Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:07, курсовая работа
Приступая к анализу современной формы российского государства, прежде всего, следует иметь в виду, что российское государство и российское общество, утверждая федеративную структуру страны, должны рассматривать федеративное устройство не как самоцель, а как средство более эффективного государственного управления. Иными словами, не федеративный принцип ради самого федеративного принципа, а федерация ради обеспечения социального и экономического прогресса.
Введение. 2.
I. Понятие и структура формы государства. 5.
II. Форма правления в России: 9.
II.1 Понятие формы правления. 9.
II.2 Особенности российской республики. 10.
III. Форма государственного устройства России. 11.
III.1 Понятие форма государственного устройства. 11.
III.2 Особенности российского федерализма. 12.
IV. Политический режим Российского государства: 14.
IV.1 Понятие политического режима. 14.
IV2. Особенности российского политического режима. 15.
V. Перспективы развития формы Российского государства. 19.
Заключение. 23.
Список литературы. 24.
Вместе с тем следует отметить, что жесткой зависимости содержания и каждого из элементов формы не существует. Излишняя детерминированность, на которой настаивают сторонники марксистстско-ленинского подхода, не всегда оправдана. Социальное содержание может определять (например, в абсолютной монархии), а может и не определять те или иные формы (например, тоталитарный режим может существовать в условиях политического властвования различных социальных сил). Связи содержания и формы, зависимость последней от содержания отчетливо обнаруживаются в деятельности органов государства на местах (губернаторы в Саудовской Аравии (как правило, родственники монарха) сильно отличаются своим положеним от безвластных , по существу, губернаторов штатов в Индии), в структуре и функционировании третьей власти – правосудия (без учета роли мусульманских судов, например, в Омане вряд ли удастся адекватно понять форму государства в этой стране), в порядке формирования верхушки государственного аппарата (без этого не понять теократическую форму государства в Иране, где многие высшие государственные постымогут занимать только священнослужители, имеющие определенный духовный сан), в деятельности контрольной власти (в том числе конституционных судов, некоторые решения которых, например, в России, имеют политический характер, отражают особенности социальной природы власти , этнического состава страны и др.). Такие связи иногда обнаруживаются в структуре федерации (например, в Бельгии она определяется одной из сторон социального фактора – отношениями различных этнических общностей). Напротив, трудно усмотреть доминанту социального содержания в федеративной форме Коморских островов, которая определяется прежде всего географическими факторами (каждый остров-субъект федерации). При разном социальном содержании государства федерациями являются Россия и Пакистан, не определяется социальным содержанием чатое применение референдумов в Швейцарии, отражающее обратные связи государственной власти с населением, и неприменение этой формы связей в США (на федеральном уровне в США не проводилось ни одногореферендума).
В высокоразвитой Великобритании и полуфеодаоьном Непале существует одна и та же форма правления – парламентарная республика, в ФРГ и Пакистане, где в политической власти доминируют разные социальные слои, существует федерация, демократический режим существует в США и Индии при неодинаковом содержании государственной власти и т.д. Различия в социальной природе оказывабт нередко влияние, как видно из сказанного, не на сами основы формы государства, правления или территориально политического устройства, а на их особенности (абсолютная монархияможет существовать при одной расстановке классовых сил, а парламентарная – только при другой, но все равно это – монархия).
Рассматривая
связи содержания и формы, исследователи
нередко ограничиваются социальным
содержанием. Такой подход долгое время
существовал в отечественной литературе,
его использовал и автор данной работы.
Более внимательный анализ, однако, свидетельствует,
что содержание государства имеет и другие
стороны. Оно включает такие отношения,
которые связаны с наличием управленческой
элиты и необходимого кадрового состава
для выполнения организационных задач,
отношения, вытекающие из экологических
проблем, из взаимосвязей с другими государствами
и т. д. Да и само социальное содержание
нельзя сводить только к отношениям классов
и социальных слоев, как это нередко бывает.
Социальное содержание включает национальные,
этнические отношения, отношения территориальных
коллективов – определенных регионов
государства даже при одинаковом этническом
составе их населения, проблемы, связанные
с положением женщин и т.д. Все эти моменты
в той или иной степени могут оказывать
свое влияние на различные стороны формы
государства. Наличие необходимого кадрового
состава дает возможность построить государственный
аппарат на иных началах, чем там, где этого
нет, отношения этносов и регионов самым
тесным образом связаны с вопросами территориальной
и национально-культурной автономии, экологические
проблемы вызывают к жизни создание особых
округов со специфическими формами управления,
эти округа не входят в общую систему административно-
Во многих случаях те или иные случаи государственной формы не зависят от социального содержания государства или вообще от его содержания, а определяются другими факторами – географическими условиями, традициями, общественной психологией, а иногда и волюнтаристическими действиями правящих личностей-диктаторов (таково было, например, провозглашение президентом Бокассой империи в Центрально-Африканской республике в 1976 г.).
Понятие
формы государства в
II.
Форма правления в России:
II.1
Понятие формы
правления.
Форма правления является одной из важнейших частей формы государства. Понятие формы государство зародилось еще до нашей эры. Аристотель писал о разграничении формы правления в зависимости от того, «осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия)»1. В принципе вплоть до сегодняшнего времени указанный критерий остался: формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу.
Форма правления «раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании»2 показывает, как образуется высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют, какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами. Под этой формой понимается организация власти, характеризуемая ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном государстве. Также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, то есть демократическим или недемократическим способом они образованы. Недемократическим путем формируются, например, высшие органы государства при наследственной монархии.
Таким
образом, под формой правления подразумевают
организацию верховной
Форма государственного правления дает возможность уяснить:
как создаются высшие органы государства, и какого их строение;
как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;
как
строятся взаимоотношения между
верховной государственной
в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.
По указанным признакам формы
государственного правления
монархические (абсолютные, конституционные)
республиканские
(президентские, парламентские)
II.2
Особенности российской
республики.
Республиканская
форма правления в России имеет
особенности по сравнению с типичными
формами президентской и
В
современных демократических
Развивая теорию конституционного государства, одним из первых в русской правовой мысли на это указывал Б.А.Кистяковский. Опасность формального характера неограниченного народного суверенитета видел русский мыслитель Н.А.Бердяев, который писал: “Остается неизвестным, чего захочет суверенный народ, когда все будет предоставлено его воле, какой строй жизни пожелает создать он” [9; 159].
С другой стороны, деспотический для прав личности характер может иметь государство, построенное на принципе народовластия, если такое государство конституционно не ограничено. Об этом свидетельствует опыт диктатуры якобинцев в эпоху Великой французской революции или диктатуры пролетариата после Октябрьской революции. Суверенитет народа должен быть ограничен правами личности. Этот демократический принцип требует толерантности к правам меньшинства. Понимая под народом в юридическом смысле совокупность всех граждан, следует учитывать, что интересы и потребности социальных слоев различны. Поэтому политическое представительство должно отражать многообразие общественных интересов, препятствовать росту неравенства и концентрации власти в руках одной партии или узкой группы людей.
Парадоксальность
всех теорий суверенитета отмечал К.Поппер.
Отдельные разновидности теории
суверенитета, согласно которым “править
должен мудрейший или наилучший,
или закон, или большинство”, противоречивы,
т.к., например верховная воля народа может
быть использована для попрания сначала
законов, а потом и самой свободы [10; 163-164].
Следовательно, принцип народного суверенитета
может быть принят только с ограничениями.
В то же время он должен означать решающее
участие народа в создании государственных
учреждений, организации и осуществлении
государственной власти через институты
представительной и непосредственной
демократии.
III.
Форма государственного
устройства России:
III.1
Понятие формы государственного
устройства.
История
существования государства
При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства – конфедерация, но на современной политической карте мира она фактически не встречается.
Также
необходимо добавить, что форма государственного
устройства делится на две группы: внутренние
и межгосударственные устройства. К внутренним
можно отнести унитарную и федеративную
форму государственного устройства, а
к межгосударственным – конфедерацию.
Конфедерация государств не рассматривается,
как внутренняя форма государственного
устройства, потому что является союзом
государств, объединением международно-правового
характера с международным договором.
Также стоит заметить, что многие авторы
полагают, что конфедерация не является
самостоятельным государством, а всего
лишь содружеством, «союзом абсолютно
независимых государств, созданным для
достижения каких - либо конкретных целей
(оборона от общего врага, экономическое
развитие, политическое объединение и
т. д.)»4.