Право и закон. Теории их соотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2011 в 15:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение проблемы соотношения права и закона.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить понятия «право» и «закон»;

2) рассмотреть правовые критерии соотношения права и закона;

3) исследовать юридическое правопонимание соотношения права и закона.

Содержимое работы - 1 файл

курсовая без титула.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

       В обобщенном виде можно сказать, что  справедливость – это самосознание, самовыражение и самооценка права и потому вместе с тем правовая оценка всего остального вне правового. С позиции правовой всеобщности (формально-определенной всеобщности правового равенства, свободы и справедливости), в равной мере значимой для всех, независимо от их моральной, религиозных, социальных, политических и иных различий, позиций и интересов, все эти внеправовые начала с представлениями в них особыми потребностями, требованиями и так далее - лишь особенные в общем, пространстве бытия и действия права и правовой справедливости. Специфические объекты, а не субъекты справедливой регуляции. Право (и правовой закон) не отражает, конечно, все эти особенные интересы и притязания, и они должны найти в нем свое надлежащее (то есть справедливое) признание, удовлетворение и защиту. А это возможно только потому, что справедливость (и в целом право, правовой подход и принципы правовой регуляции) не сливаются с самими этими притязаниями и не являются нормативным выражением и характеристикой какого-либо одного из таких частных интересов. Напротив справедливость, представляя всеобщее правовое начало, возвышается над всем этим партикуляризмом, "взвешивает" (на единых весах правовой регуляции и правосудия, посредством общего масштаба права) и оценивает их формально равным и одинаково справедливым для всех мерилом.

       В контексте различия и соотношения  права и закона общеобязательность закона обусловлена его правовой природой и является следствием общезначимости объективных свойств права, показателем  социальной потребности и необходимости  властного соблюдения, конкретизации и защиты принципа и требований права в соответствующих официальных актах и установлениях. И именно потому, что, по логике, не право - следствие официально-властной общеобязательности, а наоборот эта общеобязательность выступает как еще одно необходимое определение права (а также права в виде закона) в дополнение к исходным определениям об объективных свойствах права. Смысл этого определения состоит не только в том, что правовой закон обязателен, но и вот, что общеобязателен только правовой закон. Основное различие между исходными определениями права, фиксирующими, и этим дополнительным определением состоит в том, что объективные свойства права не зависят от воли законодателя, тогда как общеобязательность правового закона, подразумевается объективной природой права, зависит от воли законодателя (от официально-властного опосредования между требованиями права и формой их конкретного законодательного выражения, от властных оценок и решений), и от ряда объективных условий (стадии развития социума, наличие условий, объективной необходимости для появления и действия правовых законов).

       Еще Фома Аквинский писал по этому поводу: «Для того, чтобы воля, выраженная в поведение, могла иметь свойства права, она должна быть в согласии с разумом. В этом смысле следует понимать выражение, по которому воля суверена имела бы свойство беззакония скорее, чем закона.… Поскольку закон главным образом повелевается для общего блага, любые другие предписания индивидуально произведенные, не могут обладать правовой природой». Причем правовая природа понималось Фомой Аквинским как то, «что составляет существо человеческих действий, потому что оно есть их правило и мера»19.

       Обобщая вышесказанное, можно дать определение  правового закона. Правовой закон  есть адекватное отражение сущностных характеристик права, то есть общеобязательную систему норм всеобщего равенства, свободы и справедливости. Следует подчеркнуть, что это именно сущностное определение правового закона, не затрагивающее правовое содержание (потому что, как показано выше, оно изменяется с течением времени). Данное определение носит общий характер и распространяется на все типы и системы позитивного права, правда, лишь в той мере и постольку, в какой и поскольку последние соответствуют объективной природе и требованиям права и действительно отражают право, а не произвол. Поэтому данное определение выступает также как масштаб и критерий для проверки и оценки правового качества, практически действующих систем и типов позитивного права, для определения того, действительно ли речь идет о позитивизации права или формы права и закона используются в антиправовых целях, для прикрытия произвола и насильственного установления тирании, деспотизма и тоталитаризма.

2.5. Иные теории

       Историческая  школа права отрицает сущность права, утверждая, что у всякого народа есть только свойственное только ему право не похожее ни на какое другое. Право каждого народа и есть проявление «народного духа», выражающее «общее согласие», «общее убеждение» народа. Оно результат исторического процесса. Передаваясь как бы «с молоком матери», от поколения к поколению, право саморазвивается и постепенно складывается подобно языку и нравам.

       То  есть каждый народ имеет свое самобытное право, и сущность права для каждого  народа разная, которая смыкается  с «народным духом». Причем существование этого «народного духа» гипотетично, и во многом основано на вере. Что касается проблемы соотношения права и закона, то историческая школа права, как мне кажется, не смогла ясно показать их действительное соотношение. Ведь, исходя из данной теории, можно обосновать любой произвол, как соответствующий «народному сознанию».

       То  же самое можно сказать и о  другой, психологической школе права. Здесь право и его сущность выводиться из процессов, протекающих  в психике человека. «Право – это особого рода сложные эмоционально- интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в психике индивида». Сущность права подменяется другим явлением: психикой человека, и опять же возникают сходные проблемы. Как определить правовой характер закона, и кто будет это делать, ведь мы знаем, что «процессы, совершающиеся в психике индивида» носят часть индивидуальный и иррациональный характер.

       Близко  к данной школе стоит и социологическая  школа права. Право, по мнению представителей данной школы, состоит из отдельных норм, которые устанавливают непосредственно судьи, причем важную роль отводиться психическим переживаниям судьи по поводу того, что есть право при разрешение данного дела. Исходя из вышесказанного, получается, что представители социологической школы обосновывают и оправдывают административный и судебный произвол, как «право в действие», «живое право», в процессе применения. То сущность права проистекает из тех правоотношений, возникающих в реальной жизни. Но ведь так можно возвести в ранг закона любое произвольное решение чиновника, и юридическая практика осуществляется здесь в крайне широких пределах.

       Итак, невозможно объяснить соотношение  права и закона исходя из рассмотренных  выше подходов, так как согласно первому «право» (в понимание сторонников позитивизма) не обладает никаким объективным свойством или специфическим принципом, с помощью которых можно выявить правовой или антиправовой характер официально-властных актов, законодательства.

       Согласно  ж второму сущность права фактически сливается или просто подменяется сущностью других процессов и явлений, что делает невозможным определения соотношения права и закона, да и самого правового критерия.

       Итак, сделаем вывод. Проблема соотношения права и закона будет стоять перед человечеством всегда. Было бы наивно утверждать и ожидать, когда-нибудь все законы будут правовыми. Но общественные отношения с течением времени претерпевают изменения (иногда даже кардинальные), и форма и содержание - эти неотъемлемые характеристики права - также должны изменяться. И в процессе создания новых законов всегда неизбежны ошибки как субъективного, так и объективного характера.

       Поэтому сущность права служит и критерием, определяющим правовой (или неправовой) характер закона, но и ориентиром, неким  «маяком» для законодателя в процессе законотворчества.

       Конечно, сущность такого сложного и многогранного  явления как право познать  до конца достаточно трудно. И либертально-юридическая  концепция лишь одна из множества  других концепций, делающих попытку познать сущность права. Однако она может сыграть позитивную роль, так как решительно порывает с узконормативной и во многом заидеологизированной трактовкой, бывшей ведущей в недалеком прошлом. Судьба правового государства в России во многом зависит от того какую социальную силу наберет такое понимание природы и сущности права, понимание, открывшее дорогу современной цивилизации.

 

Заключение

       Необходимо, признать, что выявление идеального соотношения между правом и законом - проблема, которая будет требовать  перманентного исследования на протяжении всей истории существования таких институтов как право и государство.

       Мною  были сделаны следующие выводы.

       Право – это система норм, реализующая  общественный компромисс; это форма  выражения свободы. Право имеет  ряд признаков: системность и  упорядоченность, нормативность, государственно-волевой характер, общеобязательность и общедоступность, формальная определенность и др.

       Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый  с соблюдение правил высшим представительным органом – парламентом (в России – Федеральным Собранием), представляющим в формально-юридическом смысле весь народ, или же непосредственно самими народом путем референдума. Закон обладает следующими признаками: принимается только высшими органами государственной власти, обладает высшей юридической силой, отражает волю и интересы всего общества или народа, издается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, принимаются, изменяются и дополняются в особом порядке.

       Все концепции, авторы которых стремятся объяснить соотношение закона и права, можно разделить на три группы. К первой группе относится легизм и нормативизм. Ко второй относятся концепции исторической, психологической, социологической и марксистской школы. К последней относится либертально-юридическая (или просто юридическая) концепция права.

       Проблема  соотношения права и закона будет  стоять перед человечеством всегда. Было бы наивно утверждать и ожидать, когда-нибудь все законы будут правовыми. Но общественные отношения с течением времени претерпевают изменения (иногда даже кардинальные), и форма и содержание - эти неотъемлемые характеристики права - также должны изменяться. И в процессе создания новых законов всегда неизбежны ошибки как субъективного, так и объективного характера.

       Поэтому сущность права служит и критерием, определяющим правовой (или неправовой) характер закона, но и ориентиром, неким «маяком» для законодателя в процессе законотворчества.

       Конечно, сущность такого сложного и многогранного  явления как право познать  до конца достаточно трудно. И либертально-юридическая концепция лишь одна из множества других концепций, делающих попытку познать сущность права. Однако она может сыграть позитивную роль, так как решительно порывает с узконормативной и во многом заидеологизированной трактовкой, бывшей ведущей в недалеком прошлом. Судьба правового государства в России во многом зависит от того какую социальную силу наберет такое понимание природы и сущности права, понимание, открывшее дорогу современной цивилизации.

 

Список использованных источников

       Учебники, монографии, брошюры

    1. Аквинский Фома. О правлении государей. 1987;
    2. Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов, 1998;
    3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - М.: Изд-во НОРМА, 2004;
    4. Борисов Г.А. Теория государства и права: учебник. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007;
    5. Вышинский А.Я. Теория государства и права: Учебник. М., 2000;
    6. Кант И. Критика чистого разума. – М., 1994;
    7. Кельзен Г. Чистое учение о праве Ганса Кельзена. – М.: ИНИОН АН СССР, 1987;
    8. Керимов. Философские основания политико-правовых исследований. – М.: Мысль, 1986;
    9. Лившиц Р.З. Теория права: Учеб. – Изд. БЭК. М., 1994;
    10. Малько, А. В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях (учебное пособие) / М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008;
    11. Маркс. Энгельс. Собрание сочинений. Т.4. – М., 1982;
    12. Марченко М.И. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004;
    13. Нерсесянец, В. С. Право и закон / М., 1983;
    14. Общая теория права/ Отв. ред. А.С. Пиголкин. _ М.: Юрист, 2006;
    15. Основы государства и права: Учеб. пособие для поступающих в юридические вузы/ Под ред. члена-корреспондента РАН О.Е. Кутафина. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2001.
    16. Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник, 2000;
    17. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – СПб, 1995;
    18. Спиридонов Л.И Соотношение право и закона. М.Инфра, 2005;

Информация о работе Право и закон. Теории их соотношений