Сущность социальной работы и этапы ее становления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить теоретические аспекты социальной работы - ее сущность, объект и предмет, этапы становления, современное состояние и перспективы развития.
Задачи:
1) раскрыть сущность социальной работы;
2) рассмотреть объект и предмет социальной работы;
3) проанализировать этапы становления теории социальной работы;
4) раскрыть современное состояние теории социальной работы в России;
5) рассмотреть перспективы развития теории социальной работы в Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЭТАПЫ ЕЕ
СТАНОВЛЕНИЯ………………………………………………………………....5
1.1 Сущность социальной работы, ее объект и предмет……………………..5
1.2 Становление теории социальной работы………………………………….9
1.3 Понятие и цели государственной социальной помощи…………………...16
ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………………….…21
2.1 Современное состояние социальной работы и помощи…………………..21
2.2 Перспективы развития социальной работы и помощи……………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Содержимое работы - 1 файл

КР Олеся (2) СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА.rtf

— 399.09 Кб (Скачать файл)

 В 1921-1930 годы ХХ века происходит “проникновение” психологического знания в индивидуальные методы социальной работы. “Новая психология” представленная следующими школами: бихевиористской, Адлера, фрейдистской, Юнга, Thomas View, - находит отражение в теории и практике социальной работы.

В социальной работе этого периода актуализируются и получают интерпретацию такие феномены, как наследственность, физиологическое развитие индивида, развитость-неразвитость интеллекта. Психология и психиатрия становятся объяснительной базой ситуаций жизненного мира клиента. Так психология развития, теория З. Фрейда явились для социальной работы объяснительными парадигмами поведенческих симптомов, дали возможность анализировать внутренние процессы помощи и поддержки. Социальный бихевиоризм оказал влияние на изучение социальной истории клиента в социальной работе.

Несмотря на то что концепции “лечения” в социальной работе играют доминирующую роль, наряду с ними получают распространение концепции “интервенций”. “Социальная история клиента” и “лечение” стали доминантами в методе индивидуальной работы, социальными стандартами в помогающем процессе социальных работников.

Помимо разработки моделей взаимодействия на основе психоаналитической теории, определялись принципы взаимодействия социального работника и клиента, которые M. Richmond называла принципами ментальной гигиены. Впоследствии эти принципы будут взяты в качестве основы этического кодекса социального работника.

Дальнейшее осмысление и развитие индивидуального подхода в этот период намечается в работах V. Robinson и J. Taft [11, c.113]. V. Robinson намечает новые перспективы в методе индивидуальной работы. Она предлагает в центр внимания поставить не ситуацию клиента, а ценности и смыслы его индивидуального опыта и процесс помощи строить на основе данных доминант. Большое внимание в практическом взаимодействии социального работника и клиента уделяется прошлому опыту клиента, его детским переживаниям, наклонностям, ценностям.

Ставится вопрос о принципах общения клиента и социального работника, где проблемы понимания запроса клиента играют ведущую роль в процессе построения и оказания помощи [9, c.60].

Другой подход в развитии теории и практики социальной работы мы наблюдаем в направлении, которое получило свое название как функциональная школа социальной работы. Идеологами данного направления выступали О. Rank и J. Taft. В основу функциональной индивидуальной работы положены психологические подходы О. Rank. Функциональная школа в основу своего теоретического построения поставила не диагноз, а процесс взаимодействия социального работника и клиента утверждая, что наиболее важным во взаимодействии социального работника и клиента является процесс как форма и средство изменения ситуации. Функциональная школа базировалась на принципах синхронических подходов, “здесь и теперь”, когда в процессе взаимодействия социального работника и клиента актуализируется настоящий опыт клиента, его чувства и эмоциональные переживания. Отсюда основная задача виделась в том, чтобы помощь была осознана и принята клиентом. В этом случае устанавливаются другие взаимоотношения между субъектами, они становятся партнерами и несут равную ответственность за изменение ситуации. Главное направление данной теоретической мысли виделось в создании и развитии техник и методов помощи клиенту.

В 1930-1945 годах происходит развитие методов индивидуальной работы в диагностической и функциональной школе, оформляются научные дискуссии о приоритетах в методах поддержки нуждающихся, формируются подходы к групповой социальной работе и работе в коммьюните [19, c.47].

Дальнейшее развитие диагностических подходов связано с деятельностью G. Hamilton, которая расширяет понятие диагноза и дает его новую трактовку сообразно тенденциям в социальной работе. Диагноз как основа метода переосмысляется, и он начинает выступать не как установка к действию, а как рабочая гипотеза для понимания личности клиента, его ситуации и его проблемы. По сути дела, диагноз выступал в качестве модели, которая давала представление о том, как человек встречается с ситуацией. Это позволило G. Hamilton увидеть в ситуации не только диагностическую, но и оценочную проблематику.

Ситуационный подход в диагностической школе внес две стратегии: развитие предвидения и психологической поддержки. Развитие предвидения у клиента диагностическая школа видит как приоритетное направление, так как оно позволяет освобождаться от неосознанного конфликта, а осознание и понимание клиентом его трудностей позволяет социальному работнику эффективно осуществлять интервенции. Применяя элементы психоанализа, социальные работники используют возможности памяти и конфликта, чтобы вскрыть области сознательного и доступные области предсознательного.

Психологическая поддержка направлена на обретение уверенности клиентом, она связана с отдельными аспектами развития его жизни. Методы поддержки включают в себя избирательные процедуры, где поддерживаются одни и подавляются другие аспекты поведения клиента. Диагностическая школа ставила перед собой следующие задачи:

применение модели предвидения в социальной работе с клиентом;

повышение действенности применительно к случаю;

определение процедур поддержки в самой модели.

В данный период оформляется полемика между диагностической и функциональной школой о приоритетах в методах поддержки [10, c.55-56].

Развитие теории социальной работы в 1945-1960 годах происходит в контексте дальнейшей полемики между диагностическим и функциональным подходами. В 1957 году выходит книга F. Biestek, где осмыслялись взаимодействия социального работника и клиента. Взаимодействия в методах индивидуальной работы им представлялись как система динамических интеракций между социальным работником и клиентом, направленных на достижение саморегулирования и развития.

Метод индивидуальной работы получает свое дальнейшее развитие и на уровне оформления практической теории.

Helen Harris Perlman синтезировала подходы диагностической и функциональной школы, предложив в качестве новой модели индивидуальной работы “метод решения проблем”. Тем самым психосоциальное лечение и функциональный подход были синтезированы и получили свое дальнейшее развитие в практике социальной работы.

Теория социальной работы в 1961-1970 годы начинает оформляться как направления различных международных школ в рамках единого информационного и идеологического профессионального пространства.

В данный период получают развитие работы по теории практической социальной работы, которые освещают аспекты подготовки специалистов, формулируют базовые подходы к необходимым умениям и навыкам, объясняют связь теории и практики. Получают дальнейшее развитие такие проблемы социальной работы, как социальное функционирование, профессиональная оценка, акции интервенции, процессы индивидуализации, и другие [9, c.61].

Именно в этот период начинают формироваться интегративные подходы к теории и практике социальной работы. В теории и практике социальной работы адаптируются подходы, разработанные в транзактном анализе, рациональной терапии, в методах модификации поведения.

В данный период были подведены определенные итоги развития теории и практики социальной работы, дан анализ основных концепций социальной работы, получившие свое развитие в ХХ столетии. В таблице 1 приведены основные теории социальной работы, получивших распространение в профессиональной социальной работе (Приложение 1).

Дальнейшее становление социальной работы в 1970-1990 годах как научной теории пошло по четырем основным направлениям: теория индивидуальной работы; теория групповой работы; теория общинной работы; теория социального администрирования и планирования [10, c.67].

Особенностью теоретической парадигмы социальной работы данного периода является то, что научные школы различных стран предпринимают попытки найти свои методы поддержки нуждающимся, определить национальные доктрины социальной работы. В этом отношении интересны подходы к теории социальной работы в таких странах, как Германия, Канада, Скандинавские страны.

Таким образом, социальная работа претерпевает культурно-исторические изменения в процессе становления границ ее познания. Было рассмотрено, как расширялась практика осмысления социальных феноменов, как появлялись теоретические конструкты и принципы социальной работы, как в процессе развития теории социальной работы оформляется ее научная парадигма.

1.3 Понятие и цели государственной социальной помощи

  Одним из жизненно важных внешнеполитических интересов  современной  
России является ее стремление стать полноправным членом Европейского  
Сообщества и “проживать в общем европейском доме”. Но его реализация всецело зависит от того, как будут восприняты и адаптированы в российских условиях европейские ценности и стандарты. В первую очередь, это относится к правам человека, в том числе и социальным.

  Подписав 24 июля 1994 года “Соглашение о партнерстве  и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими Сообществами и их государствами - членами с другой”, Россия в очередной раз подтвердила необходимость уважения прав человека, определенных в частности, в Хельсинском Заключительном акте и в Парижской Хартии для Новой Европы ( ст. 2 соглашения). Ставшие важной вехой в развитии европейского сотрудничества, эти документы ОВСЕ содержат значительный перечень гражданских и политических прав.

  Но провозглашая стремление к социальной справедливости. Соглашение не содержит достаточных характеристик социальных прав. Между тем в ст. 55 Соглашения подчёркнута важность сближения правового регулирования в области охраны труда и социального развития, охраны здоровья и жизни людей, защиты прав потребителей для достижения постепенно совместимости российского законодательства с законодательством сообщества.

  И хотя в нём не упоминается отдельно социальное обеспечение и социальное страхование, ст. 24 Соглашения предполагает координацию норм в области социального обеспечения, в части семейных пособий, различных видов пенсий ( за исключением тех, которые не вытекают из участия в трудовой деятельности ), суммирование периодов страхования.

Предусматривая  сотрудничество в таких областях социальной политики, как регулирование труда; и социальная защита населения, ст. 74 Соглашения признаёт необходимость проведения реформы систем социальной защиты, которая характерна для рыночной экономики.

  Научная разработка основ этой реформы, её прогнозирование  и осуществление могут оказаться весьма болезненными для российского общества, если не будет изучен и использован на практике тот позитивный опыт, который накоплен странами, являющимися членами ЕС.

  Граждане европейских  государств, присоединившиеся к Европейской  социальной хартии, выступают сегодня как субъекты различных социальных прав, многие из которых выгодно отличаются от схожих норм Всеобщей декларации прав человека и международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Так, ст. 13 ( п.13) Хартии закрепляет право каждого человека на получение помощи, предотвращающей состояние нужды.. Статья 4 Дополнительного протокола, принятого в 1988 г., зафиксировала право лиц преклонного возраста на социальную защиту, понимая под ним: право на предоставление государством достаточных средств, позволяющих им вести достойное существование и участвовать в жизни общества. Потенциал Хартии сегодня далеко не исчерпан.  
Перечисленные традиции и перспективы Европейской социальной хартии позволяют с некоторым оптимизмом рассматривать значение ратификации этого документа Российской Федерацией для её граждан. Связано это не только с “вступлением в зону европейских стандартов” в области социальных прав; их закрепление в российском законодательстве пока ещё отвечает достаточно высоким мировым стандартам. Особо важны для российских граждан те обязанности, которые государство, подписав Хартию, обязуется перед лицом Совета Европы выполнять и тот контроль, который его органы могут применять в области выполнения государством взятых на себя обязательств.

  Среди законодательства о государственной социальной помощи особое место занимает Конституция  Российской Федерации. В соответствии со ст.7  
РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Хотя Конституция непосредственно не регулирует правоотношения в сфере государственной социальной помощи, она устанавливает основные принципы, на которых основывается как данный вид социальной помощи, так и социальное обеспечение в целом. Так ст. 39 каждому гарантирует социальное обеспечение в случаях установленных законом. Таким образом, государство предусматривает всем гражданам нашей страны, в случаях определяемых законодательством, государственную поддержку их жизнеобеспечения.

  На основе принципов, закреплённых в Конституции РФ и  международных договорах, в России принят ряд других законодательных  актов, которые регулируют государственную  социальную помощь.

Среди нормативных  актов, особое место занимает Федеральный  закон РФ “О государственной социальной помощи”, который был принят  
Государственной Думой 25 июля 1999 года. Данный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам.

  Закон “О государственной  социальной помощи” закрепляет понятие  государственной социальной помощи, её источники, виды и размер, а также  порядок назначения, категорию получателей  и другие важные вопросы.

  Этот важнейший  Федеральный закон также выделяет полномочия  
Российской Федерации в области оказания социальной помощи. В соответствии со ст. 4 к ведению РФ в области оказания государственной социальной помощи относятся:

  -принятие федеральных  законов и иных нормативных  правовых актов по вопросам  установления основ правового регулирования в области оказания гражданам государственной социальной помощи;

Этот важнейший  федеральный закон также выделяет полномочия Российской Федерации  в области оказания социальной помощи. В соответствии со ст. 4 к ведению РФ в области оказания государственной социальной помощи относятся:

  1. принятие федеральных  законов и иных нормативных  правовых актов по вопросам  установления основ правового  регулирования в области оказания гражданам государственной социальной помощи;

  2. разработка  и реализация федеральных целевых  программ оказания государственной  социальной помощи на всей  территории РФ;

Информация о работе Сущность социальной работы и этапы ее становления