Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 18:00, курсовая работа
Цель исследования: изучить основные тенденции развития института семьи и брака в современном Китае.
Задачи исследования:
- выделить особенности государственного регулирования семейно-брачных отношений в Китае с 1949 по 1980 года;
- рассмотреть круг вопросов, связанных с супружескими отношениями в китайской семье, обозначить сущность и динамику их развития, выявить закономерности и причины происходящих изменений;
Введение 3
ГЛАВА 1. Государственное регулирование семейно-брачных отношений 7
1.1. Законы о браке и правила регистрации брака 7
1.2. Особенности государственного регулирования семейно-брачных отношений 14
ГЛАВА 2. Основные тенденции трансформации института семьи и брака 21
2.1. Супружеские и внутрисемейные отношения в Китае 21
2.2. Угрозы стабильности института семьи в КНР 26
Заключение 38
Список источников и литературы 40
Содержание
Введение 3
ГЛАВА 1. Государственное регулирование семейно-брачных отношений 7
1.1. Законы о браке и правила регистрации брака 7
1.2. Особенности государственного регулирования семейно-брачных отношений 14
ГЛАВА 2. Основные тенденции трансформации института семьи и брака 21
2.1. Супружеские и внутрисемейные отношения в Китае 21
2.2. Угрозы стабильности института семьи в КНР 26
Заключение 38
Список источников и литературы 40
Актуальность исследования. Анализ структуры и функций семейной организации имеет важное значение для понимания основных процессов, происходящих в китайском обществе, тенденций и перспектив его развития. Семья является важнейшим социальным институтом, оказывает влияние на ход исторического развития общества, она отвечает за воспроизводство населения, ей принадлежит ключевая роль в вопросах социализации человека, в формировании и передаче национальных культурных традиций, ценностных ориентаций, определяющих социальное поведение. Проблемы семьи и брака приобретают всё большее значение в условиях глобализации, с усложнением и ускорением социально-экономического и социально-политического развития. Традиционно высокая значимость института семьи и брака в китайском обществе - микроединицей с точки зрения китайцев до сих пор считается семья. Особенности функционирования семейной организации оказывают глубокое влияние на темпы и результаты проводимых в Китае на данном историческом этапе политических и экономических преобразований.
Объект исследования: Институт семьи и брака в КНР.
Предмет исследования: состояние и основные тенденции эволюции семейно-брачных отношений китайцев на современном этапе исторического развития.
Цель исследования: изучить основные тенденции развития института семьи и брака в современном Китае.
Задачи исследования:
- выделить
особенности государственного
- рассмотреть
круг вопросов, связанных с супружескими
отношениями в китайской семье,
Анализ источников и литературы
В основе жизнедеятельности китайского общества долгое время лежали конфуцианские правила взаимоотношений между людьми, и решение обозначенных задач невозможно без обращения к основополагающим сочинениям конфуцианского канона - «Лунь юю» («Беседы и суждения») и «Ли цзи» («Книга ритуалов»). Эти памятники культуры оказали глубокое влияние на всю национальную культуру не только Китая, но и других азиатских стран. Многие регламентируемые ими морально-этические нормы поведения действуют и по сей день: общинный дух, почитание старших, высокая значимость семейно-родственных связей в обществе, стремление к образованию и нравственному самосовершенствованию, трудолюбие.
Более подробно изучить особенности семьи и брака мне помогли законы и нормативно-правовые акты, такие как «Закон КНР «О браке 1980 года», «Закон КНР о браке 1950 года», «Указание о последовательной пропаганде планирования семьи 1959 года», нормы Гражданского кодекса (главы "Семья" и "Наследование"). Обращение к ним даёт представление об особенностях государственного регулирования семьи и брака в Китае, в частности, о процессе становления современного семейного законодательства. Его изучение строится на комплексном анализе законов о браке, правил регистрации брака, судебных разъяснений и других нормативно-правовых документов. Данный вид информации позволяет говорить о позиции государства по наиболее значимым вопросам семьи и брака, оценивать эффективность проводимой им семейной политики, судить о масштабах изменений в семейно-брачных отношениях.
Мы также имели возможность ознакомиться с монографией У. Пэриша и М. К. Уайта «Деревня и семья в современном Китае». Этот источник, в котором, на примере провинции Гуандун, описывается социальное и экономическое положение деревенского населения, откуда происходит большинство беженцев, говорится о том, что деревенская община представляла собой низшую форму социальной интеграции, помог изучить социальную и экономическую жизнь Китая, и особенно сельскую.
В качестве источниковой базы также использовались материалы статей о браке и семейной жизни, опубликованных в «Жэньминь жибао», «Чжунго цин нянь» и «Чжунго фунюй». Особенно интересен двухнедельный бюллетень «Баньюэ тан», предназначенный, вероятно, для сельских кадровых работников; журнал этот очень конкретно рассматривает различные сюжеты, которые «низовые» кадры должны решать, и среди них проблемы брака и повседневной жизни. Но, ссылаясь на них, нельзя забывать, что эти публикации санкционированы либо партией, либо организациями, непосредственно ей подчиняющимися, как Союз молодежи, издающий «Чжунго циннянь» или Федерация женщин, издающая «Чжунго фунюй».
Географическими рамками исследования является территория материкового Китая. Китайская Народная Республика - многонациональное государство, насчитывающее 56 национальностей, при этом более 98% от всего населения КНР составляют ханьцы.
Хронологическими рамками данной работы является период с 1949 (с момента образования Китайской Народной Республики) по 1980 год. Данный период времени достаточно полно показывает все этапы трансформации института семьи и брака, характеризует особенности происходящего.
Поставленная цель и задачи обусловили следующую структуру работы: введение, две главы, заключение, список источников и литературы, приложения.
Начиная с образования республики в 1911 г., ее руководители мыслили реформу семейной системы как элемент реформы общества и страны. Смягчение политического режима китайской родины, наконец восстановленной после падения маньчжурской монархии, должно было дать место смягчению режима в клане и семье. Такие взгляды были развиты в Гражданском кодексе; к его составлению приступили в 1907 г., но в своей окончательной форме он появился лишь в 1931 г. Между этими датами, особенно вслед за мощным движением национального и культурного обновления 4 мая 1919 г., идеи эмансипации получили широкое распространение среди образованных людей. Однако носители этих идей разделились: в то время как одни критиковали сам принцип конфуцианской семьи, другие рекомендовали лишь ее реформу.
Во время второй мировой войны, после Великого похода, каждый из «освобожденных районов» Северного Китая имел свой закон о браке; их было, по-видимому, не менее десятка. В 1950 году закон о браке стал одним из первых законов, изданных новым режимом1.
Многочисленность этих текстов достаточна, чтобы доказать, какое значение китайские коммунисты придают реформе брака и семьи. В течение многих лет борьбы это был рычаг для переворота установленного порядка в образе мышления, в обществе и системе производства и собственности. Это также идеологическое оружие в противоборстве с националистами, исключительное средство пропаганды, это призыв ко всем молодым людям и ко всем женщинам, которые не приемлют своей судьбы, которые восстают против брака, подготовленного их родителями, или против полного подчинения мужу и его семье.
После победы и установления Народной республики новая тема занимает свое место среди идеологических целей реформы брачных отношений. Эмансипация женщин должна была также стать средством высвободить значительную рабочую силу, до того мало используемую для строительства социализма: труд женщин. Закон о браке 1950 г. торжественно провозглашает социальные принципы: упраздняется феодальная система брака, произвольная и авторитарная, основанная на превосходстве мужчины над женщиной и на безразличии к судьбе детей; введена система брака, основанная на свободе для мужчины и женщины избирать друг друга в супруги, на моногамии, на равенстве прав полов и на защите законных интересов женщины и детей. Среди прав, в отношении которых закон утверждает равенство полов, прямо называется «право участия в труде и производстве»2.
Закон о браке 1950 г. представляет собой текст замечательно короткий, если принять во внимание сложность затрагиваемых им проблем: заключение брака, семейные отношения, охрана детства, развод. Закон содержит всего 27 статей (в большинстве своем по нескольку строчек). Содержащиеся в законе формулировки принципов имеют достаточно большие пробелы, что позволяет властям на местах втискивать в них требования политической линии данного момента, а отдельные лица не в состоянии оспаривать их решения по букве закона. Наиболее показательно в этом отношении положение с разводом. Закон 1950 года3 разрешает развод по требованию обоих супругов или одного из них, «если он настойчиво его требует», а попытки примирения окончились неудачей. Закон не указывает никакой конкретной причины как основания для развода. Он может, таким образом, показаться либеральным, однако в действительности практика судов, на которые возложена обязанность его применения, свидетельствует, что умолчание в тексте закона дает полную свободу рук для судей, могущих или утвердить развод, или отказывать в нем. В зависимости от политической линии данного момента тот или иной мотив может быть признан подходящим или непригодным, а развод будет делом легким или трудным.
Закон о браке 1950 года предусматривает, что супруги должны зарегистрировать свой брак у местных административных властей. Эта процедура, которая кажется совершенно нормальной жителям Запада, для Китая — новость. Законодательные акты о браке, введенные в действие коммунистическими властями в освобожденных районах, уже предусматривали его официальную регистрацию, в то время как Гражданский кодекс националистов не содержал никаких положений на этот счет.4 Такая регистрация предстала как вмешательство властей в дело, до того рассматриваемое как чисто семейное, и являлась, по меньшей мере, такой же гарантией брака для супругов, что и традиционные формы образования семьи. Практика последующих лет показала, что регистрация брака фактически явилась средством контроля, подчиненным, как и развод, внутренним директивам и политической линии партии. В зависимости от периода, брак или разрешается желающим вступить в него, или в нем отказывают, следуя официальной линии в политической или демографической сфере5.
Спустя 30 лет после провозглашения Народной республики закон о браке был заменен другим аналогичным документом, принятым в сентябре 1980 года и введенным в действие 1 января 1981 года. Этот документ отличается от Закона 1950 года лишь несколькими важными пунктами. Главный из них касается контроля над рождаемостью, что Закон 1950 года полностью игнорировал. Слабо применяемый во время «культурной революции», контроль над рождаемостью приобрел в 70-е годы приоритетное значение. Закон о браке 1980 года отразил это, утверждая, что «супруги обязаны проводить планирование семьи». В том же круге представлений законный возраст для вступления в брак был поднят с 20 до 22 лет для мужчин, с 18 до 20 — для женщин. Впрочем, на данный период времени законный возраст не имел никакого практического значения и соблюдался не всегда.
Закон 1980 года, как и Закон 1950 года, предусматривает обязательную процедуру примирения в случае развода. Эта процедура зависит от произвола внутренних указаний, но новый закон все-таки оговаривает, что «если чувственные связи действительно порваны и попытки примирения остаются безрезультатными», то суд должен постановить развод; это, безусловно, некоторое смягчение (ранее существовавшего положения).
Наконец, Закон 1980 года гораздо более четко, чем Закон 1950 года оговаривает обязанности членов семьи по отношению друг к другу. Он воспроизводит принцип, по которому «родители должны взрастить и воспитать своих детей; дети должны поддерживать своих родителей и помогать им», распространяя его на отношения между дедом и бабкой и внуками или между братьями и сестрами, если родители умерли. Закон разъясняет этот принцип, предусматривая возможность обратиться к правосудию, если соответствующие обязанности не соблюдаются6.
Поскольку в Китае нет ни целостной системы социального обеспечения, ни общих положений об отставке и уходе на пенсию, эти с виду бесцветные статьи имеют существенное практическое значение. Возлагая на семью тяготы забот о своих более слабых членах, Закон 1980 года открыто признает неспособность коллектива взять их на себя. Следовательно, закон укрепляет семейную структуру, в то время как предшествовавшие документы стремились ее ослабить.
Закон есть одно из средств политики, выражающей себя в директивах, пропагандистских кампаниях по «воспитанию», отражением которых являются передовые статьи китайских газет. И следить за политической линией коммунистической партии можно скорее не по эволюции законов, а по лозунгам и крупным заголовкам прессы. На самом деле повседневная жизнь не соответствовала модели, предполагаемой политикой. Постоянные провалы в экономическом плане, драмы, происходившие на почве коллективизации, и особенно демографическая проблема привели в конце концов к некоторому осознанию того факта, что реальность не следует строго навязываемым моделям.
Чтобы определить официальную политику, следует процитировать «общие положения» Закона о браке Китайской Народной Республики, принятого 10 сентября 1980 года Третьей сессией Всекитайского собрания народных представителей 5-го созыва:
Ст. 1. Настоящий закон определяет основные принципы, управляющие матримониальной системой и отношениями между членами семьи.
Ст. 2. Применяется система брачных отношений, основанная на свободном решении двух сторон, на единобрачии, на равенстве прав обоих полов. Охраняются права и законные интересы женщины, ребенка и престарелых родителей. Применяется планирование семьи.