Внешний континентальный шельф. Загрязнение окружающей среды. Компенсационная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:57, реферат

Краткое описание

Внешний континентальный шельф (outer continent shelf) – это морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря прибрежного государства на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.

Содержание работы

1. Внешний континентальный шельф……………………………………….. 3
2. Загрязнение окружающей среды………………………………………… 11
3. Компенсационная ответственность…………………………………….. 22
Список использованной литературы и источников…………………...........33

Содержимое работы - 1 файл

Juras ties .doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

     Аналогичным образом решаются вопросы о компенсации в случае инцидентов с самолетами. Примером может служить соглашение 1996 г. между Ираном и США о „полном и окончательном урегулировании” спора по поводу уничтожения иранского самолета и гибели 290 пассажиров и членов экипажа.

      Довольно часто соглашения о выплате компенсации заключаются в случаях нападения на помещения дипломатических представительств. Так, в 1966 г. было достигнуто соглашение между Великобританией и Индонезией относительно выплаты последней компенсации за нанесение ущерба британскому посольству во время беспорядков. Другой случай – выплата Пакистаном США компенсации за разграбление американского посольства в 1979 году19.

      Довольно часто в таких случаях выплаты производятся не в порядке выполнения обязательств, порождаемых ответственностью, а „по доброй воле”, (ex gratia). Исключение вопросов ответственности облегчает достижение соглашения. Так, между США и Китаем было достигнуто соглашение о выплате ex gratia 4,5 млн. долл. семьям убитых и раненных при бомбардировке китайского посольства в Белграде в 1999 г.

     Другой случай – урегулирование в 2002 г. дела о компенсации Германией родственникам граждан Израиля, погибших в результате нападения палестинских боевиков во время Олимпийских игр в Мюнхене в 1972 г. Как видим, для достижения соглашения потребовалось 30 лет. Требование компенсации основывалось на утверждении, что германская полиция не приняла должных мер к обеспечению безопасности израильских граждан. Правительство ФРГ заявило, что полная безопасность в таких случаях не может быть обеспечена, и сослалось на то, что правительство Израиля также не в состоянии обеспечить безопасность своих граждан. В конечном счете, запрошенная сумма в 29 млн. долл. была уменьшена в 10 раз. При этом достигнутое соглашение не содержало положения о принесении извинений, на чем настаивали семьи потерпевших20.

     Относительно дипломатической защиты имеется обширная практика, дающая представление о соответствующих нормах и правилах оценки ущерба и определения размера компенсации. Твердо установлено, что государство вправе требовать компенсацию за причинения вреда здоровью его должностных лиц и граждан помимо того ущерба, который в таких случаях считается причиненным самому государству. Ущерб физическим и юридическим лицам охватывает такие материальные убытки, как утрата прибыли, лишение возможности доходов, расходы на медицинское обслуживание и т.д. Компенсации подлежит и нематериальный ущерб, под которым обычно понимают потерю родных и близких, боль и страдания, оскорбление чувств, связанное с покушение на личность, жилище или частную жизнь.

      При решении вопроса о компенсации в случае незаконного лишения свободы арбитражи не раз выносили решение о выплате пострадавшему определенной суммы за каждый день заключения. При этом сумма таких выплат часто увеличивалась в случае, когда заключение сопровождалось особенно жестокими условиями содержания под стражей, которые наносят особенно серьезный ущерб физическому или психическому здоровью.

      Как уже отмечалось, издавна существует практика заключения государствами соглашений о единовременной общей компенсации множества частных претензий. Вместе с тем, имущественные претензии физических и юридических лиц, предъявляемые в результате международно-противоправных деяний, вот уже два века рассматриваются самыми различными судебными и иными международными органами.

     После Второй мировой войны неоднократно возникал вопрос о компенсации физическим лицам, пострадавшим в результате нарушения международного гуманитарного права. В ряде случаев компенсация была осуществлена соответствующими государствами в одностороннем порядке (Германия, Австрия).

      Коснемся наиболее распространенных правил определения размера компенсации за материальный ущерб. Основным критерием для определения размера компенсации являются понесенные истцом убытки. Последние оцениваются по конкретным видам ущерба. Основное значение имеет компенсация стоимости имущества, упущенной выгоды, дополнительных расходов.

      Стоимость отчужденного или уничтоженного в результате международно-противоправного деяния имущества, как правило, определяется на основе его „справедливой рыночной стоимости”. Определение этой стоимости зачастую оказывается весьма сложной задачей. Многое зависит от характера имущества. Наиболее просто решается вопрос, если соответствующее имущество является предметом купли-продажи на открытом рынке. В таком случае основываются на рыночной стоимости. Сложнее решается вопрос, когда дело касается имущества уникального характера, например, культурной собственности.

При оценке стоимости предприятия используется метод определения его чистой балансовой стоимости, понимаемой как разница между активами и обязательствами. Такой метод дает возможность достаточно объективно определить реальную стоимость имущества.

     В наше время совершенно особое значение приобретает проблема компенсации за ущерб, причиненный окружающей среде. Если обратиться к международной практике, то окажется, что и соответствующие соглашения, и арбитражные решения считали необходимой компенсацию разумных расходов потерпевшего государства, понесенных в ходе ликвидации или устранения последствий загрязнения, или компенсацию за уменьшение стоимости поврежденного имущества. В таких случаях обычно ссылаются на арбитражное решение по делу „Трейл Смелтер” (1938, 1941 гг.). Решение предусматривало выплату Канадой компенсации Соединенным Штатам за ущерб почве и имуществу, причиненный выбросами в атмосферу металлургическим заводом, находящимся недалеко от границы между двумя государствами. При определении компенсации было принято во внимание уменьшение стоимости загрязненной земли21.

       После падения в январе 1978 г. на канадскую территорию советского спутника „Космос-954” Канада выдвинула претензию относительно компенсации расходов на поиски, обнаружение, удаление и проверку радиоактивных остатков, и очистку зараженных районов. Канада утверждала, что она применяет „соответствующие критерии, установленные общими принципами международного права, согласно которым справедливая компенсация рассчитывается на основе включения в претензию лишь тех расходов, которые носят разумный характер, непосредственно обусловлены вторжением спутника и его остатками и которые могут быть рассчитаны с разумной степенью точности”. Вопрос был урегулирован в 1981 г. в результате соглашения о выплате Канаде ex gratio 3 млн. канадских долларов, что составило примерно половину первоначально запрошенной суммы.

     В общем, анализ практики показывает, что в тех случаях, когда компенсация присуждалась или определялась соглашением после противоправного деяния, причиняющего или угрожающего причинить ущерб окружающей среде, выплаты предназначались для компенсации обоснованных расходов, понесенных потерпевшим государством в ходе ликвидации последствий или их предотвращения. В ряде случаев компенсация предоставлялась за уменьшение стоимости собственности, которой нанесен ущерб в результате загрязнения.

      Иначе говоря, компенсация покрывала сравнительно ограниченный вред. Между тем, вред, причиняемый окружающей среде, зачастую превышает размеры прямого ущерба, который легко определяется на основе учета расходов по очистке территории или уменьшения стоимости имущества. Практика не дает ответа на вопрос о компенсации такого вреда. Поэтому нельзя не обратить внимания на следующее положение Комментария к Статьям об ответственности государств: „Фактический ущерб, нанесенный таким ценностям экологического порядка”, как биологическое разнообразие, красота природного ландшафта и т.д., иногда именуемым „ценности, не имеющие утилитарного значения”, ”является не менее реальным и подлежащим компенсации, чем ущерб имуществу, хотя его, возможно, и сложнее определить в количественном отношении” (п.15 комментария к ст. 36)22.

     Еще одной новеллой в рассматриваемой области является то, что компенсация за ущерб, причиненный окружающей среде, может иметь место и в рамках ответственности за вооруженный конфликт. В резолюции Совета Безопасности 687 (1991 г.) говорилось об ответственности Ирака по международному праву „за любые потери, ущерб, включая ущерб окружающей среде, и истощение природных ресурсов... в результате противоправного вторжения Ирака и оккупации Кувейта” (п.16). В соответствии с этой резолюцией Компенсационная комиссия ООН конкретно указала различные виды ущерба, включавшие „ущерб окружающей среде и истощение природных ресурсов”23.

      Все это свидетельствует о тенденции к повышению ответственности за вред, причиняемый окружающей среде. Эта тенденция является закономерной. Она определяется общей заинтересованностью государств в ограничении причиняемого окружающей среде вреда, от чего зависит благополучие человечества. Праву принадлежит важная роль в борьбе с преступным отношением к природе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы и источников 

1. Бирюков П.Н. Международное право. Учебное пособие. – Москва:

    Юрист, 1998. – 243 с.

2. Вылегжанин А.В. Международное морское право. Учебное пособие. –

    Москва: Юридическая литература, 2003. – 448 с.

3. Ковалёв А.А. Современное международное морское право и практика

    его применения. Монография. – Москва: Научная книга, 2003. – 416 с.

4. Лукашук И.И. Право международной ответственности. – Москва:

    Волтерс Клувер, 2004. – 432 с.

5. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года

    // http://www.ipolitics.ru/lnk/211.htm – Ресурс рассмотрен 10.12.2010.

 6. Конвенция ООН о биологическом разнообразии

     //http://www.un.org/russian/documen/convents/biodiv.htm – Ресурс

     рассмотрен 11.12.2010.

7. Понятие и основания международной правовой ответственности

     //http://www.rusetsky.com/responsibility2.htm – Ресурс рассмотрен

     09.12.2010.

8. Глоссарий

   // http://www.glossary.ru/maps/m41540281.htm – Ресурс рассмотрен

   08.12.2010. 
 
 
 
 

    
 
 
 

Информация о работе Внешний континентальный шельф. Загрязнение окружающей среды. Компенсационная ответственность