Альтернативная служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 09:55, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы. Систематизировать все сведения об альтернативной службе, дать полную и достоверную информацию по теме и показать, что альтернативная служба может существовать в постсоциалистических странах, не ухудшая обороноспособности этих стран.
Цель работы потребовала решения следующих задач:
- проследить становление и развитие института альтернативной службы;
- проанализировать альтернативную службу на постсоветском пространстве;
- охарактеризовать мировой стандарт альтернативной службы;
- изучить современное состояние альтернативной службы за рубежом;
- проанализировать модельный закон СНГ "Об альтернативной (вневойсковой) службе".

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ 6
ГЛАВА 2. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СЛУЖБА НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ 10
ГЛАВА 3. МИРОВОЙ СТАНДАРТ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ 16
ГЛАВА 4. АРМЕЙСКИЙ ПРИЗЫВ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СЛУЖБА ЗА РУБЕЖОМ 20
ГЛАВА 5. АНАЛИЗ МОДЕЛЬНОГО ЗАКОНА СНГ "ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ (ВНЕВОЙСКОВОЙ) СЛУЖБЕ" 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Содержимое работы - 1 файл

Альтернативная служба.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

     18 января 1994 года Европарламентом  была принята очередная резолюция по этому вопросу. В данной резолюции говорится, что "право на отказ от воинской службы является реальным правом человека".

     В своей резолюции 1995 года (1995/83) по данной проблеме Комиссия ООН по правам человека "обращает внимание на право каждого  человека заявлять о своем отказе от воинской службы по убеждениям, что является выражением права на свободу мысли, совести и вероисповедания...". Резолюция Европейского парламента, принятая 18 января 1994 года, подчеркивает, что "... отказывающимся от воинской службы по убеждениям следует считать того человека, который отказывается выполнять обязательную воинскую службу, обосновывая свой отказ религиозными, этическими, философскими причинами или причинами глубоких убеждений совести". Комиссия ООН по правам человека в своей резолюции 1995 года также настоятельно призывает государства ввести такое законодательство и соблюдать такую практику, чтобы характер и содержание убеждений, на основании которых совершен отказ, никак не влияли на отношение к отдельным людям, а также чтобы по отношению к отказавшимся была исключена любого рода дискриминация по причине их неучастия в воинской службе.

     Комиссия  ООН по правам человека подчеркивает следующее: "В рекомендациях Комитета Министров Совета Европы говорится, что формы альтернативной службы должны иметь нестроевой или гражданский характер, служить интересам общества и быть некарательной длительности". Установлено, что "проходящие альтернативную службу не должны иметь меньше социальных или финансовых прав, чем те, кто проходит воинскую службу. Юридические нормы и положения, по которым воинская служба включается в трудовой стаж, определяется повышение в должности и пенсия, должны также относиться и к альтернативной службе. Резолюция Европарламента от 13 октября 1989 года призывает, чтобы проходящие альтернативную службу были защищены от эксплуатации и чтобы их оплата была равной оплате призванных в вооруженные силы.

     Комиссия  ООН по правам человека "подтверждает важность того, чтобы информация о праве отказа от воинской службы по убеждениям и о правилах получения соответствующего статуса была доступна всем, кого касается военный призыв".

     В Рекомендации Комитета Министров Совета Европы 1987 года подчеркивается, что "...лица, подлежащие призыву, должны извещаться об их правах заранее. С этой целью государство должно само предоставлять соответствующую информацию или позволять другим заинтересованным организациям распространять ее". Копенгагенский Документ ОБСЕ 1990 года также призывает страны-члены ОБСЕ "...предоставить общественности информацию по этому вопросу". В Резолюции Европейского парламента от 13 октября 1989 года говорится, что " в тех странах, где такое правило еще не установлено, вместе с призывными документами призывник должен получать полную информацию о связанных с призывом юридических нормах и, в частности, об отказе от воинской службы по убеждениям".

глава 4. Армейский призыв и альтернативная служба за рубежом

 

     Право на отказ от обязательной военной  службы с оружием по духовным, нравственным и иным причинам считается непременным  атрибутом государства с развитой демократией и внесено в конституции большинства европейских стран. Это явилось результатом длительной борьбы антивоенных организаций, но стало законодательно закрепляться лишь в 50-60-х гг. XX в.

     История "отказничества" от несения военной  службы по моральным соображениям насчитывает многие века. Так, на заре христианства его приверженцы не брали в руки оружия и не участвовали в военных походах. Лишь после того как в 313 г. н.э. христианство было объявлено господствующей религией в Римской империи, военная служба стала считаться установленной Богом священной обязанностью. В XVIII в. менониты добились права отказа от военной службы с оружием, получив в 1780 г. от Фридриха Великого "Почетную привилегию для общины менонитов в Королевстве Пруссия", в которой указывалось об их "освобождении от военной службы навечно". В новейшей истории первые законодательные акты о праве отказа от военной службы с оружием по идейным соображениям были приняты во время Первой мировой войны в США и Великобритании.

     В дискуссиях о модернизации нашей армии, характере призыва и праве на альтернативную гражданскую службу постоянно всплывают апелляции к международному опыту, порой не слишком грамотные.

     Не  будем указывать источник нижеследующей  цитаты, ибо славы автору она не принесет – правды в ней и половины не наберется: «Во Франции продолжительность альтернативной службы составляет 20 месяцев и вдвое превышает срок прохождения военной службы. Столько же гражданская служба длится в Литве, Эстонии, Молдове, Словакии и Украине (при том что во всех этих государствах основной срок военной службы составляет 12 месяцев). Самый короткий срок альтернативной службы в Австрии — один год, а обязательная военная служба длится все равно в два раза меньше, или полгода. Таким образом, в большинстве стран полагают, что обязательная военная служба должна компенсироваться более коротким, по сравнению с альтернативной службой, сроком. Иначе все ринутся в санитары».

     Ошибок  на эту тему предостаточно даже в  самых почтенных и либеральных изданиях, не говоря уже о том, что в подобных историко-географических экскурсах позволяют себе наши генералы.

     Как же обстоят дела в реальности? Начнем с того, что во Франции и Испании - с 2001 года, в Словении - с 2003, в Нидерландах и Бельгии - с середины 90-х годов прошлого века, в Австралии, Великобритании и Ирландии - с его первых десятилетий нет обязательного призыва на военную службу, а, стало быть, и службы альтернативной. В 2004 году к этим странам присоединилась Португалия (в которой служат и военную, и альтернативную службу 4 месяца), в 2005-м присоединится – Чехия, Венгрия и Италия, в 2006 -м – Словакия, в 2007-м - Латвия. Из 25 стран Европейского Союза 15 либо уже отменили призыв, либо сделают это в ближайшие годы.

     США полностью отказались от призыва  в 1975 году. План реформы с 1970 года разрабатывала комиссия из 15 человек, из них 13 не имели отношения к армии. Непростой была полемика с Пентагоном, и даже в обществе поначалу идея добровольной армии не была популярна. При этом с подготовкой к такому серьезнейшему шагу управились менее чем за 5 лет.

     Так что, если говорить о большинстве  развитых, в том числе в военном  отношении, стран, то для них вопрос о соотношении сроков обязательной военной и альтернативной службы не актуален, поскольку ни той, ни другой нет или в ближайшее время не будет.

     Особый  случай – Германия. До последнего времени  там не планировалось отменять призыв, и некоторые наши генералы, цепляясь за этот факт как за соломинку, находили основания тому, почему именно с Германии Россия должна брать пример. Между прочим, с этим согласны и многие антимилитаристы: для начала неплохо бы нам поучиться у Германии. Срок «альтернативки» там - 10 месяцев, а совсем скоро (в октябре) он будет уравнен с девятимесячным сроком военной службы: Европа борется с дискриминацией за убеждения. Уже к началу 90-х годов около трети немецких призывников составляли соискатели альтернативной службы, и 99% их заявлений удовлетворялись. Численность призыва сокращается, и все чаще молодые люди, не подававшие никаких заявлений, не служат в армии потому, что так много их там не нужно! Вы можете себе представить, чтобы наши генералы согласились на что-либо подобное?

     Ведущие европейские страны, как и США, рассматривают отмену призыва как элемент модернизации вооруженных сил. Отставание от них Германии имеет, по российским понятиям, очень странную причину. Германские социальные службы “подсели на иглу альтернативки”. Члены правительства и благотворительные организации говорят ни много ни мало о надвигающейся катастрофе. Кто будет водить на прогулку обитателей домов престарелых, кто почитает им книжку? Но – после длительных дебатов и в Германии заговорили об отмене призыва к 2008 году как о решенном деле.

     Среди членов Европейского Союза лишь четыре страны (Кипр, Словакия, Финляндия и Греция) имеют «альтернативку» примерно в 2 раза длительнее призывной службы. Совсем недавно эту группу покинула Латвия, присоединившись к тем, у кого это соотношение 3:2. В четырех странах ЕС (включая Германию) сроки обеих служб равные. Греция подвергается серьезному давлению со стороны европейских структур, в результате чего сократила срок армейской службы с 19-23 месяцев до 3-18 (для разных видов войск), срок альтернативной – с 38-46 до 30 мес. Финляндию тоже критикуют, хотя срок военной службы там 6 мес., а альтернативной - 13. Все равно - дискриминация.

     Европа  решительно движется в сторону демилитаризации. Не входящим в ЕС членам Совета Европы вежливо, но настойчиво напоминают о взятых при вступлении обязательствах. Именно по этой линии «достали» и нас, а недавно – и Армению, принявшую закон об альтернативной службе, такой же «драконовский», как Российский (срок от 36 до 42 месяцев). Подтягиваются к европейским стандартам неспокойные Балканы. В Хорватии в 2003 г. принят один из самых либеральных законов об альтернативной службе, срок ее - 8 месяцев, в этом же году в Македонии сроки обязательной службы снижены в 1,5 раза: военная длится 6 мес., альтернативная – 10 мес. В Сербии, где 5 лет назад альтернативной службы не было, сегодня право на нее закреплено в Конституции, разработан проект закона, «отказникам» дают возможность ждать его принятия. В Боснии альтернативная служба существует с 1996 года – по европейским меркам закон суров: 24 месяца – в 2 раза дольше военной службы. Таков он и в Болгарии, где в армии отмечены знакомые россиянам болезни: солдаты недоедают, над ними издеваются, их труд используют на работах, не имеющих отношения к службе. Однако, в этой стране активно обсуждается возможность отмены призыва.

     До 2003 года такие же сроки службы были и в Румынии, сегодня военная служба там длится от 4 до 9 месяцев, альтернативная – 12.

     Что касается наших собратьев по СНГ, то они разделились на весьма разнохарактерные группы. «Европейскую модель» представляют Украина (срок «альтернативки» снижен с 36 до 27 месяцев при 18-месячном призыве) и Молдова, чей закон признан самым либеральным в СНГ, несмотря на двойной по сравнению с военной службой срок, – 24 мес.

     Здесь пора отметить, что степень либеральности  альтернативной службы, разумеется, определяется не только ее сроком. Законодательство многих стран подвергается критике международных организаций за негражданский характер службы (фактически – военной нестроевой), за ограничения оснований для ее предоставления (например, семейными обстоятельствами) и т.п. С этой точки зрения законы об альтернативной службе Узбекистана и Кыргызстана некоторые эксперты относят к «азиатской модели» (Срок АГС 24 и 36 мес. соответственно при 18-месячном призыве). Беларусь и Азербайджан на уровне Конституций признают право на замену военной службы, в Грузии есть даже закон (срок 36 мес., в 2 раза больше военной), но на практике альтернативной службы в этих странах не существует. И, наконец, Казахстан, Таджикистан и Туркменистан не признают права на нее ни в каком виде и сажают «отказников» в тюрьмы. Недавно эту группу покинула Армения. Не будем заострять внимание на том, к какой «модели» ее закон, вместе с российским, следует отнести. Отметим лишь, что после того, как Греция «дала слабину», по длительности сроков обоих видов обязательной службы мы разделяем сомнительную честь «европейского первенства» лишь с Кипром (26 мес. военная,. 42 – альтернативная).

     О ситуации в других частях света сведения крайне скудны. Известно, что Египет, Израиль, Китай и Куба не признают альтернатив, имея трехгодичный срок службы по призыву. В Северной Корее безальтернативно служат от 3 до 10 лет. Альтернативной службы нет и в Южной Корее, нет ее и в Чили, а вот в Аргентине она появилась в 1994 году на волне возмущения убийством солдата дежурным офицером.

     На  сегодняшний день примером наиболее успешного решения проблемы альтернативной службы могут служить страны НАТО, в которых сохранилась всеобщая воинская обязанность.

     Зарубежные  специалисты считают, что введение альтернативной службы возможно при  наличии в стране ряда условий: полное или частичное комплектование вооруженных сил на основе закона о воинской повинности, избыток призывного контингента или невозможность его эффективного использования в интересах вооруженных сил, высокий уровень законности и правопорядка, наличие сильных пацифистских настроений. Россия, к сожалению, не вполне отвечает этим условиям, особенно в части, касающейся избыточности призывного контингента и высокого уровня правопорядка в стране.

     Анализ  зарубежного законодательства об альтернативной службе показывает, что наряду с национальной спецификой существуют и общие черты, характерные для всех стран. В частности, везде предусматривается добровольный и обоснованный выбор призывниками гражданской службы. За ними сохраняется статус военнослужащего и срок альтернативной службы заcчитывается в срок действительной военной службы. Труд призывников используется, как правило, в государственных сферах, испытывающих дефицит в рабочей силе. Финансирование же этого труда осуществляется за счет тех министерств, где работают призванные на альтернативную службу. И, наконец, один из основных принципов альтернативной службы: ее условия по напряженности должны быть сопоставимы с условиями военной службы.

     В соответствии с законодательством  большинства стран официальный отказ от несения военной службы должен быть аргументированно обоснован убеждениями религиозного, политического или этического характера. В Турции, например, где возможность альтернативной службы не закреплена законодательно, в связи с избытком призывного контингента официально существует система откупа от военной службы. Размер взноса составляет 3,5 тыс. американских долларов, а для турецких граждан, работающих за рубежом, - 8,5 тыс. Именно этим правом воспользовался известный турецкий певец Таркан, когда два года назад власти пытались призвать его на службу в вооруженные силы.

Информация о работе Альтернативная служба