Иммуностимуляторы и их применение в ветеринарии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 21:21, доклад

Краткое описание

Использование генотипических и фенотипических природных факторов не всегда дает полноценную защиту животных и человека от воздействия на их иммунную систему физических, химических и биологических факторов. Например, массовое использование в течение многих десятилетий антибиотиков и других антиинфекционных препаратов способствовало сохранению организмов с ослабленной иммунной системой и накоплению в популяциях животных значительной доли иммунодефицитных генотипов. К тому же эволюция микроорганизмов происходит настолько быстро, что в медицине, в том числе ветеринарной, создание препаратов против новых штаммов и типов возбудителей инфекционных болезней нередко отстает от темпов эволюции микроорганизмов.

Содержимое работы - 1 файл

доклад фарм.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

ФГОУ ВПО

Ставропольский  государственный аграрный университет

 

 

Кафедра: терапии  и фармакологии

 

 

 

 

 

Реферат

“ Иммуностимуляторы и их применение в ветеринарии”

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Очиров Д.С. студент 

                                                        ветеринарного факультета

                                         3 курса 3 группы

                                                   Проверил: Оробец В.А.

                                          профессор, д.в.н.

 

 

 

 

 

Ставрополь 2010

Использование генотипических и фенотипических природных факторов не всегда дает полноценную защиту животных и человека от воздействия на их иммунную систему физических, химических и биологических факторов. Например, массовое использование в течение многих десятилетий антибиотиков и других антиинфекционных препаратов способствовало сохранению организмов с ослабленной иммунной системой и накоплению в популяциях животных значительной доли иммунодефицитных генотипов. К тому же эволюция микроорганизмов происходит настолько быстро, что в медицине, в том числе ветеринарной, создание препаратов против новых штаммов и типов возбудителей инфекционных болезней нередко отстает от темпов эволюции микроорганизмов. В связи с этим возникает необходимость непрерывного поиска новых путей эффективных средств защиты от реальных заболеваний, в том числе посредством воздействия на иммунную систему.

Иммуномодуляторы - это средства, воздействующие на иммунную систему, так или иначе изменяющие активность иммунных процессов организма животных.

Иммуномодуляторы  которые воздействуют на иммунную систему в сторону ее усиления − это иммуностимуляторы, которые в сторону ослабления (иммуносупрессоры); первые используются при лечении иммунодефицитных состояний, вторые − при аутоиммунной патологии и трансплантации аллогенных тканей. Эффект иммуномодуляторов зависит от их свойств и дозы, а также от исходного состояния иммунной системы.

Разновидностью  иммуномодуляции является иммунокоррекция  — доведение до нормы исходно-измененной активности иммунной системы или ее компонентов. Оптимальным является использование иммунокорректоров, не влияющих на нормально функционирующие компоненты иммунной системы и изменяющие их активность лишь в случае нарушений.

Существует  большое количество иммуномодулирующих препаратов, благотворно воздействующих на организм животных.

Различают три  основных класса иммуномодуляторов:

  • иммуномодуляторы эндогенного происхождения (пептиды тимуса, костного мозга, селезенки, гормоны и медиаторы нейроэндокринной системы, цитокины), обеспечивающие физиологические параметры гомеостаза организма животных;
  • иммуномодуляторы экзогенного природного происхождения (препараты микробного или растительного происхождения);
  • иммуномодуляторы экзогенные синтетические (аналоги нуклеиновых кислот, гормонов, полиэлектролиты, левамизол, дибазол, ликопид, полиоксидоний и др.) [2].

В связи с  тем что иммунологические нарушения  развиваются одновременно с нарушениями  клеточного механизма и возникновением ряда патологических процессов, которые нормализуются под влиянием неспецифических иммунокорректоров, в последние годы для устранения иммунологических расстройств все более широкое применение находят препараты общего действия.

В качестве мишеней неспецифических иммуномодуляторов могут быть стволовые клетки, В- и Т-лимфоциты, клетки иммунологической памяти, вспомогательные клетки, иммуноглобулины различных классов. Некоторые препараты — нуклеинит натрия, тимусные производные (Т-активин, тима-лин), В-активин (миелопид), липополисахариды, риботан, левамизал (дека-рис),   интерфероны,   полиэлектролиты − могут влиять на все основные звенья иммунологической реактивности (специфические и неспецифические факторы).

Среди иммунокорректоров  имеются стимуляторы антиинфекционной и антитоксической резистентности. В частности, интерферонстимулирующей активностью обладают витамины С, А, группы В, дибазол, левамизол, метилурацил, В-активин, тимусные препараты, риботан, нуклеинат натрия и др. Функцию натуральных киллеров активируют ацикловир (зовиракс), интерфероны, левамизол, нуклеинат натрия, полиэлектролиты, тимусные препараты и др. В большей степени подвергаются стимуляции препаратами общего действия клетки с расстроенным метаболизмом [6].

В настоящее  время для профилактики и лечения иммунодефицитных состояний все более широко применяют препараты растительного происхождения[8]. Их преимуществами являются многосторонность и мягкость воздействия на организм и вследствие этого хорошая переносимость, отсутствие, как правило, побочного действия и осложнений даже при длительном применении. При этом используют многокомпонентные рецептуры (фитосборы), включающие в себя растения, действующие непосредственно на иммунную систему, обладающие противовоспалительными и антибактериальными свойствами, а также способностью регулировать функции других органов и систем, влияющих, в свою очередь, на иммунный ответ организма [9].

Достаточно  давно известны в практике синтетические препараты и метилурацил, стимулирующие лейкопоэз, ускоряющие размножение и рост клеток в костном мозге и, как следствие, усиление фагоцитоза (если он был снижен) и антителогенеза. Их назначение показано при лейкопениях разного рода, вялотекущих воспалительных процессах [11].

Метилурацил. Впервые он синтезирован в 1946г. Р.С. Карлинской. Препарат обладает низкой токсичностью (летальная доза для мышей − 4,3 г/кг), оказывает положительное поливалентное действие на организм − стимулирует нуклеиновый  белковый обмен, ускоряет клеточный рост и размножение, вызывает противовоспалительное действие, стимулирует лейкопоэз и эритропоэз, повышает фагоцитарную активность лейкоцитов и макрофагов и т.д. Механизм действия производных пиримидина как стимуляторов иммуногенеза вероятно связан с включением их в нуклеиновый и белковый обмен, вызывающий поливалентное влияние на иммуногенез и процессы регенерации [6].

Мебикар. Обладает свойствами транквилизатора (анксиолитика), иммуностимулятора, малотоксичен (летальная доза − 3,8 г/кг для мыши), быстро всасывается при оральном введении и выводится с мочой, не подвергаясь биохимическим превращениям. После введения животным резко увеличивается количество Т- и B-лимфоцитов в крови и селезенке, повышается резистентность к заражению [4].

Мебикар, метилурацил, аминовит испытали при стронгилятозах желудочно-кишечного  тракта ягнят в возрасте 2-3 месяцев [1]. Под опытом находилось более 10 тыс. ягнят. Как показали исследования автора, масса тела ягнят, спонтанно зараженных желудочно-кишечными стронгилятами, была ниже контрольных незаряженных на 2,3-2,5 кг. На динамику массы тела и иммунный статус животных положительно влияло введение мебикара по 15-20 мг/кг массы тела в течение 5 суток в месяц на протяжении пастбищного периода (150 суток), метилурацила по 20 мг/кг ежемесячно, аминовита по 15 мг/кг в течение 5 суток в месяц. Масса тела ягнят, получавших мебикар, была выше, чем у контрольных, на 5,7 кг, метилурацил − на 4,7 кг и аминовит - на 3,5 кг.

Количество яйцекладок гельминтов у спонтанно зараженных животных в 1 г фекалий в течение пастбищного  периода составляло 125-200. Пик инвазии приходился на июль. При дегельминтизации животных панакуром или нилвермом подъем инвазии наблюдали в июне и августе, т.е. через каждые 30-45 суток после обработки. У животных, получавших метилурацил, мебикар или аминовит, количество яиц находилось на уровне 75-100 в 1 г фекалий. Подъем инвазии не отмечен, наоборот, шло постепенное снижение количества яиц в 1 г фекалий. Наилучшие результаты были в группах животных дегельминтизированных и получавших стимуляторы.

При вскрытии животных единичные  гельминты (6,6 ± 1,8; 2,8 ± 0,7; 68 ± 1,1) обнаружены в труппах ягнят, которые были дегельминтизированы и получали мебикар, метилурацил и аминовит. У не обработанных этими препаратами животных количество гельминтов зависела от времени между периодом дегельминтизации и убоем. У спонтанно зараженных животных обнаружено в среднем по 264 экз. желудочно-кишечных стронгилят. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что успех лечения зависит не только от антигельминтика, но и от препаратов, повышающих иммунобиологический статус организма, животных.

Заражение животных желудочно-кишечными стронгилятами вызывает нарушение кооперации между Т- и В-лимфоцитами и снижает активность системы, на базе которой развивается вторичный иммунодефицит; После введения иммуностимуляторов поливалентного действия, стимулируются Т- и В-системы иммунитета, повышаются неспецифическая резистентность, уровень иммуноглобулинов, приросты массы тела, в результате животные практически не заражаются гельминтами [1].

Вопросам функциональной деятельности отдела тонкого кишечника  посвящены исследования А. М. Уголева, разработавшего учение о пристеночном пищеварении. Осуществляется оно ферментами, находящимися на наружной поверхности  щеточной каймы эпителия тонкого  кишечника. Это, с одной стороны, энзимы, адсорбированные на панкреотическом соке, а с другой - в пристеночном пищеварении большую роль играют собственно кишечные ферменты, синтезируемые в клетках поверхностного эпителия и транспортируемые на наружную поверхность мембраны щеточной каймы.

Недостаточность всасывания развивается иногда из-за чрезмерного размножения бактерий в просвете кишечника и при  некоторых паразитарных болезнях. Считается, что цестоды способны усваивать только глюкозу, образующуюся из крахмала под влиянием пищеварительных ферментов хозяина. Причем углеводное питание для них имеет исключительно важное значение, так как голодание сопровождается потерей запасов гликогена и приводит к гибели [12].

По данным А. М. Уголева гликемическая кривая в первые 30 минут после нагрузки углеводами отражает главным образом процессы гидролиза и всасывания в тонкой кишке и в меньшей мере зависит от депонирования углеводов в организме. Тонкий кишечник играет важную роль в процессе ферментативного расщепления пищевых веществ на их простые составные части. Известно, что в нем гидролизуется 9/10 всех пептидных связей и почти целиком осуществляется пищеварение поли- и дисахаридов, жиров, нуклеиновых кислот и других сложных соединений с последующим всасыванием продуктов гидролиза[5,10].

Изучению функций  пристеночного пищеварения при  гельминтозах животных не уделялось  должного внимания, хотя секреторно-моторная функция желудочно-кишечного тракта отражает состояние физиологии или  патологии тонкого кишечника.

Роль пристеночного пищеварения при желудочно-кишечных стронгилятозах овец исследовал К. С. Балаян. По его данным, у зараженных стронгилятами животных постепенно нарушается ферментативная функция пищеварения, приводящая к развитию синдрома недостаточности всасывания и сопровождающаяся постепенным нарушением гидролитических и транспортных процессов тонкого кишечника. Если в начале болезни гликемия после углеводной нагрузки возрастала до 90 минут, то при дальнейшем заражении снижалась и в среднем редуцирующие сахаров в крови составляло от 0,52 ± 0,25 до 0,19 ± 0,11 ммоль/л. Подобные изменения гидролитических и транспортных процессов тонкого кишечника под воздействием гельминтов, приводят к нарушению расщепления питательных веществ, что тесным образом связано с процессами всасывания [1].

Влияние мебикара на Т- и В-системы иммунитета при  желудочно-кишечных  стронгилятозах изучали И.А. Гаджиева и К. С. Балаян. В динамике Т-лимфоцитов у ягнят, получавших мебикар, отмечали постепенное увеличение как относительного, так и абсолютного количества Т-лимфоцитов. Однако наиболее стабильное повышение уровня Т-лимфоцитов было у животных, дегельминтизированных нилвермом и получавших мебикар [1,3].

При изучении кинетики В-лимфоцитов отмечали незначительное уменьшение количества В-РОК у животных всех групп до 30 дня. В последующие недели окота содержание ЕАС-РОК увеличилось и к концу опыта составило 17,7+ 1,7 %, или 1179,8 ± 66 клетки в 1 мкл крови в группе, получавших только мебикар, и 1255,0 ± 58,4 клетки у ягнят, обработанных нилвермом и мебикаром. У дегельминтизированных животных, получавших мебикар, наблюдали повышение титров антител на протяжении периода наблюдений.

Аналогичные результаты получены и при изучении динамики иммуноглобулина М. По окончании  эксперимента всех животных убили и  провели полное гельминтологическое исследование пищеварительного тракта. Наибольшее количество желудочно-кишечных стронгилят обнаружено в кишечнике зараженных животных. У ягнят, получавших мебикар и мебикар с нилвермом, выявлены одиночные экземпляры паразитов.

Таким образом, по данным авторов, мебикар, введенный  до заражения или после дегельминтизации, профилактирует стронгилятозы у  овец, повышает иммунный статус.

Результаты  исследований показывают, что в крови  мышей, получавших мебикар, установлено  статистически достоверное увеличение процента популяции В-лимфоцитов с С3-рецептором. На протяжении срока наблюдений этот показатель колебался в пределах 19,9 ± 0,20 − 23,8 ± 0,45 и превышал значения контрольной группы. В результате введения мебикара меньше изменялось абсолютное число ЕАС-РОК, Этот показатель достоверно превышал значения контроля лишь в течение 3 дней после введения препарата [7].

Информация о работе Иммуностимуляторы и их применение в ветеринарии