Социальная реабилитация девиантов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:32, реферат

Краткое описание

Цель: проанализировать теоретические основы социальной реабилитации девиантов.
Задачи:
Дать определение девиантного поведения, рассмотреть его специфические особенности.
Выделить типы девиантного поведения.
Изучить проявление девиантного поведения в современной России.
Рассмотреть: основные подходы в социальной реабилитации девиантов

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….........................…...3
1.1 Определение девиантного поведения, его специфические особенности………………………………………………………….....………………..5
2.1 Типы отклоняющегося поведения………………………..…..……… …………....7
3.1 Проявление девиантного поведения в современной России……………………………………………………………….…………………..10
4.1 Основные подходы в социальной работе к профилактике девиантного поведения…………………………………………….……………….………………...17
4.2 Этапы исследования проблемы реабилитации, виды реабилитации…………..20
4.3 Реабилитация девиантов……………………………………………………………23
Заключение……………………...……………………………………………………..26
Список литературы…………………………………………

Содержимое работы - 1 файл

Реферат ДП.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

4. Проституция.

  «Под проституцией (лат. Prostituere – выставлять, публично) понимается вступление за плату в случайные, внебрачные сексуальные отношения, не основанные на личной симпатии, влечении».

   Такое понимание проституции позволяет отграничивать её как от корыстных супружеских  отношений, так и от внебрачных сексуальных связей, основанных на личных симпатиях и влечении. [ 4.С59]

5. Гомосексуализм.

   Под гомосексуализмом принято понимать сексуальное влечение к лицам своего пола.

   Хотя природа гомосексуальной ориентации до сих пор остаётся предметом дискуссий, гомосексуализм традиционно рассматривается и как вид девиантного поведения.[4.С66]

6. Преступность.

   При кажущейся ясности понятие «преступность» в действительности отражает очень сложное социальное явление и относится к числу наиболее спорных и в социологии девиантности, и в криминологии – науке о преступности.

  «Преступность определяется с помощью двух разнопорядковых критериев: общественной опасности и предусмотренности уголовным законом. Однако первый критерий весьма расплывчат. Соответственно второму критерию понятие преступности носит конвенциональный характер.

   Под преступностью автор понимает относительно распространённое, статистически устойчивое явление, разновидность девиантности, достигшей степени общественной опасности, определяемой законодателем в уголовном законе».

   Рассмотрение преступности как разновидности девиантности позволяет изучать общие причины, генезис, закономерности всех его форм, взаимосвязи между преступностью и иными проявлениями девиантного поведения, а также находить общие механизмы социального контроля.

   Преступность всегда считалась самым опасным видом «социальной патологии». [4.С88] 

3.1 Проявление явлений девиантного поведения в современной России.

   Следует уделить внимание проблеме некоммерческого алкоголя, то есть алкогольным напиткам домашнего изготовления (самогон, брага), так как, в современном обществе более доступно и выгодно приобретение этого вида алкогольного напитка для среднего слоя населения, чем приобретение алкоголя коммерческого производства.

  «За 20 веков наша страна пережила 3 большие волны распространения самогоноварения (1914-1925, 1985-1988, 1996-2002гг.). Наиболее массовый характер самогоноварение впервые приобрело после введения царским правительством в 1914 г. временного запрета на продажу водки. К данной мере правительство прибегло, чтобы предотвратить пьяные бунты, беспорядки, срыв военной мобилизации в связи с началом 1-ой мировой войны. Однако уже во 2-ой половине 1915 г в стране сложилась алкогольная ситуация, для которой главным признаком стали массовое и повсеместное изготовление и потребление самогона, лака, политуры и других спиртосодержащих веществ, что, в свою очередь, привело к многочисленным алкогольным отравлениям и росту алкогольных заболеваний.

  Вторая волна, захлестнувшая Россию спиртными напитками домашней выработки, прокатилась в годы широкомасштабной антиалкогольной кампании 1985-1988 гг. Особенностью самогонопотребления в этот период явилось то, что данное явление охватило практически все социальные группы и слои населения. Социологическое исследование, проведённое в 1988 г. в ряде регионов России, выявило: в среднем 68% опрошенных работников сельского хозяйства, у 45% рабочих промышленных предприятий и у 24% представителей интеллигенции в их ближайшем окружении часто или периодически употреблялись спиртные напитки домашней выработки.

   Для более правильной оценки распространённой ныне модели потребления некоммерческого алкоголя является не только обязательный учёт сформировавшейся в прошлом питейной культуры, но и особенностей её в современных условиях.

   В соответствии с Международным центром алкогольной  политики (США) программой, объектом сравнительного исследования выбраны 75 типичных сельских семей, проживающих в 3-х типичных областях России – Воронежской, Нижегородской и Омской, расположенных в разных  эмпирических  и пригородно- климатических зонах. Таким образом, в ходе исследования впервые в стране была получена социологическая информация, характеризующая особенности потребления алкоголя среди сельского населения и прежде всего самогона, его место в бытовой культуре сельских жителей. Обследование семей состояло из двух этапов. Вначале все взрослые члены семей были опрошены по специальной анкете, включающей вопросы относительного пола, возраста, образования, а также отношения респондентов к потреблению алкоголя вообще и самогона в частности. Затем каждым взрослым членом семьи заполнялся специальный бланк для накопления информации о количестве и видах выпитого алкоголя в фиксированном промежутке времени на протяжении 4-х месяцев. Анализ данных анкетного опроса и накопленной за 4 месяца первичной информации о структуре, частоте и объемах потребления спиртного, а также мотивах, поводах, обстановке распития спиртных напитков позволил выделить следующие результаты исследования:

1.Подтвердилась гипотеза о нарастающем характере самогоноварения в сельской местности.

2.Для большинства обследованных характерна повышенная интенсивность алкоголизации и по частоте потребления, и по объемам потребляемого алкоголя. Наблюдаемая ситуация приближается к состоянию бытового пьянства или начальной стадии алкоголизма.

3.Исследования показали, что сельские жители потребляют спиртное не только часто, но и много.

Суммируя  содержание результатов сравнительного исследования можно сделать следующие  наиболее общие выводы по состоянию алкогольной ситуации в сельской местности в России:

— В культуре потребления спиртных напитков среди  сельского населения за последние 1,5-2 десятилетия произошли существенные изменения: а) гораздо более интенсивным и по частоте и по объемам стало потребление алкоголя; б) оно приобретает всё менее контролируемый, повседневный характер в)возрастает алкоголизация практически всех групп сельского населения, особенно женщин.

— Среди причин резкого обострения алкогольной ситуации наряду с социальной дезорганизацией, массовым обнищанием сельского населения, вызванными непродуманными социально-экономическими реформами 90-х гг., особое место занимает государственная алкогольная политика, которая по своей экономической и правовой направленности действий явно не отвечает интересам стабилизации алкогольной обстановки, а нередко и способствует её обострению.

— В условиях неразвитости или отсутствия в сельской местности сферы бытовых услуг, в которых особенно нуждаются люди пожилого, преклонного возраста, самогон для многих жителей села выступает в качестве своеобразной валюты, посредством которой они рассчитываются за многие бытовые услуги, а также удовлетворяют целый ряд других насущных потребностей.

— Всё большая распространённость потребления самогона в сельской местности представляет для российского общества вполне реальную опасность в плане вероятности массового спаивания сельского населения, его физической деградации, утраты им необходимой трудоспособности».[11.С33-41]

   Организованная преступность, уголовный терроризм.

   На сегодняшний день важнейшими и волнующими общество проблемами являются проблемы преступности и терроризма. Эти проблемы актуальны не только в России, но и во всём мире, так как последствия этих актов насилия несут  за собой разрушительный характер для всех народов.

  «В структуре различных видов терроризма особое место занимает уголовный терроризм. Как и любой другой, он может совершаться одиночками и группами лиц, причём спорадически, в качестве крайнего средства, что по частоте и масштабам свершения не представляет особой национальной или транснациональной опасности. Но дело обстоит иначе, когда его главными субъектами выступают организованные преступные группы, сообщества и организации, национального или транснационального характера. Они используют устрашение и непосредственное насилие в различных формах как основное средство воздействия на власть, её представителей, лоббистов, на своих конкурентов по незаконному бизнесу в целях перераспределения сфер влияния, собственности, финансовых потоков, видов преступной и легальной деятельности.

   В 2000г. было зарегистрировано 27362 преступления, совершённых организованными преступными группами, сообществами и организациями, в том числе: 940 вымогательств, 404 бандитских нападения,195 убийств, 112 похищений людей, 77 случаев организаций преступного сообщества, 8 захватов и в 2001г. – 258 случаев терроризма.

   Исследователи терроризма прогнозируют рост терроризма различных видов. Уголовный терроризм в этом отношении не представляет исключения. Он может включать в себя всё или большинство видов террористической деятельности, классифицированных по тем или иным основаниям. По своему характеру он может быть международным и внутренним, по пространственным условиям – наземным, воздушным и морским, по видам используемых средств – традиционным и технологическим, то есть ядерным, химическим, биологическим, кибернетическим и иным с использованием высокотоксичных ингредиентов и взрывчатых веществ и устройств особо разрушительной силы.

   Тенденции интенсификации терроризма в целом в текущем столетии тесно связаны с общемировыми процессами глобализации мира.

   При всех существенных расхождениях в уровне преступности в разных странах первой и определяющей тенденцией в мире является её абсолютный и относительный рост в соотношении с численностью населения, показателями экономического развития, культуры  и т.д.

   Как будут развиваться имеющиеся тенденции национальной и транснациональной организованной преступности и самой опасной её формы – уголовного терроризма в условиях интенсивной глобализации, ослабления национальных правительств, усиления борьбы за существование, нетрудно прогнозировать. В этом плане важное значение приобретают и иные особенности криминологической ситуации.

1.Идёт  процесс привыкания населения,  особенно молодёжи, к преступности.

2.В виртуальном  мире кино и телевидения мы  видим сплошной криминал. И нам  это интересно. И привыкание, и  интерес к криминалу – не  менее опасные тенденции.

3. Доминирующая  криминальная мотивация прагматична,  утилитарна и примитивна –  корысть или иная личная выгода.

4. Реальная  преступность, по меньшей мере, вдвое  выше, а во многих странах, в  том числе и в России –  вчетверо и впятеро.

5. Нарастают противоречия в уголовном законодательстве и правоохранительной системе.

6. Судя по характеристике выделяемых и осуждаемых правонарушителей система уголовной юстиции у нас главным образом нацелена на бедные, низшие, слабо адаптированные, алкоголизированные, деградированные и маргинальные слои населения, совершающие очевидные традиционные уголовные деяния и не умеющие защитить себя или откупиться.[ 9.С60-62]

   Агрессия и насилие как элемент социокультурной реальности.

   Агрессия и насилие являются понятиями, в которых в концентрированном виде проявляются преставления людей о социальном зле, тесно встроенном в систему человеческих взаимоотношений. Зачастую они становятся лишь другой стороной благого действия и тогда очень трудно отделить Зло от Добра, ибо давно подмечено, что «дорога в ад вымощена благими намерениями». Широкое обсуждение проблематики толерантности и ненасилия побуждает обратить особое внимание на те элементы насилия и агрессии, которые вплетены в культурный контекст нашей жизни, социально адаптированы и отчасти легитимированы. Вместе с тем они не утрачивают своего исходного качества, и от девиантных, криминальных феноменов их отделяет некая нормативная граница, которую порой нетрудно перейти. Об этом нередко забывают специалисты, моделируя акты агрессии и насилия в межличностных и межгрупповых взаимодействиях.

   Представляется важным восполнить пробелы соответствующих распространённых у нас взглядов, позиций, что предлагает в качестве исходного пункта выделение, по крайней мере, трёх типов социальной интеракции: 1) совершение «неявного» (или «неочевидного») и нерефлексируемого насильственного деяния; 2) проявление агрессии, предшествующей и предопределяющей последующее насильственное деяние; 3) имитация (или демонстрация) агрессии без последующего очевидного насильственного деяния, которая однако, создает некий фон для развертывания интеракции между людьми и определяет характер их взаимоотношений.

Информация о работе Социальная реабилитация девиантов