Культура Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 10:22, курсовая работа

Краткое описание

В современном гуманитарном знании получает признание цивилизационный подход к народам мира, признающий как единство мирового историко-культурного процесса, так и наличие множественности уникальных культур, имеющих свой собственный путь развития, обусловленный естественно-географическими, социо-экологическими и другими факторами. Такой подход предполагает выявление и объяснение историко-культурного своеобразия отдельных народов и стран путем соотнесения реалий их истории и культуры с общечеловеческими цивилизационными закономерностями и универсалиями.

Содержимое работы - 1 файл

Культура Древнего Китая.docdddd.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

Культура Древнего Китая  

Основные этапы  существования древнекитайской  цивилизации  

В современном  гуманитарном знании получает признание  цивилизационный подход к народам  мира, признающий как единство мирового историко-культурного процесса, так  и наличие множественности уникальных культур, имеющих свой собственный путь развития, обусловленный естественно-географическими, социо-экологическими и другими факторами. Такой подход предполагает выявление и объяснение историко-культурного своеобразия отдельных народов и стран путем соотнесения реалий их истории и культуры с общечеловеческими цивилизационными закономерностями и универсалиями. 

                С позиций цивилизационного подхода  Китай определяется в качестве  одного из генетически автономных  цивилизационных очагов мира. То есть китайская цивилизация признается возникнувшей независимо от других древних цивилизаций, прошедшей специфический, по сравнению со странами Средиземноморского региона, путь исторического развития и обладающей самобытными культурными традициями. 

                Географический ареал формирования  древнекитайской цивилизации охватывает  бассейны среднего и нижнего  течения рек Хуанхэ и Янцзы  с прилегающими к ним районами. Одна из главных природных  особенностей басссейна Хуанхэ (досл. Желтая река) – отложения лёссовых почв, нанесенных водами этой реки. Лёсс – специфическая порода характерного палево-желтого цвета и состоящая из мелких частиц диаметром 0,05 – 0,01 мм, которая образовалась, как принято считать, из осадков пыли, уносимой ветром из пустынь. Лёссовые почвы, толщина которых в ряде мест достигает 400 м, очень плодородны, что и предопределило историко-культурное значение данного района как эпицентра ареала обитания и хозяйственной деятельности китайского этноса. 

                Вопрос создания научной периодизации истории Китая является актуальным для современного китаеведения. В собственно китайской историографической традиции, окончательно сложившейся уже во II – I вв. до н. э., национальный исторический процесс структурируется исходя из династийных периодов, т.е. времени правления представителей одного и того же царствующего дома. Каждая династия имеет собственное название, отличное от фамилии правящего семейства, под которым она и фигурирует в оригинальной историографической периодизации. Между династийными периодами, представленными  централизованными государственными образованиями прото- и собственно имперского типа, пролегают периоды “смутного времени”, главным опознавательным признаком которых служит ситуация административно-территориальной раздробленности страны, на что тоже указывается в их оригинальных терминологических обозначениях: “эпоха Борющихся царств”, “эпоха Шести династий” и т. д. Адекватно в целом отражая историко-политические реалии, традиционная китайская историография тем не менее затрудняет соотнесение истории Китая с мировым историческим процессом. 

                В синологической (китаеведческой) литературе предлагались иные  варианты периодизации истории  Китая, однин из которых основывался  на так называемом формационном принципе. Согласно формационному подходу, история Китая подразделялась на эпоху первобытно-общинного строя, эпоху рабовладения, эпоху феодализма, эпоху нового и новейшего времени. Однако в последние годы признана фактологическая несостоятельность данного варианта периодизации истории Китая. Одним из ярких примеров такой несостоятельности может служить тот факт, что труд рабов не стал в Китае базовой производительной силой общества на одном из этапов его развития, что было обусловлено спецификой естественно-географического обитания китайского общества: китайская государственность никогда не располагала свободными землями для создания рабовладельческих латифундий. Таким образом, сомнительным становится утверждение о существовании рабовладельческого этапа в истории Китая. С точки зрения цивилизационного подхода, периодизационными критерями могут служить типы государственности, характер социально-экономических отношений и уровень развития культурных форм, поэтому в истории Китая могут быть выделены следующие этапы: 

<!--[if !supportLists]-->1)              <!--[endif]-->Архаический Китай (с  раннего палеолита и до возникновения  государственности); 

<!--[if !supportLists]-->2)              <!--[endif]-->Древний Китай, объединяющий  период ранних государств (XVI -- XI вв. до н. э.) и период ранних империй (III в. до н. э. – III в. н. э.); 

<!--[if !supportLists]-->3)              <!--[endif]-->Традиционный Китай (III в. – 1912 г.); 

<!--[if !supportLists]-->4)              <!--[endif]-->Современный Китай (с 1912 г.). 

Эпоха Древнего Китая начинается с момента возникновения  первого государственного образования  в указанном географическом ареале и имеет свою периодизацию. Древнейшим государственным образованием на территории Китая, существование которого исчерпывающе доказано на сегодняшний день археологическими данными, является династия Шань-Инь, которая и открывает собой историю собственно китайской цивилизации. Точное время формирования иньского государства до конца не определены в современной науке. 

                В китайской историографии иньская эпоха подразделяется на два периода: Ранняя Инь (или Шан, XVI – XIV вв. до н. э.) и Поздняя Инь (или собственно Инь), рубежом между которыми послужило конкретное историко-политическое событие – перенос столицы иньского государства в новое место, осуществленный царем Пангэном предположительно в 1324 г. до н. э. 

                Эпоха династии Чжоу, пришедшей  на смену иньской династии  по причине, как это принято  считать в китайской историографии,  деградации правившего в эпоху Инь режима, тоже стандартно подразделяется на два периода: Ранняя (Западная) Чжоу (XI в. – 771г. до. н. э.) и Поздняя (Восточная) Чжоу. Второй период распадается еще на два самостоятельных временных отрезка – период Весен и Осеней (Чуньцу, 771 –475 гг. До н. э.) и период Борющихся (Воюющих, Сражающихся) царств (Чжаньго, 475 – 256 гг. До н. э.). Ранняя Чжоу  является временем утверждения и расцвета чжоуской централизованной государственности. На период Весен и Осеней приходится процесс постепенной трансформации части прежде удельных владений в фактически самостоятельные госуларственные образования. Период Борющихся царств ознаменовался окончательным распадом чжоуской государственности и возникновением на тенрритории Китая нескольких суверенных царств, наиболее могущественными из которых , с военно-политической и экономической точек зрения, являлись семь так называемых царств-гегемонов: Янь, Чжао, Ци, Чу, Вэй и Хань, Цинь. 

                Таким образом, главной особенностью  китайского исторического процесса является периодическая смена династийных периодов и периодов “смутного времени”. Каждый династийный период тоже строится по циклической модели, отчетливо проходя через четыре фазы своего развития: возникновение, расцвет, деградация и гибель. Проблема природы и сущности династийных циклов, перходных периодов и их роли в истории китайской цивилизации является одной из проблем современного китаеведения. 

                Формирование основ социально-экономического  и политического устройства. 

                Июньская эпоха ознаменовалась рядом магистральных историко-культурных процессов, во многом определивших дальнейший ход развития китайской цивилизации. Это, во-первых, изобретение и утверждение бронзоволитейного производства, а для основной сферы хозяйственной деятельности – переход от мотыжного к пашенно-подсечному земледелию с использованием сохи. Тогда же проявились все основные особенности земельного хозяйствования  Китая: занятие собственно земледелием, неразвитость скотоводства и отказ от создания садовых плантаций. В результате к XII – XI вв. до н. э. леса прибрежной полосы среднего течения р. Хуанхэ были сведены под пашни. 

                Во- вторых, на иньскую эпоху приходится  формирование основ социально-экономического  и политического устройства местной государственности. Поздняя Инь представляла собой централизованное государственное образование с сильной верховной властью и строго иерархической социальной структурой, состоящей из двух основных и ставших впоследствии определяющими для китайского общества сословий: аристократии, возглавляемой кланом правителей (ван цзу) и включающей в себя глав территориально-административных единиц (так называемые владетельные особы) и простого народа, т.е. непосредственных землепользователей. 

                В позднечжоускую эпоху, несмотря на ситуацию административно-территориальной раздробленности страны, во всех царствах и отдельных регионах Китая имели место общие социально-экономические и культурные процессы, носившие бурный новаторский характер. Резкие изменения, произошедшие в системе землепользования в VIII – VII вв. до н.э. (появление железных орудий труда, поливного земледелия и пахоты с использованием тяглового скота), привели к необходимости  проведения реформ, направленных на стимулирование частной собственности на землю и ограничение привилегий старой потомственной аристократии. Cоциально-экономические реформы и развитие ремесел привели также к эволюции торгово-денежных отношений и росту городов. С VIII – VII вв. до н. э. На всей территории Китая устойчиво получают хождение  специальные денежные знаки (монеты). 

                Как отмечают исследователи-синологи, циклический характер китайских  династийных периодов обусловлен  объективными социально-экологическими  факторами. В силу естественно-географических особенностей среды своего обитания(80% территории приходится на горный рельеф), китайская цивилизация была лишена возможности экстенсивного хозяйственного развития. Главным ареалом землепользования исходно являлся регион бассейна среднего и нижнего течения  Хуанхэ, допускавший предельный демографический объем населения в 60 млн. чел. Уже в иньскую эпоху лессовое плато было настолько полно распахано, что периродные комплексы потеряли способность к саморегулированию, поэтому разразился настоящий экологический кризис, ставший одним из главных причин гибели иньского государства. 

                Социально-политические коллизии, оспровождавшиеся  продолжительными опустошительными  войнами, вели к уменьшению  численности населения в местностях  с исторически сложившейся плотностью и вседствие этого к появлению свободных земель. Каждый очередной правящий режим в момент своего зарождения мог осуществлять расширенное хозяйствование, поощряя демографический рост. Этим объяснялись экономический рост и политический успех основателей империй. Дальнейшее углубление технико-экологических процессов требовало усиления централизованной власти, предполагавшее, в свою очередь, расширение административно-бюрократического аппарата, рост вооружения и, как следствие, тенденцию к повышению налоговых ставок. Как только земельные фонды страны исчерпывались, а демографический объем населения приближался к предельно допустимому уровню, наступала стадия стагнации правящего режима. 

                Таким образом, главной движущей  силой китайской истории являются хозяйственно-экономические процессы, обусловленные естественно-географическими и социоэкологическими факторами. 

                В китаеведческих работах высказывается  гипотеза о начале сложения  в Китае института царской  власти еще в догосударственный период. Предпосылки для упрочнения этого института и его превращения в имперскую форму правления создавались как социоэкологическими, так и так и культурно-идеологическими факторами. С одной стороны, ограниченность земельных ресурсов побуждала государство стремиться к присвоению права монопольного землевладения и к установлению тотального контроля над всеми сферами хозяйственной деятельности страны, для чего требовалась централизованная верховная власть. С другой стороны, представления о единстве и упорядоченности социокосмических процессов и жесткая сфокусированность мирового пространства, задаваемые древнекитайской культурной картиной мира, предполагали наличие единой фигуры координатора этих процессов. С натурфилософских позиций естественность и неизбежность института царской власти в стране аргументируется ссылками на природные закономерности: В Поднебесной не может быть более одного государя подобно тому, как на небе имеется только одно солнце. 

                Происхождение образа китайского правителя связывается с образом жреца. Именно поэтому государь в Китае наделялся равно светскими и сакральными (жреческими) полномочиями, в результате чего он объединял в своем лице  светского и духовного иерарха страны. В отличие от других регионов Древнего мира в Китае так и не сформировалось жреческое сословие. Культ правителя не имел здесь собственной  социальной организации, отличной от государственных структур. Так, например, губернатор провинции обладал собственными сакральными полномочиями, отвечая за состояние миропорядка на вверенной ему территории и лично осуществляя необходимые для его поддержания ритуалы. Чиновники государственного аппарата ведали организацией и проведением культовых, ритуально-этикетных и светских придворных церемоний. 

                Для правителя, обладающего жреческой  харизмой, было нежелательным участие  в военных акциях, т.к. считалось,  что пролитие крови оскверняет  его сакральную сущность, а возможные  ранения и увечья ведут к  утрате им магической силы. Поэтому в идеале правитель должен был делегировать свою функцию верховного военного вождя страны в случае проведения военных действий  ее непосредственному исполнителю – конкретному  военачальнику, возглавлявшему войска. В целом же, правление страной и подчинение империи периферийных и “варварских” народов должны были осуществляться только посредством  “мудрого слова” (вэнь), а не силой оружия (у). 

Информация о работе Культура Древнего Китая