Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 16:07, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы сформулировать основное содержание англосаксонской правовой семьи, что обусловливает следующие основные задачи исследования:
1. определить роль и место англосаксонской правовой семьи среди иных правовых семей;
2. рассмотреть историю возникновения, становления и развития англо-саксонской правовой семьи;
3. проанализировать структуру и источники права, а также основные подходы к их роли и месту в англосаксонской правовой семье;
4. сравнить правовые системы Англии и США, выделить общее и особенное в их структуре и источниках права.
Введение……………………………………………………………………………………. 3
Вопрос 1.История формирования англосаксонской правовой семьи…………………...5
Вопрос 2.Структура и источники права……………………………………..…………..15
Вопрос 3. Правовая система Англии и США: общее и особенное. Особенности права США: прецедент и законодательство, деятельность Верховного суда………………...22
Заключение………………………………………………………………………………....31
Список используемой литературы………………………………………………………..33
Характерной особенностью Вестминстерского суда было то, что они были судами исключительной компетенции, причем для каждого вида подведомственных им дел существовала особая процедура их рассмотрения.
Суды, которые представляли интересы королевства и Короны, получили в Англии самую полную юрисдикцию, а суды, рассматривавшие споры частного права, исчезли, а вместе с ними исчезло в Англии и само понятие частного права.
Английский судебный процесс также носит публичный характер, а не частный.
Впоследствии в связи с большими социальными изменениями в феодальной Англии (развитие товарно-денежных отношений, рост городов, упадок натурального хозяйства) возникла необходимость выйти за жесткие рамки закрытой системы уже сложившихся прецедентов. Эту роль взял на себя королевский канцлер, решая в порядке определенной процедуры споры, в связи с которыми их участники обращались к королю. Таким образом, параллельно с общим правом сложилось так называемое право справедливости.
Право справедливости (англ. Equity) - правовая система, действовавшая в Англии с XIV в. параллельно с системой общего права. Право справедливости как система складывалась постепенно в связи с тем, что из-за крайнего формализма общего права граждане часто не имели возможности обратиться с иском в королевские суды. В этих случаях или при недовольстве принятым решением они могли обратиться к королю с просьбой «о милости и справедливости». В связи с тем, что число жалоб росло, при лорд-канцлере создавался целый аппарат с собственным порядком разрешения дел, который постепенно стал рассматриваться как Канцлерский суд (Chancery). Поскольку этот суд не был связан нормами общего права, считалось, что он руководствуется принципами справедливости (отсюда название "суд справедливости"). В ходе деятельности Канцлерского суда сложились особые нормы, основанные на прецедентах, совокупность которых и образовала право справедливости. Наиболее широкие полномочия суд справедливости имел в области гражданских правоотношений, т.к. громоздкая, формализованная система общего права не поспевала за потребностями экономического развития.
Суд лорд-канцлера был не вправе отменить решение суда общего права, на которое была принесена жалоба, но он мог вынести своё решение, которое, в конечном счёте, парализовало решение суда общего права либо существенно его изменяло.
Со временем менялась природа права справедливости. Лорд-канцлер как политическое лицо и судья не претендовал на суд по законам морали и превращался все более и более в «юриста». С 1621 года был разрешен контроль палаты лордов за решениями суда канцлера. Суды общего права в этих новых условиях склонны были допускать вмешательство канцлера, если оно было основано на прецеденте.
По
всем этим причинам английское право
сохранило и до наших дней двойственную
структуру. Наряду с нормами общего
права, сложившимися в ходе деятельности
Вестминстерских королевских
XIII век - эпоха формирования общего права, XVI век - эпоха развития права справедливости, — вот те рубежи, когда вырисовываются характерные черты структуры английского права.
Современный период англосаксонской правовой семьи определяется с 1832 г. и продолжается до настоящего времени. Для этого периода характерны развитие идей демократии и развитие законодательства. В 1832, 1833 и 1852 годах произошли радикальная реформа и модернизация права. Также произошла систематизация общего права.
В 40—50-х гг. XX в. в Великобритании принято много законодательных актов, но применение закона и его толкование зависят в основном от самого суда.
В результате законодательство стало более важным источником права, нежели нормы, сформулированные в прецедентах. Однако возрастание роли законодательства не означает, что судебный прецедент утратил своё значение в качестве полноценного источника английского права. До сих пор сохраняются определённый круг правовых вопросов, который регулируется непосредственно нормами общего права (некоторые виды договоров, вопросы ответственности за нарушение обязательств и многие другие гражданские правонарушения). Также одной из основных черт английской правовой системы является то, что все вновь изданные законодательные акты мгновенно «обрастают» огромным количеством судебных прецедентов, без которых акты просто не могут функционировать, так как прецеденты уточняют, развивают и очень подробно детализируют законодательные формулировки.
В 1873 — 1875 годах организация судов также была значительно модифицирована. Акты о судоустройстве (Judicature acts) ликвидировали формальное различие между судами общего права и канцлерскими судами справедливости. Все английские суды получили право применять и нормы общего права, и нормы права справедливости, в отличие от прежде существовавшего положения, при котором надо было обращаться в суд общего права, чтобы получить решение по общему праву, и в канцлерский суд, чтобы получить решение на основании норм права справедливости.
Законы и регламенты приобрели масштаб и значение, несравнимые с теми, что были раньше. Издание нормативных управленческих актов и их применение породили ряд новых проблем, вызвав множество конфликтов между органами управления и гражданами. Наряду с судами, действующими на основе общего права, появилось немало других инстанций, призванных рассматривать дела, порожденные новыми законами. Стало очевидным, что традиционные суды будут захлестнуты потоком дел, если только они будут принимать решения по этим новым спорам.
На протяжении XX века среди источников английского права существенно повысилась роль делегированного законодательства.
Делегированное законодательство - издание правительствами буржуазных стран по уполномочию парламента нормативных актов, имеющих силу закона.
Особенно в таких областях, как здравоохранение, образование, социальное страхование, а также относительно некоторых правил судопроизводства. Высшей формой делегированного законодательства является «приказ в Совете», издаваемый правительством от имени королевы и Тайного совета. Многие акты делегированного законодательства издаются министерствами и другими ведомствами по уполномочию парламента.
Также намечается линия сближения между английским и континентальным правом. Это выражено потребностями международной торговли. Новый импульс к этому сближению дало вступление Великобритании в 1972 году в Европейское экономическое сообщество. Это привнесло новые черты и тенденции в английское право.
Еще
одной особенностью англосаксонской
правовой семьи является то, что
исторически сложилось превалир
В настоящее время английская судебная процедура упростилась. Участие присяжных в делах встречается достаточно редко. С другой стороны, значительно обогатилось материальное право, достигнув высокой степени определенности. Основные принципы английского права были систематизированы. Подготовка процесса остается традиционно тщательной, сохраняется разработанная до мелочей система доказательств. Внимание английских юристов веками было обращено на судебную процедуру и очень медленно переносится нормы материального права.
Таким
образом, можно сказать, что англосаксонская
правовая семья складывалась много столетий
и на протяжении этого времени приобрела
множество характерных черт и особенностей,
которые свойственны лишь ей.
Англосаксонскую правовую систему, можно рассматривать с точки зрения трех критериев:
Нормативная сторона англосаксонской системы права определяется наличием двух видов норм: законодательных и прецедентных. Законодательные – правила поведения общего характера. Прецедентные – строго определенная часть судебного решения по данному конкретному делу. Судебное решение состоит из:
-
юридического заключения по
- и части носящей убеждающий характер «попутно сказанного» («obiter dictum»).
К прецедентной норме относят только первую часть судебного решения, а вторая часть является необязательной для других судей.
В своих судебных решениях юристы стран с английской системой права предпочитают не формулировать правила общего характера, т. к. у них существует презумпция неприменения широких правовых принципов8.
К источникам англосаксонского права можно отнести судебный прецедент, правовой обычай, правовую доктрину и закон (см.приложение).
Судебный прецедент долгое время был главной формой выражения и закрепления норм английского права. Прецеденты создаются только высшими судебными инстанциями (Палатой лордов, Судебным комитетом Тайного совета (по делам государств – членов содружества), Апелляционным судом и Высоким судом. Нижестоящие суды прецедентов не создают. Каждая судебная инстанция обязана следовать прецедентам, выработанным вышестоящим судом и созданным ей же. Важную особенность прецедента во внутригосударственном праве составляет такой элемент, как общеобязательность, всеобщность и устойчивость его применения. Правило прецедента гласит: «stare decsis» (решать так, как было решено ранее). В 1966 году Палата лордов сделала заявление, в котором допускала возможность отмены ранее созданных ею прецедентов, в случае установленной необходимости. Это стало исключением из жесткого правила прецедента. Также в судебном прецеденте содержится особый элемент — ratio decidendi (сущность решения), который в дальнейшем используется судами. Ratio decidendi определяется английскими авторами как «правоположение, применяемое к правовым вопросам, возникающим в связи с установленными судом фактами, на которых основано решение»9. Однако признавая судебный прецедент источником права, некоторые авторы вместе с тем отмечали следующее: «мы имеем в виду общую, принципиальную сторону рассматриваемого явления и далеки от мысли придавать ему безусловно-обязательную силу независимо от конкретных обстоятельств, в которых он применяется»10.
Необходимым условием действия системы общего права является публикация прецедентов. При публикации делается определенный отбор: публикуется 75% решений палаты лордов, 25% решений Апелляционного суда и только 10% решений Высокого суда11. Таким образом, вполне можно отсеять решения, которые не следует считать прецедентами. Решения публикуются в так называемых Ежегодниках, издаваемых с конца XIII века и в различных сборниках («Weekly law reports» и т.д.).
Вторым источником англосаксонского права является статут (закон) и различные подзаконные акты, принятые во исполнение закона (английские юристы объединяют их под названием вспомогательного законодательства). Классическая теория общего права видит в законе лишь второстепенный источник права. Согласно ей, закон привносит лишь ряд поправок и дополнений к праву, созданному судебной практикой. Принципы права не содержатся в законе12. Принятые органом, представляющим нацию – парламентом, законы должны в точности применяться судьями, однако, в связи с тем, что они вносят лишь некоторые исключения в общее право, должны толковаться ограничительно. Судьи, конечно, применяют закон, но норма, которые он содержит, принимается окончательно в английское право после того, как она будет неоднократно применена и истолкована судами, и в той форме, а также в той степени, какую установят суды.
Статут
имеет приоритет перед
Еще одним из источников английского права являются правовые обычаи. По мнению юриста Э. Глассона, англосаксонская система права основана, прежде всего, на обычаях и варварском праве. Его значение весьма второстепенно и не сравнимо с основными источниками. Роль обычая не может быть значительна в силу давно установленного правила, согласно которому обычай можно считать обязательным, только если он имеет характер старинного (т.е. те обычаи, существовавшие до 1189 года). В настоящее время роль этого источника заметно уменьшилась, однако, исторически обычаи оказали очень большое влияние на правотворчество (в первую очередь в конституционном праве, где обычай играет ведущую роль ввиду отсутствия писаной конституции).