Социологическая мысль в России (вторая половина XIX в. – начало XX в.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 10:13, контрольная работа

Краткое описание

Идея о необходимости создания науки, которая могла бы изучать общественные явления методами, подобными тем, что применяются в науках о природе, начинает распространяться в России с конца 60-х годов XIX века. Такой наукой становится социология. На пути достаточно трудного становления были и открытия, и надежды, и разочарования, маленькие победы и крупные поражения, ибо долгие годы догматический стиль мышления, боязнь нововведений сдерживали ее развитие. Но, несмотря на все противоречия, социологическая мысль выжила и продолжает развиваться.

Содержимое работы - 1 файл

Контрольная работа по социологии.docx

— 36.73 Кб (Скачать файл)

    В своих социологических исследованиях  Ковалевский уделял большое внимание исторической науке и широко использовал  историко-сравнительный метод. Данный метод Ковалевский считал наиболее эффективным, способным открыть законы социального развития и наметить основные этапы развития общества. Смысл этого метода заключается в том, что социолог и историк, сравнивая развитие народов разных стран и эпох, можно обнаружить некоторые общие законы их исторической эволюции. Согласно требованиям этого метода, социолог должен охватить весь естественноисторический процесс, историю народов, находящихся на разных ступенях развития. Историко-сравнительный метод давал большие возможности познания самых различных аспектов социального развития не только в региональном, но и в глобальном, общечеловеческом плане, ибо этот метод основывался на признании единства и целостности человеческой истории.

    С использованием сравнительно-исторического  метода тесно связано развитие так называемой генетической социологии Ковалевского, по существу по теории эволюционного развития. Генетическая социология призвана выявлять стадии социальной эволюции и законы, лежащие в ее основе. На этом базируется обращение Ковалевского к теории прогресса. Она всегда составляла «ядро» всей его социологии (равно как и позитивизма в целом). Сущность социального прогресса он усматривал в развитии солидарности как универсального средства сближения классов, социальных групп, народов, государств. По Ковалевскому, «все народы участвуют в мировом прогрессе», который должен привести к их объединению в единое «мировое солидарное общество». Задача социологии, по мнению ученого, состоит в анализе солидарности, ее сущности, форм и видов. Наряду с объективными процессами укрепления солидарности существуют и субъективные процессы усиления чувства солидарности, которые проходят три ступени: сознание родового единства, патриотизм, космополитизм. Результирующей роста социальной солидарности выступает у ученого расширение равенства и свободы личности.[1.271]

    Социологическая теория Ковалевского - явление многоплановое и социально-оптимистическое. Он продолжал в своих научных исследованиях линию классического позитивизма и либерализма. Это касалось подхода к оценкам социально-политических событий и перспектив общественного развития. По своим философско-методологическим принципам он во многом остался в лоне позитивизма, и новые социологические веяния (неокантианство) не коснулись его. А вся его общественная и политическая деятельность была связана с поиском лучшего будущего для русского народа и стремлением вывести его на магистральную дорогу человеческой цивилизации. 
 
 
 
 
 
 

Русский историк XIX в. Н.И. Кареев назвал Н.Г. Чернышевского «самым крупным социологом в России до возникновения в ней социологии». Объясните, что означает такое суждение?

    Как материалист по своим философским воззрениям Чернышевский мог быть особенно предрасположен к тому, чтобы усвоить идею об общей теории общества без всякой мистической, метафизической и романтической примеси. Из всех общественных наук он ближе всего был знаком с политической экономией, которая гораздо более, чем всякие политические и юридические науки, была свободна от метафизики, и в то же время особенно помогала понимать реальные общественные отношения, освещавшиеся в его глазах, вдобавок с усвоенной им социалистической точки зрения. У Чернышевского были и большие исторические знания, почерпавшиеся им не только из книг, но и из наблюдений над текущею политическою жизнью, которые он излагал в своих журнальных статьях и обозрениях. Сочинения Чернышевского заключают в себе громадный материал суждения о том, что и как он думал по тому или другому из тех вопросов, которые вскоре после его насильственного изъятия из жизни начали ставиться и решаться в русской литературе, но весь этот материал рассеян, разбросан по разным местам, отдельные составные его части возникали по разным, случайным для их взаимных отношений поводам, и все это никогда им самим не сводилось в систему, в некоторое целое, которое могло бы рассматриваться им самим как научное единство. Но как можно было бы говорить о понимании самим Чернышевским вопроса о существе социологии, ее предмета, задаче, методе, об отношении ее и к разным другим общественным наукам, к истории, а также к философии, к психологии, к этике, о внутреннем расчленении ее, об исторических ее предшественниках, когда у данного мыслителя не было в уме и самой-то идеи о такой науке? Быть социологом в стране, где социология десятилетиями официально не признавалась либо не имела статуса самостоятельной науки, если не невозможно, то, по крайней мере, очень непросто. Русский историк Н. Кареев назвал Н.Г. Чернышевского «самым крупным социологом в России до возникновения в ней социологии», а это означает, что «он был социологом, сам того не зная», потому что социологические идеи возникали не только в его голове но были изложены на бумаге. Быть социологом и не подозревать этого в период, когда общественность Европы и Америки активно обсуждает проблемы социологии, согласимся, вполне по-русски. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Социологическая мысль в России второй половины XIX- начала XX столетия была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный спектр существующих в то время общественно-политических течений. Различные социологические доктрины теоретически обосновали цели, а порой и программные установки этих течений.

          Весьма содержательные, основанные на определенных идеологических принципах, объяснения развития общества, движущих сил исторического процесса содержится в трудах русских мыслителей XIX-XX веков: субъективная школа П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского, психологическое направление Е. Де-Роберти и Н.И. Кареева и многофакторная концепция М.М. Ковалевского.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы

  1. Зборовский Г.Е. История социологии: учебник/Г.Е. Зборовский. – М.: Гардарики, 2004. – 608с.
  2. Социология: учеб. для вузов/В.Н. Лавриненко [и др.]; под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 407с.
  3. Социология в России: учеб. пособие/В.А. Ядов [и др.]; под общ. ред. В.А. Ядова. – М.: Издательство института социологии РАН, 1998. – 696с.

Информация о работе Социологическая мысль в России (вторая половина XIX в. – начало XX в.)