Иудейское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:59, контрольная работа

Краткое описание

Иудейское право - одно из первых форм права вообще, без представления о нем невозможно составить полноценную картину современной правовой ситуации. В нашей стране изучение иудейского права долгое время считалось занятием идеологически чуждым, предосудительным, вредным и ненужным в силу пресловутого "еврейского вопроса". В последнее время отечественные исследователи также обращаются к этому вопросу. М.Н. Марченко отмечает, что "необходимость и важность глубокого и разностороннего изучения иудейского права обусловливаются не только причинами философского или религиозно-этического порядка... Наряду с этим они предопределятся причинами сугубо прикладного, прагматического плана" .

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие и общая характеристика иудейского права…………………….4
2. Письменные источники иудейского права…………………………….....6
3. Традиции и обычаи как источники иудейского права………………….16

Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы……………………………………….......25

Содержимое работы - 1 файл

Контрольная работаИудейское право.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

     «Землю  не должно продавать навсегда –  назидательно говорит Бог иудеям, – ибо Моя земля», а вы являетесь «пришельцами и поселенцами у Меня». По всей земле «владения вашего дозволяйте выкуп земли». При этом устанавливаются в отношении каждого иудея следующие правила: а) если «брат твой обеднеет и продаст от владения своего, то придет близкий его родственник и выкупит проданное братом его»; б) если же «некому за него выкупить, то сам он будет иметь достаток и найдет сколько нужно на выкуп»; в) в этом случае «пусть он расчислит годы продажи своей и возвратит остальное тому, кому он продал, и вступит во владение свое»; и г) если же «не найдет рука его, сколько нужно возвратить ему, то проданное им останется в руках покупщика до юбилейного года, а в юбилейный год отойдет оно, и он опять вступит во владение свое».

     Древние иудейские традиции и обычаи, как это видно из библейских заповедей, не позволяли произвольно распоряжаться землей, как с обычной недвижимостью и товаром. Основная причина этого состояла в том, что по иудейскому преданию и древнему теократическому принципу единым и постоянным собственником земли является только сам Бог. Что же касается имеющих прямое отношение к нему «богоизбранных» иудеев, то они – лишь временные собственники земли – «пришельцы и поселенцы» и уже в силу этого право свободного распоряжения землей им не предоставлялось.

     Любая купля-продажа земли юридически рассматривалась как временная  сделка. Фактически она заменялась арендой, договор о заключении которой  оставался в силе лишь до очередного юбилейного года, отмечавшегося иудеями  каждые пятьдесят лет. Ибо если до наступления юбилейного года выкуп земли бывшим ее собственником оказывался невозможным, то в год юбилея она полностью возвращалась ему, причем без всякого выкупа.

     Данное  правило, наряду со всеобщим правом выкупа земли и ограничением ее продажи  лишь в пределах определенного срока («известного числа лет жатв»), было направлено на предотвращение полного отчуждения земельных участков от их обедневших владельцев, на предотвращение их полного обезземеливания и еще большего обеднения. Иными словами, право собственности на землю, как и различные формы распоряжения ею преследовали не только и даже не столько сугубо коммерческие цели, выражаясь современным языком, сколько общесоциальные и общегосударственные цели. Помимо всего прочего, это проявлялось в том, что под всякую сделку с землей, включая ее куплю-продажу, подводилась не только коммерческая, прагматическая, но и нравственная основа. Суть ее сводилась к соблюдению, помимо коммерческих правил, также и нравственных норм, содержавших в себе требования уважения, любви и справедливости по отношению к ближнему.

     «Если будешь продавать, что ближнему твоему, или будешь покупать что у ближнего твоего, – говорится по этому  поводу в книге Левит, – не обижайте друг друга». И дальше установочное повторение: «Не обижайте один другого; бойся Бога твоего, ибо Я Господь, Бог ваш».

     Данные  и иные им подобные принципы, трансформировавшиеся по мере развития иудейского общества в традиции и обычаи, оказали определенное влияние не только на эволюцию иудейского религиозного права, но и на процесс становления и развития в Израиле современного светского права.

     Среди источников иудейского права особую значимость имеет такой, необычный  для других правовых систем источник, как «наследие». В израильской  научной литературе этот источник именуется  также «культурным наследием» в широком смысле, «религиозным наследием» или же «иудейским правовым наследием».

     Однако  независимо от названия в понятие  «наследие» как источника иудейского права в целом вкладывается один и тот же смысл. А именно – констатируется факт перехода от одного поколения к другому сложившихся в течение всего периода жизни иудейского общества религиозных, культурных, национальных, этических, общесоциальных, бытовых и иных обыкновений – феноменов, оказывающих влияние на процесс формирования и развития иудейского права. В некоторых изданиях к этому дополняется, что в библейском смысле под «наследием» понимается также: а) «богоизбранный народ»; б) израильтяне и в) христианская церковь.

     «Наследие»  как источник иудейского религиозного права традиционно представляется в качестве естественно-правового источника, порожденного самим обществом и регулирующего, а точнее – упорядочивающего многочисленные и многообразные отношения, возникающие в рамках этого общества. Что же касается его связи с современным израильским государством, то «наследие», будучи естественным источником иудейского права, по мнению исследователей, возникает до государства и существует помимо и независимо от государства.

     В подтверждение сказанного в научной  литературе Израиля нередко даются ссылки на «естественное право» евреев возвращаться на постоянное место жительства на свою историческую Родину – Израиль, независимо от того, в какой стране они проживают и как долго они там находятся. Это право возникло задолго до того, как оно было закреплено в законодательстве Израиля (Законе о возвращении 1950 г.), и имеет свои нравственные, логические и юридические корни, по мнению исследователей, именно в «наследии».

     Еще во Второзаконии относительно иудейского народа в связи с этим говорилось: «Хотя бы ты был рассеян (от края неба) до края неба, и оттуда соберет тебя Господь Бог твой, и оттуда возьмет тебя». И далее: «И (оттуда) приведет тебя Господь Бог твой в землю, которою владели отцы твои, и получишь ее во владение и облагодетельствует тебя и размножит тебя более отцов твоих».

     О естественном характере права на возвращение евреев на свою историческую Родину, а также о том, что это  право исторически заложено в  самом «наследии» многократно повторялось  вслед за Библией и в других, самых разнообразных источниках. В 50-е годы XX в. оно широко использовалось как важнейший аргумент в пользу разработки и принятия соответствующего законодательства.11

     Так, обосновывая необходимость принятия Закона о возвращении евреев, тогдашний  премьер-министр Израиля Д. Бэн Гурион подчеркивал, в частности, что не государство «дарует это право евреям, живущим за границей, на поселение в Израиле», а как раз наоборот, «это право само создает условия для строительства израильского государства». Источник права на возвращение евреев, отмечает автор, следует искать «в исторических и никогда не прерывавшихся связях еврейского народа с его Родиной. Возникновение у евреев права на возвращение на свою историческую Родину по времени «предшествовало возникновению государства». Существование и реализация его «лишь подтверждает тот факт, что это право принадлежит каждому еврею уже в силу того, что он еврей».

     Говоря  о «наследии» как об источнике  иудейского религиозного права, следует  обратить внимание также на то, что  оно в отдельных случаях может выступать одновременно и в качестве источника израильского светского права. По отношению к другим источникам израильского права, как свидетельствует теория и практика, «наследие» выполняет далеко не главную роль. Но, тем не менее, оно в практическом плане как источник права время от времени весьма активно проявляется и к тому же в отдельных случаях даже законодательно закрепляется.

     В качестве примера можно сослаться  на статью первую закона под названием  «Основы права» (Foundation of law), принятого в 1980 г., которая гласит, что если суд в процессе рассмотрения дела не может найти ответ на возникший вопрос «в статутном или судебном праве (case law), или не может решить его путем применения аналогии, то он должен рассмотреть его и принять решение, сообразуясь с принципами свободы, справедливости, беспристрастности и мирного израильского наследия».

     Возможность использования «наследия» в качестве источника израильского светского  права находит отражение и  в некоторых других законодательных  актах.

     Одним из древнейших источников иудейского права является доктрина. Она понимается в самом широком смысле, а именно – и как писания богословов, и как мнения различных иудейских академических школ, и как раввинские идеи и взгляды относительно понимания и толкования различных библейских положений и текстов.

     На  ранних стадиях развития иудейского права доктрина играла решающую роль. Поэтому, как не без оснований  утверждает проф. З. Фальк, изучая иудейское право с момента его зарождения, мы должны обращать внимание, прежде всего именно на «литературные источники», в которых содержатся различные идеи, положения и взгляды, оказавшие на него доминирующее влияние. В этот период, констатирует автор, «ни государство, ни другие социальные структуры не играли решающей роли в процессе формирования норм иудейского права и институтов». Эту роль выполняли «труды ученых-богословов, которые зачастую осуществляли функции и законодателей и правоприменителей».

     По  мере развития иудейского права важность доктрины как источника права  значительно уменьшилась. Она была вытеснена более прагматичными толкованиями раввинов и их судов. Однако тем не менее доктрина как источник иудейского религиозного права в настоящее время сохраняется, и вместе с доктринами израильского светского права (такими, например, как доктрина «благоразумия») она продолжает играть определенную правообразующую, правоприменительную и правоохранительную роль. 

 

     Заключение 

    Постижение  иудейского права позволяет решить по крайней мере две важные теоретические  проблемы. Это вопросы: что появилось раньше: право или государство и может ли право существовать без государства? Юридические нормы Торы и Талмуда, на которых основывалось, в частности, еврейское судопроизводство, таким образом, были сформулированы и существовали независимо от государства, задолго до его появления у евреев, до первых царей - Саула, Давида, Соломона, а потому, по Торе, вначале появляется право и Закон, а уже следом - власть и государство. Для древних евреев власть, тем более личная власть, не носила сакрального характера. Согласно иудаизму право и закон, дабы быть справедливыми, должны иметь божественное происхождение, должны быть от Бога. В силу этого право и закон первичны, а государство и власть вторичны. В этом состоит существенное отличие еврейского права от права подавляющего большинства других стран, где закреплен приоритет государства перед правом. Сказанное, кстати, объясняет, почему, когда те или иные древние народы лишались государственности, их правовые системы постепенно теряли свою силу и исчезали, тогда как еврейское право продолжало существовать и развиваться как право самобытное и независимое даже после того, как еврейская государственность перестала существовать, а также то, почему, находясь большую часть своей истории под юрисдикцией нееврейской государственности, евреи сохранили свое право вплоть до настоящего времени. Менялись правители, распадались и складывались государства, сами общины могли сняться и перебраться в другое место, но Закон и внутренний уклад оставались прежними. Еврейское право не прекратило своего существования с падением древней еврейской государственности. Оно сохранялось в разбросанных по всему миру общинах. И обращение к древнему праву было тем строже, чем жестче главы общин и раввинат стремились сохранить традицию и собственную правовую культуру.

    Следование  Закону и закону является имманентной  чертой иудейского правосознания, многотысячелетнего следования писанию, исследования тонкостей  и нюансов доктрины, споров и рассуждений  о предмете веры.

    Иудейское правосознание поэтому обусловлено теми ценностными ориентирами, которые были заложены многовековым опытом социального познания еврейского народа. Идея строгого бескомпромиссного монотеизма, жесткой борьбы с идолопоклонством, формального равенства людей между собой в их служении Всевышнему стала привлекательной для весьма широкой и разнородной цивилизационной организованности. Христианство и ислам, во много раз превосходя по численности и влиянию иудаизм, тем не менее генетически и идеологически являются "дочерними" религиями иудаизма. В той же мере европейские правовые системы и исламская правовая система несут в себе идеи иудейского права как ценного феномена мировой цивилизации.

 

     Список использованной литературы 

  1. Грубарг М. Основные элементы учения иудаизма о  государстве и праве // Государство и право. 2002. N 5.
  2. Малахов В.П. Философия права. М., 2010.
  3. Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. М., 2001.
  4. Пилкинтонгон С.М. Иудаизм. М., 2001.
  5. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. М., 2000.
  6. Уилсон М. Влияние иудаизма // Религии Мира. М.-Минск, 1994.

Информация о работе Иудейское право