Международные отношения на заключительном этапе холодной войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:58, реферат

Краткое описание

Во второй половине 1980-х гг. появились изменения в системе МО, начался процесс преодоления «холодной войны». После 1945 г. появилась новая геополитическая карта. Появилась «мировая социалистическая система». СССР стал играть ведущую роль. Образовались государства, которые пошли по советскому пути развития. Противовес США и блоку НАТО. Развитие МО в этот период определялось идеологическим и военно-политическим противостоянием США и социалистических стран. В этот период происходит отказ от «гонки вооружения», в том числе ядерного. Горбачев берет курс на качественное улучшение отношений с США и Западной Европой. Курс на разоружение.

Содержимое работы - 1 файл

Международные отношения.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

После 1990 великие державы стали последовательно сокращать оружие массового уничтожения (бактериологическое, химическое).

1993 год – Договор СНВ-2 – сокращение стратегических наступательных вооружений. «Общее количество ядерных боеголовок России и США должно сократиться до 3.5 тыс. единиц. По вопросам Балкан и Среднего Востока Москва занимала независимую позицию от США.

Апрель 2002 года – договор СНВ-3 «Дальнейшее сокращение ядерных боеголовок до 2.5 тыс. единиц.

США имеет военные базы в самых разных странах. Сильные позиции в Западной и Восточной Европе (всвязи с расширением НАТО на Восток).

Для США важно:

Обеспечить экономическую безопасность и сохранить однополярность в системе МО.

После 1991 года в мире происходит немало событий, которые провоцируют трения между США и Россией:

1.Балканский регион. Россия и Китай выступали против  военного вмешательства  Западных стран  в конфликт на Балканах. Присутствие стран НАТО (США, Великобритания, ФРГ) в этом регионе было обусловлено необходимостью упрочения позиций. НАТО подталкивало Югославию к распаду.

В начале 1990-х годов – признание независимости Хорватии и Словении. Началось военное вмешательство, бомбардировки силами НАТО сербов (Босния и Герцеговина)

В 1995 году в Дейтоне (США) – соглашение о прекращении войны и урегулировании боснийского конфликта. В результате целостность Боснии и Герцеговины была восстановлена.

1999 год – военный конфликт в Косово. Бомбардировки военных объектов Югославии. В Косово располагались силы НАТО (площадка США).

Стратегические подходы России к внешнеполитическим событиям.

После распада СССР Россия пыталась сохранить положение на постсоветском пространстве. В отношении с ведущими западными государствами – главный вопрос об экономическом сотрудничестве. Неприятие продвижения НАТО на Восток.

Сокращение вооружения. Мирное урегулирование конфликтов.

За пять лет Москве, отбросившей систему геополитических приоритетов СССР, не удалось завоевать для себя место в ключевых экономических, политических и военных органах, созданных Западом в период «холодной войны». В результате Россия, по существу, утратила возможность серьезно влиять на развитие мировых экономических и политических процессов. Направление, характер и темпы развития этих процессов стал определять Запад во главе с США. Естественно, что при этом НАТО оказалась в центре формирующейся новой системы безопасности на европейском континенте, а Москва - практически в полной изоляции.

 

Попытки вернуться к «сдерживанию» России, быстрое расширение НАТО за счет бывших союзников Москвы и жесткое противодействие любым реинтеграционным тенденциям на основе добровольности и взаимной выгоды на территории бывшего СССР могутобернуться резким ухудшением американо-российских отношений.

Однако все эти объективные проблемы можно было бы преодолеть, если бы Москва и Вашингтон смогли за последние годы создать реальный действенный механизм стратегического партнерства.

Думается, что тезис о «неизбежной вражде» России и США столь же необоснован, как и миф о «естественной дружбе» русских и американцев. Как свидетельствует двухсотлетняя история, и царская Россия, и сталинский Союз в критические моменты истории, когда нарушался баланс сил в многополярном мире, оказывались партнерами и даже союзниками Америки. Так было и в период Американской революции, и в годы Гражданской войны в США, и во время двух мировых войн. Причина этого заключалась в совпадении ключевых интересов безопасности двух держав, когда они сталкивались с вызовом какой-то третьей державы (или коалиции). Общая опасность помогала найти общий язык двум весьма непохожим друг на друга странам.

Россию и США могли бы объединить важные стратегические интересы, их общая заинтересованность по поддержанию стабильности и безопасности в мире. Однако за прошедшие четыре года Москва и Вашингтон так и не сумели выработать систему согласования и координации своей политики. Тем не менее, возможности для создания реального стратегического партнерства России и США далеко не исчерпаны.

 

5. Основные черты современной внешнеполитической стратегии США

За внешнеполитическими установками и действиями США последних лет просматривается общее представление о возникающем на рубеже веков миропорядке и роли в нем самих Соединенных Штатов, складывающееся под сильным воздействием концепции "однополярного мира" с оставшейся в нем "единственной сверхдержавой". Сердцевиной этого представления служит убеждение в том, что в современном мире Соединенным Штатам принадлежит уже не просто лидирующая, а центральная системообразующая роль. Это, прежде всего, относится к поддержанию международной безопасности и урегулированию конфликтов, где США с их огромными стратегическими ресурсами стремятся играть роль "маховика стабильности".

Во-вторых, США взяли на себя роль главного архитектора и опекуна глобальной экономики.

В-третьих, они считают себя гарантом мирных демократических перемен.

Таким образом, США, по мнению руководителей страны, не только определяют нормы поведения в мире, но и несут главную ответственность за обеспечение их соблюдения, совмещая функции законодателя, арбитра и "шерифа" (выражение Р. Хааса). По этой логике США, как отмечает известный американист В.А. Кременюк, являются своего рода "глобальной метрополией" этого "американо-центристского мира". Не случайно в Вашингтоне вошли в моду аналогии с Римской империей.

Соответственно, весь мир делится на союзников, друзей, партнеров и не вписывающихся в Pax Americana "варваров" (применительно к современности это, с точки зрения Вашингтона преступные государства" - Ирак, Иран, Северная Корея, Ливия, Куба, хотя реальный список "врагов Америки" на этом не кончается). Поскольку считается, что своими режимами последние поставили себя вне закона "цивилизованного сообщества", то по отношению к ним оправданы самые жесткие меры воздействия.

Даже признавая неоимперский характер такого рода политики, американские лидеры и теоретики убеждены в уникально благотворном влиянии американской гегемонии, объясняемом ими совпадением целей и принципов США и ведомых ими стран, особым умением Америки учитывать интересы других при осуществлении глобального руководства. Американо-центристский мир, как считают в Вашингтоне, служит если не идеальным, то наилучшим из всех возможных вариантов мирового порядка, единственной альтернативой хаосу или соперничеству многополюсного мира.

Речь идет о существенно переработанном и расширенном издании концепции "нового мирового порядка", предложенной администрацией Дж. Буша в начале 90-х годов. Тогда имелась в виду коллективная система безопасности под эгидой ООН (хотя и при ведущей роли США) для борьбы с традиционными угрозами безопасности - агрессией против суверенитета и территориальной целостности со стороны главным образом "преступных государств" типа хусейновского Ирака.

В этом смысле "новый мировой порядок" был ориентирован на сохранение территориально-политического статус-кво в мире, и его символом стала операция "Буря в пустыне", проведенная против Ирака.

Теперь же в соответствии с логикой "согласованной безопасности" речь идет о создании системы, ориентированной иной тип угроз - этнические конфликты, массированные нарушения демократии, в частности прав человека, противодействие которым зачастую предполагает нарушение государственного суверенитета и открытое (в т. ч. и вооруженное) вмешательство во внутренние дела других государств. Поскольку же добиться широкого международного консенсуса по вопросам такого интервенционизма гораздо труднее, чем по вопросу об отражении внешней агрессии, то на практике дозволяется и его ограниченная легитимация в виде коллективных решений США и их союзников, выступающих как бы от имени всего "демократического сообщества". По сути, такой миропорядок допускает изменения территориально-политического статус-кво, что продемонстрировала операция НАТО против Югославии.

Подобный американо-центристский миропорядок несет с собой множество вопросов и проблем, но сначала важно разобраться в его корнях, ответив на вопрос, почему же все-таки окончание холодной войны привело не к ослаблению глобальных устремлений Америки, как можно было ожидать, а к их усилению и расширению соответствующих структур, не к свертыванию, а к наращиванию присутствия США в остальном мире.

Первая и наиболее очевидная часть ответа на этот вопрос заключается в том, что с исчезновением СССР как главного конкурента и противовеса, а также в результате последующего ослабления позиций России США обрели большую свободу действий, появились новые возможности расширения их сферы влияния во многих странах ЦВЕ и СНГ.

Во-вторых, в условиях глобализации возросла зависимость США от остального мира. Как самая экономически мощная страна, Америка больше других заинтересована в стабильности и управляемости мирового порядка, которые для нее неразрывно связаны с "американским руководством". США стремятся оградить себя от транснациональных угроз в виде международного терроризма, нападений на их информационные системы и другие современные инфраструктуры, а это тоже способствует глобализации американских интересов.

Еще один важнейший фактор - колоссальная инерционность огромной системы самых разнообразных внутренних и международных структур, обслуживающих глобальные интересы США. Она объясняется не только материальными интересами вовлеченных социальных групп и бюрократической инерцией огромных организаций типа НАТО, но и достаточно высокой эффективностью и диверсифицированностью самой этой системы, ее способностью выполнять широкий круг задач и приспосабливаться к меняющимся условиям. Хотя система союзнических отношений США была создана в годы холодной войны, ее задачи и тогда не сводились к одному лишь силовому противодействию внешней угрозе, а имели и мощную экономическую составляющую. Главное же ее отличие от "советской империи" состояло в том, что она была основана не столько на грубом диктате и тотальном контроле, сколько на учете интересов американских "вассалов", поощрении их самостоятельного развития по пути рыночной экономики и политической демократии. Достаточно вспомнить "план Маршалла", восстановление послевоенной Германии и Японии. В этом смысле претензии США на особый характер своей гегемонии имеют под собой определенное основание. Более равноправный и взаимовыгодный характер отношений внутри американской системы союзов позволил ей пережить холодную войну и даже сохраниться в качестве модели нового мирового порядка, о чем свидетельствует, например, расширение НАТО.

То, что "командный комплекс превосходства" к концу 90 годов стал более явно ощущаться и в словах, и в делах американского руководства объясняется еще и некоторыми другими тенденциями последних лет. Одна из них - усиление экономических позиций США по сравнению со своими основными конкурентами - Японией, Германией, "азиатскими тиграми". И дело здесь не просто в разных темпах экономического роста, который помимо прочего дал американцам новые материальные ресурсы для активизации военной и внешней политики. Экономический бум в США, начавшийся в 1993 г. и продолжающийся по сей день, выглядит особенно впечатляюще на фоне стагнации большей части европейской экономики и затяжного азиатского финансово-экономического кризиса. В результате к концу 90-х годов оказалась подорванной конкурентоспособность основных альтернатив американской модели - западноевропейской с ее высокой социальной защищенностью и азиатской, построенной на государственно-корпоративном патернализме.

Во многом это произошло потому, что американский вариант рыночной демократии оказался лучше приспособленным к условиям глобализации, требующей высокой открытости рынка, надежности и прозрачности правового регулирования, стабильной и децентрализованной политической системы, инновационной предпринимательской культуры, широкого доступа к финансовым ресурсам, компьютерной технологии и информации, свойственных американской экономике и обществу в целом.

При всей распространенности неоимперских настроений в политической элите США реальная возможность создания американо-центристского мира остается весьма проблематичной. Разнородность и полицентричность современного мира ставят жесткие пределы его американизации. Даже не все партнеры и союзники США готовы безоговорочно соглашаться с американским пониманием моральных ценностей и методов, используемых для достижения "благих" целей. Гегемонистские устремления США нередко вызывают сопротивление со стороны других мировых центров силы. Не случайно США сталкиваются с оппозицией в Совете Безопасности ООН, и даже внутри НАТО все чаще проявляется недовольство американским диктатом.

Контуры новой внешнеполитической стратегии США уже обозначились, но процесс ее формирования продолжается. И окончательный выбор будет определяться разнонаправленными силами как в самой Америке, так и в остальном мире.

 

6. Эволюция роли и функций ООН в послевоенные годы.

24 октября 2003 г. весь мир в очередной раз отмечал День Организации Объединённых Наций. Созданная в 1945 г. по инициативе победившей антигитлеровской коалиции и объединявшая первоначально 51 государство, она быстро превратилась поистине во всемирную международную организацию, в состав которой сегодня входит 191 государство. Это единственная международная организация в мире, которая является действительно глобальной как по составу своих членов, так и по широте поставленных перед нею задач. Она объединяет по существу все страны мира, независимо от их размера, населения или степени экономического развития - от таких гигантов, как Китай, Индия, США, Россия и до небольших островных государств, как Вануату или Тонга. ООН является глобальной и по своим целям - поддерживать международный мир и безопасность, развивать дружественные отношения между нациями, осуществлять сотрудничество между государствами в разрешении международных проблем и поощрять уважение к правам человека, а также быть центром для согласования действий государств в осуществлении этих общих целей.

Понятие "Семья Организации Объединённых Наций" (или "Система ООН") объединяет шесть главных органов ООН (Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат) и 15 других, тесно сотрудничающих с ООН, международных организаций, которые являются её специализированными учреждениями или работают под её эгидой. Они занимаются вопросами развития экономики и финансов, промышленности и сельского хозяйства, атомной энергии, авиационного и морского транспорта, электросвязи, почтового сообщения, здравоохранения, образования, науки и культуры, интеллектуальной собственности, а также отношениями между государством, трудящимися и предпринимателями.

Информация о работе Международные отношения на заключительном этапе холодной войны