Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 17:04, контрольная работа
Крупнейшим памятником германского общеимперского права стала «Уголовная конституция Карла V», по латинскому названию – «Каролина». Создание этого, практически первого в европейском праве специального уголовно-процессуального кодекса было связано с имперской судебной реформой, попытками изжить застарелые феодальные обычаи и унифицировать правоприменение хотя бы в тех делах, в которых имперская власть была наиболее заинтересована – уголовных.
От «корыстного сообщничества», в последнем случае, отличалось «укрывательство из сострадания», влекущее более мягкое наказание.
Несмотря
на имеющееся в преамбуле «
В ином положении находились малоимущие и лица незнатного происхождения. Правда, совершение незначительной кражи плодов днём и «по прямой голодной нужде» также могло повлечь только имущественную естественность, однако неимущему было гораздо труднее возместить ущерб. В иных случаях за кражу урожая, рыбы, леса, особенно в ночное время, полагались телесные или иные наказания по усмотрению судей и по местным обычаям. Особенно сурово и незамедлительно предписывалось карать подозрительных нищих и бродяг как «опасных для страны насильников» (ст. 39, 128)
Право судей назначать наказания по своему собственному усмотрению было ограничено в «Каролине» лишь формальным указанием на верховенство императорского права при определении высшего предела наказания. Судьи могли назначать одно или несколько рекомендованных наказаний, применять местные обычаи, а в затруднительных случаях прибегать к разъяснениям законоведов.
Вся система наказаний определялась основной целью карательной политики — устрашением. Это в значительной мере являлось реакцией на события Крестьянской войны 1524-1525 годов. Карательные меры отличались жестокостью. Основными видами наказания были:
Смертная казнь была прямо предписана или могла быть применена за совершение большого количества преступлений, причём виды казни были квалифицированы: колесование, четвертование, утопление, сожжение, повешение, закапывание живьём в землю — для женщин. Телесные и членовредительские наказания могли применяться за обман и кражу. Смертная казнь и телесные наказания производились публично. Тюремные заключения, изгнания и позорящие наказания применялись, как дополнительные. К ним относились так же конфискация имущества, терзание раскалёнными клещами перед казнью и волочение к месту казни. При лишении чести осуждённого выставляли к позорному столбу или в ошейнике на публичное осмеяние. «Злонамеренных и способных на дальнейшие преступные действия» лиц» предписывалось заключать в тюрьму на неопределённый срок.
«Каролина»
имела большое значение, как единственный
документ общегерманского права. Формально
она не являлась обязательным общеимперским
законом, но на практике не только судьи,
но и помещики руководствовались ею при
расправах с крестьянами. «Каролина» оказала
большое влияние на уголовное законодательство
последующего времени. Нормы её сделались
общегерманским достоянием и имели руководящее
значение до конца XVIII столетия. Успеху
«Каролины», кроме жизнестойкости её содержания,
содействовали точность терминологии
и определённость положений. Вся уголовно-юридическая
литература XVI-XVIII веков держится исключительно
на почве положительного права, созданного
«Каролиной», и проявляется в виде бесчисленных
комментариев по этому кодексу.
Кризис парламентаризма в Великобритании в начале XX века
Проблема кризиса парламентаризма стала заметной начиная с тридцатых годов нашего столетия. В частности английский лейборист профессор Ласки утверждал, что «парламентская машина совершенно не годится для быстрого рассмотрения большого количества законопроектов». Кратко эту проблему можно обозначить, как спор о способности парламента выполнять роль общенационального органа власти, выражающего интересы общества, и оперативно принимать ответственные, социально полезные политические решения.
Симптомами кризисного состояния парламентаризма называют абсентеизм, перемещение полномочий парламента к исполнительной власти, усиление роли партии, комитетов и комиссий в ущерб парламенту.
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии считается родиной парламентаризма, и уже с самого своего появления Парламент в Англии стал играть заметную роль в системе государственного управления, а после «славной революции» (1688 г.) и принятия Билля о правах (1689 г.) превратился в центральный институт системы высших органов власти, что получило отражение в концепции парламентского суверенитета, разработанной в XIX в. великим английским конституционалистом А. Дайси . Признание Парламента важнейшим звеном механизма управления страной обусловило то, что всякие реформы конституционного устройства в той или иной степени затрагивают этот орган.
Эволюция мировой модели капитализма в последней четверти XIX в. оказала большое влияние на положение Великобритании в мире и развитие ее политической системы. В этот период Великобритания, которая раньше была «мастерской мира», потеряла мировое первенство в промышленном производстве. В конце XIX - начале XX в. основой английского капитализма стала не промышленная и торговая, а колониальная монополия.
Трудности, связанные с утратой промышленной монополии и упадком традиционных отраслей промышленности особенно обострились в результате мирового экономического кризиса 20-х - начала 30-х гг. Тяжелые последствия кризиса заставили правящие круги расширить государственное вмешательство в экономику и в сферу социальных отношений в целях ее стабилизации.
Наиболее
радикальный шаг в этом направлении
был сделан после второй мировой
войны, когда правительство
Наряду с усилением в послевоенный период регулирующей роли государства в сфере экономики, наблюдалось его растущее вмешательство и в социальные отношения. Расширение социальной функции британского государства сопровождалось созданием специальных органов, таких, как, например, Комиссия по отношениям в промышленности, промышленные трибуналы, выступающих в роли «третьей стороны» в регулировании «отношений в промышленности», между рабочими и предпринимателями. Отношениям в промышленности и другим социальным вопросам, в том числе регулированию национальных и расовых отношений, стало посвящаться все возрастающее количество нормативных актов.
Основные изменения в политической системе страны на рубеже XIX-XX вв. были обусловлены действием двух противоречивых тенденций. С одной стороны, появляются первые признаки упадка традиционного английского парламентаризма, обозначилось падение роли парламента. С другой стороны, британская буржуазия в своем стремлении завершить оформление своего политического лидерства в блоке с крупными землевладельцами осуществила ряд мер по демократизации государственного аппарата. Были приняты новые избирательные законы, проведены реформы парламента, местного управления и суда. Британский правящий класс начал все более целенаправленно использовать в своих целях рабочее движение, выступавшее за демократизацию политической жизни.
Претерпела значительные изменения и партийная система. Консервативная партия начала превращаться в партию крупных промышленных и финансовых собственников. Либеральная партия, в основном состоящая из средних слоев, постепенно лишалась своей социальной базы и теряла политические позиции, что ускорило образование новой партии - лейбористов.
Лейбористская партия возникла как результат подъема европейского социал-демократического движения и появления в Англии социалистических групп и организаций (Социал-демократической федерации, Фабианского общества и др.). Первоначально роль центра движения сыграл Комитет рабочего представительства, включивший в себя на правах коллективного членства тред-юнионы, общество фабианцев и ряд других организаций. Главной целью Комитета была борьба за обеспечение рабочего представительства в парламенте. В 1906 г. на базе Комитета была создана «трудовая» (лейбористская) партия.
Становлению лейбористской партии способствовала дальнейшая демократизация избирательного права. В 70-80-х гг. была принята серия законов, в том числе о введении тайного голосования (1872), о наказании за подкуп избирателей (1883). Особое значение имели законы 1884 и 1885 гг., которые составили третью по счету в XIX в. избирательную реформу. Реформа 1884 г. увеличила избирательный корпус с 3 млн. до 5,5 млн. человек. В городах имущественный ценз был отменен, а в графствах право участвовать в выборах приобрели мелкие арендаторы, причем на тех же условиях, которые предъявлялись к городским избирателям по реформе 1867 г., а также все налогоплательщики, проживающие в округе 6 месяцев. Вместе с тем сохранялся «двойной вотум» - право голосовать не только по месту проживания, но и по месту нахождения недвижимой собственности.
До 1922 г. у власти находилось сформированное во время войны коалиционное правительство консерваторов и либералов. Однако еще в годы войны старая двухпартийная система в результате раскола либеральной партии оказалась значительно подорванной. Одновременно с ослаблением либеральной партии в условиях послевоенной социальной борьбы шел процесс усиления партии лейбористов. Сразу же после первой мировой войны была проведена реорганизация партии, приняты изменения в уставе и партийной программе, в которой провозглашалась необходимость построения нового общества, установления «системы народовластия». Основным методом достижения этой цели должно было стать постепенное преобразование капиталистического общества, его трансформация.
После распада коалиционного правительства в 1922 г. на досрочных выборах 1923 г. ни одна партия не завоевала абсолютного большинства мандатов. В этой ситуации предпринимательские круги сочли возможным приход к власти лейбористской партии. Ни первое (1924 г.), ни второе (1929- 1931 гг.) лейбористское правительство межвоенного периода, вопреки первоначальным опасениям, не нарушили «правила игры» и принципов политического консенсуса, благодаря чему после выборов 1923 г. лейбористы прочно заняли место официальной оппозиции в парламенте. Однако окончательное становление двухпартийной системы в том виде, в каком она действует в Великобритании в настоящее время, произошло лишь после выборов 1945 г. и крупной победы на них партии лейбористов.
Государственный строй Великобритании в XX в. изменялся как в результате некоторых реформ конституционного характера, так и главным образом путем модификации прежних конвенций неписаной конституции.
Для Великобритании характерна, как известно, большая, чем в других странах, стабильность политических институтов и учреждений, являющаяся результатом не только консенсуса ведущих политических сил, но и предпочтения эволюционного пути развития резким «историческим поворотам», более гибких изменений во взаимоотношениях государственных органов. Британская политическая элита сумела также сохранить и использовать в своих интересах учреждения феодального происхождения - монархию и палату лордов.
Изменения, внесенные непосредственно в конституционное законодательство Великобритании, имели в большинстве случаев демократический характер. Среди них следует выделить очередную серию реформ избирательного права, а также реформу парламента.
Избирательная реформа 1918 г. впервые предоставила право голоса женщинам, но участвовать в выборах могли лишь женщины не моложе 30 лет, если они или их мужья имели ежегодный доход в 5 ф. ст. Реформа 1928 г. распространила право участвовать в выборах на все женское и мужское население старше 21 года, впервые установив в Великобритании всеобщее избирательное право. После второй мировой войны процесс демократизации избирательного права получил логическое завершение. В 1948 г. Акт о народном представительстве ликвидировал «двойной вотум», а в 1969 г. возрастной ценз для участия в выборах был понижен до 18 лет.
В конце XIX - начале XX в. английский парламент превратился в орудие правительства, располагавшего большинством в палате общин. Организационная структура и партийная дисциплина, выработанные главными партиями применительно к британской системе парламентаризма, предопределили подчинение депутатов каждой партии своему лидеру. За поддержанием партийной дисциплины и обеспечением нужного правительству исхода голосования следили так называемые парламентские «кнуты».
Умалению роли парламента способствовало также ограничение свободы прений. В 1882 г., после того как ирландские депутаты использовали свободу прений для срыва принятия чрезвычайных законов, палата общин приняла Билль о правилах прекращения прений. Это нововведение дало возможность правительству в любое время ставить вопрос о прекращении прений, если они развертывались в неугодном для него направлении. Таким образом, правительство, располагавшее большинством в палате общин, используя право законодательной инициативы, систему «кнутов» и правила прекращения прений, определяло направления работы палаты общин и подчиняло своим интересам деятельность законодательного органа.
Информация о работе Контрольная работа по "Истории государства и права зарубежных стран "