Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 12:32, курсовая работа
Целью данной работы является изучение проблемы уклонения от уплаты налогов. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие и виды уклонений от уплаты налогов;
- рассмотреть методы борьбы с уклонениями;
- раскрыть понятие информационного обмена налоговыми органами, наиболее действенного из перечисленных методов;
- изучить опыт зарубежных стран в данном направлении.
-
выявление неоднократного
- иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях уклонения от уплаты налогов.
Детализированное правовое регулирование деятельности организаций и лиц, занимающихся финансовыми операциями, подразумевает под собой проведение особых или крупных операций через официально лицензированных финансовых посредников, идентификация основной документации с целью предотвращения укрывания доходов организации и другие меры. Совершенствование правового законодательства в целях борьбы с уклонением от уплаты очень значимо, так как без устойчивой правовой базы невозможно решить проблему налоговых правонарушений.
Создание
системы гибкой и эффективной
связи между
Итак,
существует широкий перечень мер, позволяющих
снизить степень уклонения от
уплаты налогов. Рациональное использование
тех или иных из них позволит достичь
успеха в поставленной задаче. Необходимо
вырабатывать, предпринимать и постоянно
совершенствовать меры по борьбе с незаконной
неуплатой налогов, что позволит увеличить
доходную часть бюджета, а, следовательно,
и реализацию всех функций государства
в полном объеме.
3.
Информационный обмен
Последнее время мировое сообщество все больше внимания уделяет проблемам, связанным с уклонением от уплаты налогов. Это вызвано тем, что уровень средств, теряемых бюджетами государств, достиг просто критического масштаба [Приложение 2].
Так, Европейский Союз (ЕС) окончательно согласовал новую директиву, существенно расширяющую сферу активности налоговых властей в борьбе с уклонением от уплаты налогов. Новая резолюция вносит официальный запрет на использование банковской тайны, как аргумента отказа в межгосударственном обмене налоговой информацией, одновременно определяя стандарты процедуры запроса налоговой информации [20]. Новая директива, расширяя полномочия налоговых служб ЕС в информационном обмене, определяет, что запрос может касаться заработной платы, директорских гонораров, дивидендов, роялти, сумм прироста капитала, пенсий, страховых доходов и доходов от владения и пользования недвижимостью. Одновременно с этим, резолюция вносит запрет на общие и безличностные запросы, оговаривая, что сбор зарубежной информации возможен только о конкретном налогоплательщике и только в случае наличия весомых подозрений в совершении им того или иного вида налоговых преступлений. ЕС планирует определить эффективность нового механизма обмена налоговой информацией до начала 2017 года, на этот же срок должны быть запланированы работы по дальнейшему расширению объема и сферы обмена налоговой информацией. Комментируя принятие новой резолюции, министр финансов Бельгии Дидье Рейндерс отметил, что она стала документом, который окончательно вводит режим налоговой прозрачности и правила обмена налоговой информацией, ранее предложенные Организацией экономического сотрудничества и развития. Дополнительно, новые условия работы налоговых служб создают возможность поднятия налоговых сборов в странах ЕС. Новые правила показывают всему миру, что страны ЕС весьма серьезно настроены в борьбе с налоговым мошенничеством и с уклонением от уплаты налогов.
В федеральной налоговой службе США в свою очередь строят планы развития многостороннего сотрудничества с Австралией, Канадой и Великобританией по борьбе с уклонением от уплаты налогов, имея в виду обмен информацией об определенных категориях незаконных финансовых операций, а также о лицах и инвесторах, оказывающих соответствующие консультационные услуги. Сотрудничество будет осуществляться в рамках действующих двусторонних договоренностей. По замыслу руководителей налоговых служб обмен опытом в области налогового администрирования должен обеспечить возможность получения более ясного представления о постоянно возникающих новых способах уклонения от уплаты налогов в условиях усиления глобализации финансовой деятельности, не признающей национальных границ.
В апреле 2009 года в Никосии (Кипр) был подписан Протокол к Соглашению между Республикой Кипр и Россией «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» [19]. Новый Протокол предоставляет российским фискальным органам больше возможностей для контролирования оффшорных компаний. Апрельский Протокол предусматривает обмен информацией между договаривающимися странами, в том числе:
-
по всем видам взимаемых на
территории стран налогов (
-
обязательность выдачи
Отказ в предоставлении информации может быть только обоснованным. То есть, без объяснения причин отказать в выдаче информации нельзя. Ранее, как правило, отказ достаточно было сформулировать, как «данной информацией располагает только банк, агент, доверительный управляющий и т.п.».
Итак, анализируя сложившуюся ситуацию, информационный обмен является наиболее популярным способом борьбы с уклонением от уплаты налогов на мировой арене. В последние годы происходит активное наращивание международного сотрудничества в сфере обмена налоговой информацией. В этой связи остро стоит проблема разработки эффективных механизмов обмена информацией по налоговым вопросам на межгосударственном уровне.
Наиболее динамичная работа в этом направлении ведется Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Одним из последних глобальных проектов ОЭСР является разработка и повсеместное внедрение инструментов противодействия «вредоносной налоговой практике» и приведение всех стран и территорий в соответствие с «международными стандартами налоговой прозрачности» [10, ст. 12]. Под вредоносной налоговой практикой понимается отсутствие механизмов обмена налоговой информацией аналогичных тем, что устанавливаются модельными соглашениями ОЭСР. Юрисдикции, не имеющие механизмов обмена налоговой информацией, то есть не соответствующие международным стандартам налоговой прозрачности, включаются в «черный список» ОЭСР. Если юрисдикция имеет механизмы обмена информацией, но в недостаточном объеме, она помещается в «серый список». Юрисдикции, полностью соответствующие стандартам «налоговой прозрачности», попадают в «белый список». Стимулирование перехода юрисдикций в «белый список» осуществляется посредством угроз применения международных санкций. Для того чтобы попасть в «белый список», необходимо заключить со странами-участницами ОЭСР не менее 12 «договоров, соответствующих стандартам международной налоговой прозрачности». (Россия не является членом ОЭСР, и потому стимулов заключать с нею подобные соглашения у оффшорных зон нет.)
На сегодняшний день в вышеупомянутом «черном списке» ОЭСР нет ни одной юрисдикции. «Серый список» включает в себя в основном классические оффшоры, но встречаются и налоговые юрисдикции, популярные с точки зрения международного налогового планирования за счет своих налоговых льгот, такие, как Лихтенштейн и Сингапур. «Белый список» содержит по большей части налоговые юрисдикции, не имеющие популярных льготных налоговых режимов (туда, кстати, включена и Россия). Однако «белый список» содержит и несколько оффшорных зон, которые успели заключить 12 соглашений, соответствующих стандартам налоговой прозрачности. Количество оффшорных зон в «белом списке» быстро увеличивается [Приложение 3].
На
протяжении последних десятилетий
правительства пользуются Модельной
конвенцией ОЭСР в качестве основы
для заключаемых налоговых
Как прямо оговорено в Модельной конвенции, компетентным органам договаривающегося государства по их запросу может быть предоставлена информация, хранящаяся в банке, ином финансовом учреждении, у номиналов (лиц, предоставляющих услуги директора и держателя акций по специальному договору), у зарегистрированного агента (организации, оказывающей регистрационные и секретарские услуги) или у доверенного лица. Помимо прочего, доступной является информация, касающаяся прав на долю в капитале юридического лица или иного образования.
Таким образом, вопрос банковской тайны более не является существенным для целей обмена налоговой информацией между странами, заключившими соглашения по образцу модельной конвенции 2008 года.
Учитывая, что странами «серого списка» являются по большей части оффшорные зоны, то наиболее часто заключаемыми соглашениями являются TIEA. В TIEA процедура обмена налоговой информацией оговаривается куда более подробно. В соответствии с TIEA, раскрытию подлежит следующая информация [20]:
- любая информация, хранящаяся в банках или иных финансовых учреждениях, у номинала, агента, доверенного лица или доверительного собственника (статья 26 Модельной конвенции ОЭСР, в отличие от TIEA, не включает в список доверительного собственника – trustee);
- информация о собственниках компаний, партнерств, трастов, фондов и других лиц, включая информацию обо всех участниках цепочки владения; в отношении трастов/фондов – об учредителях, доверительных собственниках/управляющих фонда и бенефициарах. Исключение составляют сведения о публичных компаниях и коллективных инвестиционных инструментах, если их получение связано с «непропорциональными затруднениями».
Таким образом, TIEA, как Модельная конвенция, открывает доступ к информации, хранящейся в банках, у номиналов, агентов и доверенных лиц. Кроме лиц из перечня Модельной конвенции, список TIEA содержит дополнительное лицо - доверительного собственника. Таким образом, информация, хранящаяся у доверительных собственников, также может быть раскрыта по запросу государства-партнера по TIEA. TIEA, как и Модельная конвенция, предусматривает защиту торговой, предпринимательской, промышленной, коммерческой или профессиональной тайны, а также информации, раскрытие которой противоречило бы государственной политике. Банковская тайна не подлежит защите. Информация по TIEA предоставляется не только в связи с обвинением в совершении налогового преступления, но и во всех иных случаях, когда запрашивающему государству требуется помощь в «установлении, исчислении и сборе» налогов.
Таким образом, многие страны мира переходят на новый уровень обмена налоговой информацией. Сеть международных соглашений, предусматривающих механизмы обмена информацией, теперь охватывает и офшорные зоны. Страны-члены ОЭСР, заключившие соответствующие соглашения с офшорными зонами, получают весьма широкие полномочия на получение налоговой информации, касающейся их резидентов.
Россия, не являющаяся членом ОЭСР, остается в стороне от общемировых тенденций в сфере обмена информацией. Соглашений с оффшорными зонами у России нет, и серьезных рычагов к стимулированию оффшоров к заключению с нею соглашений по стандартам ОЭСР она, по-видимому, не имеет. Однако в этой связи показателен опыт Индии (так же, как и Россия, не являющейся членом ОЭСР), которая провела в 2010 году ряд успешных переговоров по заключению TIEA с оффшорными зонами. В марте 2010 года с Багамами и Бермудами были согласованы тексты соответствующих соглашений. Правительством Индии ведутся активные переговоры со многими другими оффшорными зонами [20]. Соответственно, даже у государств, не являющихся членами ОЭСР, есть некоторые возможности как-нибудь договориться с оффшорами. Тем не менее, от России в данном направлении пока не исходило каких-либо существенных инициатив.
Информация о работе Международные методы борьбы с уклонением от уплаты налогов