СМИ и толерантность: изменение значений слов в журналистских текстах, посвященных теме терроризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:34, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе мы обратимся к проблеме включения журналистами в семантическое поле слова «терроризм» понятий напрямую к нему не относящихся.Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что в настоящее время в России существует идеология борьбы с терроризмом и любыми его проявлениями. Поэтому практически все тексты, посвященные этой тематике, носят агрессивный характер. Соответственно неверный подбор слов при освещении этой проблемы может привести к весьма печальным последствиям, в том числе и росту интолерантных настроений в обществе.

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая 2003.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

    МИНИСТЕРСТВО  ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

    Уральский Государственный  Университет им. А. М. Горького

    Ф-т  журналистики

Тема:

СМИ и толерантность:

изменение значений слов в журналистских  текстах, посвященных  теме терроризма

                  Курсовая работа

                  выполнена

                  студенткой 301 группы

                  Солдатовой

                  Ольгой Федоровной

Руководитель:

Доцент  кафедры 

периодической печати

Исхаков

Рафаиль Лутфулович 
 

Екатеринбург 2003

 

содержание:

Семема  – це содержание слова

 

     В данной работе мы обратимся к проблеме включения журналистами в семантическое поле слова «терроризм» понятий напрямую к нему не относящихся.

     Актуальность  этой проблемы обусловлена тем, что  в настоящее время в России существует идеология борьбы с терроризмом  и любыми его проявлениями. Поэтому практически все тексты, посвященные этой тематике, носят агрессивный характер. Соответственно неверный подбор слов при освещении этой проблемы может привести к весьма печальным последствиям, в том числе и росту интолерантных настроений в обществе.

     Коммуникатор, в роли которого в данном случае выступает журналист, «осознанно или  неосознанно участвующий в организации  массового сознания в политическом обществе, может с помощью многочисленных приемов способствовать примирению различных общественных групп, представляя их друг другу как друзей и выгодных партнеров, или отдалить их друг от друга, подчеркивая взаимную враждебность, усиливая идеологическую напряженность и противостояние» [Малькова 2002:100]. В последнем случае это может способствовать разжиганию ненависти и страха в обществе перед различными группами или явлениями и провоцировать появление интолерантных настроений в социуме.

     Более подробно манипуляционные технологии СМИ описаны в работах таких  исследователей, как С.Кара-Мурза («Манипуляция сознанием»), И. Дзялошинский («Российские СМИ в избирательной кампании: уроки эффективности»), Е.Попова («Структура манипулятивного воздействия в рекламном тексте»), О.Быкова («К вопросу о языковой манипуляции в СМИ»), Л.Веретенкина («Лингвистическое выражение межличностных манипуляций»).

     Эти научные исследования показывают, что, распространяя информацию определенного  рода, пресса, радио, телевидение способствуют формированию у населения массовых представлений и установок в  заданной области. Поэтому изучение проблем проявления толерантности или интолерантности в журналистском дискурсе - это одно из актуальнейших и необходимых направлений в вопросе профилактики экстремизма в российском обществе.

     Сначала мы бы хотели дать определения основным терминам, на которые мы опирались при написании данной работы.

     Чтобы вывести значение термина «интолерантность», нужно дать определение «толерантности», так как первое является антонимом  второго.

Сегодня термин «толерантность», изначально исключительно  философский, употребляется в разных научных парадигмах, в каждом случае наполняясь собственным специфическим содержанием. «Так, с точки зрения этики толерантность представляет собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами готовность к принятию иных взглядов. В политическом плане толерантность – это готовность власти допускать инакомыслие в обществе. Толерантность с позиций философии определяется как мировоззренческая категория, отражающая универсальное правило активного отношения к другому» [Михайлова 2003: 99].

     Серьезно  изучением данной категорией в последние  годы занялись и лингвисты. «Развитие  общества, цивилизации, глобализация мира, социальные и социокультурные преобразования ставят целый ряд новых вопросов перед лингвистикой. Для России особенно существенным в этом плане является последнее десятилетие ХХ века, изменившее социальную структуру общества, принципы взаимодействия его членов, роль средств массовой информации и… сам менталитет российского народа» [Купина, Михайлова, см.интернет-адрес]. Среди российских лингвистов, занимающихся проблемой толерантности, можно назвать О.А.Михайлову, Л.М. Майданову, Э.В. Чепкину, А.Д.Шмелева, И.Т Вепреву, Н.А.Купину, Л.В. Енину. Эти исследователи изучают то, как категория толерантности преломляется в языковой среде русского человека.

«Толерантность  является… лингвокультурологической категорией, поскольку получает различное  осмысление в разных языках, и каждый язык привносит с собой множество  специфических исторических и культурных коннотаций, а культурная интерпретация языковых знаков меняется в зависимости от установок ментальности. В русском языке толерантность можно рассматривать в двух аспектах: она понимается, во-первых, как отношение и соотносится со словом терпимость, а во-вторых, понимается как деятельность, поведение и соотносится со словом ненасилие. Таким образом, толерантность является ядром лингвокультурологического поля, в которое входят все слова, семантически и ассоциативно связанные с терпимостью и ненасилием» [Михайлова 2003: 105]. Однако толерантность, в отличие от терпимости, «основана на противопоставлении «свой-чужой»; это терпимость к «другому», «иному», при отсутствии враждебности или отрицательного отношения к «чужому» [Там же].

Интерес к толерантности в СМИ со стороны  исследователей объясняется тем, что «традиционно журналистский текст строится как обращенный к «своим», … журналист обращается к адресату как к единомышленнику. Эта практика может рождать проблемы, если понятие «свои» включает и этническую (социальную или культурную – авт.) характеристику» [Чепкина 2002:35]. Однако необходимо отметить, что «агрессивность является, наиболее простой для индивида реакцией на самые разнообразные ситуации, следовательно, и речевая агрессия (как реакция на вербальные и невербальные  раздражители), являющаяся следствием напряженности в общении, возникает достаточно легко» [Михайлова 2003: 109]. И чаще всего напряженность разрешается в речевом агрессивном акте, так как он не требует специальных речевых усилий, приспосабливания коммуникантов друг к другу. Напряженность в общении может создаваться коммуникантами как преднамеренно, так и не преднамеренно: «вследствие незнания этикетных, конвенциональных норм и принципов общения, культурных стереотипов» [Шалина 2000: 275].

     Речевая агрессия в ткани текста имеет свои маркеры. На лингвистическом уровне сигналы речевой агрессии могут быть как прямыми (например, грубые метафоры, дисфемизмы), так и косвенными, то есть речевая агрессия проявляется на контекстуальном уровне (например, передача смыслов насмешки).

     Итак, как интолерантную в своей  работе мы будем понимать информацию, которая содержит и несет в  массовое сознание негативные идеи и  образы, пропагандирует агрессивные  формы общения людей и групп  между собой, информацию, которая  подчеркивает неравноправие социальных групп и льготы одних за счет других.

     Теперь  дадим определение понятию «терроризм»  и «террорист». Новый словарь  иностранных слов дает несколько  понятий, закрепленных за семемой «терроризм»: «ТЕРРОРИ'ЗМ – политика и тактика террора; химический (газовый) т. – применение или угроза применения химических отравляющих веществ в местах массового скопления людей в закрытых помещениях; телефонный т. – запугивание сообщениями по телефону о заложенной бомбе, распылении отравляющих веществ и т. п. в больницах, учебных заведениях и других общественных зданиях для провоцирования паники, вымогания денег и др.; электронный т. – тайное незаконное выведение из строя компьютеров, компьютерных сетей посредством посылки сообщений, содержащих компьютерный вирус, и другими способами» [см. интернет-ссылку]. Соответственно, «террорист» – это человек, занимающийся терроризмом. Так как ряд понятий уже прочно закрепился за семемой «терроризм» (телефонный терроризм, электронный терроризм) то мы не станем анализировать тексты из содержащие.

     Кроме того, хотелось бы отметить, что один из существенных элементов текста «идеологичность» – категория, средства выражения  которой реализуют авторскую  позицию. Функцию этой категории  мы усматриваем в «моделировании той или иной социально-политической картине мира, или в выражении определенной совокупности знаний и мнений о социально значимых ценностных категориях» [Мышкина 1988:88]. От прочих модификаций партикулярного сознания и, в особенности, образования классового, повседневного сознания, идеологию отличает устойчивость модели субъективных ориентаций, самоутверждений, действий и последствий в социуме, которые достигают здесь степени прочности предрассудка. Это является, в свою очередь, «следствием всесторонней обработки, стереотипизации обыденного сознания, итогом немалых пропагандистских усилий» [Шапошников 1998: 61].

     В качестве основных лексикографических источников в нашей работе использован  Словарь современного русского языка  Н.С. Ожегова, а также «Новый словарь иностранных слов» под редакцией Е. Н. Захаренко и Л. Н. Комарова.

     В данной работе мы обратимся к анализу  текстов уральских журналистов, поскольку в силу того, что Средний  Урал является краем, в котором проживают  представители многих социокультурных  групп, проблема толерантности/интолерантности СМИ для нас не является чуждой. Кроме того, на территории области находится множество социально значимых объектов, поэтому проблема терроризма также важна для населения области.

     В курсовой работе анализировались тексты, опубликованные в «Областной газете», «Подробностях», «Главном проспекте» и «Уральском рабочем».

     Итак, цель  нашей работы – рассмотреть  изменение значений слов в журналистских текстах, посвященных теме терроризма, с точки зрения проявления толерантности и агрессии.

     Объектом  исследования курсовой работы стало  освещение темы терроризма на страницах  региональной печати.

Предмет анализа – лексические единицы, поставленные журналистами в один синонимический ряд со словом «терроризм».

     Единица анализа – журналистский текст.

     Материалом  исследования послужили: «Областная газета», «Подробности», «Главный проспект», «Уральский рабочий».

     Период, когда происходил отбор материалов, – ноябрь 2002 – март 2003 гг.

 

Основная  часть:

     Первая  задача, которая ставилась при  исследовании екатеринбургских газет, – доказать действительно ли в рамках существующей идеологии журналисты включают новые смысловые значения в семантическое поле слова «терроризм» и при освещении каких сфер общественной жизни это происходит чаще всего.

     Вторая  задача – показать изменения коннотации слов, включенных журналистами в семантическое поле понятия «терроризм».

     Как уже было сказано выше, интолерантность  проявляется во многих текстах средств  массовой информации. Это речевая  сфера, следовательно, мы имеем дело с нетерпимостью как отношением к тем персонажам, которые упоминаются в текстах, их ценностям и образу жизни. Практическая часть этой курсовой работы (объект анализа) это – тексты разных жанров, опубликованные в газетах, выходящих на территории Екатеринбурга и Свердловской области: «Областная газета», «Подробности», «Главный проспект», «Уральский рабочий».

     Напомним  также, что проявлением интолерантности  в СМИ являются призывы к насилию  или дискриминации в отношении  каких-либо групп или индивидов, оправдание этих случаев. Мы будем считать выражением интолерантного отношения также все случаи, когда открыто высказывается негативная оценка в чей-либо адрес, а также случаи, когда негативная оценка прямо не формулируется, но текст построен таким образом, что читателя подталкивают к самостоятельной выработке негативной оценки. То есть автор уводит интолерантный смысл в подтекст материала.

Информация о работе СМИ и толерантность: изменение значений слов в журналистских текстах, посвященных теме терроризма