Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:49, курсовая работа
Целью настоящей работы является обобщение результатов правового исследования в результате глубокой обработки нормативно-правовых актов и авторских исследований, выявление особенностей публичного и частного права.
Объектом исследования в данной работе является соотношение публично-правовых и частноправовых начал в системе права.
В качестве методов исследования применялись исторический, формально-логический и системный методы научного познания. По своей структуре работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка литературы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Общая характеристика публичного и частного права…………......6
1.1. История и причины разделения права на публичное и частное…...….….6
1.2. Основания деления права на публичное и частное…………………….…8
ГЛАВА 2. Вопросы соотношения публичного и частного права…………....11
2.1. Специфические особенности публичного и частного права………….…11
2.2. Общие черты публичного и частного права…………………………..….13
ГЛАВА 3. Частное и публичное право в системе Российской Федерации….16
3.1.Отрасли и правовые блоки в системе права России: основы классификации и взаимосвязи………………………………………………….16
3.2.Международное публичное и частное право в правовой системе России…………………………………………………………………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………
Характеризующие особенности фундаментальных (профилирующих) отраслей, определяющие их значение в качестве основы правовой системы, заключаются в том, что они охватывают такие виды общественных отношений, которые по своему глубинному социально-политическому, экономическому содержанию требуют качественно своеобразного, по специфике правового регулирования и потому предопределяют основные, видовые особенности юридического инструментария. В связи с этим профилирующие отрасли:
1) централизуют генеральные юридические режимы, групповые способы правового регулирования;
2) отличаются яркой контрастностью, юридической "чистотой", юридической несовместимостью и при этом исключают возможность взаимного субсидиарного использования входящих в данные отрасли норм;
3) юридически первичны, т.е. содержат начальный правовой материал, который затем все равно используется при образовании правовых режимов других отраслей, и при этом выступают в качестве заглавных подразделений целых групп, семей отраслей права, например, гражданское право – главной частью семьи отраслей цивилистического профиля;
4) имеют стройную, законченную структуру, связанные четкими закономерными зависимостями, иерархическими связями.
Основной отраслью правовой системы является государственное право. Над ним основываются, с одной стороны, гражданское и административное право – две профилирующие отрасли регулятивного плана, а с другой стороны, – профилирующая отрасль, направлена в основном на исполнения охранительных задач, – уголовное право. И в дальнейшем от государственного и указанных трех других профилирующих материальных отраслей права (гражданского, административного, уголовного) идут генетические, функциональные и структурные связи к соответствующим трем процессуальным отраслям – административно-
3.2. Международное публичное и частное право в правовой системе России
Глобализация и распад в правовой и экономической областях деятельности современных государств являются основными направлениями в современном мире и подвергают к образованию иного мнения на роль международно-правовых норм в функционировании межнациональных правовых систем, к пересмотру содержания точки зрения государственного суверенитета, его объема. Самым важным элементом этого процесса для каждого независимого государства является разрешение проблемы о соотношении норм международного права и внутреннего (национального) права.
В тоже время в мире существует много проблем, которые связанны с решениями соблюдения прав и свобод человека. Основы построения связей человека и государства в различных государствах различаются. Вследствие этого возрастает роль общечеловеческих ценностей, которые лежат в основе общего международного права - комплекса общепризнанных принципов и норм международного права. Современное международное публичное право содержит в своих началах общечеловеческие ценности и способно достаточно эффективно оказывать влияние на формирование внутригосударственного права в тех или других формах.
По-моему, результативно решить проблему соотношения норм права - элементов различных нормативных систем на государственном уровне способно конституционное право. Оно проявляет общие публичные интересы, такие как обеспечение безопасности и обороны или экономические интересы государства, его целостность, фиксирует главные публичные институты, основы правовой системы, вводит спектр приемов правового регулирования. До принятия Конституции РФ в 1993 году как в теории, так и в практике вопрос о соотношении норм международного права, общепризнанных принципов и норм международного права в частности и внутреннего права в целом решался в пользу последнего. "Национальная правовая система, - отмечал A.M. Васильев, - так же суверенна, как и государство, поэтому на территории страны без санкции (в той или иной форме) национальной государственной власти не могут действовать нормы, созданные помимо ее правотворческих органов". На протяжении значительного периода времени отечественная общая теория права не уделяла должного внимания международной правовой системе, целиком сосредотачиваясь на вопросах национальной (внутригосударственной) правовой системы. Существование международного права не принималось в расчет, либо оно трактовалось как отрасль национального права наряду с другими отраслями, теоретические разработки проводились без учета особенностей международного права и его норм.
Представляется, что приоритет международных норм определяется общими принципами правового государства. Это мнение подтверждается и Постановлением Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995г., в котором говорится: "В соответствии с принципами правового государства, закрепленными в Конституции РФ, органы власти в своей деятельности связаны как внутренним, так и международным правом. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры должны добросовестно соблюдаться, в том числе путем их учета внутренним законодательством".
Вопрос соотношения норм общего международного права, общепризнанных принципов и норм международного права, в частности и национального законодательства, носит многоплановый характер. Так, лаконичность конституционной формулировки не может не вызвать ряд вопросов в связи с практическим применением ее положений. Не ясно, что собой представляют общепризнанные принципы и нормы международного права, что является их источниками.
Тем не менее, в конституционном праве и судебной практике различных государств и Российской Федерации в том числе, под "общепризнанными принципами и нормами международного права" понимаются принципы и нормы общего международного права, то есть нормы, признанные большинством государств, включая то, в котором они подлежат применению. Несмотря на их численное меньшинство, состоящее из них общее международное право является основой всей системы современного международного права с его отраслями, подотраслями и институтами. Термин "общепризнанные принципы и нормы международного права", употребленный в Конституции России - это укоренившийся международно-правовой термин, получивший широкое применение, как в международных нормативных актах, так и во внутригосударственных актах.
Конституционное право России, являясь основой национальной правовой системы, близко взаимодействует с международным общим публичным правом. С другой стороны, Конституция РФ содержит в себе общеправовые принципы, присущие значительному количеству правовых систем суверенных государств и воспринятых общепризнанными принципами и нормами международного права, в тоже время, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью российской правовой системы, то есть, таким образом, становятся нормами прямого действия на всей территории Российской Федерации.[14]
Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также ратифицированные международные договоры занимают прочные позиции среди федеральных источников конституционного права, уступая в юридической силе лишь положениям Конституции России, федеральных конституционных законов о поправках к Конституции РФ и иным федеральным конституционным законам. А согласно ч. 2 ст. 17, в области защиты прав человека и гражданина занимают главное положение наряду с конституционными нормами.
Правило ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о приоритете международных договоров над нормами национального законодательства обязательно для правотворческих и правоприменительных органов, как Российской Федерации, так и субъектов РФ.
В связи с этим значимым фактором укрепления российской государственности должно стать проникновение в сознание законодателя и должностных лиц всех уровней идеи о важности норм общего международного права и необходимости имплементации его общих принципов и норм в национальном законодательстве.
Даже главные принципы международного права не кодифицированы, отчего их число и формулировки в различных международных актах непохожи. Поэтому общее международное право, а также внутреннее право многих государств находят выход из затруднительных ситуаций в толковании международно-правовых норм судом.
Таким образом, по моему мнению, является целесообразным наделение Конституционного Суда РФ полномочиями по установлению содержания и источников закрепления общепризнанных принципов и норм международного права. Также для эффективного применения данного рода норм считаем целесообразным издание единого постановления Конституционным Судом РФ, в котором, опираясь, например, на опыт ФРГ, аккумулировались бы те общепризнанные принципы и нормы международного права, которые Российская Федерация считает частью своей правовой системы.
К ним, можно отнести следующие нормы и принципы:
- недопустимость произвола при толковании закона правоприменителем;
- ясность, определенность, недвусмысленность правовой нормы;
- принцип поддержки доверия гражданин к закону и действиям государства;
- принцип правового государства;
- принцип равенства граждан перед законом;
- принцип разделения властей;
- принцип соразмерности ограничения прав и свобод конституционно значимым целям;
- принцип справедливости и соразмерности мер юридической ответственности;
- баланс интересов при установлении форм ее применения (юридической ответственности);
- принцип уважения достоинства личности как равноправного субъекта во взаимоотношениях с государством;
- принцип недопустимости придания обратной силы закону, ограничивающему права граждан, вводящему или ограничивающему налоги, влияющие на уголовную наказуемость деяния;
- принцип запрета сверхформализма;
- принцип презумпции невиновности.
Кроме этого, значительным упущением авторов действующей Конституции РФ, на наш взгляд, является существующий пробел, касающийся определения общих целей и принципов внешней политики государства. Основные принципы международного права конституционно были закреплены в качестве принципов внешней политики СССР и РСФСР. В Конституции РФ 1993 г., положения о целях и принципах внешней политики отсутствуют.
Конституция России во многих случаях напрямую предписывает руководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного права. Таковыми являются положения ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 55, ч. 1 ст. 63, ч. 2 ст. 67, ст. 69. Кроме этого Конституция умалчивает о других случаях, когда было бы уместно вспомнить о нормах международного права. Так, к совместному ведению Федерации и ее субъектов отнесено выполнение только международных договоров, а не норм международного права вообще (п.«о» ст.72). Малое внимание уделяется международному праву в нормотворческой деятельности разных уровней. В особенности важным является вопрос по поводу правомочности субъектов Российской Федерации в решении вопросов о правах и свободах человека на местном уровне. Важным аспектом таких отношений также является соблюдение основополагающих принципов и правил, заключенных в международных нормах. Так, например, в Венской декларации и Программе действий, принятых 25 июня 1993 года Всемирной конференцией по правам человека, говорится, что региональные механизмы играют основополагающую роль в защите прав людей, они должны содействовать укреплению универсальных (международных) стандартов в области прав человека. Кроме этого отмечается, что каждое государство имеет право избирать такие структуры, которые в наибольшей мере соответствуют его конкретным потребностям на национальном уровне.
Конституции п. 4 ст. 15 РФ сформулированы две связанные между собой конституционные нормы: о включении общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России в правовую систему Российской Федерации и о приоритете применения правил международных договоров РФ перед российскими законами. Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995г. законодательно закрепил в преамбуле положение о том, что Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение обычных и договорных норм.
Конституция закрепила свою высшую юридическую силу и, установила, что "законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации" (ч. 1 ст. 15). Хотя нормы международного права не упомянуты, положение о высшей юридической силе Конституции распространяются на все нормы правовой системы страны.
Это положение широко признано как в отечественной, так и в международно-правовой литературе. Так, В.В. Кудашкин пишет, что Конституция России, «признавая приоритет международного права над внутригосударственным законодательством, не распространяет это верховенство на Основной Закон страны»[15]. К этой же мысли присоединяется и О.Е. Кутафий. Будучи включенными Конституцией в правовую систему страны, нормы международного права обретают способность регулировать внутригосударственные отношения, в том числе и конституционные. А И.И. Лукашук вообще рассматривает возможность изменения Конституции на базе договора.
Из выше сказанного возникает вопрос, который заключается в определении иерархии юридической силы в процессе применения и исполнения этих норм в системе источников конституционного права России. Хотя от того, что указанные международные нормы включены в российскую правовую систему, они не перестанут быть нормами международного права, являющегося самостоятельной правовой системой, и каждая из этих систем сохраняет свои особенности в определении иерархии юридической силы соответствующих правовых норм и соотношения актов (норм) международного и российского национального права.
Таким образом, в связи с тем, что обычная и договорная нормы международного права обладают равной юридической силой, равным правовым статусом, можно говорить, что общепризнанные принципы и нормы международного права обладают таким же юридическим статусом в рамках российской правовой системы, как и договорные нормы. Если же общепризнанная норма или принцип будут иметь меньшую юридическую силу, чем закон, это может привести к нарушению Россией своих международных обязательств, которые она, как и другие субъекты международного права, берет на себя добровольно. То есть в случае возникновения коллизии между общепризнанной нормой и правилом, предусмотренным в законе, приоритет в применении должен быть за общепризнанной нормой международного права. В своей деятельности данное положение следует применять всем государственным и муниципальным органам, включая и органы судебной власти.
Информация о работе Право как система. Публичное и частное право