Регулирование имущественных отношений в праве Арабского Халифата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

В своей работе я поставил цель раскрыть источники права Арабского Халифата, дать понятие мусульманскому праву и выявить основные черты. Не мог я также упустить то, как в мусульманском праве регламентируются семейные отношение, и то, как в нем происходит совершение правосудия. Одним словом я попытаюсь описать те основные моменты, на которых зиждется любая правовая система, а также выделить характерные особенности, которые присущи шариату и нигде в такой степени больше не проявляются.

Содержимое работы - 1 файл

Оглавление.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

Сложившийся в  мусульманских государствах строй  отношений принадлежности тщательно  регламентировался и охранялся  нормами шариата. Праву частной принадлежности приписывалось божественное происхождение, оно рассматривалось как неизменное и неограниченное, а собственник имел абсолютную свободу распоряжения своим имуществом.

особенный правовой режим имели земли, составлявшие первоначальную местность мусульманской общины (Мекка с прилегающей территорией), которые назывались хиджаз. На этих землях могли селиться лишь мусульмане, тут нельзя было рубить деревья, охотиться и т.П. Популяция покоренных земель, как правило, теряло свои собственнические права, которые переходили государству. Землевладельцы же рассматривались сейчас как арендаторы и должны были платить тяжкий налог (харадж).

Частная феодальная собственность в Арабском халифате (мульк) имела подчиненное значение по сравнению с государственной собственностью и общинным землепользованием и не получила широкого распространения. В различие от феодальной принадлежности в странах Европы она не имела иерархической структуры, не связывалась условиями службы. С ростом государственного земельного фонда и развитием феодальных отношений получили распространение и условные формы земельных владений. Часть захваченных земель стала предоставляться отдельным представителям феодальной верхушки за военную либо государственную службу (икта). обладатель таковой земли (иктадар) получал право собирать в свою пользу подать с подвластного населения. Поскольку икта со временем стала передаваться по наследству, по своему фактическому положению она приближалась к землям, закрепленным по праву принадлежности. Согласно начальному толкованию Корана пресная вода, также как и воздух, числилась общим достоянием. Но равномерно колодцы, пруды и маленькие озера переходили в собственность больших землевладельцев. Только значимые реки и озера по-прежнему входили в общую систему общинной и гос принадлежности, что определялось необходимостью проведения совместных ирригационных работ, осуществляемых под контролем должностных лиц.

Своеобразным  институтом шариата, связанным с  вещными правами, был вакуф, представлявший собой имущество (традиционно недвижимое), переданное собственником на какие-либо религиозные либо благотворительные цели (мечетям, медресе и т.д.). Лицо, установившее вакуф, теряло право принадлежности на данное имущество, но сохраняло за собой право выступать в качестве управляющего вакуфом и резервировать определенный доход с вакуфа для себя и собственных наследников. Имущества, составляющие вакуф, не могли быть предметом купли-реализации, залога и т.д. Вакуфные земли, но, могли сдаваться в аренду либо обмениваться на равноценное земельное имущество. Данный институт обширно употреблялся богатой верхушкой с целью уклонения от уплаты больших налогов, поскольку имущество, составляющее вакуф, освобождалось от государственного обложения. 

2.2 Обязательственное  право. 

В шариате не формулировалась общественная концепция  обязательства, но практические вопросы  договорного права, опосредовавшего  торгово-денежный оборот, получили всестороннюю разработку. Обязательства делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние, срочные и бессрочные. Характерным для мусульманского общества было распространение специфичных односторонних обязательств — обетов.

Контракт по шариату рассматривался как связь, возникающая из взаимного соглашения сторон, которое, но, в условиях имущественного неравенства имело чисто формальный характер. Условия контракта могли быть выражены в любом виде: в документе, в неофициальном письме, устно. Заключенные договоры рассматривались как незыблемые. Обязанность соблюдать "свои договоры" рассматривалась в Коране как священная. Недействительными числились договоры, заключенные с безнравственными целями с внедрением "нечистых" либо изъятых из оборота вещей.

Мусульманские правоведы не ставили твердых  условий, касающихся формы выражения  воли сторон в договоре. Согласие сторон на вступление в контракт, условия контракта могли быть выражены в документе, устно и в виде неофициального письма. В шариате подробно регламентировались разные виды договоров: купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение, товарищество, альянс и т.Д. В связи с широким развитием торговли одним из более разработанных договоров была купля-продажа. О правомерности торговли "по взаимному согласию" говорилось еще в Коране.

контракт купли-реализации допускался только в отношении реально имеющихся вещей, и лишь в ханифитском мазхабе признавалась продажа вещей, которые обязаны быть произведены в будущем. В случае обнаружения укрытых недостатков в купленных вещах (заболевание у раба, животного и т.П.) Клиент мог расторгнуть контракт.

В шариате содержались  положения, которые формально осуждали ростовщичество. Еще в Коране говорилось, что "Аллах разрешил торговлю и  запретил рост". Но на практике этот запрет частенько нарушался. Запрещалось  обращать должника в рабство за неуплату долгов, но его можно было вынудить отработать свой долг кредитору. Таковая форма расчета с кредитором соответствовала развитию феодальных форм эксплуатации.

огромное внимание в мусульманском праве уделялось  отношениям имущественного найма, до этого  всего аренде земли. Было понятно несколько видов найма, причем первостепенное внимание уделялось вопросам размера и порядка взимания арендной платы в пользу собственника. Обширное распространение в арабском обществе получили договоры союза и товарищества. Эта правовая форма использовалась для совместного орошения земли, снаряжения торговых караванов и т.д 
 

2.3. Право личного  статуса.

Особенное внимание в шариате уделялось "праву личного статуса". В Арабском халифате, как и во многих остальных государствах средневекового Востока, не сложился особенный сословный строй с присущей ему иерархией неравноправных сословно-корпоративных групп. По мусульманскому праву юридическое положение лица определялось его вероисповеданием. Полноправный личный статус по шариату имели лишь мусульмане. Лица, исповедовавшие христианство либо иудаизм (так называемые зиммии), находились в приниженном положении и были должны уплачивать тяжкий государственный налог (джизья). Нормы шариата применялись к ним только в тех вариантах, когда они заключали сделки с мусульманами либо совершали преступления. Развитие социальных отношений оказало влияние на положение рабов. Они не признавались субъектами права, но могли с согласия собственных владельцев вести торговые операции и получать имущество. Отпуск рабов-мусульман на волю рассматривался как богоугодное дело.

Поскольку согласно религиозным представлениям шариата  субъектом права являлся только Аллах, то мусульманин рассматривался как носитель установленных богом  обязанностей. Только в той мере, в какой он соблюдал свой религиозный долг, следуя велениям ислама, он получал право на предусмотренные шариатом притязания и на остальные юридические способности. Поэтому мусульманские правоведы разрабатывали не столько вопрос о правоспособности, сколько о дееспособности лица, то есть о его способности участвовать в сделках и в других правовых актах. Гражданская дееспособность рассматривалась в качестве нужного условия для приобретения имущественных прав. В полном объеме дееспособность предоставлялась лицам, достигшим совершеннолетия и находившимся в здравом рассудке. Право устанавливать факт заслуги совершеннолетия в каждом отдельном случае осуществлялось судьей, который решал этот вопрос по своему усмотрению. Было понятно также понятие ограниченной дееспособности для молодых, слабоумных, лиц, находившихся в состоянии опьянения и т.д 

.

2.4. Наследственное и семейное право. 

Признавались  два порядка наследования: по завещанию  и по закону. Завещание не могло  составляться в пользу законных наследников, затрагивать более трети имущества завещателя, его составление требовало присутствия двух свидетелей. В особенности разработанным был порядок наследования по закону. Из имущества погибшего, до этого всего покрывались расходы связанные с его погребением, потом выплачивались все его долги. Особенностью шариата было то, что наследованию подлежали лишь имущественные права погибшего, а не обязанности, которые не могли переходить наследникам.

Оставшееся имущество  переходило к законным наследникам  погибшего; они делились на несколько категорий, внутри которых устанавливалась своя очередность призвания к наследству. Так, в первую очередь наследство получали дети погибшего, потом его братья, дяди и т.Д. Наследственная доля женщин была вдвое меньше доли парней.

На получение  наследства не имели права вероотступники, разведенные жены, лица, которые, хотя бы и неумышленными действиями, вызвали погибель наследодателя. Только маликиты признавали право на наследство за убийцей, если он управлялся справедливыми мотивами.

  Мусульманское право предусматривает брачный договор, который напоминает своеобразную торговую сделку; причем женщина не является договаривающейся стороной, а составляет предмет договора. Фактически вопрос о замужестве дочери решал отец, стремясь при этом получить за дочь максимальную цену (выкуп). Брачный документ составляется кадием (судьей) и должен удостоверяться свидетелями мужского пола (не менее двух). Препятствием к браку считаются: кровное родство, близость родства по кормилице, свойство, идолопоклонство.

  Шариат признает за мусульманином право иметь четырех жен; кроме этого он может иметь наложниц из числа рабынь. Жена имеет право на содержание, на отдельное помещение, на выделяемое мужем имущество. Жена не участвовала в расходах по дому, которые лежали на муже; она была обязана заниматься домашним хозяйством и воспитанием детей.

  Шариат в  целом закреплял главенство, привилегированное  положение мужа в семье; он  мог подвергать жену телесным  наказаниям; для него существовала  свобода развода (талак). 

Так же мусульманское право подразделялось на судебный процесс и преступления и наказания.

2.5 Преступления и наказания и судебный процесс.

Нормы уголовного права представляли собой наименее разработанную часть шариата. Они  отличались архаичностью, отражали сравнительно низкий уровень юридической техники. Отсутствовало общее понятие преступления, слабо были разработаны такие институты, как покушение, соучастие, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства и т.п.

Еще средневековые  мусульманские правоведы разделили  все преступления на три группы. Первую из них составляли преступления, которые восходили, согласно мусульманской доктрине, к указаниям самого Мухаммеда. Они трактовались как посягательства на "права Аллаха" и не допускали прощения. Сюда относилось прежде всего отступничество от ислама, каравшееся смертной казнью. Столь же сурово карались наиболее дерзкие преступления против порядка управления — бунт и сопротивление государственным властям К этой же группе преступлений, объявленных тяжким религиозным грехом, относились кражи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, а также ложное обвинение в прелюбодеянии.

Вторую группу преступлений составляли противоправные действия, которые рассматривались  как посягательства не на права всей мусульманской общины, а на права  отдельных лиц. Нормы, регулирующие их, восходили к обычаям родоплеменного строя, сохраняли следы непосредственной расправы потерпевшего с обидчиком. Так, умышленное убийство или смертельное ранение влекли за собой кровную месть со стороны родственников убитого. В шариате, правда, уже предусматривалась возможность замены кровной мести денежным выкупом, если родственники убитого прощали убийцу. За неумышленное убийство устанавливался выкуп, который сопровождался двухмесячным постом и отпуском на волю раба-мусульманина. Для других преступлений данной группы, в частности за телесные повреждения, ответственность также возникала по принципу возмездия, т.е. талиона. Этот принцип отчетливо закрепляется в

Коране, где предписано: "душа — за душу, и око —  за око, и нос — за нос, и ухо — за ухо, и зуб — за зуб, и раны — отмщение" (5, 49).

Наконец, третью группу преступлений составляли действия, которые не рассматривались как  наказуемые в период становления  халифата, а поэтому не упоминались  в основных источниках шариата. С  развитием правовой доктрины и стремлением имущей верхушки укрепить сложившийся общественный порядок начинают рассматриваться как уголовные преступления и наказываться в судебном порядке такие Действия, как неуплата закята, несоблюдение поста, легкие телесные повреждения, оскорбления, хулиганство, обвешивание и мошенничество, взяточничество, растрата государственных средств, азартные игры и т.п. Мера наказания по таким делам зависела от мнения, высказываемого муджтахидами, и от усмотрения отдельных судей.

Наказания по мусульманскому праву отразили как архаичные и догосударственные способы возмездия, так и достаточно разработанные меры целенаправленной уголовно-правовой репрессии.

Преступления  первой и второй группы влекли за собой  строго фиксированные и суровые наказания (хадд и кисас). Наказания за преступления, относящиеся к третьей группе (тазир), отличались большим разнообразием и гибкостью (от 4 до 11 видов таких наказаний), но также имели ярко выраженный карательный характер. Как отмечалось выше, шариат допускал и тем самым узаконивал кровную месть (в несколько ограниченных по сравнению с доисламским периодом размерах), талион, а также выкуп в вещах или деньгах (до 100 верблюдов или

1 тыс. динаров  золота) как компенсацию потерпевшему  или его родственникам, если они отказывались от своего права на кровную месть.

Информация о работе Регулирование имущественных отношений в праве Арабского Халифата