пространство раскрытого на Неву строительного двора верфи с каналами, надо было сохранить и сосредоточить внимание на фасадах внешнего корпуса, обращенных к центру города. Функция верфи за Адмиралтейством сохранялась, а для министерских учреждений и церкви предназначались помещения на втором этаже внешнего корпуса, фасады которого должны были приобрести парадный облик.

     При реконструкции А.Д. Захаров всесторонне  учел важное градостроительное значение здания Адмиралтейства в уникальной градостроительной трехлучевой системе Петербурга, которое заключалось в том, что на его надвратную башню были ориентированы три главные магистрали города: Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект.

     На  протяжении главного 407-метрового фасада и боковых, А.Д. Захаров с большим искусством расположил сильные акценты в виде пристроенных к существовавшим стенам портиков дорического ордера с колоннадами двух типов: двенадцати- и шестиколонных. Старую надвратную башню с позолоченным шпилем он заключил в новый «футляр», оставив неприкосновенным только шпиль. Первый этаж по всему периметру здания трактован как цокольный – гладкий в портиках и рустованный в интервалах между ними. Редко расположенные окна противопоставлены широкой глади стен, и в этом чувствуется отзвук монументальной русской архитектуры раннего средневековья.

     Чрезвычайно важно в оформлении фасадов Адмиралтейства их скульптурное убранство; оно не только органично взаимодействует с  архитектурой, обогащая фасады, но и  аллегорическими образами раскрывает назначение здания – центра управления морскими делами всей России. Скульптурные группы расположены на цветном (желтом) фоне, что усиливает их эмоциональное воздействие. Из главных помещений Адмиралтейства следует отметить необычайно парадный Вестибюль за правым портиком главного фасада и Библиотечный зал в восточном крыле. Вестибюль примечателен тем, что А.Д. Захаров в его решении использовал монументальные средства внешней архитектуры (рустовка, замковые камни с масками). Библиотечный зал отличается изящной прорисовкой деталей и встроенных книжных шкафов.

     Здание  Адмиралтейства занимает важнейшее  место в архитектуре русского классицизма и является ключевым элементом сложения репрезентативного  центра Петербурга. Вместе с тем Адмиралтейство - одно из самых выдающихся произведений мировой архитектуры.

     Важное  градостроительное значение для  Петербурга, кроме Адмиралтейства, представлял и биржевой ансамбль на Восточной Стрелке Васильевского острова. Решение о постройке Биржи было принято в 1804 г., а построена она была в 1805-1810 гг. Общий градостроительный замысел принадлежал А.Д. Захарову, который не только разработал генеральный план ансамбля, но месте с А.Н. Воронихиным своими советами содействовал Тома де Томону и при разработке окончательного проекта. Архитектор Тома де Томон – уроженец Швейцарии. В Петербурге работал с 1799 г.

     Здание  Биржи представляет собой образ периптерального античного храма, поставленного на высокий гранитный стилобат с широкими лестницами по торцам и пандусами на боковых фасадах. Его оригинальной особенностью является то, что над дорической колоннадой поднимается объем операционного зала, что придает колоннаде двойное значение: она принадлежит как зданию, так и окружающему пространству. Впервые такая новаторская модификация античного храма была осуществлена итальянским архитектором Возрождения Д. Браманте, создавшим круглый храм «Темпьетто» в Риме. К аналогичному приему обратился и Т. де Томон, создавший на основе композиции древнего храма новый величественный образ здания, олицетворяющего образ Петербурга как центра морской торговли. Функциональная сущность этого здания отражена в каменных скульптурных композициях, венчающих торцевые колоннады: на главном фасаде – «Нептун с реками Невой и Волховом» (скульптор И.П. Прокофьев), а на западном – «Навигация с Меркурием и двумя реками» (скульптор Ф.Ф. Щедрин). Эти скульптурные группы удачно «вписаны» в абрис полукруглых окон на торцах поднимающегося над колоннадой функционального объема с обширным операционным залом, перекрытым кессонированным цилиндрическим сводом, и различными помещениями по периметру.

     У подножия Ростральных колонн с декоративными  рострами расположены гигантские аллегорические изваяния, символизирующие четыре главные реки России – Волгу, Днепр, Неву и Волхов (скульптор не установлен). Ростральные колонны в Петербурге возродили древнюю римскую традицию – отмечать морские победы возведением подобных сооружений.

     В 1830-х годах по сторонам здания Биржи  под наблюдением архитектора  И.Ф. Лукини построили симметричные здания двух пакгаузов: южного (ныне Зоологический музей) и северного, а также Таможню (ныне Институт русской литературы – Пушкинский дом); эти здания придали полную завершенность ансамблю. Ценным произведением Т. Томона, подтверждающим превосходное знание им античности и творческое к ней отношение, является парковый павильон в Павловске – символический мавзолей Павла I (1805 – 1809 гг.). Это – творческая модификация простильного четырехколонного античного храма дорического ордера.

          
     

      2.3. Работы В.П. Стасова и К.И. Росси 
       

     Архитектурная деятельность В.П. Стасова началась в годы господства строгого классицизма в конце XVIII века, когда зодчий воспринимал опыт московской архитектурной школы, оказавшей решающее влияние на его творчество. Последующее знакомство с петербургскими произведениями той же поры, а затем с классицизмом Франции, и особенно с подлинными античными сооружениями, послужило основой для его новаторской творческой практики.

     В 1817-1819 гг. В.П. Стасов на Марсовом поле создал огромное величественное здание Павловских казарм. В его архитектуре и скульптурном убранстве зодчий ярко отобразил героику суровых дней Отечественной войны 1812 г. и патетику послевоенных лет. Одновременно со строительством казарм на Марсовом поле В.П. Стасов полностью перестроил расположенные поблизости, на Мойке и Конюшенной площади, корпуса придворных конюшен. Главный их фасад с кубическим объемом церкви посередине и дорическая дугообразная колоннада на повороте к Мойке придали важному градостроительному центру Петербурга общественно-представительный весьма эффектный характер. Установка (1837 г.) по инициативе и проекту В.П. Стасова памятников русским полководцам М.И. Кутузову и Барклаю де Толли перед Казанским собором завершила формирование предсоборной площади на Невском проспекте.

     Как выдающиеся памятники архитектуры  охраняются государством созданные  В.П. Стасовым в Петербурге два пятиглавых собора, формировавшие силуэт окружающей застройки и примыкающие к  ним площади. Великолепен Преображенский собор (1827 – 1829 гг.) – белоснежный, с компактным пятиглавием и лаконичным образом, он ассоциируется с храмами средневекового Новгорода. Троицкий (Измайловский) собор (1827 – 1835 гг.) отличается необычным размещением малых глав – на основных осях, что объясняется влиянием украинского приема, воплощенного ранее в деревянном храме, находившемся в том же месте. Благодаря точно найденной масштабной соразмерности Троицкий собор, высотой 75 м, не уступает визуальной грандиозности Исаакиевского собора, имеющего высоту 101,5 м. В соборе весьма интересна деревянная конструкция большого купола.

     Творчество  В.П. Стасова отличается простотой, величавостью и пластичностью форм и архитектурных образов. Он был реалистичен в своих проектах и вместе с тем новатором в технике, художественных приемах и средствах. Выразительность и ясность лучших его творений, принципиальность и последовательность его творчества оказывали огромное влияние на многих архитекторов – его современников. Новые особенности классицизма  XIX века еще ярче проявились в произведениях К.И. Росси.

     Крупным градостроительным мероприятием К.И. Росси была реконструкция части города, примыкающего к Михайловскому (Инженерному) замку, осуществленная в связи с постройкой дворца для брата Александра I – Михаила Павловича. Новое дворцовое сооружение должно было сделать еще более представительным центр столицы. После тщательного выбора места для дворца в 1819 году на незастроенном участке Третьего Летнего сада между р. Мойкой и Невским проспектом.

     Огромный  парадный корпус дворца представляет собой торжественное здание с высоким цокольным этажом и коринфскими колоннадами, формирующими восьмиколонный фронтонный портик с полуколоннами на главном фасаде и грандиозную лоджию на фасаде, обращенном к Марсову полю. Застройка площади, названной по наименованию дворца Михайловской (ныне пл. Искусств) и одноименной улицы (ныне ул. Бродского) была задумана К.И. Росси в едином стиле простых архитектурных форм. Во дворце были созданы блестящие в архитектурно-художественном отношение интерьеры. Из них лучше всего сохранились высокий Вестибюль с парадной лестницей и Белоколонный зал. В пейзажном саду, раскинувшемся у дворца со стороны р. Мойки, К.И. Росси расположил на ее берегу нарядный павильон-пристань.

     В здании Михайловского дворца ныне находится  сокровищница русского искусства – Русский музей. Правый его флигель был перестроен в начале XX века для Музея этнографии. Его претенциозный главный фасад на Инженерной улице, выполненный в подражательном классицизме, выпадает из общего характера дворцового ансамбля. Постройка в 1880-х годах громоздкого здания Европейской гостиницы на левой стороне единой по стилю Михайловской улицы разрушила ее архитектурную целостность.

     В 1828 г. началось создание беспримерного  по масштабам и красоте ансамбля, ориентированного на Невский проспект. С этой целью К.И. Росси коренным образом реконструировал прилегающую часть города. В глубине Театральной площади, раскрытой на проспект, он расположил величественное здание Александринского театра, за которым по оси театра и площади проложил улицу (ныне – Зодчего Росси) с тождественными по архитектуре административными зданиями с торговыми галереями на первом этаже. Эта улица завершается многоугольной площадью (ныне пл. Ломоносова), раскрытой к Чернышеву мосту (им. Ломоносова) на р. Фонтанке. Площадь является узлом пересечения нескольких транспортных направлений, из которых весьма важное – через Фонтанку, обеспечивавшее связь центра города со складывавшимся в ту пору районом по обеим сторонам Загородного проспекта.

     Формирование  Театральной площади началось с постройки павильона (1816-1818 гг.) в ограде сада Аничкова дворца. Позднее строился новый корпус Публичной библиотеки. Центральное здание ансамбля – Александринский театр обращен в сторону площади глубокой многоколонной лоджией. Боковые фасады подчеркнуты восьмиколонными портиками, сквозные галереи которых позволяют обогнуть здание и выйти на Театральную (ныне ул. Зодчего Росси) улицу, перспективу которой замыкает на всю ширину задний почти плоский, но богато декорированный фасад театра. Основное декоративное убранство здания театра – выразительный скульптурный фриз с античными театральными масками и гирляндами лавровых ветвей на уровне коринфских капителей, статуи муз в нишах на торцевых фасадах.

Информация о работе Московская и Петербургская архитектурные школы