Генетическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:01, реферат

Краткое описание

Генетические подходы полностью утвердились в сравнительной, возрастной (детской), общей и прикладной психологии, эти подходы проникают в дифференциальную психологию, в психологию воспитания и социальную психологию личности. Он является более поздним по времени и лишь оформляющимся в наше время.

Содержание работы

I) Введение.
II) Основные понятия по теме.
III) Теория развития интеллекта Ж.Пиаже:
1) Ж.Пиаже как основатель генетической психологии
2) Исследования Ж.Пиаже
3) Этапы эксперимента
4) Значение Пиаже в развитии генетической психологии
IV) Л.Кольберг
1) Исследования развития нравственных суждений у детей
2) Уровни развития нравственных суждений
V) Д.С.Брунер: закономерности
1) Исследование влияния потребности и ценностных ориентаций на процесс восприятия
2) Теория перцептивных гипотез Д.С.Брунера
VI) Заключение
VII) Задания для самостоятельной работы:
1) Приложение 1
2) Приложение 2
3) Приложение 3
VIII) Список использованной литературы.

Содержимое работы - 1 файл

генетическая психология.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)
  1. Асоциальность ребенка
  2. Своеобразный характер его практической деятельности.

Сфера влияния эгоцентризма, по Пиаже, до 8 лет совпадает непосредственно со всей областью детского мышления и восприятия в целом, эгоцентризм до 8 лет безграничен и занимает всю территорию детской мысли.

  Выводом  этой концепции является положение  Пиаже, гласящее, что эгоцентрический характер мысли настолько необходимо внутренне связан с самой психологической природой ребенка, что он проявляется всегда закономерно, неизбежно, устойчиво, независимо от детского опыта. Эгоцентрическая мысль в концепции Пиаже занимает центральное, определяющее значение во всех его исследованиях.

  Начиная  с 30-х годов, Пиаже доказывает, что развитие всех познавательных процессов совершается на основе особых потребностей, что существуют сенсорные потребности, превращающиеся у человека в познавательные потребности. У глаза, по его словам, имеется такая же потребность в световых образах, как у тканей тела в питании. Развиваясь, сенсорная потребность становится, согласно Пиаже, потребностью смотреть, а затем познавать. Таким образом, Пиаже приходит к выводу, что ничто не является более ошибочным, нежели разделение ума на две сферы – жизнь чувств и жизнь мысли. В действительности аффективность и интеллект «образуют два дополняющих друг друга аспекта всякого человеческого поведения».

  Также в 30-х годах в подходе Пиаже к проблемам развития психики произошел коренной перелом. С целью описания структуры интеллектуальных актов он разрабатывает специальный логико-математический аппарат. Иными становятся стадии, их содержание и смысл. Иным представляется и направление развития. Если прежде речь шла о переходе ребенка от собственной эгоцентрической точки зрения к социализированному мышлению, то теперь умственное развитие оказывается устремленным к логико-математическим структурам. Не общение с другими людьми, не лингвистическая связь, а операция занимает теперь ключевую позицию в детерминации познавательной активности ребенка. Наступает, как в шутку сказал Пиаже, «операциональный» период в его развитии, т.е. мышление тесно связано не с речью, а с развитием мыслительных операций.

  Необходимо отметить, что фактически Пиаже был единственным исследователем, уделявшим внимание именно этой проблеме, так как большинство ученых исследовали в основном не процесс мышления, а продукты мыслительной деятельности.

  В этот период он также пришел к выводу, что психическое развитие связано с интериоризацией, так как первые мыслительные операции – внешние, сенсомоторные – впоследствии переходят во внутренний план, превращаясь в логические, собственно мыслительные операции.

Пиаже также открыл главное свойство этих операций – их обратимость.  Характеризуя понятие обратимости, Пиаже привел в качестве примера арифметические действия – сложение и вычитание, умножение и деление, которые могут быть прочитаны как слева направо, так и справа налево.

  Например:

5+3=8,   14:2=7,

                                                     8-3=5,     7•2=14,

т.е. эти  операции обратимы.

  Пиаже  исследовал в своих экспериментах  как переход от внешних операций к внутренним, логическим, так и формирование обратимости на каждом из этапов.

  В  экспериментах с маленькими детьми  Пиаже исследовал их способность находить спрятанные вещи, в том числе те, которые пропали на их глазах. Детям 5-7 лет давали задания, в которых исследовалась их способность понимать сохранение веса, числа и объема предметов. Так, детям предъявлялось два ряда кубиков, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга. Поскольку число кубиков в обоих рядах, так же как и расстояние между ними, было одно и то же, то эти два ряда были одной длины. У детей спрашивали, одинаковое ли количество кубиков в двух рядах, и дети отвечали, что равное. Тогда на глазах у ребенка взрослый сдвигал в одном ряду, так, что они оказывались стоящими вплотную друг к другу. Естественно, что длина данного ряда уменьшалась. После этого он задавал ребенку вопрос о том, изменилось ли теперь количество кубиков в рядах. Дети отвечали, что изменилось, и в коротком ряду кубиков стало меньше, чем в длинном. Аналогичные эксперименты были проделаны с исследованием сохранения массы (в круглом и сплющенном кусочках пластилина) и объема, когда вода переливалась в сосуды с широким и узким донышком так, что уровень воды в одном сосуде был намного выше, чем в другом. При этом даже многие 6-летние дети считали, что объем воды в сосудах изменился.

  Выяснилось, что принцип сохранения формируется у детей постепенно, причем сперва они начинают понимать инвариантность (постоянство) массы (к 8-10 годам), а затем веса (к 10-12 годам) и, наконец, объема (около 12 лет).

  Таким  же образом Пиаже доказывал,  что не только обратимость, но и логические операции, например общие понятия, доступны детям только в конце дошкольного возраста. Он давал детям картинки, на которых были изображены две лошадки и четыре коровы, и спрашивал, каких животных больше. Дети правильно отвечали, что  коров больше. Тогда Пиаже задавал вопрос о том, кого больше - животных или коров. И дети снова говорили, что коров больше, не понимая, что понятие «животные» шире и включает в себя и лошадей и коров.

  Важное  значение для Пиаже имели исследования, в которых доказывалась разница между образным и логическим мышлением. Так, он давал детям рисунок, на котором мишке надо было дойти до стула, находящегося на расстоянии в четыре красных кружка, а затем до стола на расстоянии в три белых кружка. Детей спрашивали, каких кружков больше – белых или красных, и они правильно отвечали, что красных больше. Тогда их спрашивали, чего больше кружков или красных кружков, и они, так же как и в опыте с животными, отвечали, что красных кружков больше. На вопрос экспериментатора, куда мишке дальше идти – до стула или до стола, дети правильно отвечали, что до стола путь длиннее, показывая это расстояние на рисунке. Однако, на повторный вопрос о том, каких кружков больше, дети снова отвечали, что красных.

   Эти исследования Пиаже привели к выводу, что до семи лет дети находятся в предоперационной стадии, т.е. у них начинают формироваться внутренние мыслительные операции, но они еще не совершенны, необратимы. К семи годам дети начинают правильно решать предложенные задачи, но их логическое мышление связано только с конкретными проблемами, и формальная логика у них только начинает развиваться. И лишь к подростковому возрасту формируется конкретное и абстрактное логическое мышление.

  Таким образом, периодизация интеллекта, разработанная Пиаже, приобрела законченную и широко известную в настоящее время форму – стадия сенсомоторного интеллекта, стадия конкретных операций и стадия формальных операций. При этом в каждой стадии Пиаже выделял два этапа – появление необратимой операции данного уровня, а затем развитие ее обратимости. Хотя Пиаже и не отрицал полностью роль обучения, наибольшей критике подвергается не сам его подход к мышлению ребенка, но его понимание обучения, недооценка им влияния среды и взрослых на психические развитие детей. Исследования П.Я.Гальперина, Д.Брунера, В.В.Давыдова и др. говорят о том, что уже в дошкольном возрасте при правильном обучении у детей могут быть сформированы общие понятия, представления о сохранении числа, массы и объема и преодолен эгоцентризм.

   В то же время Пиаже является  одним из самых почитаемых  и цитируемых исследователей, авторитет которого признан во всем мире. Главное, конечно, то, что он первый понял, исследовал и выразил специфику, качественное своеобразие детского мышления, показал, что мышление ребенка не хуже, но оно совершенно отличается от мышления взрослого человека. Выготский сказал, что: «Исследования Пиаже составили целую эпоху  в развитии учения о речи и мышлении ребенка, о его логике и мировоззрении….В то время как в традиционной психологии детское мышление получало обычно негативную характеристику, составляющуюся из перечня тех изъянов, недостатков, минусов детского мышления, которые отличают его от взрослого мышления, Пиаже попытался раскрыть качественное своеобразие детского мышления с его положительной стороны… В центр внимания было поставлено то, что у ребенка есть».

  Разработанные  им методы исследования уровня  развития интеллекта давно стали  не столько экспериментальными, сколько диагностическими и играют большую роль в современной практической психологии. Те закономерности процесса мыслительной деятельности, которые открыл Пиаже, никто не оспорил, несмотря на множество новых данных о детском мышлении, полученных за последние десятилетия. Возможность понимать и формировать детское мышление также является одной из заслуг Пиаже. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Л. Кольберг

  Идеи Пиаже об  этапах психического  развития детей стали отправной точкой для исследований Л.Кольберга (1927 – 1987), одним из основных открытий которого стала теория развития нравственности у детей.

  Кольберг исходил  из того, что в  психической эволюции  детей не только формирование знаний об окружающем мире, о нравственных критериях, но и эмоциональное развитие, развитие половой идентификации связано с познавательными процессами. Кольберг исследовал развитие нравственности у детей, расширив и углубив его идеи. В своих экспериментах он ставил перед детьми задачу оценить нравственную сторону проблемы выбора и анализировал систему их рассуждений. Это позволило ему выделить три уровня развития нравственных суждений, каждый из которых состоит их двух стадий:

    1. доусловный уровень, при котором дети оценивают действие исходя из его последствий;
    2. Уровень традиционной нравственности, на котором общественно признанные ценности превалируют над личными интересами ребенка;
    3. Посттрадиционный уровень; на нем люди обосновывают нравственные суждения принципами, которые сами создали и приняли. Отражая усвоенное детьми формальное, операциональое мышление, последний уровень характеризуется большим сдвигом к абстрактным нравственным принципам.

Кольберг  предполагал, что  смена смена стадий нравственного развития связана с общими когнитивными возрастными изменениями, прежде всего с децентрацией и формированием логических операций. При этом Кольберг исходил из того, что на нравственное развитие влияет как уровень образования, так и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, желание получить награду за хорошее поведение.

  Влияние уровня  сформированности  познавательных процессов на тенденции становления психики детей проявляется, по мнению Кольберга, и в том, что дети в русле общей тенденции формирования категорий достаточно рано и почти независимо от семейного окружения узнают о половых стереотипах. Это заставляет их искать дополнительную информацию о том, чем различаются поведение и ценности мальчиков и девочек. Получив понятия о мужественности и женственности, дети в силу их категоричности формируют негибкие стереотипы, определяющие их деятельность. Эти стереотипы учитываются и при интерпретации событий внешнего мира, в том числе при развитии нравственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 

Д.С. Брунер

  Открытие новых закономерностей познавательного развития детей связано с именем известного американского психолога Д.С.Брунера (р. 1915).

  В своих исследованиях  Брунер впервые  начал изучение  того, каким образом  потребности и ценностные ориентации влияют на процесс восприятия. Полученные материалы привели его к выводу, что восприятие селективно и может искажаться под действием внутренних мотивов, целей, установок или защитных механизмов. Так, чем большую ценность приписывают дети определенным предметам, тем большими кажутся их размеры. Брунер также показал, что в состоянии фрустрации даже нейтральные слова часто воспринимаются детьми как тревожные и угрожающие, отсюда их неадекватно-агрессивное поведение в подобных ситуациях. На основе этих исследований Брунер ввел термин «социальное восприятие», подчеркивая зависимость восприятия от социального опыта детей.

  Анализируя структуру  восприятия, Брунер выделил в нем три компонента: представления об окружающем мире в форме действий,  в форме образов и в форме слов (языковая форма). Исследование развития мышления привело Брунера к созданию теории перцептивных гипотез. С его точки зрения все познавательные процессы представляют собой процессы категоризации, то есть предметы окружающего мира объединяются друг с другом на основе усвоенных детьми правил объединения (категорий). В процессе объединения последовательно возникают гипотезы о том, какие качества являются основой для объединения данных предметов и все ли предметы имеют эти качества. Таким образом, овладение понятийным мышлением происходит как обучение тому, какие свойства среды наиболее значимы для группировки объектов в определенные классы.

Информация о работе Генетическая психология