Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 11:55, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение проблемы соотношения права и закона. На основе данной цели можно выделить основные задачи работы:
раскрыть понятие закона, его основные признаки, классификацию;
определить понятие права и его юридическую сущность;
изучить соотношение закона и права.
выяснить понятия правового и неправового законов.
Глава 3. Право и закон.
3.1.
Закон как внешняя форма
Для того чтобы эффективно регулировать общественные отношения, право как характеристика социальной организации должно иметь какое-то внешнее выражение, форму. В правовой доктрине эта внешняя форма выражения (объективизации) правовой нормы обозначается условным термином “источник права”. По правовой нормой в данном случае понимается система норм права, действующих в данном обществе. В мировой практике известны различные виды источников права: правовой обычай (обычное право), нормативный акт государственных органов, судебный прецедент, договор нормативного содержания, общие принципы, идеи, доктрины. Одним из основных видов источников права являются законы.
Законы как основная и главная форма выражения права играют первостепенную роль в системе права любого цивилизованного государства. В современной юридической литературе встречается множество определений понятия “закон”, из которых следует, что закон (в упрощенном определении) - это нормативно-правовой (юридический) акт, издаваемый государством и содержащий общие правила поведения (правовые нормы), который регулирует важнейшие общественные отношения с участием граждан, государственных и общественных организаций.8 Закон - это почти всегда нормативный акт, устанавливающий, излагающий или изменяющий общие предписания - нормы права. Подобная характеристика закона обусловлена двумя обстоятельствами:
во-первых, это акт государства и, в отличие от норм обычного права, под словом “закон” всегда имеют в виду правило поведения общего значения, обязательное для всех лиц или организаций;
во-вторых, с юридической точки зрения смысл слова “закон” состоит в том, что под ним понимается “правило, постановление высшей власти”. Следовательно, закон (равно как и другие нормативно-правовые акты) отражает объективные потребности регулирования общественных отношений и в силу этого приобретает форму общего и обязательного правила поведения для всех. Потребности общества неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме закона приобрести общеобязательную силу.
Именно
закону присущи правовые нормы наиболее
широкого диапазона действия. К ним
можно отнести: нормы-цели, нормы-принципы,
нормы-стимулы, нормы-дефиниции (определения),
общережимные нормы, нормы-запреты (санкции),
технико-экономические нормы и
т.п.. Правильный подбор и сочетание
норм закона - важнейшая проблема успешного
развития и функционирования правовой
системы государства. Как уже отмечалось
выше, главное в законах, кроме их всеобщности
- это то, что они рассчитаны не на один
конкретный случай, а на множество случаев,
то есть законы являются общеобязательным
регулятором поведения людей и организаций.
Закон реален, если выражает существенные,
основные связи социальных факторов. В
этом смысле теория закона непосредственно
связана с проблемой содержания и формы
права, вытекает из их соотношения.
Чем выше степень цивилизованности, развитости и гуманности общества, тем большую потребность оно испытывает в законах. Это предъявляет особые, повышенные требования к содержанию закона. Существуют законы, в которых право и закон совпадают. Но есть также и законы, которые не отвечают правовым критериям и, следовательно, с правом не совпадают.9 Каков же критерий "правовых законов"? Какие законы можно рассматривать как совпадающие с правом, а какие нельзя? Наконец, какие существуют объективные основания для отнесения одних законов к разряду правовых, а других - к разряду неправовых? Что делает одни законы правовыми, а другие - неправовыми?
Эти и другие им подобные вопросы издавна занимали внимание отечественных и зарубежных юристов и философов. Однако удовлетворительного ответа до сих пор не было найдено. Учеными-юристами и философами предлагались различные основания - критерии для разграничения права и закона, правовых законов и неправовых, но все они вызывали и вызывают лишь дальнейшие вопросы и дискуссии.10 Еще в конце XIX - начале ХХ в. в отечественной и зарубежной литературе в качестве такого критерия предлагалось, например, считать "общую волю", т.е. волю всего общества, нации или народа. По логике подобных предложений следовало считать правовыми лишь такие законы или подобные нормативные акты, которые адекватно отражают эту волю. Все же остальные акты следовало причислить к разряду неправовых.
В
самом общем плане можно
Лившиц Р.З. считает, что от ответа на вопрос как отличить правовой закон от неправового зависит корректность идеи различения права и закона. При нормативистском или социологическом понимании права проблемы нет: право - это любой акт, должным образом принятый (закон или решение суда), независимо от содержания акта. Ценностное понимание права не допускает такого подхода, главным становится содержание акта. Здесь мы сталкиваемся с неоднозначным отношением людей к закону и праву. Для одних групп людей тот или иной закон олицетворяет равенство и справедливость, он правовой, а для других групп - нет. Поэтому общего и однозначного критерия отличия правового закона от неправового не существует. В этом, возможно, слабость исходной позиции, а возможно, ее истинность, ее адекватность современному противоречивому обществу. Каким бы ни был подход к праву, нужно признать, что любой закон, любой, надлежащим образом принятый нормативный акт, независимо от его содержания, подлежит исполнению. На стадии подготовки и принятия закона его правовая или неправовая природа может только предполагаться, выявляется же она в ходе реализации закона, в результате отношения к нему людей. Закон, отвечающий интересам людей, является для них правовым. Если закон отвечает интересам большинства людей в обществе, то он правовой для общества в целом на данном этапе его развития. В этом смысле правовой характер закона совпадает с его легитимностью. Один и тот же закон может быть правовым и неправовым на разных этапах развития общества. Критериев правового или неправового характера закона много: учет в нем интересов людей; применимость, реализуемость закона; отношение к нему общественного мнения; уровень общей и правовой культуры общества; научная оценка закона и др. В обществе с разноречивыми интересами однозначная характеристика закона как правового или неправового невозможна (например, наши законы о приватизации, о налогах, о земле, идея гуманизации уголовного законодательства и др.).
Обобщая
вышесказанное, можно дать определение
правового закона. Правовой закон есть
адекватное отражение сущностных характеристик
права, то есть общеобязательную систему
норм всеобщего равенства, свободы и справедливости.
Следует подчеркнуть, что это именно сущностное
определение правового закона, не затрагивающее
правовое содержание (потому что, как показано
выше, оно изменяется с течением времени).
Данное определение носит общий характер
и распространяется на все типы и системы
позитивного права, правда, лишь в той
мере и постольку, в какой и поскольку
последние соответствует объективной
природе и требованиям права и действительно
отражают право, а не произвол. Поэтому
данное определение выступает также как
масштаб и критерий для проверки и оценки
правового качества, практически действующих
систем и типов позитивного права, для
определения того, действительно ли речь
идет о позитивизации права, или формы
права и закона используются в антиправовых
целях, для прикрытия произвола и насильственного
установления тирании, деспотизма и тоталитаризма.
Заключение
На основе всего вышеизложенного можно сделать вывод, что проблема соотношения права и закона остается до сих пор неурегулированной. Нет единого понятия права, неоднозначно решается вопрос о его сущности. Что касается соотношения права и закона, то данные понятия нельзя полностью отождествлять друг с другом, но и различать их тоже не следует, так как они имеют общие точки соприкосновения. Стремление отождествить право и закон имеет определенное основание: в этом случае рамки права строго формализуются, правом признается лишь то, что возведено в закон; вне закона права нет и быть не может. Особо отметим: если под правом понимать только нормы права, то вывод о тождестве права и закона неизбежен, поскольку вне источников права юридические нормы не существуют. Однако право нельзя сводить к нормам. Кроме норм оно (повторим) включает в себя социально-правовые притязания (естественное право) и субъективные права. В этой триаде назначение норм состоит в том, чтобы социально-правовые притязания трансформировать в субъективные права — «юридическую кладовую» всевозможных духовных и материальных благ. Следовательно, право охватывает сферу не только должного (нормативные и индивидуальные предписания и решения), но и сущего (реальное использование юридических возможностей, реальное исполнение обязанностей). Право есть и регулятор, и появляющаяся в результате регулирования юридическая форма общественных отношений, представляющих бытие общества. При таком широком понимании права становится очевидным, что его содержание создается обществом и лишь придание этому содержанию нормативной формы, т. е. «возведение его в закон», осуществляется государством. Формула «Право создается обществом, а закон — государством» наиболее точно выражает разграничение права и закона. Нужно только не забывать о единстве правового содержания и правовой формы и возможных противоречиях между ними. Следует согласиться с точкой зрения тех авторов которые считают закон внешней формой выражения права. Его характерные черты определяются тем, что он, с одной стороны, является одним из источников юридических норм, а с другой - разновидностью правовых актов.
В
целом же познание теории права и
закона, а также их взаимодействия
ориентировано, с одной стороны,
на выяснение сущности и содержания
уже действующих правовых норм, а
с другой стороны – на создание
новых правовых норм. Именно поэтому
в процессе создания закона законодатель
должен учитывать не только уже действующие
правовые установления, но и то, чьи
интересы призваны выражать новые законы,
какую цель они преследуют, какими
средствами эта цель достигается, каковы
перспективы действенности, результативности
утверждаемых норм. Только при соблюдении
всех этих условий юридический закон
в его идеальной форме будет
обладать максимальной функциональностью,
и выступать не только как регулятор,
но и как стимул развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые
акты
Книги