Альтернативная служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 09:55, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы. Систематизировать все сведения об альтернативной службе, дать полную и достоверную информацию по теме и показать, что альтернативная служба может существовать в постсоциалистических странах, не ухудшая обороноспособности этих стран.
Цель работы потребовала решения следующих задач:
- проследить становление и развитие института альтернативной службы;
- проанализировать альтернативную службу на постсоветском пространстве;
- охарактеризовать мировой стандарт альтернативной службы;
- изучить современное состояние альтернативной службы за рубежом;
- проанализировать модельный закон СНГ "Об альтернативной (вневойсковой) службе".

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ 6
ГЛАВА 2. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СЛУЖБА НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ 10
ГЛАВА 3. МИРОВОЙ СТАНДАРТ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ 16
ГЛАВА 4. АРМЕЙСКИЙ ПРИЗЫВ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СЛУЖБА ЗА РУБЕЖОМ 20
ГЛАВА 5. АНАЛИЗ МОДЕЛЬНОГО ЗАКОНА СНГ "ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ (ВНЕВОЙСКОВОЙ) СЛУЖБЕ" 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Содержимое работы - 1 файл

Альтернативная служба.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

     В.В. Серебрянников в своей книге "Социология войны" дает следующую типологию индивидов по их отношению к войне: воины по призванию; воины по долгу; воины по обязанности; лица, обеспечивающие потребности армии и войны; миротворцы; пацифисты; антивоенный человек. Исходя из этой типологии, наилучшим было бы комплектование вооруженных сил людьми первого типа. Введение альтернативной службы позволяет последним трем категориям людей использовать свой природный потенциал на благо всего общества и сохранить свою совесть чистой.

глава 2. Альтернативная служба на постсоветском  пространстве

 

     Объективные потребности интеграции, помноженные  на историческую общность народов, и сложившиеся между ними связи, привели к тому, что на территории бывшего Советского Союза появилось Содружество Независимых Государств. В рамках СНГ принято множество деклараций, конвенций, соглашений, других правовых актов, создан ряд структур, в том числе Совет глав государств, Исполнительный секретариат. Как сказано в Уставе СНГ, Содружество служит дальнейшему развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами-членами СНГ.

     Оборона всех без исключения стран СНГ  и Балтии строится на принципе всеобщей воинской обязанности. Проблема признания права гражданина на сознательный отказ от военной службы до конца не получила своего разрешения в большинстве рассматриваемых нами стран.

     Кризис  вооруженных сил во многих странах  является одним из самых острых, пути разрешения которого до сих пор  не найдены. Естественно, что для  республик с небольшими по численности  армиями (например, Молдова) кризис не столь всеобъемлющий и пугающий. Можно сказать, что в большей степени он уже преодолен. Однако, для стран с огромными армиями (Россия, Беларусь, Украина) кризис носит затяжной и тяжелый характер. Подтверждение тому - война в Чечне 1994-1997 годов, которую Россия "официально проиграла"; издание весной 1998 года Президентом Украины Указа "О временном приостановлении призыва граждан Украины на срочную воинскую службу в Вооруженные Силы и Национальную гвардию" из-за невозможности содержания государством Вооруженных сил Украины.

     За  последнее десятилетие значительно  расширился каталог прав человека, который постоянно наполняется новым содержанием и приобретает более весомые механизмы защиты данных прав, в том числе и на международном уровне. Несмотря на произошедшие изменения, отдельные права человека последовательно не получают должной гарантии их реализации. Это относится и к праву человека на замену военной службы на альтернативную службу в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы.

     Одним из многосторонних документов по вопросам защиты прав человека является Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека, подписанная в Минске 26 мая 1995 года и вступившая в силу 11 августа 1998 года. Конвенция построена на основе положений, включенных в Декларацию глав государств-участников СНГ о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод от 24 сентября 1993 года.

     Право на свободу совести регулируется статьей 10 Конвенции, в которой указывается, что "…каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и вероисповедания. Это право включает свободу выбирать свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию и убеждения как индивидуально, так и совместно с другими, отправлять религиозный культ, следовать и выполнять религиозные и ритуальные обряды и действовать в соответствии с ними". О праве на отказ от военной службы по мотивам вероисповедания или убеждений в Конвенции не упоминается. Также в Конвенции никак не регулируется и вопрос об альтернативной службе. Лишь косвенным образом в статье 4, запрещающей принудительный или обязательный труд, содержится указание о том, что термином "принудительный или обязательный труд" не охватывается какая бы то ни была служба военного характера, а применительно к Договаривающимся Сторонам, в которых признается отказ лиц от несения такой службы по политическим или религиозно-этическим мотивам, служба, выполнение которой требуется вместо обязательной военной службы.

     Стоит отметить особо, что Конвенция не относит право на замену военной службы альтернативной службой как признаваемое всеми без исключения странами-участницами СНГ. Данная редакция статьи 4 Конвенции, с нашей точки зрения, не отвечает международным стандартам в области прав и свобод человека. Отсутствие упоминания о праве на альтернативную службу в данной Конвенции не компенсируется даже наличием Модельного Закона СНГ "Об альтернативной (вневойсковой) службе" - документе примечательном, но не проработанном. Анализу данного Модельного закона посвящена отдельная часть данной работы.

     Общая ситуация с признанием права на альтернативную службу на территории бывшего СССР выглядит следующим образом.

     "Лидерами" в сфере реализации права на  альтернативную службу среди  стран СНГ являются Молдова,  Украина, Кыргызстан и Узбекистан. Это те республики, где существует законодательство об альтернативной службе, и лицам по тем или иным основаниям предоставляется реальная возможность прохождения альтернативной службы вместо военной. Россия в вопросе введения альтернативной службы является аутсайдером и не может служить примером для других стран СНГ.

     Сейчас  на территории СНГ реально существует два различных подхода, две различные  модели альтернативной службы.

     "Европейская  модель" альтернативной  службы (Украина и, в особенности, Молдова) является наиболее либеральной. Она характеризуется терпимостью к религиозному и светскому инакомыслию; основания предоставления альтернативной службы вытекают из признания права на свободу совести; управление альтернативной службой осуществляется гражданскими властями; статус гражданина, проходящего альтернативную службу, содержит в себе лишь необходимые ограничения гражданских прав.

     "Азиатская  модель" альтернативной  службы (Кыргызстан и, в особенности, Узбекистан) характеризуется тем, что она существует на фоне нетерпимости к нетрадиционным религиозным вероисповеданиям; служба, как правило, предоставляется по "семейным обстоятельствам" для незащищенных слоев населения (выходцев из многодетных семей и т.п.) либо в качестве наказания (судимым лицам); управление альтернативной службой осуществляется военным министерством и его структурами на местах; лица, проходящие альтернативную службу, перечисляют на счета Министерства обороны часть своей заработной платы, а также ограничены в других правах.

     Такие страны, как Азербайджан, Беларусь и  Россия на уровне своих Конституций признают право на альтернативную службу. Вместе с тем, законодательство, регулирующее порядок прохождения альтернативной службы, отсутствует. Лица, заявляющие об альтернативной службе, часто подвергаются уголовным преследованиям именно из-за бездействия законодательных органов этих стран. К этой группе можно отнести и Грузию. Несмотря на принятие специального закона об альтернативной службе, реализовать это право в данной республике также невозможно из-за проволочек в принятии ряда подзаконных актов, регулирующих процесс прохождения альтернативной службы.

     Армения, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан представляют республики, в национальном законодательстве которых никак не отражено право на альтернативную службу. Лица, отказывающиеся от военной службы по вероисповеданию или убеждениям, часто преследуются в уголовном порядке.

     Балтийские  страны (Литва, Латвия, Эстония), не входящие в состав Содружества Независимых Государств, признавая право на альтернативную службу, до сих пор не имеют достаточно четкого законодательства о порядке ее прохождения. Кроме того, процент призываемых в армию молодых людей низок, а количество освобожденных от службы лиц или тех, кому удается использовать лазейки в законодательстве, велико.

     Отличительной особенностью рассматриваемой проблемы является определенная закономерность. Все страны, в которых была введена альтернативная служба, осуществили это в период с 1990 по 1992 годы, т.е. непосредственно в момент или сразу после распада Советского Союза. Такую динамику мы связываем с тем общим подъемом демократического (с элементами освободительного) движения, которым были охвачены все бывшие советские республики в начале 90-х годов. После 1993 года ни одно государство так и не решилось на введение альтернативной службы. Единственное исключение - Эстония, где 14 марта 2000 года был принят закон "О военной службе", в котором предусмотрено право на альтернативную службу.

     С другой стороны ни одно государство, принявшее соответствующие законы, не предприняло попытку отмены существующего права на альтернативную службу. Исключение составляет Латвия, где до 1997 года действующим законодательством признавалось право на сознательный отказ от военной службы. Новый закон "Об обязательной военной службе", который был принят в 1997 году, исключил такое право и сделал военную службу обязательной для всех лиц мужского пола, независимо от убеждений.

     Государства, не принявшие соответствующие законы в начале 90 -х годов, до сих пор не продвинулись вперед по пути решения данной проблемы. Даже закрепление права на альтернативную службу в Конституциях государств не может повлиять на реальную ситуацию с правом на альтернативную службу.

     Касаясь терминологии, следует отметить, что единой унифицированной системы терминов относительно альтернативной службы пока не сложилось. В первую очередь это касается самого термина "альтернативная служба". В различных государствах она называется по-разному: в Кыргызстане - альтернативная (вневойсковая) служба, в Азербайджане - альтернативная военная служба, в Молдове и Узбекистане - просто альтернативная служба, в России - альтернативная гражданская служба, на Украине - альтернативная (невоенная) служба, в Латвии - альтернативная (трудовая) служба, а в Грузии - невоенная, альтернативная трудовая служба. Также неодинаково определение самого понятия "альтернативная служба".

     Наиболее  удачным представляется термин "альтернативная гражданская служба", в котором посредством слова "гражданская" достаточно четко определен основной характер такой службы, и противопоставление военной службе. Слово "гражданская" несет большую смысловую нагрузку, и благодаря ему определение имеет точное значение, при котором усиливается само понятие альтернативы, как возможности выбора иного вида службы, полностью отличного от военной.

Глава 3. Мировой стандарт альтернативной службы

 

     Под мировым стандартом мы понимаем сформулированные наднациональными, международными организациями универсальные правила, которым должна соответствовать альтернативная служба, в том числе основания предоставления такой службы взамен военной, условия прохождения альтернативной службы, гарантии лицам, отказывающимся по убеждениям совести от военной службы. Национальные системы должны учитывать указанные положения. К сожалению, следует констатировать, что законодательство стран бывшего СССР не в полной мере соответствует данным стандартам, что не должно оставаться без внимания.

     Право на отказ от воинской службы по убеждениям совести неотъемлемо входит в понятие права на свободу мысли, совести и вероисповедания, признанного в ст. 18 Всеобщей Декларации прав человека, принятой в 1948 году. Это право также сформулировано в ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 9 Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод человека, принятых в 1966 году. Более подробную регламентацию и свое обоснование это право получило в последние два десятилетия.

     В 1987 году Комиссия ООН по правам человека приняла резолюцию 1987/46, в которой отказ от военной службы по убеждениям совести ясно определяется как "законное осуществление права на свободу мысли, совести и вероисповедания". Это определение было вновь подтверждено в последующих резолюциях, принятых Комиссией в 1989, 1993 и 1995 годах.

     В общих комментариях №22 (48) по ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятых в июле 1993 года, Комитет  ООН по правам человека согласился с мнением Комиссии и выразил  свое убеждение в том, "...что  такое право вытекает из ст.18, поскольку обязанность применять смертоносное оружие может находиться в серьезном противоречии со свободой совести и правом следовать своим вероисповеданию и убеждениям". В рекомендации 1987 года также содержится настоятельный призыв к тому, чтобы "правительства государств-членов - поскольку этого еще не сделано - привели свои национальные законодательства и правовую практику в соответствие..." с этим важнейшим принципом.

     Выводы  этих двух организаций ООН также  поддерживаются в ряде резолюций, принятых Европейским парламентом. В резолюции от 13 октября 1989 года Европарламент "призывает к тому, чтобы право на отказ от воинской службы, вооруженной или невооруженной, было гарантировано всем, чье решение основано на глубоких убеждениях совести, что соответствует принципам свободы и справедливого отношения к каждому члену общества". В резолюции Европейского парламента от 11 мая 1989 года ясно говорится, что "право на отказ от воинской службы по убеждениям - как оно определено в резолюции 89/59 Комиссии ООН по правам человека - должно быть введено в качестве основного человеческого права в законодательные системы государств-членов".

Информация о работе Альтернативная служба