Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:30, курсовая работа
Целью данной работы является выяснение конкретных проблем многодетных семей и роли государства в помощи многодетной семье.
Для достижения цели перед нами ставятся следующие задачи:
1. Дать понятие многодетной семье;
2. Охарактеризовать многодетную семью;
3. Изучить материальные условия жизнедеятельности многодетных семей;
4. Определить и описать проблемы многодетных семей;
5. Описать систему социальной помощи многодетным семьям;
6. Описать социальный проект.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Многодетная семья как социальное явление.
1.1 Характеристика многодетных семей………………………………………...4
1.2 Материальные условия жизнедеятельности многодетных семей…………8
Глава 2 Социальная помощь многодетным семьям.
2.1 Проблемы многодетных семей……………………………………………...20
2.2 Система социальной помощи многодетным семьям…………………...…25
Глава 3 Социальный проект «Мы вместе».
3.1 Название и цель проекта…………………………………………………….28
3.2 Планируемые результаты……………………...……………………………28
3.3 Группа людей, в интересах которой осуществляется проект………….....28
3.4 Обоснование необходимости проведения проекта………………………..28
3.5 Основные этапы и виды деятельности……………………………………..29
3.6 Необходимые ресурсы для реализации проекта………………..…………29
Заключение….......................................................................................................30
Литература………………………………………………
Последний вывод особенно важен, если вспомнить данные отечественных авторов о том, что увеличение зарплаты мужа тесно связано с резким возрастанием доли жен-домохозяек.
Здоровье супругов. А. Г. Харчев и С. И. Голод еще в начале 1970-х годов со ссылкой на данные П. Величкене отмечали, что с увеличением количества детей в семье работающая мать болеет более часто, чем отец. Вообще среди мужчин чаще всего болеют холостяки в возрасте до 24 лет. С этим выводом солидарны и другие исследователи, указывая на то, что «семейная жизнь и даже увеличение количества детей в семье на здоровье мужчины отражаются весьма благотворно, в то время как на здоровье женщины — наоборот» (Харчев, Голод)[2].
Психологические качества многодетных матерей. Еще в самом начале 1970-х годов в одном из американских исследований (Clark-son et al.) была прослежена взаимосвязь между формированием у женщины относительно маскулинной Я-концепции и статистически значимо меньшим размером ее семьи, по сравнению с женщинами со стереотипно женственной Я-концепцией[3].
Позитивные полюса стереотипно мужских качеств группировались вокруг рациональности, компетентности, активности и зрелой индивидуальности человека, способного эффективно функционировать в обществе. Они были названы кластером «компетентности».
Аналогичными полюсами для типично женских качеств были мягкость, чувствительность и экспрессивность, что обозначалось кластером «теплота и экспрессивность».
«Фоновыми» (выровненными в двух группах) характеристиками матерей были:
1) количество детей;
2) количество лет формального образования;
3) количество лет работы после окончания учебы.
Было обнаружено, что матери, обладающие более высококомпетентной Я-концепцией, имели статистически значимо меньшее количество детей (в среднем 3,12), чем низкокомпетентные (3,98). Эти различия статистически значимы на уровне 0,25.
Вместе с тем усвоение стереотипно ценимых в мужчинах черт не означало отказа от социально одобряемых женских черт. В то время как Я-концепции двух групп матерей отличались (хотя статистически незначимо) только по качествам, которые были противоположны стереотипно ценимым женским чертам.
Таким образом, женщины, отвергающие наличие у себя черт стереотипа женственности, подразумевающего низкую компетентность и незрелость, имели меньше детей, чем женщины, усвоившие эти нежеланно-женские черты.
Детско-родительские отношения. Специфика и качество воспитания по сей день остаются малоизученными отечественной наукой. Однако это не мешает на уровне здравого смысла считать многодетных матерей успешными воспитателями и, например, планировать их привлечение к работе в альтернативных дошкольных учреждениях (Гомельская, Гришаева).
Вместе с тем в 1992 году был проведен опрос[4], по мнению авторов которого, детско-родительские взаимоотношения в многодетных семьях оказались менее тесными.
В частности, «подросток из многодетной семьи в меньшей степени ориентирован на воспроизводство отношений по типу родительской семьи...» (Ачильдиева). Об этом же свидетельствуют данные Е. Н. Петровой, согласно которым если в семье один ребенок, то не задумывались о его будущей профессии только 9,2% родителей, если двое, то уже 26,3%, а если пятеро и более — больше половины.
Далее будут рассмотрены качественные параметры детей из многодетных семей.
Здоровье детей. Репрезентативное исследование, проведенное в Москве в начале 1980-х годов, обнаружило, что возможности планирования рождения детей в многодетных семьях почти не использовались. При изучении заболеваемости в зависимости от порядкового номера появления в семье ребенка было установлено, что меньше всех болеют третьи дети. Дети более высоких порядков госпитализировались на первом году жизни чаще, чем первые три ребенка.
Подростки из многодетной семьи немного чаще говорят о хроническом заболевании и простудах, чуть чаще употребляют алкоголь, немного чаще курят, чем в контрольной группе. Однако более выраженными оказались тендерные различия: девочки оценивали собственное здоровье в среднем хуже, чем мальчики. В целом, видимо, дети из многодетных семей обладают повышенным риском ухудшения здоровья (Ачильдиева).
Психологические особенности детей из многодетных семей. По контрасту это попытка сравнить особенности детей и детско-родительских отношений в много- и однодетных семьях (поскольку бездетные семьи малоизученны).
Во-первых, опыт психокоррекционной работы с детьми свидетельствует, что единственные дети чаще подвержены страхам, видимо, вследствие более тесного эмоционального детско-родительского контакта. Однако вероятность эмоциональных нарушений в целом выше для старших детей в семье, что обусловлено, с одной стороны, недостаточной опытностью родителей при воспитании первенца, а с другой — трудностями адаптации именно старшего ребенка к появлению сиблингов (братьев/сестер).
Во-вторых, вопреки широко распространенному мнению об «избалованности» и «эгоизме» единственного ребенка в семье, имеются зарубежные данные о более высоких уровнях интеллекта, притязания и самоуважения, лучшем контакте со сверстниками у таких детей. Не в последнюю очередь это связано с лучшими воспитательными условиями, созданными в семье для таких детей: они получают больше родительского внимания, живут в атмосфере меньшей напряженности во внутрисемейных отношениях и лучшего материального положения.
Вместе с тем, согласно другим американским данным, дети из малодетных семей обладают более высокой самооценкой, но в то же время более зависимы, властны и менее ответственны по сравнению с детьми из многодетных семей.
Аналогично в одном из российских исследований (Ачильдиева) отмечается, что дети многодетных городских семей в сравнении со своими сверстниками отличаются заниженной самооценкой.
Жизнь подростка в многодетной семье не приводит к формированию у него установки на многодетность. По данным 1992 года, такие московские подростки в своей собственной семье хотели бы иметь 1-3 детей. По-видимому, эти ориентации реалистичны, так как, по другим данным, многодетные родители в большинстве случаев не вышли из такой же семьи.
Примыкает к этому факт, согласно которому и вопреки распространенному мнению, более раннее и интенсивное включение подростка из многодетной семьи в домашнюю работу не меняет (в сравнении с детьми из других семей) его отношения к ней.
И, наконец, обследование младших школьников из семей с единственным ребенком и семей с 4-5 детьми показало, что интеллект (как вербальный, так и невербальный) у последних детей ниже. Кроме того, у них хуже показатели внимания и мышления, больше импульсивность поведения, а в итоге — их школьная успеваемость ниже.
Преступность детей из многодетных семей. Бедность родительской семьи, сниженные интеллект и самооценка, трудности школьной адаптации при наличии широкого круга дружеского общения у детей из многодетных семей — все эти характеристики неплохо согласуются с особенностями молодежной делинквентности. Действительно, имеются выборочные статистические данные о семьях подростков-правонарушителей в шести областях РСФСР. Согласно этим данным, «семьи с тремя и более детьми составляют около половины (47,2%), превышая в 3,5раза соответствующий показатель в общем составе семей по выборочным исследованиям ЦСУ РСФСР».
Социальный контекст многодетности. По результатам изучения общественного мнения, в России только 3% населения относятся к многодетной семье резко отрицательно (Ачильдиева, Синельников). Однако, например, в Литве, по данным 1992 года, 56% родителей, имеющих трех и более детей, отмечают негативное отношение к себе окружающих (Zvinklene). Кроме того, уже в начале 1970-х годов отмечалось, что с увеличением количества детей в семье помощь всех родственников в воспитании снижается за счет старших детей (Харчев, Голод). Не исключено, что родственники и другие представители социального окружения с увеличением количества детей в семье (и возраста супругов) начинают считать последних все более ответственными за семью и детей, пересматривая свое отношение к ней.
Юридический контекст многодетности. Юридические меры, направленные на стимулирование рождаемости, были различными, иногда противоречивыми и распределялись неравномерно на протяжении истории существования СССР.
Российские декреты о гражданском браке и о расторжении брака, Семейный кодекс 1918 года, Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 года преимущественно регулировали вопросы вступления в брак и его расторжения (отделив их решение от церкви), уравняли права брачных и внебрачных детей, а также устраняли различия между зарегистрированным и фактическим браком и, наконец, допускали развод по требованию только одного супруга.
С 1920 по 1936 годы были легализованы, а затем вновь запрещены аборты в связи с «моральными пережитками прошлого» и «тяжелыми экономическими условиями».
В том же 1936 году была введена система пособий на детей, начиная с седьмого по очередности и действующая в течение пяти лет после рождения ребенка.
В 1944 году был принят указ о расширении помощи многодетным матерям и об увеличении материальной помощи роженицам и одиноким матерям, согласно которому выплата пособия производилась при возрасте ребенка от 3 до 5 лет, начиная с третьего ребенка и на каждого последующего (4-7 руб. в месяц). Этим же указом учреждались медали и ордена материнства. На селе многодетным матерям выделялась земля для сенокошения и выпаса скота.
В 1963 году введены ежемесячные пособия (по 35 руб.) семьям солдат и матросов срочной службы.
В 1981 году принят ряд мер, направленных на облегчение режимов труда и отдыха работающих матерей с двумя и более детьми:
♦ дополнительный 3-дневный отпуск;
♦ право на отпуск в удобное время;
♦ 2-недельный отпуск без сохранения зарплаты.
Кроме того, введены единовременные пособия на первого ребенка — 50 руб., на второго и третьего — по 100 руб.
Предприятиям и колхозам разрешалось выдавать ссуду 1500 руб. сроком на 8 лет семьям с одним ребенком, где возраст одного из супругов не превышал 30 лет. При этом рождение второго ребенка погашало 200 руб., а третьего — 300 руб. этой ссуды.
В 1983 году для лиц, имеющих на иждивении четырех и более человек, подоходный налог был снижен на 30%, а оплата в детских дошкольных учреждениях — на 50%.
В 1985-1988 годах отдельными ведомствами и регионами принимались меры по охране материнства и защите малообеспеченных семей.
В 1990 году были узаконены:
♦ продление оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет;
♦ повышение размера ежемесячных пособий на детей любой очередности от 1,5 до 6 лет до 50% минимальной зарплаты;
♦ введена ежемесячная компенсация (40 руб.) на каждого ребенка до 16 лет;
♦ введены ежегодные пособия (200-280 руб.) детям в возрасте до 6, до 13 и до 18 лет.
Таким образом, многодетная семья как социальный феномен и объект декларируемой заботы государства обладает целым рядом характеристик, свидетельствующих о ее социальной дезадаптированности. Это касается как материальных условий жизнедеятельности семьи (материальное положение, жилищные условия), так и, что особенно важно, качественных параметров членов семьи (и супругов, и их детей).
Кроме того, недостаток надежных эмпирических исследований по изучению взаимосвязи качества воспроизводства человека в семье и количеством детей в ней нередко переводит обсуждение этой темы в морально-этическое, нравственное и даже религиозное русло. Но сложность, видимо, состоит в том, что «факты однодетности или многодетности предопределяют результаты воспитания не сами по себе, а лишь в системе других, не менее важных для формирования личности ребенка факторов...» (Харчев, Мацковский).
И наконец, при обсуждении многодетности самого пристального внимания заслуживает вывод современных исследователей о том, что «в многодетной семье часто происходит уменьшение индивидуальных затрат, как времени, так и материальных средств, что почти всегда ведет к ущемлению положения ребенка, его прав, деформации процесса социализации» (Ачильдиева).
Таким образом, в качестве социального института многодетная семья, несмотря на благоприятный в целом социальный и юридический контекст, по условиям своей жизни остается социально-дезадаптированной. Такие групповые характеристики многодетной семьи, как гибкость, сплоченность семейных отношений и удовлетворенность супругов своим браком, смещены в сторону более низких значений. Личностная особенности членов таких семей (образование и квалификация родителей и детей, здоровье, школьная успеваемость и даже правопослушность детей) тоже свидетельствуют скорее о социальной дезадаптированности последних. Тогда многодетная семья по своим параметрам приближается к выделенному типу социально-мимикрирующей (формальной) семьи. Она, выполняя свою количественно воспроизводственную функцию населения в условиях более или менее благоприятного социального/юридического контекста, по своим групповым и личностным особенностям «не вписывается» в социум и остается сокращающимся социальным меньшинством, отличающимся, помимо прочего, своими базовыми ценностями, нередко религиозно окрашенными.
Глава 2. Социальная помощь многодетным семьям
2.1. Проблемы многодетных семей
Информация о работе Технологии социальной работы с многодетными семьями