Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 05:24, курсовая работа
Цель исследования: систематическое изучение развития «высокого классицизма» как одного из основных направлений в русской архитектуре XIX в.
Задачи исследования:
- установить основные особенности произведений русской архитектуры «высокого классицизма» XIX века;
- выявить типичные для «высокого классицизма» образно-композиционные средства;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МОСКОВСКАЯ АРХИТЕКТУРА XIX ВЕКА 5
1.1. Особенности московского «высокого классицизма» 5
1.2. Архитектурная деятельность О.И. Бове и
Д.М. Жилярди 7
ГЛАВА 2. ПЕТЕРБУРГСКАЯ АРХИТЕКТУРА XIX ВЕКА 13
2.1. Архитектурная деятельность А.Н. Воронихина 13
2.2. Работы А.Д. Захарова и Т. де Томона 17
2.3. Работы В.П. Стасова и К.И. Росси 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ОГЛАВЛ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МОСКОВСКАЯ АРХИТЕКТУРА XIX ВЕКА 5
1.1. Особенности московского «высокого классицизма» 5
1.2. Архитектурная деятельность О.И. Бове и
Д.М. Жилярди 7
ГЛАВА 2. ПЕТЕРБУРГСКАЯ АРХИТЕКТУРА XIX ВЕКА 13
2.1. Архитектурная деятельность А.Н. Воронихина 13
2.2. Работы А.Д. Захарова и Т. де Томона 17
2.3. Работы В.П. Стасова и К.И. Росси 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Творчество русских архитекторов XIX века - тема, хорошо изученная с фактической точки зрения, нуждается, однако, в разработке теоретической стороны. В частности, можно отметить недостаточное внимание отечественной науки к проблеме сравнения московской и петербургской школ архитектуры XIX века.
Объект исследования: архитектура московских и петербургских зодчих XIX в. Основной материал представляют архитектурные памятники «высокого классицизма», сохранившиеся в Петербурге и Москве, а также проектные материалы и графические изображения утраченных или перестроенных зданий.
Предмет исследования: стиль «высокого классицизма» в московской и петербургской школах архитектуры.
Цель исследования: систематическое изучение развития «высокого классицизма» как одного из основных направлений в русской архитектуре XIX в.
Задачи исследования:
-
установить основные
- выявить типичные для «высокого классицизма» образно-композиционные средства;
-
уточнить определения
Основной метод исследования - системный искусствоведческий анализ, предполагающий: 1) исследование конкретных памятников в их сопоставлении с данными проектных разработок, теоретических и документальных первоисточников, а также отзывов архитектурной критики; и 2) изучение всей совокупности произведений, созданных с учетом традиций эпохи «высокого классицизма».
Данная работа призвана способствовать более точному ориентированию в архитектурном наследии эпохи классицизма, выяснению логики формирования его достаточно обширного пласта. Представленный в работе материал по исследованным памятникам может быть использован в педагогической и экскурсионной работе, а также всеми, интересующимися исторической судьбой зодчества Москвы и Петербурга XIX века.
Курсовая
работа состоит из введения, 2 глав (глава
1. «Московская архитектура XIX века»; глава
2. «Петербургская архитектура XIX века»),
заключения и списка литературы. Библиография
включает 14 наименований источников.
ГЛАВА 1. МОСКОВСКАЯ АРХИТЕКТУРА XIX ВЕКА
1.1. Особенности
московского «высокого
классицизма»
Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве конца XVII — начала XIX вв. В основе классицизма лежат идеи рационализма, идущие из философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки.
В зодчестве под классицизмом понимают архитектурный стиль, распространенный в Европе в XVIII — начале XIX вв., главной чертой которого было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности, симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.
В
XIX веке зодчество в России, формировавшееся
в рамках классицизма, вступило в самую
интенсивную стадию своего развития, условно
названную «высоким
классицизмом». Этот этап отличается
от классицизма XVIII века принципиально
новыми чертами: ярко выраженным идейно-художественным
содержанием, которое достигалось синтезом
монументальных искусств, создававших
архитектурные образы наиболее значительных
зданий, и необычайным взлетом градостроительного
искусства, не имевшего тогда равных в
Европе.
Для русской архитектуры начала XIX века исключительное значение имело возрождение Москвы после пожара 1812 г., уничтожившего большую ее часть. Восстановление старой столицы, освященной многовековой историей, было важным политическим актом. С этой целью в 1813 г. была учреждена Комиссия для строения Москвы. Она разработала проект, в котором сохранялась историческая структура города, закрепленная еще планом 1775 г. В послевоенные годы важную роль в деятельности Комиссии играли архитекторы О.И. Бове и Ф.К. Соколов, обеспечивавшие градостроительную и художественную преемственность того, что было создано в конце XVIII в., при осуществлении новых градостроительных мероприятий.
В новом генеральном плане Москвы воплощался принцип формирования взаимосвязанных площадей, полукольцом охватывающих Кремль и Красную площадь. При восстановлении Москвы проявилась главная тенденция развития русской архитектуры, основанная на новых градостроительных принципах, предусматривающих, что ансамбли формируют структурную часть города, а город в целом должен представлять собой – в идеале – систему ансамблей. Сохранив храм Василия Блаженного и исторический облик Кремля, О.И. Бове расчистил Красную площадь от обветшавших и случайных строений; он запроектировал присутственные места в идее здания с трехчастным импозантным фасадом.
Развивающаяся жизнь выдвигала все новые социальные запросы, требовавшие постройки крупных зданий – институтов, больниц и многих других. Вместо сгоревших особняков и усадеб строятся жилые дома, обязательно расположенные по красным линиям улиц, причем характер застройки регламентировался Комиссией, наблюдавшей за соответствием домов друг другу и общей застройке улицы. Архитекторы Комиссии следили за соблюдением стилистического единства архитектуры частных домов, в проектировании которых приняли участие А.Г. Григорьев, Д.И. Жилярди и другие.
Композиции
уличных фасадов жилых (одно-двухэтажных)
домов формировались самыми простыми
средствами: рустовка нижнего этажа;
клинчатые перемычки над
Характерной особенностью архитектуры послевоенной Москвы было некоторое пристрастие к скульптурной орнаментике отдельных частей фасадов, например фризов в системе ордера. Основное художественное достоинство фасадов жилых домов, построенных на улицах Москвы в последующие десятилетия, заключалось в том, что, несмотря на участие в их создании разных архитекторов, все они отличались правильными пропорциями, свойственными архитектуре классицизма. Это объяснялось тем, что их творцы были воспитаны в классическом духе и владели искусством пропорций, обусловленным теорией и практикой античного зодчества и архитектуры эпохи Возрождения.
Характерными
и ценными примерами жилых
домов послевоенной Москвы являются:
крупный дом Луниных
на Никитском (ныне Суворовском) бульваре;
дома, выстроенные А.Г. Григорьевым на
Пречистенке. Самыми видными архитекторами
послевоенной Москвы были О.И. Бове, А.Г.
Григорьев, Д.И. Жилярди и Ф.К. Соколов.
1.2. Архитектурная деятельность
О.И. Бове и Д.И. Жилярди
Бове Осип (Иосиф) Иванович (1784-1834 гг.) родился в Петербурге в семье художника, итальянца по происхождению. Архитектурному мастерству обучался в школе М.Ф. Казакова. В 1814 г. «по отличному искусству в художестве и по знанию гражданской архитектуры» Комиссией для строения Москвы ему было поручено проектировать и надзирать за государственными и общественными строениями, а также заведовать «фасадическою частью» жилого строительства. Он активно участвовал в разработке проектов важных градостроительных узлов, придавая их композиции ансамблевое начало, а архитектуре – победный патриотический пафос, что выражалось в торжественных монументальных образах общественных зданий.
Лучшим
градостроительным творением О.
Большой театр (1821 – 1824 гг.) был результатом творческого содружества А.А. Михайлова и О.И. Бове (здание перестроено в середине XIX века А.К. Кавосом, который частично изменил его облик). Сохранившийся в основном главный белокаменный фасад с восьмиколонным величественным портиком композитного ордера, увенчанным скульптурой Аполлона (скульптор П.К. Клодт), воплощает величие идеи патриотизма. Здание Государственного академического Большого театра России – одно из лучших в мире театральных зданий с многоярусной системой размещения зрительских мест. Пятиярусный зал, вмещает 2150 зрителей.
В 1819 – 1822 гг. О.И. Бове занимался разбивкой Александровского сада у Кремлевской стены, его творчеству принадлежат в этом саду декоративный грот и фонтан. В 1824 – 1825 гг. зодчий создает декоративное убранство фасадов огромного здания Манежа, чтобы придать ему нарядность, соответствующую его местоположению.
В архитектуре общественных зданий, выстроенных О.И. Бове, им была продолжена художественная направленность классицизма предвоенных лет, который теперь приобрел более торжественную и парадную выразительность. Эта новая черта стиля ярко проявилась в облике крупного здания Первой городской больницы (1828 – 1832 гг.). Центр его фасада украшен восьмиколонным торжественным портиком ионического ордера.
Широкое использование чугуна в архитектуре послевоенных лет – характерная особенность периода высокого классицизма. Она очень выразительно проявилась и в творчестве О.И. Бове, особенно в созданных им Триумфальных воротах, посвященных победе в Отечественной войне 1812 г. Триумфальная арка с двумя симметричными кордегардиями формировала парадный въезд из Петербурга у Тверской заставы. Ансамбль был создан им в 1827 – 1834 гг. в содружестве со скульпторами И.П. Витали и И.Т. Тимофеевым.
Облицованный белым камнем остров Триумфальной арки богато украшен архитектурным и аллегорическим скульптурным убранством, отлитым из чугуна. Так выполнены колонны, статуи у подножия пилонов, горельефная скульптура над аркой и на аттике, колесница со статуей Победы в упряжке шести коней. Такое обилие частей и деталей грандиозного сооружения, изготовленного из чугуна, в московской архитектуре было новаторством. Это оказалось возможным благодаря петербургскому опыту использования в строительстве чугуна как конструкционного и декоративного материала. Художественный образ Триумфальных ворот в Москве навеян подобным же петербургским сооружением, созданным в 1814 г. для встречи героической русской армии у Нарвской заставы (Д. Кваренги). Оба мемориала имели один и тот же прообраз – древнеримскую арку Тита. В образной схожести (но не тождестве) петербургской и московской Триумфальных арок сказалось единство художественного мировоззрения и единый строй художественной культуры России.
Одним из лучших произведений архитектора является особняк Н.С. Гагарина, который был сооружен в 1817 г. на Новинском бульваре, он был полностью уничтожен фашистской бомбой в 1941 г. Однако выдающиеся архитектурно-художественные достоинства небольшого усадебного ансамбля, созданного в традициях еще предвоенной Москвы, прочно вошли в историю архитектуры высокого классицизма.
Информация о работе Московская и Петербургская архитектурные школы