Русские мореплаватели XVIII века и география их плаваний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы конкретизируется следующими задачами:
 определить условия развития путешествий в России в XVIII веке;
 выявить основные направления развития туризма в России в XVIII веке;
 описать основные маршруты экспедиций русских исследователей в XVIII веке;
 оценить значения исследований в России в XVIII веке.

Содержание работы

Введение
1. Общая характеристика развития туризма в России в XVIII веке
1.1 Условия развития путешествий в России в XVIII веке
1.2 Основные направления развития туризма в России в XVIII веке
2. Морские экспедиции XVIII века в России
2.1 Основные маршруты экспедиций русских исследователей в XVIII веке
2.2 Значения исследований в XVIII веке в России
Заключение
Список использованных источников

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, к востоку от нынешнего мыса Дежнева показано несколько островов (ныне острова Диомида, или Гвоздева);

В-третьих, против Анадырского залива показан остров с подписью «на этом острове против Анадыра много жителей...» (ныне остров Св. Лав­рентия);

В-четвертых, против устья р. Караги показан остров с подписью «остров Кориревский ...»(ныне остров Карагинский), а против устья р. Камчатки, почти на той же широте, показан остров с подписью «остров Карагинской» (возможно, судя по положению па карте, что это остров Беринга).

Считается, что острова Св. Лаврентия и Св. Диомида открыты Первой Камчатской экспедицией в 1728 г., а остров Беринга — в 1741 году. Вопреки установившемуся мнению надо считать это несправедливым. Все острова нанесены на карту Львова или по рассказам местных жителей, или, может быть, в результате плаваний неизвестных русских мореходов, совершенных до плавания Беринга.

На карте Львова 1726 г. неплохо показаны и Курильские острова, но почему-то нет Сахалина.

Одновременно с представлением карты Шестаков подал проект большой экспедиции для исследования северо-восточных окраин Сибири. Как указывает М. С. Боднарский, проектом Шестакова предполагалось:

1) поко­рить незамиренных еще коряков на северных берегах Охотского моря и чук­чей за Анадырем;

2) обследовать западные берега Охотского моря и лежащие против них острова вплоть до китайской границы;

3) найти прямой путь из Удского острога через море к западному берегу Камчатки и Курильским островам;

4) обследовать Курильские острова;

5) пройти с западного берега Камчатки мимо мыса Лопатки к устью Анадыря;

6) разведать Большую Землю (Америку) против Чукотской земли[2].

Боднарский отмечает, что громадный размах проектируемой экспедиции нисколько не смущал Шестакова, «как не смущали пространства и землепроходцев старого времени».

В Петербурге проект Шестакова был поддержан обер-секретарем Сената Иваном Кирилловичем Кириловым, были отпущены снаряжение и средства, подобран основной личный состав. Шестакова назначили главным началь­ником Северо-восточного края.

В 1728 г. Шестаков во главе большого отряда прибыл в Охотск и здесь занялся постройкой для экспедиции двух ботов: «Восточный Гавриил» и «Лев». Кроме того, в распоряжение Шестакова поступили суда Первой Камчатской экспедиции Беринга—шитик «Фортуна» и бот «Св. Гавриил».

Экспедиция А. Ф. Шестакова протекала неудачно. Сам он в 1729 г. был убит в схватке с чукчами. Бот «Лев» во время зимовки был сожжен коряками.

Командование экспедицией перешло к капитану Дмитрию Павлуцкому, который в 1730 г. направил «Св. Гавриил» и «Восточный Гавриил» на поиски Большой Земли к востоку от Камчатки. Бот «Св. Гавриил» под коман­дой Ивана Шестакова (племянника А. Ф. Шестакова) исследовал Удскую губу и плавал в Охотском море до Камчатки. Осенью 1730 г. И. Шестаков сдал «Св. Гавриил» штурману Якову Генсу, готовившемуся к плаванию к Северо-западной Америке. Летом 1731 г. Генс перешел в Большерецк, а в 1732 г. в Нижне-Камчатск, где из-за тяжелой болезни сдал «Св. Гавриил» подштурману Ивану Федорову.

Бот «Восточный Гавриил» осенью 1730г. разбился у юго-западных бере­гов Камчатки в 30 км от Большерецка.

Шитик «Фортуна» под командованием Василия Афанасьевича Шестако­ва (сына А.Ф.Шестакова) плавал к Курильским островам, на которых зани­мался сбором ясака.

Наиболее интересно по своим результатам плавание бота «Св. Гавриил». Как уже говорилось, Я.Генс, приведший «Св. Гавриил» в устье Камчатки, сдал командование подштурману Ивану Федорову. На боте находились питомец Морской академии геодезист Михаил Спиридонович Гвоздев, и море­ход-промышленник Кондратий Мошков (до этого принимавший участие в плавании В.И.Беринга и А.II.Чирикова на боте «Св. Гавриил»), четыре матроса и 32 служилых.

Выйдя из устья Камчатки 23 июля 1732 г., мореплаватели 13 августа высадились недалеко от мыса Дежнева. 16 августа они прошли к острову Ратманова, откуда вернулись к мысу Дежнева. Во время посещения остро­ва Крузенштерна мореплаватели стали расспрашивать островитян о Боль­шой Земле, которую они увидели, пройдя морем к южной оконечности острова.

21 августа «Св. Гавриил» подошел к Большой Земле и, следуя вдоль берега к мысу принца Уэльского и не высаживаясь из-за неблагоприятной погоды на берег, спустился несколько к югу. Здесь был открыт небольшой островок (по-видимому, Кинга), и произведена высадка на берег. От встретившегося эскимоса узнали, что на Большой Земле (в данном случае на полу­острове Сьюард) живут эскимосы.

Провизии на «Св. Гаврииле» было мало, бот сильно протекал, поэтому 28 сентября 1732 г. «Св. Гавриил» вернулся в устье Камчатки. Свое донесение о плавании Федоров и Гвоздев в декабре 1732 г. послали Павлуцкому в Анадырск. В феврале 1733 г. Федоров умер. Гвоздев составил «Краткое известие о походе» и представил рапорты, а участник плавания ссыльный Скурихин—свои записки.

Необходимо подчеркнуть, что Федоров и Гвоздев впервые исполнили повеление Петра I об исследовании пролива между Азией и Амери­кой. Они впервые пересекли Берингов пролив, впервые положили этот пролив на карту, посетив и описав при этом оба острова, называемые сейчас островами Диомида, или Гвоздева. Они впер­вые увидели северо-западные берега Америки.

Сравнивая результаты Первой Камчатской экспедиции Беринга и экспедиции Федорова—Гвоздева, нетрудно видеть, что экспедиция эта при несравненно меньших затратах сделала гораздо больше, чем экспедиция Беринга. Федорова и Гвоздева, а не кого-либо другого, надо считать первооткрывателями северо-западных берегов Северной Америки[3].

 

Экспедиции Шпанберга к Японии и опись Курильских островов (1738-1742).

              Начальником отряда Второй Камчатской экспедиции, который должен был описать Курильские острова, берега Охотского моря и изыскать пути к берегам Японии, был назначен капитан Мартын Петрович Шпанберг (выходец из Дании), участвовавший до того в Первой экспедиции Беринга.

18 июня 1738 г. отряд Шпанберга вышел из Охотска в Большерецк. На «Архангеле Михаиле» было всего 63 человека, на «Надежде» и «Св. Гаврииле» по 44 человека.

15 июля Шпанберг из Большерецка стал спускаться к югу вдоль Курильских островов, попутно нанося их на карту и давая им новые названия. Уже 19 июля от Шпанберга отстал Шельтинг, а 24 июля—Вальтон. Обогнув 3 августа остров Уруп, Шпанберг возвращается в Большерецк. За время своего плавания он нанес на карту 31 остров, больше, чем Курильских островов на самом деле существует[4].

Шельтинг, на другой день после разлучения со Шпанбергом, повернул в Большерецк, куда и возвратился 7 августа.

Вальтон, отделившись от Шпанберга, прошел вдоль Курильских островов до восточного выступа острова Хоккайдо и нанес на карту 26 островов. 27 августа Вальтон тоже был в Большерецке.

В сентябре того же года в Охотск, с заготовленной в Большерецке смолой и собранным ясаком, был послан бот «Св. Гавриил» под командой под­штурмана Ивана Верещагина. Вскоре бот был выкинут на берег Камчатки у устья реки Крутогоровой. Весной 1739 г. бот снова спустили на воду, и он опять поступил под команду Шельтинга.

1 июля отряд Шпанберга вышел в море, на этот раз прямо на юг по меридиану Камчатки в поисках «Земли да Гамы», показанной на карте Делиля.

Дойдя до 42° с. ш. и не увидев никакой земли, Шпанберг повернул к юго-западу до параллели 390 и уже отсюда лег на запад к Японии.

16 июня Шпанберг, Шельтинг и Эрт увидели берега Японии и 22 июня стали на якорь приблизительно на 3705' с. ш. Здесь приобрели у японцев кое-какие продукты.

3 июля на обратном пути на 44°5' с. ш. увидели ряд островов, принадлежавших Курильским. По-видимому, это были остров Шикотан и южная сторона острова Итуруп. На первом острове нашли хорошую гавань и нали­лись водой. Здесь от Шпанберга отделился шлюп «Большерецк». Дальше к западу от этих островов Шпанберг и Шельтинг подходили к Южным Ку­рильским островам, в частности к острову Кунашир.

24 июля на 41° с. ш. подошли к японскому острову Матсмаю (Хоккайдо), у которого видели много судов. На бригантине и дубель-шлюпке было много больных. Поэтому, не подходя к берегу, повернули к Большерецку. 31 июля отстал от Шпанберга и Шельтинг. На обратном пути Шпанберг пересек место, на котором на карте была показана мифическая «Земля Штатов». 14 августа Шпанберг пришел в Большерецк, а 29 августа—в Охотск, потеряв за время плавания 13 человек, умерших от цынги.

28 июля в Большерецк вернулся и шлюп «Большерецк», который, потеряв Шпанберга, искал его в течение нескольких дней, а затем пошел обратно.

Дубель-шлюпка «Надежда» под командой Шельтинга, разлучившись со Шпанбергом 31 июля, прошла на северо-восток до 51-й параллели, от которой 11 августа повернула на запад. На восточном берегу Камчатки налились водой, затем обогнули Камчатку и, приближаясь к Большерецку, 30 августа едва не были выкинуты па берег. На другой день все же удалось войти в реку. Во время этого плавания несколько человек умерло и многие были больны.

9 сентября «Надежда» вышла из Большерецка и 18 сентября приблизилась к Охотску, но поднявшимся штормом была отброшена далеко на юг.

22 сентября, когда ветер стих, опять направились к Охотску, но 26 сентября снова были отброшены. 1 октября повторилось то же самое. Тогда совершенно измученная и больная команда буквально взмолилась. По общему совету решили возвращаться. 7 октября добрались до Большерецка и на другой день вошли в реку. Только в июле 1740г. Шельтинг вернулся в Охотск.

К 1741 г. в Охотске для отряда Шпанберга был построен пакетбот «Св. Иоанн» длиной в 69 футов и отремонтированы бригантина «Архангел Михаил», дубель-шлюка «Надежда» и шлюп «Большерецк». Специально для плавания к берегам Японии из Петербурга в распоряжение Шпанберга были присланы два ученика Академии наук Шенаныгин и Фенев, обучавшиеся японскому языку.

В 1741 г. из-за позднего времени плавание к берегам Японии не состоялось. Все же Шпанберг 4 сентября отправил из Охотска дубель-шлюпку «Надежду» под командой Шельтинга с геодезистом Гвоздевым, тем самым, который вместе с Федоровым совершил первое, исторически доказанное пла­вание русских к берегам Северной Америки.

Шельтинг прошел вдоль западных берегов Охотского моря к Шантарским островам. 15 сентября он перешел к устью реки Уды и осмотрел ее до Удского острога. Река для плавания оказалась неудобной. С 22 по 28 сентября Шельтинг плавал между Шантарскими островами в поисках хорошей якорной стоянки. В это время па судне открылась течь и Шельтинг 9 октября вернулся в Большерецк.

Сам Шпанберг с судами «Св. Иоанн», «Архангел Михаил», «Большерецк» и «Св. Гавриил», взятым специально для перевозки провизии, 12 сентября вышел из Охотска и 22 сентября прибыл в Большерецк.

«Архангел Михаил», которым по недостатку морских офицеров командовал геодезист Свистунов, в пути потерял грот-мачту и его занесло к Курильским островам. В Большерецк он прибыл только 10 октября.

23 мая 1742 г. пакетбот «Св. Иоанн» под командой Шпанберга, бригантина «Архангел Михаил» под командой Шельтинга, дубель-шлюпка «Надежда» под командой штурмана Василия Ртищева (участвовавшего в 1735—1736 годах в экспедиции Ласиниуса) и шлюп «Большерецк» под командой боцманмата Казина вышли в море.

Зайдя по пути на первые Курильские острова, где были взяты два переводчика из местных жителей, отряд 30 мая вышел на юго-запад. Погода стояла туманная и в тумане суда разошлись. 4 июня, когда туман рассеялся, у 47° с. ш. около «Св. Иоанна» оказался только шлюп «Большерецк».

На судне открылась большая течь и было решено возвращаться. 14 июля Шпанберг был у первых Курильских островов и здесь увидел все суда отряда.

29 июля Шпанберг со всеми судами, кроме «Надежды», отправился в Большерецк. Оттуда, считая, что суда из-за ветхости больше для плавания не годятся, он 11 августа вышел в Охотск, куда и прибыл 20 августа.

Шельтинг, назначенный командиром дубель-шлюпкп «Надежда», вышел от Курильских островов к Сахалину, к которому и подошел 1 августа на 50°10' с. ш. Отсюда он спустился на юг, приблизительно до пролива Лаперуза. 17 августа Шельтинг повернул на север и 10 сентября вернулся в Охотск. Из-за туманов и неблагоприятных ветров восточный берег Сахалина (который Шельтинг по карте Делиля считал «Землей Еззо») был осмотрен весьма поверхностно.

Вальтон, до того участвовавший в походах Шпанберга, с 1740 г. оставался в Охотске, заведуя экспедиционными командами. В январе 1741 г. он выполнил береговую съемку от Охотска на восток до реки Ини на расстоянии 95 верст, а в феврале на юг до реки Ульи на расстоянии 114 верст.

В 1742 г. на Камчатке были произведены описи берегов: геодезистом Моисеем Ушаковым от Большерецка до Тигиля и гардемарином Андреяном Юрловым от Авачи до Кроноцкого мыса. Таким образом, была продолжена на север съемка берега, выполненная Елагиным от Большерецка до Авачи. В это же время геодезист Красильников определил широты и долготы Петропавловской гавани, Большерецка, Охотска и многих пунктов внутри Сибири.

В результате плаваний 1738—1739 гг. Шпанбергом и Вальтоном была составлена карта Курильских островов, являвшаяся с географической точки зрения большим шагом вперед. Попутно надо отметить, что на карте Львова 1726 г., составленной по местным известиям и, очевидно, по работам Евреинова и Лужина (1721), Курильские острова показаны гораздо вернее, чем на картах Страленберга (1720—1721), Кириллова (1734) и, в особенности, на карте Делиля, составленной для Второй Камчатской экспедиции.

Информация о работе Русские мореплаватели XVIII века и география их плаваний